Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Английская литература раннего средневековья и эпохи развитого феодализма (V-XV вв.)

  • Англо-нормандская литература (XI-XIII вв.)

  • Литература позднего средневековья (XIV в.). «Век Чосера»

  • 2. Литература эпохи Возрождения

  • Ранний этап Возрождения в Англии

  • Расцвет английского Возрождения

  • Ранний период

  • Второй период

  • Третий период

  • Литература английской буржуазной революции и реставрации

  • английская литература. Английская литература. Литература раннего средневековья и эпохи развитого феодализма (vxv вв.)


    Скачать 17.24 Kb.
    НазваниеЛитература раннего средневековья и эпохи развитого феодализма (vxv вв.)
    Анкоранглийская литература
    Дата20.10.2022
    Размер17.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнглийская литература .docx
    ТипЛитература
    #743375

    ПЕРИОДИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ АНГЛИИ

    Средние века (V-XV вв.).

    Эпоха Возрождения (XVI-XVII вв.)

    1. Английская литература раннего средневековья и эпохи развитого феодализма (V-XV вв.)

    Памятники раннего средневековья. Кельтская традиция и ее роль в развитии англосаксонской литературы. Героический эпос «Беовульф», его германское происхождение. Образ народного героя Беовульфа. Языческие и фольклорные мотивы поэмы. Влияние христианской мифологии. Поэтика произведения. Лирика англосаксов. Распространение христианства в Англии. Церковная литература и «ученая» поэзия на латинском языке. Кэдмон, Кюневульф. «Духовная история английского народа» Беды Достопочтенного. Король Альфред (849-901) – основоположник прозы на англосаксонском языке. Исторические хроники. Переводы античных философов, поэтов, историков.

    Англо-нормандская литература (XI-XIII вв.) 

    Англия после Нормандского завоевания 1066 г. Распространение феодальной французской культуры. Трехъязычие в общественной жизни страны. Легенды датского и кельтского происхождения. Куртуазная литература. Лирика. Рыцарские романы. Кодекс рыцарской морали. Романы артуровского цикла, их морально-этическая направленность.

    Литература позднего средневековья (XIV в.). «Век Чосера»

    Обострение классовых противоречий внутри страны. Зарождение «ереси» и реформаторского движения против католицизма. «Столетняя война» с Францией (1337-1453). Восстание Уота Тайлера (1381). Аллегорическая поэма Уильяма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре». Образ Петра Пахаря. Критика социальных зол. Поэма «Сэр Гавейн и Зеленый рыцарь». Лирическая поэзия. Поэма «Жемчужина». Рост городов и городской культуры. Сатира и юмор коротких рассказов и фаблио. Учение М. М. Бахтина о народной смеховой культуре. Народные баллады о Робин Гуде. Шотландские баллады. Жанровое многообразие литературы XIV в. Французская поэзия, философские трактаты, аллегорическая и дидактическая церковная литература.

    Джеффри Чосер – «основоположник реализма в Англии» (М. Горький), создатель английского литературного языка. «Кентерберийские рассказы» – панорама позднего средневековья. Художественные особенности произведения. Влияние литературы Франции и итальянского Возрождения. Влияние Чосера на развитие английской литературы.

    2. Литература эпохи Возрождения

    Ф. Энгельс об эпохе Возрождения как о величайшем прогрессивном превороте из всех пережитых до того времени человечеством», об «открытии мира и человеческой личности». «Универсальный человек» как новый идеал. Развитие наук, мореплавания, основание колоний британской империи. Утверждение абсолютизма. Разрыв с римской католической церковью. Влияние античности на развитие культуры Ренессанса. Гуманизм как идеология Ренессанса. Материализм и идеализм эпохи Возрождения.

    Ранний этап Возрождения в Англии, укрепление абсолютизма Тюдоров XVI в. Реформация. Становление буржуазии. Томас Мор – представитель раннего возрождения. «Утопия» Мора как источник жанра утопии в мировой литературе. Критика общественных порядков в Англии. Изображение идеального общества будущего. Поэты-гуманисты. Создание формы английского сонета. Зарождение бытовой реалистической комедии: фарсы, клоунада, пантомима.

    Расцвет английского Возрождения. Его связь с общим национальным подъемом страны. Разгром «непобедимой Армады» (1588), победа над феодально-католической реакцией. Рост национального самосознания. Расцвет поэзии, драматургии. Английский ренессансный роман. Роман Джона Лили «Эвфуэс, или Анатомия остроумия». Понятие «эвфуизма».

