Логика и лингвистика - Лагута О.Н.. Логика и лингвистика
Скачать 486 Kb.
|
Единичное в философской науке обозначает относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и во времени вещей и событий, а также присущие им специфические, неповторимые особенности, составляющие их уникальную качественную и количественную определенность. Как единичный может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый класс предметов, если он берется как нечто единое, относительно самостоятельное, существующее в границах определенной меры. Вместе с тем сам предмет есть некоторое множество частей, которые, в свою очередь, выступают как единичные. Общее выражает определенное свойство или отношение, характерное для данного класса предметов, событий, а также закон существования и развития всех единичных форм бытия материальных и духовных явлений. Как сходство признаков вещей общее доступно непосредственному восприятию; будучи закономерностью, оно отражается в форме понятий и теорий. В мире нет как двух абсолютно тождественных, так и двух абсолютно различных вещей, не имеющих между собой ничего общего. Общее как закономерность выражается в единичном и через единичное, и всякая новая закономерность вначале выступает в виде единичного исключения из общего правила [Философский энциклопедический словарь, 1983]. Возможность деления понятий на общие и единичные оказалась чрезвычайно плодотворной, во-первых, для соссюровской лингвистики в целом с ее методологической дихотомией "речь - язык" (речь - конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму, язык же включает в себя абстрактные аналоги единиц речи и является системой объективно существующих, социально-закрепленных знаков, соотносящих понятийное содержание и типовое звучание; в то же время речь и язык образуют единый феномен человеческого языка и каждого конкретного языка, взятого в определенном его состоянии), во-вторых, для идеи модели в языкознании во всем многообразии ее интерпретации; в-третьих, для классифицирования понятий на единичные и общие, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, безотносительные и относительные - эта идея была экстраполирована и на собственно языковой материал (см., например, лексико-грамматическую классификацию имен существительных). Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими. Регистрирующими называются понятия, в которых множество мыслимых в них элементов поддается учету, регистрируется (во всяком случае в принципе). Например, "окончание родительного падежа", "район г. Новосибирска", "планета Солнечной Системы". Регистрирующие понятия имеют конечный объем. Общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов, называется нерегистрирующим. Например, понятия "число", "слово". Нерегистрирующие понятия имеют бесконечный объем. В особую группу выделяются собирательные понятия, в которых мыслятся признаки совокупности элементов, составляющих единое целое, например, "коллектив", "группа", "созвездие". Эти понятия, так же как и общие, отражают множество элементов (членов коллектива, студентов группы, звезд), однако, как и в единичных понятиях, это множество мыслится как единое целое. Содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем, оно относится ко всей совокупности элементов. В процессе рассуждения общие понятия могут употребляться в разделительном и собирательном смысле. Если высказывание относится к каждому элементу класса, то такое употребление понятия будет разделительным, если же высказывание относится ко всем элементам, взятым в единстве, и неприложимо к каждому элементу в отдельности, то такое употребление понятия является собирательным. Говоря Студенты нашей группы изучают логику, мы употребляем понятие "студенты нашей группы" в разделительном смысле, так как данное утверждение относится к каждому студенту нашей группы. В высказывании Студенты нашей группы провели конференцию утверждение относится ко всем студентам нашей группы в целом. Здесь понятие "студенты нашей группы" употребляется в собирательном смысле. Слово каждый к данному суждению неприложимо - нельзя сказать Каждый студент нашей группы провел конференцию. 4.6.2. КОНКРЕТНЫЕ И АБСТРАКТНЫЕ ПОНЯТИЯ. Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его свойство (отношение между предметами). Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами, называется абстрактным. Так, понятие "книга", "свидетель", "государство" являются конкретными, понятия "белизна", "смелость", "ответственность" - абстрактными. С античных времен по поводу реальности существования конкретных и абстрактных понятий идет спор между номиналистами и реалистами. Номинализм отрицает онтологическое (бытийное) значение универсалий (общих понятий). Номиналисты считают, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. Так киник Антисфен, стоики критиковали теорию идей Платона: идеи, считали они, не имеют реального существования и находятся только в уме. В лингвистике этот спор косвенным образом отразился при выборе единого критерия для классифицирования имен существительных по их лексико-грамматическим разрядам. 