Главная страница

Литературоведение


Скачать 1.35 Mb.
НазваниеЛитературоведение
Дата27.03.2023
Размер1.35 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаbozhkova_ekzamen.docx
ТипДокументы
#1019355
страница2 из 3
1   2   3
Тема литературного произведения - это круг жизненных явлений, сводящих воедино весь материал. Это то, о чем рассказал читателю автор. В теме не должно быть глагола, она должна быть четкой, лаконичной. Как правило, состоит из одного слова и словосочетания. Темы бывают разных видов:

  • Вечные (любовь, жизнь и смерть, отцы и дети, дружба, добро и зло, война и мир, лишний\маленький человек, смысл жизни)

  • Культурно-исторические

Тему читатель принимает как должность. Это объективная сторона художественного произведения. Число тем ограничено.

Разновидности тем:

  • философская («смысл жизни», «поэт и поэзия», "быстротечность времени", «одиночество», «свобода»)

  • пейзажная («природа»)

  • интимная ("любовь", "материнство")

  • гражданская ("родина", "свобода", «поэт и поэзия»)

Идея – это основная авторская мысль, которая отвечает на вопросы «Что хотел сказать читателю автор?».

Бывает три вида идеи:

  • читательская (придуманная самим читателем)

  • авторская (цитата из текста)

  • Реминисценция - взаимствование из других текстов стихов, пословиц, поговорок, рассказов.




  1. Проблема литературного произведения.

Под проблемой в литературоведении принято понимать область осмысления автора отраженной реальности. Это сфера, в которой появляется авторская концепция мира и человека, где запечетляются размышления писателя. Проблема требует повышенной активности читателя.
Проблема - это субъективная сторона содержания. Число проблем неограничено. Нет ни одного произведения, где проблема повторилась.

  • Сформулировать проблему

  • Расскажите о проблематике из расчета 3-5 минут

  • Сравните проблему данного текста с проблемами других авторов

  • Выявите типологические и новаторские черты проблемы анализируемого произведения.




  1. Сюжет художественного произведения.

КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Понятие о композиции.

КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Психологизм (обзор).

КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Ольфакторный, карпалистический коды.

КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Конфликт литературного произведения.

КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Понятие литературного портрета. Виды портретных зарисовок. Невербальная семиотика – язык тела и жеста.

КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Пейзаж, виды и функции пейзажных зарисовок.

КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Интерьер и его функции в художественном произведении.

КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Системы русского стихосложения.

В русской поэзии существует три основные системы стихосложения:

  • тоническая;

  • силлабическая;

  • силлабо-тоническая.

Самой первой сложилась система тонического (от греч. tonos – напряжение, ударение) стихосложения. Произведения устного народного творчества основывались на наличие в русском языке ударных и безударных слогов. В тонической системе стихосложения ритмичность создается равным  количеством ударных слогов  в строке. Такой тип стихосложения использовался в былинах, песнях, а позже в литературных произведениях, стилизованных под народные формы.

Пример: (былина «Садко»)

Тоническое стихосложение использовалось авторами для создания «публицистических» стихотворений:

Силлабическая (от греч. syllabe – слог) система основана на равном количестве слогов в стихе (в строках). Эта система стихосложения характерна для поэзии тех народов, в языках которых ударение фиксировано на определенных слогах в слове (во французском – на последнем, в польском – на предпоследнем, в чешском – на первом и т.д.).

В русскую поэзию силлабический стих пришёл из Польши. Но не получил широкого распространения, потому что в русском языке беглое (разноместное) ударение, что не очень удобно для силлабического стихосложения.

Силлабо-тоническая система стихосложения «объединяет» две вышеописанные системы: помимо соразмерности слогов требует и равного количества ударений. Она основана на равномерном чередовании ударных и безударных слогов.

Огромный вклад в преобразования русского стихосложения внесли В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Благодаря проведённой ими реформе стихосложения, с 30-х годов XVIII реформы силлабо-тоническая система получила распространение в России. С тех пор силлабо-тоническое стихосложение является основным в русской поэзии.

