Главная страница
Навигация по странице:

  • Периодизация

  • Раннее творчество Донна

  • Иосиф Бродский В ссылке увлекся изучением и переводом поэзии Д. Донна.«Большая элегия Джону Донну»Джон Мильтон (1608 – 1674)

  • «Потерянный рай»

  • Образ Сатаны

  • Образ человека

  • конспект занятия по зарубежной литературе. Английская литература XVII века. Литература xvii века Политическая ситуация Англия


    Скачать 21.73 Kb.
    НазваниеЛитература xvii века Политическая ситуация Англия
    Анкорконспект занятия по зарубежной литературе
    Дата17.04.2022
    Размер21.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАнглийская литература XVII века.docx
    ТипЛитература
    #481353

    Английская литература XVII века

    Политическая ситуация

    Англия

    • Борьба королевской власти с парламентом

    • Гражданская война с 1642 по 1649.

    • Сторонники короля – феодальная аристократия, англиканская церковь

    • Сторонники парламента – буржуазия и новое дворянство, крестьяне и городская беднота

    • В январе 1649 г. состоялась казнь короля Карла I, казнен как «враг всех добрых людей этой нации»

    • республика во главе с Оливер Кромвелем в течение 10 лет., после его смерти в 1658 г. была восстановлена монархия (реставрация).

    • Англия вырвалась в экономическом и политическом плане, здесь быстрее развивалось производство (мануфактура), быстрее развивался капиталистический уклад.

    Пуританизм

    Политическая борьба была тесно связана с религиозной.

    С конца XVI века в стране стал распространятся пуританизм (от лат. «чистый»). Протестантское движение, участники которого призывали к завершению Реформации во всех областях жизни.

    Английская буржуазия нашла в протестантизме «готовую боевую идеологию» , необходимую ей для сокрушения старого строя.

    Периодизация

    • 1.20 –30–гг. проходят под знаком эпохи Возрождения (Шекспир).

    • Драма Б. Джонсона

    • Но есть тенденции, которые свидетельствовали о кризисе гуманистических идеалов, обострялось ощущение сложности и трагической противоречивости бытия.

    • Лирика Д. Донна

    • 2. 40 –50–е гг. годы революции и республики.

    • В 1642 г. парламент закрыл театры и запретил все увеселительные мероприятия

    • Публицистика.

    • Дж. Мильтон

    • Т. Гобсс «Левиафан, или сущность,форма и власть государства, церковного и гражданского».

    • 3. Период Реставрации – 60–80–е гг.

    • Поздний период творчества Дж. Мильтона

    • Драма эпохи Реставрации

    • Джон Драйден – поэт, драматург (классицизм: трагедии, комедии)

    • Уильям Конгрив – комедии

    Бенжамен Джонсон
    (1573 – 1637)

    • Связывает век Шекспира и век Мильтона.

    • Поэт и драматург, постановщик театральных представлений при дворе короля Иакова I.

    • Джонсон закладывает основы классицистической комедии характера.

    • Разработал «теорию гуморов» (анг. Humor – нрав, характерная черта)

    • Комедия «Всяк в своем нраве» (“Every man in his humor”)

    • Комедии Джонсона нравоучительны и язвительны. Это развернутые, драматически оформленные басни с обязательной моралью.

    • «Вольпоне, или Лис» (1606)

    • Говорящие имена:

    • Вольпоне – Лис

    • Корбаччо – Ворон

    • Вольторе – Коршун

    • Моска – Муха

    Джон Донн
    (1572 – 1631)

    Джон Донн – младший современник Шекспира и основоположник «метафизической поэзии» в Англии XVII (английский вариант барокко).

    Его творчество во многом определило дальнейшие пути развития английской поэзии. Жизненный и творческий пути Донна можно определить как движение от язычески-жизнерадостных проявлений Ренессанса к трагическим проявлениям и умонастроениям, которые порождены беспокойством за судьбу человека в «вывихнутом мире».

    В английской литературе мало таких противоречивых поэтов, как Джон Донн. В молодости он с упоением воспевал любовь, чувственную страсть, а в зрелые годы писал не менее страстные религиозные стихи и проповеди.

    При жизни Донна его стихи почти не печатались, но хорошо были известны в списках. Первое собрание стихов Донна появилось только после его смерти в 1633 году. Поэтому датировка многих его произведений неизвестна.

    Поэтическое творчество Донна включает разнообразные жанры: сатиры, сонеты, элегии, песни, послания.

    Во многом традиционные жанры елизаветинской поэзии перерабатываются Донном.

    Раннее творчество Донна

    В ранних стихотворениях высмеиваются и пародируются традиционные приемы елизаветинской лирики (петраркизм). Платоническому восхищению и поклонению возлюбленной Донн противопоставляет нарочитую эротичность своих произведений («Любовная наука», «На раздевание возлюбленной». «Любовная война»).

