Главная страница
Навигация по странице:

  • Реферат по музыкальной литературе на тему «Музыка и кино в России»

  • Реферат сольфеджио. реферат Сольфеджио. Музыка и кино в России


    Скачать 25.7 Kb.
    НазваниеМузыка и кино в России
    АнкорРеферат сольфеджио
    Дата24.01.2023
    Размер25.7 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат Сольфеджио.docx
    ТипРеферат
    #903578

    Муниципальное бюджетное учреждение

    дополнительного образования

    «Детская школа искусств №8 «Радуга»

    Кировского района городского округа Самара

    Реферат по

    музыкальной литературе на тему

    «Музыка и кино в России»

    Выполнила работу

    Ученица 5 класса

    МБУ ДО Детской школы искусств №8 «Радуга»

    Петрова Ольга

    Руководитель

    Белоглазова О.Б

    Содержание

    Введение.………………………………………………………………………………………………….

    I. История рождения синематографа……………………………………………………….

    II. Великий немой………………………………………………………………….………………….

    III. Таперы……………………………………………………………………………….………………….

    IV. Роль звука в кино…………………………………………………………………………………..

    V. Роль песни в кино…………………………………………………………………………………

    Заключение……………………………………………………………………………………………….

    Литература…………………………………………………………………………………………………

    Введение

    Как замечательно, что есть кинотеатры. Кино любят дети и взрослые. Мы заходим в кинозал. Зажигается волшебный луч в белом окне. И здесь мы можем увидеть все , что угодно: любое время – от прошлого до настоящего и будущего, разных людей, живущих в любой точке земного шара, невиданных зверей, планету, подводный мир и т.д.

    Звуки, краски, слова становятся событиями и людьми, вызывают у нас радость или грусть, восторг или уныние, отчаяние, смех, а иногда и страх. Многим актеров уже давно нет в живых, а на экране живут, шутят, смеются, и мы можем посмотреть эти бессмертные образы созданные артистами кино, благодаря волшебному лучу .

    В кино объединены почти все виды искусства: театр, живопись, литература, искусство танца, поэзия. А какое же место в кино отведено музыке?

    I.История рождения синематографа

    Синематограф родился во Франции – 28 декабря 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинов.

    Братья Огюст и Люмьер изобрели аппарат для съемки и проекции движущихся фотографий – прообраз современной видеокамеры. После этого они организовали коллективный просмотр отснятого ими кино. В помещении выключили свет, камеру направили на простынь , где и проецировалось изображение. Один из первых фильмов назывался «Прибытие поезда на вокзал». Во время показа многие люди в панике бросились бежать, боясь быть раздавленными надвигающейся железной машиной.

    II.Великий Немой.

    Немое кино – это целая эпоха в мировом кинематографе. Звук стал сопровождать кинопоказы лишь во второй половине 1920-х годов, когда в США, Германии и СССР были созданы соответствующие системы звукового сопровождения. Первый звуковой фильм – «Певец джаза» - был создан киностудией США. Он был продемонстрирован публике 6 октября 1927 года, а первый отечественный звуковой художественный фильм – «Путевка в жизнь» в 1931 году. Аппараты для записи звука и воспроизведения его через громкоговорители существовали и раньше, но не было достаточно простого способа синхронизировать звук и киноизображение.

    В нашей стране кинематограф стали называть на французский лад – Синематограф или просто Синема. Но его называли еще – Великий Немой. В самых первых фильмах совсем не было звука. И чтобы зрители не скучали во время просмотра, в кинозал ставили фортепиано, за него садился музыкант, который назывался тапером, именно он сопровождал, как тогда говорили, «фильму» своими бесхитростными мелодиями.

    III.Тапер

    В период немого кино, музыка была просто звуковым фоном, заглушавшем шум кинопроектора, и проигрывалась на граммофоне, исполнявший специально подобранную музыку.

    Начало творческого пути советского композитора Д. Шостаковича.

    Итак, киносеансы в начале XX века не были полностью беззвучны —показ кино имел музыкальное сопровождение на фортепьяно. Профессия пианиста в кинотеатре называлась «тапёр». Многие мелодии из репертуара тапёров того времени дошли и до нас.