В силлабо-тонической системе стихосложения ритмическими единицами, соотносимыми между собой являются стихотворные строки – стихи. А единица стиха, которая состоит из  ударного слога и примыкающих к нему безударных, называется стопой.

Слова русского языка весьма неоднородны как по количеству слогов, так и по месту ударений, что делает деление на стопы в русском силлабо-тоническом стихе весьма условным. Особенности слов русского языка приводят к тому, что иногда ударение в стихе переносится с одного слова на другое. Проклитикой называется перенесение ударения с данного слова на последующее, энклитикой  – перенесение ударения с данного слова на предшествующее.






  1. Звуковая организация поэтической речи. Понятие ассонанса и аллитерации. Цели использования средств поэтической фонетики

Звукопись - один из видов инструментовки стиха. Система звуко­вых повторов для создания особого эффекта соот­ветствия фонетического состава фразы изображаемой картине, выражаемому настроению, придающие стихотворению особую звуковую и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на создание образа.

Звукопись достигается:

  • подбором слов близкого звучания;

  • повторением одного и того же звука или сочетания звуков;

  • употреблением слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Звукопись придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя.

Звукопись. Виды:

  • Внешние (внешний звук сильный, он не требует домысливания)

  • Внутренние

Внутренние звуки делятся на 3 группы:

  1. Ассонанс – прием, основанный на повторении гласных звуков.

  2. Аллитерация – прием, основанный на повторении согласных звуков.

  3. Звукоподражание - один из видов звукописи в поэтической речи: использование слов, звучание которых напоминает звуковые особенности, характерные для изображаемых явлений. Звукоподражание применяется в передаче пения птиц, топота копыт, шума леса и т. п.

Существует 2 варианта звуков:

  • Ономатопея - это слова, которые обозначают какой-либо звук и фонетически подражают ему.

  • Парономазия - это стилистическая фигура, заключающаяся в соединении в одном речевом отрезке слов, сходных по звучанию, но разных по значению.




  1. Реформа русского стихосложения.

КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Размер и рифма лирического произведения.

КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Силлабо-тоническая система стихосложения.

Силлабо-тоническая система стихосложения - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.

ОСТАЛЬНОЕ В 19 ВОПРОСЕ И В ТЕТРАДИ!


  1. Поэтические приёмы и тропы речи и обусловленнойсть их применения.

КОНСПЕКТ В ТЕТРАДИ!

  1. Классицизм и его особенности. (Отправлю лекции)

Классицизм (лат – «образцовый»). Особое литературное направление, сложившееся в эпоху позднего возрождения в Италии в университетских кругах. Однако в Италии не было такой политической развитости, которая в ХVII-ХVIII вв. обнаружилась во Франции. Классицизм получил широкое распространение в ряде стран Европы: во Франции, Германии, Англии, России. Особенно ярко данное направление выявилось во французской литературе в творчестве таких писателей, как Пьер Корнель, Жан Расин, Жан Батист Мольер.

Правила классицизма имеют первостепенное значение как средства, обеспечивающие главную цель – просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. Художественным формам классицизма свойственны: строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства. Важное место в теории классицизма занимали идеи общественного долга, служения разумной цели, в качестве которой рассматривался абсолютизм. Ценность личности определялась ее заслугами перед государством.

Основные принципы классицизма.

  • Изучив «Поэтику» Аристотеля и практику греческого театра, французские классики предложили правила построения своих произведений, опирающиеся на основы рационалистического мышления.

  • Политическая система требовала деление литературных жанров на «низкие» и «высокие». В «высоких» жанрах творческие личности повествовали только о короле, в «низких» ‑ могла освещаться жизнь остальных социальных слоёв1.




    Высокие жанры

    Низкие жанры

    Герои.

    Король, придворный круг.

    Простолюдины.

    Темы.

    Политические, государственные, общественные.