    Тем не менее любовь в стихотворениях Донна может изображаться и как всемогущая сила, управляющая вселенной и преображающая мир и дающая силы человеку («С добрым утром», «К восходящему солнцу»).

    Сатиры Донна – это живые, реальные картины современного ему Лондона и общественных пороков: жадность и лицемерие тщеславие и легкомыслие, в их конкретных проявлениях.

    Донн смог передать ощущение зыбкости и неустойчивости мироздания, растерянности перед открывшимися новыми сторонами мира, которые возникли в результате новых научных открытий («Анатомия мира»).

    В более поздних произведениях мысль поэта устремляется к роковым рубежам бытия, для них характерно размышление о жизни и смерти, смысле человеческого существования, о бренности всего живого и величии человеческой души. В 1610 – 1612 гг. появляются такие творения, как поэма «Анатомия души», «Путь души», «Священные сонеты».

    В «Священных сонетах» Донном был использован опыт религиозной медитации, которую разработал христианский деятель, основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола («Духовные упражнения», 1521 – 1541).

    По форме поэзия Донна представляет собой своеобразный вариант барокко, для нее характерна затемненность метафор, рваный ритм, использование концептов (как особого вида метафор).

    Из концептов Донна наиболее известным является концепт из стихотворения «Прощание, запрещающее печаль», построенный на уподоблении душ влюбленных ножкам циркуля. Концепты Донна обычно отличают интеллектуальность и развернутость…».

    Поэзию Донна Джон Драйден и Сэмюэль Джонсон назвали «метафизической», наделяя это определение негативным смыслом: они имели ввиду чрезмерную усложненность и интеллектуальность его поэзии, отсутствие легкости и гармонии. Но термин остался в истории литературы. Сейчас этот термин употребляется в смысле « поэзия размышляющая о проблемах бытия, смысле человеческого существования». Кроме Донна к поэтам «метафизической» школы относят его последователей: Э. Марвелла, Дж. Герберта, Р. Крэшо и других.

    Иосиф Бродский

    В ссылке увлекся изучением и переводом поэзии Д. Донна.

    «Большая элегия Джону Донну»

    Джон Мильтон
    (1608 – 1674)


    • Во второй период творчества (1640 – 50 гг.) Мильтон создает в основном публицистические произведения.

    • Являясь сторонником Оливера Кромвеля, он получает пост латинского секретаря Государственного совета в новом правительстве республиканской Англии. На этом посту он ведет дипломатическую переписку с правительствами других стран.

    В трактате «Права и обязанности короля и правителей» отстаивает идеи буржуазной демократии, формулирует теорию об ответственности правителей перед народом и о возможности свержения государя в случае его злоупотреблений властью.

    Похожие идеи он высказывает и в латинском трактате «Защита английского народа».

    Одним из ярких памфлетов того времени является «Ареопагитика», в которой автор отстаивает свободу слова и печати, высказывает мысль о том, что знание, которое заключено в книге, не может осквернить подлинную добродетель.

    В трактате «О воспитании» Мильтон излагает принципы воспитания добродетельной, всесторонне развитой личности, общественно активного гражданина. Идеи английского поэта перекликаются с идеями выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского.

    В последний период творчества 1660 – 74 гг. Мильтон создает самые знаменитые художественные произведения:

    поэмы «Потерянный рай» (1667),

    «Возвращенный рай» (1671) и

    трагедию «Самсон-борец» (1671).

    «Потерянный рай»

    Для реализации своего замысла Мильтон выбирает жанр эпической поэмы, хорошо соответствующей выбранной теме и духу эпохи, которая была полна грандиозными переменами (казнь короля, возникновение и падение республики, восстановление монархии).

    Образ Сатаны

    Наиболее ярким и неоднозначным является в поэме образ Сатаны, воплощающим идею зла. Мильтон отступает от традиционного представления о Сатане в христианстве. Сатана – сын Бога, бывший ангел света – Люцифер, возгордясь, восстал против воли отца и был низвергнут с неба. Вопреки библейской традиции, Сатана Мильтона предстает титаническим героем, наделенным гордым и непокорным духом, свободолюбием и твердой волей, не побоявшимся восстать против власти и авторитета отца. Даже поверженный, он не сдается и не раскаивается. Эти качества героя особенно подчеркиваются в 1и 2 песнях.

    Образ человека

    Интересна в поэме концепция человека. В Раю Адам и Ева изображаются как прекрасные гармоничные существа, наделенные телесной красотой и чистой душой.

    После изгнания из Рая в человеке подчеркиваются стойкость и трудолюбие. С образом человека связаны такие проблемы, как проблема свободы и соблюдения божественных законов, знания, любви и др.


    написать администратору сайта