    Меня очень заинтересовало это слово. Значит, немое кино было не полностью беззвучным?

    Тапёр (от французского tapeur от taper, буквально — хлопать, стучать) — во второй половине XIX — начале XX века музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший своим исполнением танцы на вечерах, балах, впоследствии — немые фильмы. Название профессии произошло от манеры исполнения, так как зачастую в наличии имелось лишь пианино низкого качества, на котором приходилось играть, буквально стуча по клавишам. После появления звукового кино необходимость в наличии тапёров отпала, и к 1930-м годам они практически исчезли. В наше время, с возрождением интереса к старым фильмам, в качестве эксперимента некоторые музыканты возрождают искусство тапёров.

    В 20-х годах прошлого века в одном из кинотеатров Петрограда (ныне Санкт-Петербург) работал тапером студент консерватории Дмитрий Шостакович. Современники Шостаковича рассказывали, что в этот кинотеатр люди стали ходить не ради кино, а для того, чтобы послушать игру талантливого пианиста.

    В 1929 году на экраны нашей страны вышла звуковая картина «Новый Вавилон». Неудивительно, что музыку к ней написал, конечно, же, Дмитрий Шостакович. В течение всей жизни, даже став всемирно известным композитором, автором гениальных симфоний, народным артистом, Шостакович не забывал о полюбившемся ему жанре кино. Он создал музыку к таким кинолентам, как «Трилогия о Максиме», «Овод», «Молодая гвардия», «Гамлет».

    Классиком советской музыки для кино по праву называют и Сергея Сергеевича Прокофьева. Свои картины он создавал вместе с режиссером Сергеем Эйзенштейном. Когда режиссер безвременно скончался, композитор отказался от других предложений писать музыку для кино, считая, что со смертью Эйзенштейна его кинодеятельности окончена навсегда. А познакомились они еще в предвоенные годы на съемках картины «Александр Невский».

    Несмотря на то, что музыку композитор предварительно сочинял для фильма, на ее основе после создает одноименную кантату.

    Кадры, где тевтонские рыцари жгут город Псков. Рыцари спокойно наблюдают, как горит русский город.

    В это время звучит музыка. Композитор острыми, громоподобными аккордами выразил весь ужас происходящего.

    Следующая картина: весь русский народ собирается на бой с коварным и беспощадным врагом. Мы слышим боевую, поистине народную песню «Вставайте, люди русские…», и она вселяет в нас уверенность, что народ, поющий такие песни, не может быть побежденным.

    В яростной картине «Ледовое побоище» музыка просто не может быть отделена от изобразительного ряда, она составляет с ним неразделимое единство. Это сильная победная музыка. Только такую музыку и мог написать композитор. Ведь писал он о русском народе, зная, что русский народ – непобедим.

    Советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн сказал однажды: «Прокофьев не только один из великолепнейших композиторов современности, но и самый прекрасный кинокомпозитор».

    IV.Роль звука в кино.

    С появлением звукового кино резко меняется роль киномузыки, бесконечно вырастают ее возможности. Одним из выдающихся композиторов на мой взгляд является Микаэл Таривердиев.

    «17 мгновений весны» 1973 г. легендарная военная драма о советском разведчике, внедренном в эшелоны гитлеровской Германии. Таривердиев вместе с поэтом Робертом Рождественским написали цикл из 12 песен на каждую серию.

    «Ирония судьбы или С легким паром». Невозможно себе представить встречу Нового года без этого замечательного фильма. Однако успех культового советского фильма во многом обеспечил талант Микаэла Леоновича – все песни для картины написал он. Но не многие знают, что причиной пригласить в фильм Таривердиева стала одна из самых «народных» песен «На Тихорецкую». Эта песня, единственная, была написана не для фильма, а раньше. Вышло так, что на стихи Михаила Львовского музыку написал Микаэл Таривердиев. Ее захотел взять в свой фильм Эльдар Рязанов. А заодно попросил композитора написать еще пару песен (изначально Рязанов планировал пригласить в фильм разных композиторов). Но вышло иначе. Вместо двух песен Таривердиев написал дюжину, и все они так понравились Рязанову, что больше в картину он никого приглашать не стал.

