Литературоведение
Скачать 1.35 Mb.
|
Основные черты романтизма: Отвержение творческих принципов и норм классицизма. Свобода художника, его воображения, полный простор в выборе тем, жанров, стилей. Главный герой – личность свободная, яркая, со страстными чувствами и глубокими переживаниями. Выражая неудовлетворённость действительностью, романтики демонстрировали особый интерес ко всему необыкновенному и путём творческого изображения создавали образы, рождённые их мечтой о лучшей жизни. Двоемирие. Конфликт реальной и идеальной действительностей. Люди необыкновенные в художественных произведениях романтиков часто переживали крушение иллюзий и находили единственный выход в романтическом бегстве. Формы романтического бегства: Экзотическая обстановка (Кавказ, цыганский табор, монастырь). Смерть. Сон. Идиллический мир. Мечта. Интерес романтиков к народной старине, устно-поэтическому народному творчеству, сказкам, легендам. Протест против угнетения, призыв к борьбе. Композиция произведений романтизма лишена всех схем. Сюжет и фабула раскрывались в изображении фантастических необычных поступков сильной личности, которые способствовали раскрытию её духовного мира, страстного характера и стремление к лучшей жизни. Язык романтических произведений насыщен большим количеством изобразительных средств: эпитетов, сравнений, метафор, риторических восклицаний, антитез. Обновились жанры произведений: Эпическая поэма приобретает лирический характер. Широкое распространение получает баллада, наполненная народными преданиями, поверьями. Элегия. Создаётся роман социально-психологического характера. Появляются жанры, в которых органически соединяются эпическое и лирическое начала. Стираются строгие жанровые границы. В мировом развитии литературы романтизм сыграл положительную роль: он расширил тематику художественного творчества, углубил изображение живого человека, освободил литературу от сковывающих норм классицизма, обогатил и обновил жанры. Но, как и классицизм, и сентиментализм, романтизм был понятием противоречивым: в связи с раздвоенностью и идеализацией правдиво изобразить жизнь так и не смог 3. Своеобразие реалистического направления. (Отправлю лекции) Реализм (лат. – «вещественный») в художественной литературе функционирует в течение нескольких тысячелетий. Л. И. Тимофеев и другие специалисты в области реализма выстроили следующую типологию реалистической литературы: античный реализм, средневековый реализм, ренессансный реализм, просветительский реализм. Как видим, реализм существовал давно, а свой терминологический статус он получил только в первой половине XIX века. Литературоведы обратили внимание на совпадение художественного почерка писателей, которые жили и творили в разные времена, и объединялись мировоззренчески, тематически. Такая тождественность и была принята за основу определения художественного метода. Реализму свойственно то, что критики обозначили «правдой жизни». Этот метод раскрывает настоящую действительность. Чаще всего реалистическое произведение, исполненное в разных жанрах, создает иллюзию бытия, живую картину всего происходящего. Однако иллюзия не должна переоцениваться в двух отношениях: Не следует думать, что реалистическое искусство дублирует окружающий мир, что правдивое изображение является заместителем жизни, наподобие документальной кинохроники. Взятый из земного бытия сюжет только по своей видимости повторяет действительность, однако художественная подлинность значительно доступна и живописна. Реалистическое направление может заключаться в формах фактической достоверности. Все-таки реализм не одно только правдоподобие. В некоторых своих опытах ему не чужды условно-аллегорические формы. Бывает, что правда и правдоподобие совпадают, но случается и так, что истина возникает на ложной основе. Что такое типические характеры и типические обстоятельства? Реализм предполагает верности художника деталям, в свою очередь, конкретно-исторические характеры персонажей осознаются таким образом, что они становятся социально-исторической достоверностью. Так, жизнь в «Мертвых душах» раздроблена до мелочей, и деталям этим придано общее значение. Автор использовал микромир, в котором установил закономерности макромира, это проявилось в умении через малое увидеть большое. Не менее важное качество этого художественного метода состоит и в том, что