    Семейно-бытовые.

    Жанры.

    Гимн, ода, трагедия.

    Басни, комедии.

    Сюжеты.

    Обращение к античности. П. Корнель «Гораций», «Смерть Помпея»; Ж. Расин, «Андромаха», «Федра», «Медея».

    На усмотрение авторов.

    Пафос.

    Героический.

    Комический. Ирония. Сарказм.

    Философские основы.

    Рационализм (по мнению Декарта, разум – это высшая категория истинности).

    Сенсуализм (Гассенди был убеждён, что главный источник познания  чувственное восприятие мира).

    Конфликт

    Долг перед королём всегда побеждал родовую честь.




  • В драматических произведениях обязательно должно быть пять актов.

  • Существовал строгий запрет на смешение стилей (например, трагикомедия была недопустима).

  • Обязательным критерием стало триединство:

Единство места,

Единство времени (24 часа),

Единство действия.

  • Действующие лица изображаются однолинейно: делятся на положительных и отрицательных.

  • Действие завершалось тем, что порок был наказан, а добродетель торжествовала.

  • Изображение природы либо отсутствовало вообще, либо описывался городской пейзаж «скверы», «парки» и другие картины искусственной природы.

  • Язык классицистических произведений изобиловал архаизмами, риторическими восклицаниями, вопросами, словами, заимствованными из античной морфологии (Аврора – богиня солнца; Нептун – бог морей; Марс – бог войны; Парнас – гора, на которой жили музы – покровительницы наук и искусства).

В России классицизм сложился значительно позднее, нежели на Западе, в ХVIII веке. Главными представителями были А. Д. Кантемир, В. К. Третьяковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков. Будучи сходным с западноевропейским классицизмом в основных чертах, русский классицизм отличался своими особенностями.

  • Произведения были тесно связаны с национальной жизнью народа. Не чуждались национального фольклора.

  • Темы и сюжеты были соотнесены с отечественной историей.

  • Остро выражались гражданские и патриотические чувства.

  • Присутствовала резкая критика пороков высших слоёв общества.

  • Писатели использовали комический приём «говорящих фамилий».

  • В произведениях Сумарокова получает расцвет жанр любовной песни.




  1. Особенности сентиментализма. (Отправлю лекции)

Сентиментализм. Сентиментализм как особое философское направление сложился первоначально в Англии в середине ХVIII века. Наиболее ярким представителем был Стерн, автор «Сентиментального путешествия», заглавие которого и легло в основу названия данного направления. Во второй половине ХVIII века - в начале ХIХ веков сентиментализм сформировался и в литературе других стран; во Франции данное направление выявилось в творчестве Руссо, в Германии ‑ в творчестве раннего Гёте; главой русского сентиментализма принято считать Карамзина. В этом литературном направлении «правда жизни» подменяется философским учением о сенсуализме; хроника бытования сентиментализма в искусстве также охватывает почти одно столетие1.

Английский сентиментализм использовал философское учение о сенсуализме (лат. ‑ чувство, ощущение) Беркли и Юма, которое за отправную точку признавало человеческие ощущения. Уместно назвать и французского философа XVII века П. Гассенди, исследовавшего чувственный опыт в качестве основного источника универсального знания. В сочинении «Свод философии» утверждается, что в разуме нет ничего такого, чего бы ни было в чувствах.

Начальный вклад в литературный сентиментализм внес английский поэт Джон Томсон, который ввел в сюжет своей дидактической поэмы «Времена года» (1730) мечты о сельской идиллии. Лирические зарисовки субъективных картин природы даны в поэзии Э. Юнга («Ночные думы»), Т. Грея («Элегия»), О. Голдсмита («Покинутая деревня»). Во второй половине XVIII века английские сентименталисты обращаются к прозаическим жанрам. Это романы, созданные С. Ричардсоном, Л. Стерном, Т. Смоллеттом. Прозаики использовали темы и сюжеты средневековых легенд, что способствовало созданию «готического романа», предтечей которого была Анна Радклиф (1764 - 1823). Событийную основу нового жанра обозначили убийства, «скелет в шкафу», таинственные приведения, оборотни, вампиры. Особую популярность Анне Радклиф принесли романы «Удольфские тайны» и «Итальянец», в которых создан мир ужасного и таинственного, где действует герой-злодей, с сильной волей и неукротимыми страстями.

