Главная страница

Имли. ИМЛИ. Литература предвозраждения


Скачать 22.77 Kb.
НазваниеЛитература предвозраждения
АнкорИмли
Дата14.09.2022
Размер22.77 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИМЛИ.docx
ТипЛитература
#676005

Литература предвозраждения.

Новый сладостный стиль – это поэтическая школа, возникшая в 13 веке в Италии (Болонья). Развивавшая традиции трубадуров, стильновисты создавали канцоны и сонеты, воспевавшие возвышенную любовь к Даме, образ, который приобретал в их лирике черты, сближавшие её с Девой Марией.
Любовные переживания поэтов «нового сладостного стиля» более усложненные и утончённые, чем у трубадуров.
Во главе стиля стоял Гвидо Гвиницелли.
Представители: Гвидо Кавальканти и Данте.
(Поэзия стильновистов повлияла на творчество Ф. Петрарки).

Сонет — особая форма стихотворения, зародившаяся в XIII веке в поэзии прованских трубадуров. Из Прованса сонетная поэзия перешла в Италию, где достигла совершенства в творчестве Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо.

Классический итальянский сонет состоит из четырнадцати строк и делится на две части — октаву (восмистишие), включающую два катрена (четверостишия), и секстет (шестистишие), распадающийся на два терцета (трехстишия). От итальянских поэтов форму сонета переняли в XVII веке испанцы, французы и англичане. Своего высшего расцвета сонетная поэзия достигла в Англии в конце XVI-начале XVII века.

Беатриче – тайная возлюбленная Данте, была его первой платонической любовью.
Божественная комедия:
Замысел поэмы – осознание человеком своей греховности и восхождение к нравственной жизни. Только тогда можно обрести душевный покой, когда осознаешь все свои грехи, раскаешься, откажешься от земных благ, а содеянное искупишь страданиями.
Композиция – состоит из 3 частей, Ад, Чистилище, Рай. Вергилий (Любимый поэт Данте) был проводником по аду.
Смыслы поэмы: Буквальный – изображение судеб людей после смерти. Аллегорический – идея возмездия. Моральный – направить человека к добру. Анагогический – воспевание Беатриче.
Новый взгляд на человека – ренессансный антропоцентризм. (Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.)
Влияние других произведений-жанров(ваще хз о чем он, но нашел что нашел) - Аналогичный сюжет «экскурсии по аду» присутствовал в древнеславянской литературе на несколько веков раньше — в Хождении Богородицы по мукам. Однако действительно непосредственное влияние на создание поэмы, на её сюжет и структуру оказала история ночного путешествия и вознесения Пророка (исра и мирадж).

«Новая жизнь» (1092-93) – поэтический цикл. Первая европейская художественная автобиография.

Предвозраждение в Англии.

Во второй половине XIB века в английской литературе выступают две наиболее значительных представителя протренессанса – Ленглед и Чосер.

Ленглед поэма «Видение о Петре Пахаре».
Чосер «Кентерберийские рассказы» — произведение поэта Джеффри Чосера, написанное в конце XIV; не завершено. Представляет собой сборник из 22 стихотворных и двух прозаических новелл, объединённых общей канвой: (истории рассказывают паломники, направляющиеся на поклонение мощам святого Томаса Беккета в Кентербери и описанные в авторском прологе к произведению.) По замыслу Чосера, каждый из них должен был рассказать четыре истории (две по пути в Кентербери и две по дороге обратно). В «Кентерберийских рассказах», по преимуществу стихотворных, не используется единообразного членения стиха; поэт свободно варьирует строфы и размеры. Преобладающий размер — 5-стопный ямб с парной рифмовкой («героический куплет»).

Превозраждение во Франции.
Франсуа Вийон
«Малое завещание» и «Большое завещание».
Тема «малого завещания» - тема одиночества, измена друзей, любимой, тема быстротечности земного. Особенность – сатира, ирония, шутливость.
Тема «Большое завещание» - человек в окружающем мире (конфликт с обществом), страдания. Страдания – открывают истины. Бедность и богатство.

Литература Эпохи Возрождения.

Раннее возрождение в Италии.
XIV – раннее возрождение
XV- высокое возрождение
XVI – позднее возрождение

Гуманизм – это свободомыслие и светский индивидуализм, гармония души и тела.
Для гуманизма характерно соединение античного антропоцентризма со средневековой идеей равенства (теоцентризм – все люди равны перед богом).

Франческо Петрарка – первый европейский гуманист.
1337-1341гг Воклюз (Под Авиньоном). (важно!!!).
Петрарка написал исторический роман «Африка» на латыни, потому что хотел прославиться, а так же он занимался любовной лирикой, которую писал для себя (то есть не искал повода прославится), посвящая Лауре его возлюбленной. По иронии судьбы прославился он благодаря любовной лирике, а не его историческом романе.
Бокаччо – психологизм(!!!) –
«Декамерон» - 100 новелл. (
особенность композиции).
Главная идея: что само идеальное демократическое цивилизованное общество способно существовать лишь в условиях изоляции на лоне природы, не сталкиваясь с жестокой действительностью, убегая от болезней и смерти.