4.6.3. ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ. Понятия делятся на положительные и отрицательные в зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него. Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так, понятия "грамотный", "порядок", "верующий" являются положительными; понятия "неграмотный", "беспорядок", "неверующий" - отрицательными. Не следует смешивать логическую характеристику понятий положительных и отрицательных с политической, нравственной, юридической оценкой тех явлений, которые они отражают. Так, "преступление" является положительным понятием, а "бескорыстие" - отрицательным. В русском языке отрицательные понятия выражаются словами с отрицательными приставками не-, без-, а-, де-, ин- и др. 4.6.4. БЕЗОТНОСИТЕЛЬНЫЕ И СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ. Понятия делятся на безотносительные и соотносительные в зависимости от того, мыслятся ли в них предметы, существующие раздельно или в отношении с другими предметами. Безотносительные понятия отражают предметы, существующие раздельно и поэтому мыслящиеся сами по себе, вне связи с другими предметами. Таковы понятия "студент", "государство". В соотносительных понятиях отражаются предметы, существующие только в связи и одновременно друг с другом и поэтому не мыслящиеся один без другого, например, понятия "родители" и "дети", "начальник" и "подчиненный", "причина" и "следствие". Особую систему соотносительных понятий образуют терминологические понятия. 4.7. ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПОНЯТИЯМИ. ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ. По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и несравнимые. Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые общие (интегральные) признаки, позволяющие сравнивать эти понятия друг с другом ("консонантизм", "вокализм" - "фонетическая система"). Несравнимыми называют понятия, не имеющие общих признаков (например, "квадрат" и "редукция"). В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия, которые делятся на совместимые и несовместимые. Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми (или внеположными). 4.7.1. ОТНОШЕНИЯ СОВМЕСТИМОСТИ. Существует три вида отношений совместимости: равнозначность, пересечение (перекрещивание), подчинение (субординация). Отношения между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругов Эйлера-Венна). 4.7.1.1. ОТНОШЕНИЯ РАВНОЗНАЧНОСТИ. В отношении равнозначности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий совпадают, хотя их содержание различно ("Москва" и "столица России", "первый в мире космонавт" и "Ю. А. Гагарин", "дистрибуция звука" и "положение звука по отношению к соседним звукам в слове или синтагме"). 4.7.1.2. ОТНОШЕНИЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ. В отношении пересечения находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого ("филолог" и "спортсмен"; некоторые филологи являются спортсменами и некоторые спортсмены являются филологами). 4.7.1.3. ОТНОШЕНИЯ ПОДЧИНЕНИЯ. В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого. Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим, а понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия, - подчиненым ("высшее учебное заведение" и "НГУ", "художник" и "маринист", "ученый" и "филолог", "филолог" и "русист"). Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное - видом. Если в отношении подчинения находятся общее и единичное понятия, то подчиняющее понятие является видом, а единичное - индивидом ( "студент" (А) - "филолог" (В) - "Муравьев" (С)). 4.7.2. ОТНОШЕНИЯ НЕСОВМЕСТИМОСТИ. Существует три вида отношений несовместимости: соподчинение (координация), противоположность (контрарность) и противоречие (контрадикторность). 4.7.2.1. КООРДИНАЦИЯ. Два понятия находятся в отношении соподчинения к третьему, если они не имеют общих элементов объемов и это третье понятие оказывается подчиняющим для каждого из них. Например, "дерево" - (А), "хвойное дерево" - (В),"лиственное дерево" - (С). 4.7.2.2. КОНТРАРНОСТЬ. В отношениях противоположности находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки отрицает, замещая их исключающими признаками ("черный" и "белый", "тяжелый" и "легкий", "отличник" и "неуспевающий"). 4.7.2.3. КОНТРАДИКТОРНОСТЬ. В отношении противоречия находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает ("черный" - "нечерный", "тяжелый" - "нетяжелый", "успевающий" - "неуспевающий"). Между двумя противоречащими понятиями не может быть никакого третьего понятия. Таким образом, можно выделить следующие отношения между понятиями по объему: 1) совпадение объемов - отношение равнозначности; 2) частичное совпадение объемов - отношение пересечения; 3) включение объемов - отношение подчинения; 4) исключение объемов - отношения несовместимости, среди которых особо следует выделить соподчинение. 5. ЛОГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ПОНЯТИЯМИ (ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ) 5.1. ОБОБЩЕНИЕ ПОНЯТИЙ. Обобщить понятие - значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Например, обобщая понятие "Новосибирский госуниверситет" мы переходим к понятию "университет". Объем нового (общего) понятия шире исходного (единичного) понятия; первое относится ко второму как индивид к виду. Содержание понятия, образованного в результате операции обобщения, уменьшилось, так как мы исключили его индивидуальные признаки. Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общими являются понятия с предельно широким объемом - категории, например "материя", "сознание", "движение", "свойство", "отношение" и др. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя. Рассмотрим вопрос о категориях подробнее. Категоризация в узком смысле - подведение явления, объекта, процесса и т. п. под определенную рубрику опыта - категорию - и признание его членом этой категории. В более широком смысле категоризация - процесс образования и выделения самих категорий, членения внешнего и внутреннего мира человека сообразно сущностным характеристикам его функционирования и бытия, упорядоченное представление разнообразных явлений через сведение их к меньшему числу разрядов или объединений и т. п., а также результат классификационной (таксономической) деятельности. Таким образом, категоризация - одно из ключевых понятий в описании познавательной деятельности человека, связанное едва ли не со всеми когнитивными способностями и системами в его когнитивном аппарате, а также с совершаемыми в процессах мышления операциями - сравнением, отождествлением, установлением сходства и подобия и т. п. Хотя способность к категоризации, а следовательно, способность классифицировать и распределять явления, воспринимаемые как идентичные или в чем-либо сходные, в одни группировки, а также способность определять, относится ли вновь обнаруживаемая реалия к установленным прежде группировкам, проявляется у человека очень рано, несомненно, что она изменяется с возрастом и приобретает более совершенный характер с накоплением опыта, а, главное, с усвоением языка. Иногда утверждают, что категоризация - явление лингвистическое и о нем следует говорить как о лингвистической категоризации. Ее результаты отражены в полнозначной лексике, а каждое полнозначное слово можно рассматривать как отражающее отдельно взятую категорию со стоящими за ней многочисленными ее представителями. Не будь имен, как знали бы мы, к какому классу или категории относит человек, говорящий на естественном языке, какой-либо объект, процесс, признак или явление. Но такое утверждение не следует понимать чересчур буквально: животные тоже реагируют на стимулы разной природы, маленькие дети, не зная общих терминов (например, номинаций "фрукты" или "овощи"), раскладывают по просьбе экспериментатора данные им предметы по разным кучкам, и т. д. Категоризация связана и с таким явлением, как концептуализация мира - выделение отдельных концептов или их устойчивых объединений. Изучение когнитивного развития ребенка доказывает, как показал Лев Семенович Выготский (1896 - 1934 гг.), что процесс формирования концептов проходит разные качественные стадии, на одной из которых ребенок создает малоупорядоченные "кучи" - синкреты, на другой - обобщает однородные предметы - комплексы и т. д. до тех пор, пока он не начинает формировать подлинные концепты. В анализе категоризации нужно учитывать пути формирования новых категорий и пути пополнения и развития имеющихся, исследование отношений между членами одной категории и критериев, в соответствии с которыми они считаются или не считаются представляющими одну и ту же категорию. Центральными понятиями при описании процесса категоризации являются понятия прототипа и объекта базисного уровня. В отличие от научных и логических категорий естественная категория может объединять члены с неравным статусом, т. е. не полностью повторяющимися признаками. Один из таких членов может обладать привилегированным положением, являя собой лучший образец своего класса, т. е. наиболее полно отвечая представлению о сути объединения и своем прототипе, вокруг которого группируются остальные члены категории. Как уже отмечалось, образование категории тесно связано с формированием концепта или группы концептов, вокруг которых она строится, т. е. с выделением набора признаков, выражающих идею подобия или сходства объединяемых единиц: в естественных категориях ее члены объединяются не потому, что такой набор считается обязательным для каждого члена категории, но потому, что эти члены демонстрируют - в большей или меньшей степени - некоторое подобие с тем членом, который выбирается за лучшего представителя своего класса. Суждения о принадлежности к одной или разным категориям - итог сопоставления двух концептуальных структур, выраженный в высказывании X - это пример категории Y. Однако ответом на вопрос о принадлежности X категории Y может быть не только утвердительный, отрицательный, но и "может быть", "не вполне уверен" и т. п., поэтому ответы указанного типа носят творческий характер. Проблема выведения знания о типе, категории из знания об отдельных представителях (экземплярах) составляет одну из центральных проблем когнитивной психологии и до сих пор не решена. Ясно, что самое непосредственное отношение к данному процессу имеет язык и в любом языке мира специальными обозначениями выделены главные для него категории [Кубрякова, 1996в]. 