Главная страница

ИПиС. Литература по теме Тема Информационная система как сложная система


Скачать 2.5 Mb.
НазваниеЛитература по теме Тема Информационная система как сложная система
Дата25.02.2022
Размер2.5 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаИПиС.pdf
ТипЛитература
#373412
страница9 из 9
1   2   3   4   5   6   7   8   9
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое компьютерное моделирование, и в каких случаях целесообразно его применять?
2. В чем заключается идея метода статистических испытаний?
3. Когда следует применять метод статистических испытаний?
4. Из каких шагов состоит вычислительная процедура метода статистических испытаний?
5. Поясните применение метода статистических испытаний на примере определения распределения длины критического пути сетевой модели.
6. Чем достигается статистическая точность метода статистических испытаний?
7. Как зависит точность результата, полученного на основе метода статистических испытаний, от числа проведенных испытаний?
8. Каковы основные достоинства и недостатки метода статистических испытаний?
9. Что такое имитационная модель?
10. В чем состоит сущность вычислительной процедуры имитации реальных процессов?
11. Что собой представляет событийный алгоритм имитационного моделирования?
12. Что собой представляет пошаговый алгоритм имитационного моделирования?
13. В чем преимущества и недостатки событийный событийного и пошагового алгоритмов?
14. Поясните на блок-схеме логическую последовательность действий по имитации работы одноканальной СМО с очередью.
15. Из какие основных этапов состоит процесс моделирования?
16. В чем заключается задача этапа структурного анализа процессов?
17. Какие способы используются для формализации содержательного описания модели?
18. Какие способы используются для получения программного кода по формальному описанию модели?
19. Решение каких задач можно автоматизировать при помощи моделирующих комплексов?
20. Для чего предназначена система GPSS?
21. Что входи в элементы языка моделирования системы GPSS?
22. Что такое транзакт?
23. Какую работу выполняет симулятор в системе GPSS?
24. Как определяется модельное время в системе GPSS?
25. Что такое блок-схемы в системе GPSS?
26. Какие списки ведутся в процессе выполнения программной модели в системе GPSS и что в них хранится?
27. Что такое стандартные числовые атрибуты?

137 28. Как осуществляется генерация случайных чисел в системе
GPSS?
29. Что такое оператор в системе GPSS, какие существуют типы операторов?
30. Как выглядит описание (формат) блока в системе GPSS?
31. Какие результаты входят в отчет моделирования в системе
GPSS?
32. Какие блоки используются для моделирования процессов в одноканальной СМО с очередью?
33. Какие блоки используются для получения средних величин времени нахождения транзактов в очереди и ее размера?
34. Каким образом можно получить статистику (гистограмму) распределения случайных величин (показателей функционирования)?
35. Какой блок можно использовать для маршрутизации транзактов в модели?
36. Как можно задать вид и параметры распределения временных параметров в операторе GENERATE?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Боев, В.Д. Компьютерное моделирование / В.Д. Боев, Р.П.
Сыпченко. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий,
2010. - 455 с.: ил.,табл., схем.; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233705
– стр.82-92, 122-157.
Дополнительная литература:
1. Емельянов А.А., Емельянова Н.З. Имитационное моделирование и компьютерный анализ экономических процессов – Смоленск,
Универсум, 2013 – 266 с.
2. Т. Дж. Шрайбер, Моделирование на GPSS - М.:
Машиностроение, 1980. — 592 с.
Список сокращений
ГСП
Граф состояний и переходов
ДМ
Деловая модель
ДП
Деловой процесс
ИС
Информационная система
ЛПР
Лицо, принимающее решение
СМО
Система массового обслуживания
СЧА
Стандартный числовой атрибут