    Расцвет драматургии и театра. «Елизаветинская драма». Особенности английского театра. Предшественники и современники Шекспира – Р. Грин,

    Т. Кид, К. Марло. Кристофер Марло – создатель ренессансной трагедии. Титанизм образов. Прославление человека, его силы, воли и разума. Трагическая история доктора «Фауста», «Тамерлан Великий». Общественно-философская проблематика творчества. К. Марло и Шекспира.

    Уильям Шекспир – вершина драматургии эпохи Возрождения. «Шекспировский опрос». Биография Шекспира и периодизация его творчества. Художественный мир Шекспира. Жанры шекспировской драматургии.

    Ранний период. Сонеты. Художественные особенности сонетов. Сонеты Шекспира в белорусских и русских переводах. Образ «смуглой леди сонетов» в комедии Дж. Б. Шоу и книге Ю. Домбровского «Смуглая леди. Три новеллы о Шекспире». Исторические хроники: «Генрих IV» и «Ричард III». Источники, проблематика, художественная форма. Проблема власти, взаимоотношения правителей и народа. Гуманистический пафос исторических хроник, их связь с современностью. Фальстафовский фон. Понятие «шекспиризации» истории. Трагическое начало. Комедии Шекспира – утверждение человека, его права на счастье. Развитие комического. Жизнеутверждающий, оптимистический пафос. Атмосфера «веселого карнавала» (Г.Гейне) в комедиях. Источники комедий, сюжеты, образы, структура. Образ шута в комедиях. Женские образы в комедиях. Трагические мотивы «Венецианского купца». Художественные особенности комедий. Трагедии Шекспира. Ранняя трагедия «Ромео и Джульетта». Осуждение феодальной морали и утверждение всепобеждающей силы любви.

    Второй период. Усиление трагедийного начала. Понятие трагического. Судьба личности: кризис ренессансного гуманизма. Трагический герой. Роль монологов в трагедиях. Смешение трагического и комического. Глубина характеров. Философская наполненность содержания трагедий. «Великие трагедии»: острота ситуации, максимализм характеров, универсальный характер конфликтов. «Гамлет» – сплетение человеческих судеб и характеров. Источники сюжета. Сюжетные мотивы трагедии. Система образов. Образ Гамлета. Философское звучание трагедии. Проблема добра и зла. Проблема «гамлетизма». И.В.Гёте, В.Г.Белинский, И.С.Тургенев о «Гамлете». «Отелло». А.С.Пушкин о характере Отелло. Макиавеллизм Яго. Тема социального зла в трагедии «Король Лир». Образ бури в трагедии. Эволюция Лира. Образ шута – выразителя народной мудрости. «Макбет». Поэтическая символика трагедии. Реальность сил зла, тема честолюбия и власти. Трансформация титанической личности. «Античные» трагедии. Политические конфликты в трагедии «Антоний и Клеопатра».

    Третий период. «Мрачные» («наркотические») комедии, их характеристики. Обращение к жанру романтической драмы. Сочетание вымысла с жизненной правдой конфликтов. «Буря» – последнее произведение Шекспира. Образ Просперо-гуманиста. Вера в активную силу добра. Антагонистичность образов добра и зла. Элементы утопии в пьесе. Мечта о прекрасном новом мире. Универсализм творчества Шекспира. Особенности шекспировского реализма.

    Драматургия позднего Возрождения. Бен Джонсон – предтеча классицизма. Джон Донн и метафизическая поэзия начала XVII в. Поэзия «кавалеров». Кризис ренессансной культуры. Новая историческая обстановка. Обострение социально-политической борьбы в XVII в. Становление мировосприятия XVII века.

    Литература английской буржуазной революции и реставрации

    XVII век как особая эпоха в культуре Англии. Гражданская война (642—1649). Связь политической и религиозной борьбы пуритан. Революционный пафос пуританства и его ограниченность. Основные направления в литературе этого периода. Отличия в концепции мира и человека в искусстве барокко и классицизма. Джон Мильтон – поэт, публицист, глашатай английской буржуазной революции; Периодизация творчества. Поэзия. Публицистика. Памфлеты Мильтона в защиту революции, «Потерянный рай» – вершина поэтического творчества Мильтона. Морально-этическая проблематика поэмы. Особенности художественного метода Мильтона. Образ Сатаны. Тема борьбы с тиранией в трагедии «Самсон-борец». Влияние Мильтона на развитие поэтических форм в Англии.


    написать администратору сайта