искусство освоения действительности, вырастающего на его почве, близко к тому, чтобы называться «научным исследованием». «Историзм реалистического искусства расширяет перед автором возможности проникновения в дух эпохи и в микромир космоса души человеческой» (Григорий Сковорода). Романный жанр превращается в специфическую форму научного исследования общества, поскольку здесь срабатывает особая логика реалистического целого, логика, предполагающая большую сферу противоречивого пересечения правды и вымысла, поэтического и научного4. В реалистическом произведении, во-первых, ситуация формирует типический характер героя, а система событий является как бы логическим развитием персонажа; во-вторых, активно действует социальная природа достоверных обстоятельств, выступающих и как внешняя среда, и как социальные отношения; в-третьих, правдиво воспроизводятся художественные детали.5 В XX веке реализм как художественный метод усваивает категории модернистской литературы, расширяет тематику за счет технических достижений (авиация, кинематограф, телефон …), применяет необычные для прошлых эпох повествовательные приемы («айсберг», «поток сознания»), создает новые жанровые формы (музыкальный роман, роман-сценарий, бестселлер, триллер, блокбастер, гонзо, комикс, китч …). Классическое литературоведение XX века обозначило несколько универсальных типов реализма, среди них особо выделяются: а) критический реализм XIX века; б) реализм XX века, снизивший накал откровенного обличительного пафоса; в) типологические системы реализма, функционирующие в разных историко-литературных эпохах; г) магический реализм, который не является художественным методом6. В теории реализма некоторые сомнения вызывает категория «типического», которая словно бы идет вразрез с индивидуализацией, лишая право художественный метод на исключительное. Типическое не исключает фактора уникального, исторически и эстетически неповторимого. В России большую роль в формировании этого направления сыграл Пушкин, а теоретические принципы разработал и обосновал в своих литературно-критических статьях В. Г. Белинский. Реалистическое направление вобрало в себя и творчески переработало все лучшие качества, имевшиеся в предшествующих направлениях, но оно отбросило их крайности: устаревшие и омертвевшие схемы придворно-аристократического классицизма, чрезмерно преувеличенную чувствительность и фальшивую слезливость буржуазно-дворянского сентиментализма, беспочвенную мечтательность консервативного романтизма, исключительное тяготение романтиков к необычному – и вступило на путь всестороннего изображения жизни отдельного человека и общества во всём её разнообразии и во всех противоречиях типичных для того времени. М. Горький писал: « … реалистическая литература помогла сменить мир чуждых буржуазии рыцарей, принцесс, героев, чудовищ, поставив на их место близкую и родную новому человеку обстановку его семьи, его общества, окружив его его же тётками и дядьями, братьями и сёстрами, друзьями и приятелями, ‑ словом, всёй роднёй его и всем миром реальной, повседневной и будничной жизни»7. Основные черты реализма: Расширение и обновление тематики. В качестве тем реалисты стали брать не только выдающиеся исторические события, но и все многообразные явления общественной, частной, семейно-бытовой жизни. Реалистическая художественная литература заглядывала во все уголки реальной действительности, делала как бы разрез и освещала её положительные и отрицательные явления, вскрывая противоречия и ища пути к их преодолению. Изменился характер изображения человека: он стал более полным, многосторонним. Классицисты показывали личность преимущественно со стороны его гражданских обязанностей перед государством. Сентименталисты на первый план выдвигали изображение «личной жизни», забыв о его участии в жизни общественной, о его государственной, политической и другой деятельности; романтики уделяли особое внимание духовной жизни, но они интересовались людьми исключительными. Реалисты начали изображать как выдающихся, так и рядовых людей, отражая типические характеры в типических обстоятельствах. Реалист показывает разнообразные черты характера, проявляющиеся и в интеллектуальной, и в эмоционально-волевой деятельности. Изображает людей такими, какие они бывают в жизни. Характеры раскрываются не только в речах и излиянии