Литературньіе направления (методы) и течения
Скачать 25.02 Kb.
|
ЛИТЕРАТУРНЬІЕ НАПРАВЛЕНИЯ (МЕТОДЫ) И ТЕЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ (МЕТОД) - это явление, художественное движение в искусстве, представители которого объединены общими эстетическими взглядами. Выделяются четыре основных литературных направления: 1.КЛАССИЦИЗМ 2. РОМАНТИЗМ 3. РЕАЛИЗМ 4. МОДЕРНИЗМ. ЛИТЕРАТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ - более мелкое деление по сравнению с направлением. ОСНОВНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЬІЕ НАПРАВЛЕНИЯ (МЕТОДЫ) И ТЕЧЕНИЯ 1. КЛАССИЦИЗМ Основное литературное направление в России XVIII века. Главные черты Подражание образцам античной культуры. Строгие правила построения художественных произведений. ( единство места, единство действия, единство времени) Строгая иерархия жанров: высокие (ода, эпическая поэма, трагедия); средние (сатира, любовное послание); низкие (басня, комедия). Жесткие границы между родами и жанрами. Создание идеальной схемы социальной жизни и идеальных образов членов общества (просвещенный монарх, государственный деятель, военный…). Основные жанры в поэзии: Ода, сатира, историческая поэма. Главные правила построения драматических произведений Правило "трех единств": места, времени, действия. Деление на положительных и отрицательных персонажей. Наличие героя-резонера (персонажа, высказывающего авторскую позицию). Традиционные амплуа: резонер (герой-резонер), первый любовник (герой-любовник), второй любовник, обманутый отец и т. д. Традиционная развязка: торжество, добродетели и наказание порока. Говорящие фамилии. Длинные нравоучительные монологи. Главные представители Европа - писатель и мыслитель Вольтер; драматурги Корнель, Мольер; баснописец Лафонтен; поэт Парни (Франция). Россия - поэты Ломоносов, Державин, драматург Фонвизин (комедии "Бригадир", 1769 и «Недоросль», 1782). Традиции классицизма в литературе ХІХ века Крылов. Жанровые традиции классицизма в баснях. Грибоедов. Черты классицизма в комедии "Горе от ума". Пушкин. Жанровые традиции классицизма в оде "Вольность"; рассуждения о классицизме в лирических отступлениях романа в стихах "Евгений Онегин"; иронический образ поэта-классициста Д.И. Хвостова в поэме "Медный всадник"; эпиграфы из произведений драматургов (Я.Б. Княжнина, Д.И. Фонвизина) и поэтов (А.П. Сумарокова, М.М. Хераскова) русского классицизма, упоминания Гриневым и Швабриным поэтов-классицистов Сумарокова и В.К. Тредиаковского в повести "Капитанская дочка". Мандельштам. Обращение к античным тематике и образам (например, в стихотворении "Бессонница. Гомер. Тугие паруса..."). 2. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ Переходное (от классицизма к романтизму) литературное течение 2-й половины ХVIII -начала ХІХ века. Главные черты Культ естественного чувства. Идеал «естественного человека», близкого к природе и противопоставленного цивилизованному миру (руссоизм). Культ природы. Главные представители Европа -Жан Жак Руссо (Франция). Россия - Карамзин. Традиции сентиментализма в литературе ХІХ-ХХ веков Развитие темы "естественного человека": Пушкин. Южные поэмы (1820-1824); стихотворение "К морю". Лермонтов. Стихотворение "Дума", поэма "Мцыри", роман "Герой нашего времени". Тургенев. Повесть "Ася". Лев Толстой. Традиции руссоизма на протяжении всего творчества. Бунин. Рассказ "Господин из Сан-Франциско". Солженицын. Рассказ "Матренин двор". Астафьев. Повесть "Пастух и пастушка". Распутин. Повесть "Прощание с Матерой". 3. РОМАНТИЗМ Основное литературное направление в России І-й трети ХІХ века. Главные черты Создание идеального мира мечты, принципиально несовместимого с реальной жизнью, противопоставленного ей. В центре изображения - человеческая личность, ее внутренний мир, ее отношение к окружающей действительности. Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Отрицание всех правил классицизма. Использование фантастики, символики, отсутствие бытовых и исторических мотивировок. Основные жанры Лирическое стихотворение, поэма, трагедия, роман. Основные жанры в русской поэзии Элегия, послание, песня, баллада, поэма. Главные представители Европа - Гете, Гейне, Шиллер (Германия), Байрон (Англия). Россия – В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, ранняя лирика А.С. Пушкина Традиции романтизма в литературе ХІХ-ХХ веков Грибоедов. Романтические черты в характерах Софии и Чацкого; пародия на баллады Жуковского (сон Софии) в комедии "Горе от ума". Пушкин. Романтический период творчества (1813--1824); образ поэта-романтика Ленского и рассуждения о романтизме в романе в стихах "Евгений Онегин"; неоконченный роман "Дубровский". Лермонтов. Романтический период творчества (1828-І836); элементы романтизма в стихотворениях зрелого периода (1837-1841); романтические мотивы в поэмах "Песня про... купца Калашникова", "Мцыри", "Демон", в романе "Герой нашего времени"; образ поэта романтика Ленского в стихотворении "Смерть Поэта". Тютчев, Фет, Блок. Черты романтизма в лирике. Горький. Романтическая составляющая раннего периода творчества (1892-І905): рассказ "Старуха Изергиль". Бунин. Черты романтизма в рассказах о любви: "Солнечный удар", "Темные аллеи", "Чистый понедельник". 