да. Презентация 7. Литератураи театр республиканского Рима
Скачать 0.82 Mb.
|
Литератураи театр республиканского РимаРаботу выполнила: Студентка группы РС 1-1 Глушкова Наталья Михайловна Литература в Риме появляется довольно поздно, только в III в. до н.э. До этого существовали лишь культовые, обрядовые песни, исполнявшиеся во время религиозных церемоний, народные песни, звучавшие на празднике урожая, и фривольные свадебные песни. Специфически римскими были триумфальные песни, сопровождавшие выезд триумфатора на Капитолий. Как правило, они были насмешливо-язвительными, чтобы отвести от триумфатора «зависть богов». Родственными им были героические песни о деяниях предков. Они распевались так называемым сатурнийским стихом. Возникновение прозы требовало создания письменности, которую римляне восприняли от греков через этрусков. Поначалу записи делали разные должностные лица — жрецы из коллегии понтификов, составлявшие календари с выделением благоприятных и неблагоприятных дней, и цензоры. Литературой, конечно, это еще не было. Первым собственно литературным произведением стал календарь, опубликованный в 304 г. до н.э. Гнеем Флавием, к сожалению не сохранившийся до наших дней. После этого исчезла монополия жрецов-понтификов на составление календаря, и каждый гражданин мог сам узнать, когда и чем ему надлежит заниматься. Художественная проза и поэзия появляются еще позже. Под влиянием заполнивших Рим греческих произведений искусства, идей, обычаев, а также художников, скульпторов, музыкантов среди римлян изменилось само представление о художественных ценностях, в число которых вошла образованность, предполагавшая владение греческим языком и литературно-философским наследием. Поэтому развитие римской литературы началось с подражания греческим оригиналам. Но в отличие от Греции, где основными литературными жанрами были эпос, лирика, трагедия, в Риме предпочтение отдавалось драме, причем только жанру комедии. Власти просто-напросто боялись влияния сцены на массы, к актерам относились с презрением и драматических авторов не жаловали. Поэтому даже для наиболее выдающихся римских комедиографов, создавших литературный язык и выработавших стихотворную технику, были характерны уничижительная оценка собственного творчества и сознание вторичности их произведений. Писателями, заложившими основы римской литературы, были греки, а первыми литературными произведениями на латыни были переводы греческих трагедий и комедий. Одним из первых римских поэтов был Ливий Андроник, грек по происхождению, переведший на латынь «Одиссею» Гомера. В 240 г. он впервые выступил драматургом и актером в первой искусственной пьесе на латинском языке. Он писал трагедии и комедии на сюжеты из греческой мифологии. Эта дата стала считаться годом рождения римской литературы, так как Ливий в тот год выступил с переводом «Одиссеи» на латинский язык. Следует отметить, что долгое время римское общественное мнение, ревнители римской старины сопротивлялись проникновению иноземных (в том числе и греческих) влияний, считая, что они развращают римлян. Это не способствовало развитию собственной художественной литературы. Прагматики-римляне были чужды поэзии, поэтому истинно латинская литература заключается в памятниках красноречия и исторических сочинениях. Среди них появившиеся позже сочинения Цицерона, Тита Ливия, Корнелия Тацита, Светония, размышления импера- тора-философа Марка Аврелия, Сенеки. А высшей поэзией римлян была поэзия их дел, поэзия их права. Первым действительно выдающимся римским комедиографом стал Тит Макций Плавт (254—184 до н.э.). Своими произведениями («Купец», «Клад», «Ослы» и др.) он заражал зрителей буйной веселостью, используя прием упрощения характеров до гротеска, создавая классические сюжеты комедийного жанра. Благодаря ему в европейскую комедию вошли такие вечные комические типы, как скупец, хвастливый воин, хитрый и умный слуга. Более психологичными были характеры и сюжеты в комедиях Публия Теренция Афра. Его «серьезная» комедия («Свекровь», «Евнух», «Братья» и др.) представляла собой основательную переработку греческой. При этом Теренций ставил зрителя в такое положение, когда в поведении героев его пьес всегда присутствовал элемент непредсказуемости. Его пьесы впервые были поставлены на римской сцене в период с 166 по 160 г. до н.э. Кроме комедий и трагедий в римском театре того времени ставили также народные фарсы — ателланы, пародировавшие древние мифы. Также охотно зрители смотрели мимы — легкие песенки, бытовые сценки, юмористические монологи, танцы под аккомпанемент флейты. К концу периода Республики ателланы, всегда бывшие импровизацией самих актеров, становятся литературным жанром, а их авторами — многие талантливые драматурги. Особняком в римской литературе I в. до н.э. стоит великая поэма Тита Лукреция Кара «О природе вещей». Она выделяется как формой, так и содержанием. Различие римской и греческой художественных культур проявлялось во всех видах искусства, жанрах и художественных образах. Это же различие мы обнаруживаем также в стадиях и качестве римского сознания. Его полноценное формирование в римской культуре началось лишь в период разложения Республики. Прямым признаком этого процесса стало появление лирики, которое свидетельствует, что в обществе сформировался интерес к внутреннему миру человека. Авторы римской лирики были уже далеки от песенной народной традиции, и свои духовные переживания они облекали в известные эллинистические формы. Отсюда их погружение в александрийскую ученость, использование уже разработанных изобразительных средств. С легкой руки Цицерона их называют неотериками — «новейшими» поэтами. Они любили малые формы, камерные темы, воспевали дружбу, любовь, ученый досуг среди книг. При этом они заботились о форме, об изяществе и мелодичности стиха. Самым известным из плеяды этих выдающихся лириков в римской поэзии стал Гай Валерий Катулл (ок. 87 до н.э. — ок. 54 до н.э.). Как и другие поэты его круга, он писал большие «ученые» произведения и легкие небольшие стихотворения — остроумные «безделки». И в тех и в других особое внимание он уделял отделке формы. Содержание его произведений составляли вариации на темы малоизвестных мифов, которые позволяли развивать любовную тематику. Основные черты его творчества — отказ от гражданской героики и погружение в сферу чувств, внутренних ощущений. Он ненавидит и любит в своих стихах. Ненавидит Цезаря и его офицеров, стихотворцев-графоманов. Любит блестящую светскую красавицу Клодию, воспеваемую им под именем Лесбии. Затем увлечение поэта сменяется горем и омерзением, которые вызваны изменой любимой женщины. Пишет также стихи, посвященные своим друзьям, дорогим местам. В целом лирика Катулла разрушала уже устоявшиеся нормы драматической поэзии и способствовала становлению того классического стиля с преобладанием типического над характерным, который стал господствующим в литературе эпохи Империи. |