чувств, а в действии: в их поведении в семье, усадьбе или на работе. Пейзаж находит широкое изображение в своём естественном реальном виде. Реалисты рисуют обычный пейзаж, окружающий героев. Картины природы необходимы для выяснения времени и места действия или для того, чтобы полнее раскрыть характеры героев. Композиция также приближена к жизни. Разнообразные конфликты берутся из реальной действительности. Сюжет и фабула разворачиваются так, как обычно бывает в жизни. Язык реалистической литературы становится очень близким языку живой разговорной речи. Поэтому практически отсутствуют риторические восклицания, синтаксические и стилистические приёмы, к которым прибегали сентименталисты и романтики. Народность ‑ это мера проникновения автора в народное сознание, адекватность изображения им представителей народа. Историзм – способность в живых картинах, конкретных человеческих судьбах и характерах передавать облик той или иной исторической эпохи8. Модернизм (Отправлю лекции) Модернизм (от франц. «modern» – «новейший», «современный») литературное направление первой половины XX в., характеризующееся разрывом с традициями реализма и поиском новых форм и средств выражения. Термин «модернизм» стал появляться в искусстве и литературе в XX веке. Основные признаки модернизма: 1) неверие в разумность миропорядка (реальный мир враждебен человеку, полон грубости и жестокости, а человек в нём слаб и беспомощен), отрицание исторического прогресса и утверждение абсурдности бытия; 2) исключительный интерес к личности вне её социальной принадлежности – одинокой, чуждой миру, игрушке в руках мировых стихий; 3) мифотворческий метод восприятия и объяснения мира (мир непознаваем, каждый художник вправе создавать свою картину мира, это и будет эстетическая победа над мировым хаосом); 4) поклонение искусству как высшей ценности в жизни (отказ от традиционного принципа: «искусство служит народу». По мнению писателей-модернистов, искусство не должно служить, это общество должно ему служить. Художнику дозволено всё, ведь он украшает своими творениями жизнь). Одной из философских основ модернизма стала философия Фридриха Ницше. Философ заявил: «Бог умер», каждый может поставить себя на его место, т.е. сформулировать собственные представления о добре и зле, вырвавшись за пределы узких рамок, которые ставит человеческое стадо, создавшее рабские представления о мире. Сверхчеловек Ницше – это существо, которое создает собственные представления о добре и зле, исходящие из него самого и не обусловленные никаким внешним авторитетом. Сверхчеловек предлагает высшую ступень субъективизма: каждый сам себе бог и закон. Мир человека определяется только самим человеком, если у него хватит на это силы. Основная движущая сила мира и человека – это воля к власти. Еще одним важным вкладом в развитие модернизма стал психоанализ Фрейда. Человек, по мнению Фрейда, представлял собой не рациональную сущность, а комплекс бессознательных импульсов, подавляемых выработанным с помощью социализации столь же бессознательным «суперэго». В такой концепции на долю разумного «я» осталось только соблюдать равновесие между двумя проявлениями бессознательного. У Шопенгауэра сущность мира предстает как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. «Освобождение» от мира, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм достигается в состоянии близком буддийской нирване. Модернистское направление представляет собой пёструю картину литературных течений. Литературное течение кратко можно определить как идейно-художественное своеобразие творчества группы писателей какого-либо исторического периода. 1 Мещеряков В.П, Козлов А.Н., Кубарева Н.М., Сербул М.Н.Теория литературы. М.: Дрофа, 2003 г. (Высшее педагогическое образование). 416 с. 2 Мещеряков В.П, Козлов А.Н., Кубарева Н.М., Сербул М.Н.Теория литературы. М.: Дрофа, 2003 г. (Высшее педагогическое образование). 416 с. 3 Фесенко Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. 780с. 4 Кожинов В.В. Основы теории литературы. Москва : Знание, 1962. 5 Галяева Р.И., Хабибуллина Л.Ф. История зарубежной литературы ХIХ века http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/22035/10_73_kl-000720.pdf 6 Фесенко Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. 780с. 7 Горький М. О социалистическом реализме — М: «Public Domain», 1933. 506с. 8 |