138
Приложения
Приложение 1.
Cведения для работы с пакетом Design/IDEF.
Основные команды.
Меню FILE.
New
Создание новой страницы в проекте или нового проекта. Для создания нового проекта IDEF 0 в появившемся окне Select New Page Type нужно указать IDEF0.
Open…
Открытие ранее сохраненного проекта.
Close
Закрытие проекта.
Save
Сохранение проекта на диске.
Save as…
Сохранение проекта под новым именем.
Print
Печать листов.
Print Setup
Настройка принтера.
Validate…
Проверка модели на соответствие синтаксису IDEF0. Отчет выводится на экран и
(или) в текстовый файл с указанным именем.
Report…
Вывод описания проекта на экран или в файл. В появившемся окне Select Report, в качестве значентй параметров Report Type и Destination следует задать значения
IDEF0 (для вывода краткого описания IDEF0- модели) и Screen (для вывода отчета на экран).
Import…
Импорт страницы из файла. При вызове в окне File Import указывается информация о типе и названии файла.
Export…
Экспорт страницы в файл.
Exit
Выход из программы.
Меню EDIT.
Undo
Отмена последнего действия.
Redo
Возврат отмененного действия.
Cut
Вырезать активный объект и поместить его в буфер.
Copy
Копировать активный объект в буфер.
Paste
Вставить из буфера.
Cut
Вырезать активный объект и поместить его в буфер
Delete
Удаление элемента.
Duplicate
Создание дубликата.
Copy Page
Копирование страницы.
Delete Page…
Удаление страницу или ее дочерних.
Check Spelling
Проверка орфографии.
Update Number
Перенумерация всех блоков.
Renumber Box…
Перенумерация указанного блока.

139
Set Attributes…
Настройка атрибутов отображаемых элементов
Set Options…
Настройка системных параметров.
Настройки для IDEF0:
Activities
Вид ссылок, максимальное число блоков, которое можно создать на странице, вид нумерации.
Labels
Метки.
Arrows
Вид стрелок (закругленные и т.д.).
Set Page Attributes…
Настройка атрибутов страницы
Set Colors…
Настройка палитры цветов.
Set User Options…
Настройка внешнего вида среды проектирования
View
Отображение страницы.
Scroll
Линейки прокрутки.
Grid
Параметры координатной сетки.
Undo
Разрешение отмены/повтора выполненных операций.
File
Дополнительные настройки отображения.
Import/Expo
rt
импорта/экспорта файлов.
Save
Settings
Сохранение настройек.
Save Settings…
Сохранение текущих настроек на диске (сохраненные настройки при создании новых проектов будут устанавливаться автоматически).

140
Меню CREATE
Place Boxes…
Создание нескольких блоков на листе. При вызове запрашивается количество блоков. Блоки размещаются равномерно по диагонали от левого верхнего угла до правого нижнего.
IDEF Box
Создание одного блока. После вызова необходимо указать мышью местоположение нового блока.
Arrow
Создание стрелки. После вызова следует указать место на исходящем блоке, откуда должна идти стрелка, и место на входящем блоке.
Label
Создание метки.
Branch
Ветвление имеющихся стрелок. После вызова мышью нужно щелкнуть на стрелке, которую следует разветвить, а затем на блоке, в который должна войти ветвь.
Join
Объединение ветвей. Сначала указывается блок, от которого должна пойти ветвь, затем стрелка, с которой она должна слиться.
Link Arrows
Связывание двух имеющихся стрелок. Перед вызовом следует выбрать одну из стрелок, затем командой Link Arrows указать вторую стрелку.
Tunnel
Создание туннеля.
Attach Label
Привязка метки к стрелке. Перед вызовом процедуры метка должна быть выбрана. После вызова указывается место на стрелке, к которому привяжется метка.
Raise Label
Поднятие метки на один уровень вверх. При вызове выделенная метка перемещается на лист родительской диаграммы.
Create Parent
Создание родительского листа (если его нет).
Decompose
Декомпозиция блока. Перед вызовом декомпозируемый блок должен быть выбран. После декомпозиции двойным щелчком по блоку можно открыть лист дочерней диаграммы.
Push Down
Укрупнение модели, функция обратная декомпозиции. Группа из нескольких выделенных блоков заменяется одним. Новый блок содержит в себе дочернюю диаграмму, в которую переходит указанная группа. При этом все стрелки, связывающие данные блоки друг с другом, перейдут на новую диаграмму, а стрелки, связывающие их с прочими блоками, становятся входными
(выходными) для нового блока.
New Page…
Создание новой страницы. При создании запрашивается тип новой страницы.
Меню GLOSSARY.
Содержит функции редактирования глоссария открытого проекта.

