|
СВ. Литература серебряного века
СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Серебряный век – период в истории русской культуры с 1890-х по начало 1920-х г.
Первым употребил выражение «серебряный век» поэт и литературный критик Н. А. Оцуп.
Литература «серебряного века» - это символизм и течения, возникшие в диалоге и борьбе с символизмом: акмеизм и футуризм.
СИМВОЛИЗМ
АКМЕИЗМ
ФУТУРИЗМ
МОДЕРНИЗМ
.
Имажинизм
СИМВОЛИЗМ - Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России.
«Старшие символисты»: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др. В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения: А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др. «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества. ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛИЗМА - Символисты придали поэтическому слову
подвижность и многозначность. - Научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла.
- Расширили ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика.
- Попытались создать новую философию культуры.
- Поставили по-новому вопрос об общественной роли художника.
- Сделали искусство более личностным.
СИМВОЛИСТЫ .
Брюсов В. Я.
Бальмонт К. Д.
Гиппиус З. Н.
Блок А. А.
Белый А.
АКМЕИЗМ Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма. Акмеизм как литературное направление объединил исключительно одаренных поэтов — Гумилева, Ахматову, Мандельштама, становление творческих индивидуальностей которых проходило в атмосфере «Цеха поэтов». История акмеизма может быть рассмотрена как своеобразный диалог между этими тремя выдающимися его представителями. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АКМЕИЗМА - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; - стремление придать слову определенное, точное значение; - предметность и четкость образов, отточенность деталей; - обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; - поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала; - перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре». АКМЕИСТЫ Гумилёв Н.
Ахматова А.
Мандельштам О.
Городецкий С.
ФУТУРИЗМ - Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.
- Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего»
- Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ФУТУРИЗМА - бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
- отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
- бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
- поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
- культ техники, индустриальных городов;
- пафос эпатажа. ФУТУРИСТЫ Маяковский В.
Северянин И.
Введенский А.
Хлебников В.
имажинизм - Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма.
Основные признаки имажинизма - главенство "образа как такового"; образ – максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
- поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
- эпитет есть сумма метафор, сравнений и противостояний какого-либо предмета;
- поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
- текст, имеющий определённое связное содержание, не может быть отнесён к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой "каталог образов", одинаково читаться с начала и с конца.
- Орден заключал в себе два крыла: правое и левое.
- Правое крыло образовала группа из пяти поэтов, куда входили Сергей Есенин, Рюрик Ивнев, Александр Кусиков, Иван Грузинов и Матвей Ройзман.
- Левое же крыло включало в себя Вадима Шершеневича, Анатолия Мариенгофа, Николая Эрдмана, его брата декоратора Бориса, а также художника Георгия Якулова.
- Те поэты, которые решили учиться у классиков, при этом, внося в стихи метафору, вступили в правое крыло во главе с Есениным.
- Те, которые увлекались стилем раннего Маяковского, итальянскими футуристами и английскими имажистами, вступили в левое крыло под руководством Мариенгофа и Шершеневича.
представители Сергей Есенин Вадим Шершеневич представители - Русская поэзия “серебряного века” явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей. Поэты этой эпохи редко замыкались в пределах литературной школы или течения. Поэтому литературный процесс в большей мере определялся творческими индивидуальностями поэтов, чем историей направлений и течений.
|
|
|