    «Маленький принц» - Одна из самых сказочных песен советского кино была написана Таривердиевым для детского фильма. Интересно, что сам фильм, в котором пионеры обезвреживают иностранного шпиона, в обилии советского детского кино потерялся. А вот песня, оторвавшись от него, вскоре стала популярнейшим хитом. К сегодняшнему дню песня считается рекордсменом по количеству перепевов. В разное время ее пели Эдуард Хиль, Алиса Фрейндлих, Валерия, Татьяна Буланова и даже Глюкоза.

    V. Роль песни в кино.

    С виду маленькая и невероятно хрупкая женщина смогла занять большое место в жизни огромной страны. Она стала символом советской песни. Музыканты говорят, что счастливая судьба песни исчисляется пятью годами, а песни Пахмутовой поют десятилетиями. Всего же их было написано более 400. Ее песням не суждено состариться, они обречены на вечную жизнь и популярность, несмотря на смену поколений.

    Музыка для кинофильмов занимает особое место в жизни Александры Николаевны.

    Тема труда пронизана патриотизмом и воплощает в музыке образы рабочих, живущих в непростых условиях. Советская комедия «Девчата» яркий тому пример. Премьера состоялась 8 марта 1962 г. Песни «Хорошие девчата» и «Старый клен», написанные для фильма и до сих пор имеют огромную популярность.

    «Три тополя на Плющихе», наверное, современному поколению мало знаком сюжет любимого кинофильма 60-х. Однако песня «Нежность» любима даже моими одноклассниками. Музыка в этом фильме играет очень важную роль. На мой взгляд, это третий живой персонаж, который связывает двух главных героев.

    Вывод:

    Музыка становится главным действующим лицом.

    Кстати, поначалу пьеса, по которой снимали киноленту, композитору не понравилась. Но режиссер Татьяна Лиознова попросила посмотреть фрагменты отснятого материала. После увиденного, Пахмутова поняла, что никому из композиторов не отдаст этот фильм. Он стал для нее одним из самых любимых на всю жизнь, а песня после выхода фильма на экраны получила ошеломительную популярность.

    Многогранное творчество от песен до симфоний, балетов и опер. Однако многие отечественные фильмы обязаны своей долгой экранной жизнью музыке Петрова. Творческий тандем с режиссером Эльдаром Рязановым подарил стране следующие шедевры: «Осенний марафон», «Жестокий Романс», «О бедном гусаре замолвите слово», «Берегись автомобиля», «Служебный роман».

    Вальс «Мой ласковый и нежный зверь», знакомый любому ребенку с выпускного из дет. сада или школы тоже является ярким примером музыки из кинофильма. Композитор Евгений Дога написал его к одноименному фильму.

    Заключение

    Музыка начинается сразу с появлением первых титров на волшебном экране, который может нам рассказать и поведать о любых событиях: исторических, фантастических, реальных и т.д. Выбирай любую тему и кино расскажет тебе, но сначала, конечно же пойдет музыка, подготавливая зрителя к тому, что будет происходить на экране. Удивительный, волшебный дар музыки, не видя сюжета на экране можно по музыке определить жанр начинающегося фильма.

    Важное место занимает музыка и в комедийных, хроникально-документальных, научно-популярных фильмах, где художник-музыкант дополняет звучанием происходящее на экране. Невозможно представить себе без музыки и детские, мультипликационные фильмы.

    Просматривая фильм в кинозале, на телеэкране, обязательно прислушайтесь к музыке. Она многое может подсказать Вам. Вы сильнее ощутите художественное воздействие картины как произведения искусства, если музыка по-настоящему слилась с замыслом режиссера, с игрой актера, с идеей фильма.

    Литература

    1.Энциклопедия по киноискусству

    2.Музыкальная энциклопедия

    3.СМИ

    4.Интернет сайты



    написать администратору сайта