141
Меню MODIFY.
Turn On Text
Включить/выключить режим изменения текста (имеется кнопка на панели инструментов). Если режим включен, то появляется возможность редактировать текст внутри выделенного блока, метки и т.д.
Fit Box to Text
Изменение размеров выделенного блока по размерам текста
Modify Text Box
Изменение местоположения текста, соответствующего выделенному блоку.
Эта функция позволяет, например, расположить название блока не внутри по центру, а за его пределами.
Align
Выравнивание выделенной группы объектов. Перед вызовом функции должна быть выделена группа объектов (чаще всего это группа меток), к которым применяется выравнивание. Имеется возможность расположить метки по вертикали, по горизонтали, по диагонали, равномерно между двумя точками на диаграмме и др.
Spread
Распределение объектов внутри группы
Drag
Перетаскивание группы объектов. Перед вызовом перетаскиваемая группа должна быть выделена. Данная функция используется редко, так как режим перетаскивания включен по умолчанию.
Displace
Перенос объекта или группы объектов на некоторое расстояние.
Adjust Size
Настройка размеров. Размеры любого объекта диаграммы можно изменять путем перетаскивания маркеров (черных квадратиков), появляющихся при выделении объекта. Однако, если имеется необходимость изменить размеры объекта, не изменяя положения его центра, то для этого удобнее использовать данную функцию. Она позволяет подстроить размеры как по горизонтали/вертикали, так и по всем направлениям.
Same Size
Задание всем выделенным объектам одних и тех же размеров.
Merge
Слияние текстов.
Move To Page…
Перемещение выделенного объекта на другую страницу.
Refine
Функция, обратная декомпозиции. После вызова декомпозированный блок становится не декомпозированным, а объекты дочерней страницы, связанной с блоком, переносятся на уровень вверх.
Attach
Создание гиперссылок на другие страницы. Гиперссылкой может служить как метка, так и какой-либо графический объект. После связывания появляется возможность двойным щелчком по метке (или графическому объекту) переходить на другую страницу.
Bring To Front
Перенос объекта на передний план (если несколько объектов расположены друг над другом).
Send To Back
Перенос объекта на задний план.

142
Меню SELECT.
Select One
Выбор одного объекта. После вызова этой функции при перемещении курсора мыши все объекты, над которыми курсор перемещается, начинают мигать.
Form Multiple Selection
Выбор нескольких объектов. После вызова функции требуется нарисовать мышью границу вокруг выделяемых объектов.
Restore
Previous
Selection
Обновление выбранной группы.
Set Selectability…
Позволяет для выделенного объекта (группы объектов) указать, можно ли этот объект (объекты) выбирать с помощью мыши или нет.
Set Selection Domain…
Позволяет указать, какие типы объектов будут выделяться при групповом выделении: узлы сети, объекты узлов, стрелки или объекты стрелок.
Select All
Выбор всех объектов на странице.
Select All Text
Выбор только текстовых объектов.
Child
Переход на дочернюю страницу.
Parent
Переход на родительскую страницу.
Page…
Выбор страницы по иерархии страниц.
Next
Переход на следующий объект диаграммы (порядок переходов от объекта к объекту совпадает с порядком их создания).
Previous
Переход на предыдущий объект
Next Reference
Переход к следующему объекту, ставшему причиной ошибки во время проверки синтаксиса модели
Previous Reference
Переход к предыдущему ошибочному объекту
Find
Поиск объекта.
Find Next
Поиск следующего вхождения объекта.
Меню VIEW.
Zoom…
Задание масштаба в %.
Zoom To Area
Увеличение области диаграммы.
Fit Page
Вывести на экран страницу целиком.
Fit Objects
Изменение масштаба таким образом, что на экране отображается только область диаграммы.
100%
Установить масштаб один к одному.
Reduce
Уменьшить масштаб в два раза.
Enlarge
Увеличить масштаб в два раза.
Node Tree
Вывод на экран иерархии узлов модели.
Show Page
Просмотр всей страницы.
Redraw Page
Перерисовка страницы.