(Лаура. «Книга песен». «Африка». «Литературное уединение») УЗНАТЬ

Северное возрождение.
Эразм Роттердамский «Похвала глупости». Мория с латыни – глупость. (на всякий)
3 части: 1. Юмор. 2. Сатира. 3. Ирония.
Эразм Роттердамский – Нидерландский гуманист, зародил христианский гуманизм, выдвигал нравственную проблематику, сторонник гуманистического образования.

Себастиан Брант «Корабль дураков» 1494 – связан с народной смеховой культурой.

Мартин Лютер – Лютеранство (протестантство) – идея в том, что Бог находится не в церкви, а в душе человека.
Лютер зародил основу литературного языка, когда переводил библию с латинского на немецкий (важно!!).

Возрождение во Франции.
Раннее возрождение
Высокое возрождение /хз какие века чес/
Позднее возрождение:
Католики против гугенотов.
Гильам дю Батрас (гугенот) – «идея или сотворения мира».

Плеяда
– поэтическая школа.
Жоашен дю Белле – теоретик плеяды.
Пьер Ронсар – практик плеяды (ода, гимн, французский сонет) Рансорофа строфа.

Клеман Моро – соединил традиции античных жанров.

Франсуа Рабле – роман «Гаргантюа и Пантагрюэль».
Система образов:
Первый – образ короля-гуманиста представлен сразу тремя персонажами: Король Грангузье, сын Гаргантюа и сын сына Пантагрюэль. Все они великаны, которые любят жизнь и все её радости. Но потом Понтагрюэль становится человеком и теряет оптимизм.
Второй – образ выходца из народа, физически мощного, неотесанного, но смекалистого честного монаха – брата Жана Зубодробителя подчеркивает идею деятельности добра.
Третий – образ центральный, умный, но бесчестный плута Панурга
Композиция: Произведение написано в 5 книгах в течении 20 лет, выпущены в разное время.
Гротеск: Гротеск как особый литературный прием, основанный на соединении несоединимого в области зримых форм. Гротеск становится для писателя формой выражения важнейших гуманистических идей — реабилитации плоти и свободного отношения к святыням.

Смеховая культура – термин, который широко используется исследователями комического и смехового мира.
Разновидности по Бахтину:
1. Обрядно-зрелищная форма
2. Словесные произведения
3. Фамильярные речи.

Стоит упомянуть такое явление как плутовские романы.
Самый известный «Жизнь Лосарильо с Тормеса» - К.Н. сказал, что это будет в км3. Автор не известен кст.


Возрождение в Англии.

Ранний этап английского возрождения:
Университетские умы – плеяда английский драматургов 16 века.
Томас Мор (1478-1535) «Утопия».
Мор в «Утопии» отобразил справедливость и идеальное общество. Утопия – это остров (!!!!!!!!!!!!!) Утопия – место которого нет (!!!!!!)

Фрэнсис Бэкон – баллады. «Робин гуд».

Ф. Сидни «Защита поэзии» - трактат, стал манифестом английских гуманистов.

Высокое возрождение в Англии.

Ренессансное драматургия «университетских умов» - предшественники Шекспира.

Кристофер Марло – вывел на первый план трагическую личность с сильной волей и умом.

Переход от эпохи возрождения к XVII веку.

Связан со сменой художественных методов. Переход от эпохи возрождения к 17 в
Изменение мировоззрения. Собственно, научное знание. Если предыдущая литература складывалась через развитие и смену жанров, то эпоха «нового времени» связана с сменой художественных методов (Творчество Сервантеса Шекспира)

Шекспировский вопрос – было 2 стула.
Стрэдфорианцы – признание Шекспира, как автора всех его произведений.
Антистрэдфорианцы – непризнания авторства.

Николас Роу – английский драматург 18 века.

Вольтер – возложил культ Шекспира. Вместе с Гегелем Кольреджем, Шлегелем, Гюго.

Э. Чемберс – текстологические исследования творчества Шекспира (Романтика + Классицзим).

Периодизация творчества Шекспира.

I период (1590-1594) – ранний.
Ранняя хроника – исторический художественный, близкий к трагедии «Ричард III».
«Комедия ошибок».
«Укрощение страптивой»

II период (1595-1600).
«Сон в летнюю ночь» - ренессансная комедия.
«Ромео и Джульетта» - первая зрелая трагедия.
«Много шума из ничего» - комедия.
«12 ночь» - хз.
«Юный цезарь» - трагедия переходного типа.

III период (1601-1608).
«Король Лир»
«Гамлет»
«Ателла»
«Макбет»
(все перечисленное это трагедии).

IV период (1609-1613).
Драмы сказки (драмы утопии)
«Буря»
«Генрих VIII» - хроника.
Концепция единой цепи бытия («Гамлет») т.е. от камня к богу – в центре цепи человек.





написать администратору сайта