Творческие признаки сентиментализма выработались в борьбе с классицизмом.

  • В центре изображения повседневная жизнь простого среднего человека, его личные душевные переживания, чувства и настроения.

  • Русские сентименталисты: Карамзин, Богданович, Дмитриев ‑ изображали мироощущение той части дворянства, которая сочувствовала народу и стремилась сгладить остроту социальных противоречий между помещиками и крестьянами и перенести внимание читателей с вопросов общественной жизни на вопросы нравственного воспитания, в область душевных переживаний и семейно-бытовой жизни.

  • Обновление идейно-тематического содержания художественной литературы привело к обновлению жанров. Героическая эпопея, рассказывающая о знаменательных исторических событиях, о подвигах царей и героев; хвалебная ода; героическая трагедия и другие жанры классицизма уступают место психологическому роману, семейной повести, мещанской драме и так называемой «слёзной» комедии, элегии и другим жанрам, которые дают возможность изобразить обыденную жизнь простых людей.

  • Сентименталисты были убеждены, что путь счастья лежит не через изменения социального строя, а через нравственное воспитание людей.

  • Подчёркнутая субъективность подхода к миру:

  1. Культ чувства,

  2. Культ природы,

  3. Культ врождённой нравственной чистоты.

  • Утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

  • Композиция сентиментальных произведений строится тоже иначе: сюжет и система образов направлены не на то, чтобы выявить героические дела выдающихся людей, а на то, чтобы как можно глубже раскрыть внутренний мир рядовых людей и самого автора, выступающего в роли рассказчика.

  • Упрощается язык произведений: он освобождается от архаизмов, старославянизмов, от сложных оборотов, становится менее торжественным, но более эмоциональным: широко используются уменьшительно-ласкательные формы слов (дружочек, голубочек, цветочек, пташечка).

  • Главным героем произведений сентиментализма стал человек низких классов.

  • Очевидна сильная дидактическая установка.

  • Выраженный просветительский характер.

  • Появляется особый пейзаж: идиллические сельские просторы, рощи, дубравы.

Сентиментализм в России представлен двумя течениями: сентиментально-романтическое – Карамзин, Муравьёв, Дмитриев; сентиментально-реалистическое – Радищев.

Борясь с классицизмом, сентиментализм открывал путь к реализму, но он отходил от изображения больших тем, имеющих общенародное значение и уводил русскую литературу в мирок интимно-личных переживаний, семейно-бытовой, частной жизни, которую он изображал односторонне, удалённо от общественной. Поэтому сентиментализм не мог стать главной линией дальнейшего развития литературы. Он стал предвестником нового течения ‑ романтизма.


  1. Романтизм в русской и зарубежной литературе. (Отправлю лекции)

Романтизм. Зарождается романтизм в Западной Европе в конце XVIII - начале XIX веков одновременно во всех литературах этого культурного региона. Предпосылкой активизации романтизма явился протест против эстетики классицизма и просветительского реализма.

Романтизм во всех странах возник под огромным воздействием революции во Франции.

Концепция «романтизм как антитеза реализму» была выдвинута А. Н. Соколовым. Если в реализме функционируют «типические характеры и типические обстоятельства», то в романтизме автономно формируются исключительные обстоятельства, в которых проявляют себя исключительные характеры литературных героев.