143
Меню DICTIONARY.
Команды работы со словарем.
Меню WINDOWS.
Cascade
Каскадное расположение окон.
Tile
Мозаичное расположение окон.
Работа с пакетом.
После запуска программы с помощью команды New меню File
создается новый проект. В выпадающем списке поля Methodology появившегося окна Select New Page Type следует выбрать IDEF0:
После нажатия кнопки OK создается страница верхнего уровня модели. На данной странице находится только один блок, который должен представлять систему в виде единого модуля. Все остальные блоки будут располагаться на страницах более низкого уровня. Название блока должно отражать цель всего проекта.
Чтобы в дальнейшем не устанавливать настройки для каждого созданного блока в отдельности целесообразно настроить среду
проектирования, для чего в меню Edit нужно:
 командой Set Attributes… настроить все шрифты, которые будут действовать по умолчанию (из предлагаемого списка шрифтов следует выбирать кириллические);
 командой Set Options… устанавить максимальное количество блоков на странице (Activities - Maximum Boxes), тип нумерации
(Activities - Numbering), кривизну стрелок (Arrows - Automating Routing).
В настройках принтера (File Print Setup…) следует установить альбомное расположение листа, а также соответствующий формат.

144
Рисунок 0-1 Задание опций
Соответствующие значения устанавливаются в настройках
атрибутов (EditSet Page Attributes…). Целесообразно задать и другие настройки командами Set Colors…, Set User Options…, Set
Settings… меню Edit.
Создание нового блока выполняется командой IDEF Box меню
Create или кнопкой панели инструментов.
После выбора команды или нажатия кнопки следует указать место, где будет расположен новый блок. Если требуется разместить несколько блоков на диаграмме, то можно использовать команду Place Boxes… меню Create или соответствующую кнопку. После выбора команду или нажатия на кнопку в появившемся окне нужно ввести количество новых блоков. Новые блоки размещаются равномерно по диагонали из левого верхнего в правый нижний угол.
Размеры новых блоков устанавливаются по умолчанию. Размеры каждого блока изменяются путем перетаскивания маркеров, которые появляются после щелчка мыши на блоке.
Добавление текста в блок выполняется командой Turn On Text меню Modify, нажатием клавиши F2 или кнопки панели инструментов.
Режим ввода текста выключается клавишей Esc.

