Главная страница
Навигация по странице:

  • Слайд 4.

  • Слайд 5.

  • Слайд 6.

  • Определение

  • Я

  • Акцент на социальных

  • Акцент на взаимосвязанности или рационализме

  • Слайд 9. Спасибо за внимание!

  • Индивидуализм и коллективизм с точки зрения проблематики социологии. инд кол. Слайд Индивидуализм и коллективизм в социологии личности Слайд Индивидуализм


    Скачать 19.42 Kb.
    НазваниеСлайд Индивидуализм и коллективизм в социологии личности Слайд Индивидуализм
    АнкорИндивидуализм и коллективизм с точки зрения проблематики социологии
    Дата10.12.2021
    Размер19.42 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаинд кол.docx
    ТипДокументы
    #299181

    Слайд 1. Индивидуализм и коллективизм в социологии личности

    Слайд 2. Индивидуализм (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчеркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка. 

    Коллективизм — собирательный социально-психологический термин, характеризующий любую доктрину или другую социальную установку, делающую упор на важность и ценность коллектива.

    Слайд 3. Понятия индивидуализм и коллективизм  фигурируют во всех отраслях социальных и гуманитарных наук от литературоведения до политической философии. Но если социальные психологи заинтересовались этой проблематикой относительно недавно, то культурантропология, социология и общая психология имеют достаточно длительную историю ее изучения.

    Проблемы противоречивой противоположности индивидуализма и коллективизма волновали и многих исследователей. Культурантрополог Ф. Хсю сравнивал образ жизни американцев, центрированный на индивиде, и китайцев, в образе жизни которых, центрированном на ситуации, постоянно проявляется взаимозависимость. Социолог Т. Парсонс проводил различие между ориентацией человека, преследующего собственные интересы, на «Я» и ориентацией человека, преследующего общие интересы, на коллектив и рассматривал данную пару ценностных ориентаций социальной системы в качестве одной из центральных.

    На основе своих и чужих исследований, Триандис попытался суммировать различия между типами культур. Мы перечислим только некоторые из них. Впрочем, израильский психолог предпочитает называть их соответственно коммунальными и договорными обществами, беря за основу социальную структуру, а не ценностные характеристики.

    Слайд 4. Основной смысл индивидуализма состоит в том, что человек принимает решения и действует в соответствии со своими личными целями, предпочитая их целям общественным. «Я» определяется в индивидуалистических культурах как независимая, способная выжить вне группы единица, а индивиды — как базовые единицы социального восприятия. Индивидуалисты являются членами многих групп, но — за исключением нуклеарной(родители и дети) семьи — слабо с ними идентифицируются и мало от них зависят. Группы, в свою очередь, оказывают слабое влияние на поведение индивидов. Даже родители мало влияют на выбор друзей, работы, места жительства своих подросших детей. Обязанности и ожидания людей в группах основаны на переговорах в процессе достижения или изменения личностного статуса. Эмоционально индивидуалисты обособлены от окружающих и имеют склонность к уединению.

    Основные ценности индивидуалистической культуры — свобода в поступках и самодостаточность, самостоятельность в суждениях, власть над окружающими — позволяют индивиду комфортно себя чувствовать в любом окружении или в одиночестве, отличаться от других и быть независимым. В индивидуалистических культурах поведение в большей степени регулируется социальными установками, чем групповыми нравственными нормами.

    Слайд 5. Основной смысл коллективизма — приоритет интересов группы над личными интересами: коллективист заботится о влиянии своих решений и действий на значимое для него сообщество. Я определяется с точки зрения группового членства, социальная идентичность является более значимой, чем личностная, а базовыми единицами социального восприятия являются группы.

    Коллективисты осознают себя членами меньшего количества групп, чем индивидуалисты, но связаны с ними более тесно. Они вовлечены в жизнь других людей, у них преобладают потребности помочь в трудную минуту, проявить привязанность, в ситуации выбора посоветоваться, даже подчиниться.

    В свою очередь группы оказывают сильное влияние на поведение индивидов. Наиболее значимыми признаются сообщества родственников, соседей, коллег, где люди связаны взаимными обязанностями и ожиданиями, основанными на их постоянном статусе.

    Основными ценностями коллективистской культуры являются следование традициям, послушание, чувство долга, которые способствуют сохранению единства группы, взаимозависимости ее членов и гармоничным отношениям между ними. В коллективистских культурах групповые нормы являются более важным регулятором поведения, чем социальные установки: «высоко оценивается "правильное поведение", "жизнь по обычаю", "как у людей", "по уставу"». Нормативно поощряется зависимость от группы: одалживание денег или вещей способствует сохранению сети отношений, основанных на взаимности. При распределении ресурсов превалируют нормы равенства и удовлетворения потребностей.

    Слайд 6. Можно и дальше выделять особенности индивидуалистических коллективистских культур, однако этот процесс рискует затянуться до бесконечности, тем более что у разных типов культур могут быть свои характеристики.

    Триандис попытался более чем из 60 атрибутов индивидуализма и коллективизма выделить четыре основных, присущих всем и типам:

    • Определение Я (коллективисты рассматривают Я как взаимозависимое с Другими— членами одной или нескольких групп; индивидуалисты рассматривают Я как автономное и независимое от групп).

    • Структура целей (у коллективистов личные цели обычно сочетаются с целями группы, в то время как у индивидуалистеони часто не совпадают. Когда личные и групповые цели не совместимы, коллективисты отдают приоритет групповым целям, а индивидуалисты — личным).

    • Акцент на социальных  нормах (поведение коллективистов в большей степени регулируется нормами, чувством долга и обязательствами, а поведение индивидуалистов — аттитюдами, потребностями, воспринимаемыми правами и контрактами).

    • Акцент на взаимосвязанности или рационализме коллективисты поддерживают «коммунальные» отношения, при которых принимаются в расчет потребности других, даже если это не выгодно индивиду. Индивидуалисты поддерживают рациональные отношения обмена и тщательно подсчитывают их издержки и выгоды.

    Слайд 7. Как и любая типология культур, разделение их на индивидуалистические и коллективистские — это упрощение. Результаты исследований значительно усложняют картину. В настоящее время коллективизм и индивидуализм уже не рассматриваются, как это делали это раньше. Два культурных синдрома могут сосуществовать в зависимости от ситуации, например по отношению к разным группам или разным целям взаимодействия, более или менее ярко проявляться в каждой культуре, у каждого человека.

    Так, если существует угроза группе, индивидуалисты, защищая «своих», действуют как коллективисты. А в коллективистских культурах одна из главных особенностей коммуникации — существенная разница в стиле общения со «своими» и «чужими». Например, иностранцев поражает контраст между преувеличенной вежливостью японцев в общении со значимыми для них Другими и их грубым поведением в общественном транспорте и на улицах современных городов.

    Слайд 8. Большая часть населения Земли разделяет по крайней мере некоторые принципы коллективизма, и даже на Западе, где распространен индивидуализм, в настоящее время проживают многочисленные склонные к коллективизму этнические меньшинства. Тем не менее в социальных науках долгое время предсказывалась мировая тенденция прогресса к индивидуализму, якобы неизбежному в индустриальном обществе. Еще и сегодня некоторые авторы утверждают, что современное общество идет к полному разрушению коллективистской ориентации. Так, польский психолог Я. Рейковски предсказывает, что «общество, основанное на коллективистических принципах, не имеет шансов на процветание в современном мире».

    Слайд 9. Спасибо за внимание!


    написать администратору сайта