Романтизм отражает жизнь при помощи фантастики, гротеска, символа, гиперболы. Биография персонажа практически остается неразвернутой и таинственной, его позиция значительно схематизирована. По своему мироощущению герой не принимает окружающую его действительность, он протестует, бунтует против личностных, общественных и космических обстоятельств. Писатели-романтики обнаруживают обостренный интерес к истории. Благодаря романтизму появился жанр исторического романа, а в научный обиход вошел термин «художественный историзм». Этот метод установил два типа историзма: а) в центре произведения находится герой ‑ личность историческая, оказавшаяся в надуманных условиях; б) главный персонаж вымышленный, однако действует он в конкретно-исторических событиях.

Основы теории романтизма были созданы германскими учеными в XIX веке. Так, в трудах представителей Иенской школы (братья Шлегель, Тик, Новалис, Фихте) разрабатывалась концепция романтической иронии. Она сводится к нескольким положениям: а) ирония способствует возвышению над убожеством жизни; б) утверждает гениальную добродетель; в) обнаруживает высшую духовную деятельность.

Теоретики иенской школы классифицировали романтическую личность по целому ряду исключительных признаков. Для Новалиса идеальным действующим лицом является пассивный, статичный, созерцательный герой; у Фихте свой взгляд на романтическое «Я» ‑ это натура мыслящая, ее исключительные качества даны отнюдь не изначально, они реализуются в процессе мышления; Ф. Шлегель видит в романтическом «Я» творца, художника и только в таком ракурсе герой может претендовать на уникальную личность; Тик указывает на возможность деградации «Я», когда оно опускается к быту, поэтому герой должен быть гением, безумцем; Вакенродер отстаивал право романтической личности творить исключительно для себя или небольшого круга поклонников искусства.

Представители гейдельбергской школы романтиков (братья Гримм, Брентано) уделили внимание проблеме романтических обстоятельств, которые состоят из нескольких показателей.

  • Романтическая среда. Она становится исключительной только в том случае, когда будет родная, национальная, лучше всего – родная средневековая.

  • Раса как показатель исключительных обстоятельств. Раса выдвигает из своей среды личность гениальную, при этом ее следует возводить в культ. Уделяется внимание генеалогическим предпосылкам, которые также формируют обстоятельства.

  • Дух предков, зов крови ушедших (мертвые держат живых) стремится выполнить свой долг перед современниками. Невидимая субстанция также формирует романтическое окружение.

  • Учение о местном колорите. Суть его сводится к следующему: писатель обязан увидеть и передать неповторимые приметы, присущие только этой нации, эпохе, малой родине. Учитывается роль экзотического пространства на формирование яркой личности.

  • Романтический тип обстоятельств воссоздает дух эпохи своими символическими формами, указывая на идеальные или безобразные тенденции времени, открывает и погружает в тот мир, каким могла бы стать действительность. Отсюда обилие символики, ограниченность и недосказанность действий, которые тяготеют к воссозданию патетико-кульминационных моментов. Этим же задачам подчинен и фантастическо-легендный сюжет.

В романтический тип обстоятельств необходимо внести еще и зримый элемент. Речь идет о роли автора, которая заключается всегда в том, чтобы «захватить», «пленить» читателя своими устремлениями, представлениями о настоящем человеке и настоящей жизни. Нередко идеализированного героя сложно отличить от автора, он ‑ частица его души, рупор идей. Говоря о субъективности, необходимо помнить о том, что ее, как и субъективность в лирике, должно отделять от субъективизма. Субъективное в романтизме также объективно, оно включает в свою сферу все то, что называется судьбой сердца, историей души человеческой. Можно сказать, что романтизм ‑ это порыв к высокому, идеальному. Романтическая лиризация развивается на идеальной поэтической основе. Однако не всякий лиризм романтичен. Поэтому чрезвычайно трудно экранизировать романтическое произведение.

Наиболее яркими представителями романтизма в России были Жуковский, Рылеев, Бестужев, Одоевский, а также можно считать ранние произведения Пушкина, Лермонтова. С новым идейным содержанием романтизм появился в конце ХIХ - начале ХХ веков в раннем творчестве М. Горького.2
1   2   3


написать администратору сайта