4. РЕАЛИЗМ Основное литературное направление 2-й половины ХІХ-ХХ века. Главные черты Создание типических (закономерных) характеров. Эти характеры действуют в типической бытовой и исторической обстановке. Жизненное правдоподобие, верность деталей (в сочетании с условными формами художественной фантазии: символом, гротеском, фантастикой, мифом). В России становление реализма начинается в 1820-х годах: Крылов. Басни. Грибоедов. Комедия «Горе от ума» (1822 -1824). Пушкин. Михайловский (1824-1826) и поздний (1826--1836) периоды творчества: роман в стихах "Евгений Онегин" (1823-1831), трагедия "Борис Годунов" (1825), "Повести Белкина" (1830), поэма "Медный всадник" (1833), повесть "Капитанская дочка" (1833-1836); поздняя лирика. Лермонтов. Период зрелого творчества (1837-1841): роман "Герой нашего времени" (1839-1841), поздняя лирика. Гоголь. "Петербургские повести" (1835-1842; "Шинель", 1842), комедия "Ревизор" (1835), поэма "Мертвые души" (1-й том: 1835-1842). Тютчев, Фет. Черты реализма в лирике. В 1839-1847 годах русский реализм формируется в особое литературное течение, получившее названия "натуральная школа" или "гоголевское направление". Натуральная школа стала первым этапом развития нового течения в реализме - русского критического реализма. Программные произведения писателей критического реализма Проза Гончаров. Роман "Обломов" (1848-1858). Тургенев. Повесть "Ася" (1858), роман "Отцы и дети" (1861). Достоевский. Роман "Преступление и наказание" (1866). Лев Толстой. Роман-эпопея "Война и мир" (1863-1869). Салтыков-Щедрин. "История одного города" (1869--1870), "Сказки" (1869-1886). Лесков. Повесть "Очарованный странник" (1879), рассказ "Левша" (1881). Драматургия Островский. Драма «Гроза» (1859), комедия «Лес» (1870). Поэзия Некрасов. Лирика, поэмы «Крестьянские дети» (1861), «Кому на Руси жить хорошо» (1863- 1877). Развитие критического реализма завершается в конце ХІХ - начале ХХ века: Чехов. Рассказы "Смерть чиновника" (1883), "Хамелеон" (1884), "Студент" (1894), "Дом с мезонином" (1896), "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник", "О любви", "Душечка" (все 1898), "Дама с собачкой" (1899), комедия "Вишневый сад" (1904). Горький. Очерк "Бывшие люди" (1897), рассказ "Ледоход" (1912), пьеса "На дне" (1902). Бунин. Рассказы "Антоновекие яблоки" (1900), "Господин из Сан-Франциско" (1915). Куприн. Повести "Олеся" (1898), "Гранатовый браслет" (1910). После Октябрьской революции появляется термин "социалистический реализм". Однако творчество лучших писателей послереволюционного периода не укладывается в узкие рамки этого течения и сохраняет традиционные черты русского реализма: Шолохов. Роман "Тихий Дон" (1925-1940), рассказ "Судьба человека" (1956). Булгаков. Повесть "Собачье сердце" (1925), романы "Белая гвардия" (1922-1924), "Мастер и Маргарита" (1929-1940), пьеса "Дни Турбиных" (1925-1926). Замятин. Роман-антиутопия "Мы" (1929). Платонов. Повесть "Котлован" (1930). Твардовский. Стихотворения, поэма "Василий Теркин" (1941-1945). Пастернак. Поздняя лирика, роман "Доктор Живаго" (1945--1955). Солженицын. Повесть "Один день Ивана Денисовича", рассказ "Матренин двор" (1959). Шаламов. Цикл "Колымские рассказы" (1954--1973). Астафьев. Повесть "Пастух и пастушка" (1967-1989). Трифонов. Повесть "Старик" (1978). Шукшин. Рассказы. Распутин. Повесть "Прощание с Матерой" (1976). 5. МОДЕРНИЗМ Модернизм - литературное направление, объединяющее разнообразные течения в искусстве конца ХІХ-ХХ века, занимавшиеся экспериментами с формой художественных произведений (символизм, акмеизм, футуризм, кубизм, конструктивизм, авангардизм, абстракционизм и т. д.). ИМАЖИНИЗМ (imago - образ) -литературное течение в русской поэзии І919- 1925 годов, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов - метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов - прямого и переносного. Создатель течения - Анатолий Борисович Мариенгоф. Известность группировке имажинистов принес входивший в нее Сергей Есенин. ПОСТМОДЕРНИЗМ - разнообразные течения в искусстве 2-й половины ХХ- начала ХХI века (концептуализм, поп-арт, соц-арт, боди-арт, граффити и т. д.), поставившие во главу угла отрицание цельности жизни и искусства на всех уровнях. В русской литературе эпоха постмодернизма открывается альманахом "Метрополь", 1979; наиболее известные авторы альманаха: В.П. Аксенов, Б.А. Ахмадулина, А.Г. Битов, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Ф.А. Искандёр. |