145
Создание меток выполняется командой Label меню Create, нажатием клавиши F3 или кнопки панели инструментов. После нажатия следует указать место, где будет введена надпись. Отмена режима ввода надписей происходит при нажатии на клавишу Esc или на любую кнопку на панели инструментов.
Редактировать метки можно включив режим редактирования текста (ModifyTurn On Text или нажав клавишу F2 или кнопку на панели инструментов). Выключение режима происходит при нажатии клавиши Esc.
Создание новой стрелки выполняется командой Arrow меню
Create или кнопки панели инструментов. Необходимо затем курсором мыши нажать на точку диаграммы, откуда будет выходить стрелка, и, не отпуская кнопки мыши, протащить стрелку до того места объекта, куда стрелка должна войти.
Изменение стрелки на диаграмме производится с помощью маркеров, появляющихся при ее выделении.
Ветвление /объединение стрелок выполняется с помощью команд Branch/Join меню Create или кнопки панели инструментов.
Стрелка, подвергающаяся ветвлению (объединению), должна быть предварительно выделена. После вызова процедуры требуется указать место на любом из объектов диаграммы (объект начинает мигать при приближении курсора мыши), куда (откуда) будет направлена ветвь.
Декомпозиция производится с помощью команды Decompose меню Create или кнопки панели инструментов. В результате декомпозиции создается новый лист диаграммы более низкого уровня, перейти на который можно двойным щелчком по декомпозированному блоку.
Переход на родительскую или дочернюю страницу выполняется с помощью команды Parent и Child меню Select или кнопки панели инструментов. Для перехода на произвольную страницу может быть использовано иерархическое дерево страниц проекта, которое вызывается командой Page… меню Select.
Проверка синтаксиса модели выполняется с помощью команды
Validate меню File. После ее вызова появляется окно, где перечислены все параметры, по которым будет вестись проверка.

146
Результат проверки будет выведен на экран и (или) в текстовый файл.
Печать диаграмм запускается командой Print… меню File.
Сохранить модель в том же файле можно командой Save меню
File. Сохранение под новым именем или в другом месте выполняется командой Save As….
Сохранения избранных листов модели производится командой
Export…. В появившемся окне нужно указать, в каком месте сохранять текущую страницу, имя файла и тип файла (в стандартном виде
Design/IDEF виде, в виде графического или текстового файла).
Глоссарий
CASE-система.
Computer-aided software engineering - система автоматизированной поддержки системного анализа или разработки программного обеспечения информационных систем.
Архитектура информационной системы.
Множество элементов информационной системы и связей между ними.
Аутсорсинг.
Выполнение части функциональных задач предприятия силами подрядных организаций.
Бизнес-процесс.
См. Деловой процесс.
Декомпозиция.
См. Структуризация.
Деловой процесс.
Совокупность регулярно выполняющихся, структурированных и взаимосвязанных действий (работ, задач, операций), направленных на достижение одной или нескольких определенных целей и обеспеченных необходимым набором ресурсов.
Жизненный цикл.
Последовательность стадий, через которые проходит система в промежутке от начала до окончания своего существования.
Замкнутая система.
Система, лишенная способности обмениваться массой, энергией или информацией с окружающей средой.
Иерархия.
Любой согласованный по подчиненности порядок объектов.
Инновации.
Повышение эффективности деловых процессов в результате одного или нескольких радикальных изменений.

147
Информационная безопасность.
Процесс защиты доступности, конфиденциальности и целостности информации и информационных систем.
Информационная доступность.
Возможность использования информации. Количественной мерой информационной доступности может быть отношение длины интервала времени, когда информация могла использоваться, к общему времени работы системы.
Масштабируемость.
Показатель того, насколько система позволяет осуществлять расширение.
Окружающая среда.
Совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на систему, а также тех объектов, чьи свойства меняются в результате поведения системы.
Открытая система.
Система, обладающая способностью обмениваться массой, энергией или информацией с окружающей средой.
Состояние.
Совокупность значений наиболее существенных показателей системы.
Среда.
См.Окружающая среда.
Стохастическая система.
Система, поведение которой в некоторый момент в будущем с полной определенностью предсказать невозможно.
Структура.
Отражение определенных взаимосвязей, взаиморасположения составных частей системы.
Структуризация.
Расчленение системы на подсистемы в целях проведения анализа или разработки.
Улучшение [деловых процессов].
Повышение эффективности деловых процессов путем ряда растянутых во времени небольших усовершенствований.
Цель.
Состояние, которое должно быть достигнуто в результате функционирования системы за определенный промежуток времени.
1   2   3   4   5   6   7   8   9


написать администратору сайта