5.1.1. КАТЕГОРИИ ЛОГИЧЕСКИЕ. Итак, категории - это предельно общие понятия, не подлежащие дальнейшему обобщению, не имеющие родового понятия. В течение всего периода существования философской мысли логики стремились выявить корпус (таблицы) этих предельно общих понятий: категории должны существовать объективно и должны отражать наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. 5.1.1.1. КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА АРИСТОТЕЛЯ. Ранние формы философского анализа категорий возникли в древности в учениях, пытавшихся выявить основные принципы бытия. Впервые собственно учение о категориях было изложено Аристотелем. Аристотель обобщил попытки предшествующих философов и составил таблицу категорий, с гордостью заявив, что "мы не нашли ничего такого, что было бы сказано до нас, а должны были сами создать с большой затратой времени и сил". В четвертой главе "Категорий" он пишет: "Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или "сколько", или "какое", или "по отношению к чему-то", или "где", или "когда", или "находиться в каком-то положении", или "обладать", или "действовать", или "претерпевать". Сущность, коротко говоря, - это, например, человек, лошадь; "сколько" - это, например, длиною в два локтя, в три локтя; "какое" - например, белое, умеющее читать и писать; "по отношению к чему-то" - например, двойное, половинное, большое; "где" - например, в Ликее, на площади; "когда" - например, вчера, в прошлом году; "находиться в каком-то положении" - например, лежит, сидит; "обладать" - например, обут, вооружен; "действовать" - например, режет, жжет; "претерпевать" например, его режут, жгут" (с. 55). Таким образом, Аристотель выделил категории сущности, количества, качества, отношения, места, времени, положения, состояния, действия, страдания. Таблица Аристотеля оказала определяющее влияние на развитие учения о категориях вплоть до нового времени, но в ХХ в. она подверглась резкой критике со стороны выдающегося французского структуралиста Э. Бенвениста, который, в отличие от большинства структуралистов, очень много внимания уделял связи языка и мышления (см. его ставшую классической статью "Категории мысли и категории языка" (1958), на которую мы уже ссылались). Отношения мысли и языка не симметричны, и язык нельзя считать лишь формой мысли. Если язык может быть описан вне всякой связи с мышлением, то мышление нельзя описать в отрыве от языка. В связи с этим Бенвенист спорит с многовековой традицией, идущей от Аристотеля, согласно которой мышление первично относительно языка, поскольку оно обладает общими, универсальными категориями, отличными от специфических для каждого отдельного языка языковых категорий. К числу таких категорий со времен Аристотеля относили субстанцию, количество, время и т. д. Для опровержения такой точки зрения Э. Бенвенист разбирает особенности подхода Аристотеля и показывает, что все эти категории так или иначе оказываются категориями древнегреческого языка, на котором писал философ и который он только и учитывал. В системе общих аристотелевских категорий находят отражение система частей речи этого языка (различие имен, в том числе прилагательных, глаголов, наречий), набор грамматических категорий (залог, время), существование особых языковых единиц, в частности, глагола бытия, выполняющего также функцию связки. Как показывает Э. Бенвенист, логика Аристотеля представляет собой упрощенный древнегреческий синтаксис. Разумеется, Э. Бенвенист не считает все эти явления специфическими лишь для древнегреческого языка и отмечает общеиндоевропейский характер многих из них, в результуте чего данные категории, как правило есть во французском языке, отдаленно родственном древнегреческому. Однако эти категории вовсе не обязаны иметь место во всех языках. В связи с этим приводится пример из языка эве (его носители живут в Западной Африке, в современных Того и Бенине), где привычному для европейца единому глаголу бытия соответствует пять совершенно различных глаголов. Подробный анализ взглядов Бенвениста дается В. М. Алпатовым в его "Истории лингвистических учений". 5.1.1.2. КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА КАНТА. Новый этап в анализе категорий открыло учение Иммануила Канта (1724 - 1804 гг.). Кант рассматривал категории как априорные формы рассудка: система категорий дана нам свыше, заложена от Бога, а мы их только выражаем, используя средства своего языка. Раз они даны - они абсолютны и постоянны. Априоризм Канта позволял рассматривать категории как неизменные формы мышления, упорядочивающие опыт. В категориальную таблицу Канта входят следующие категории: качество (реальность, отрицание, ограничение), количество (единство, множество, цельность), отношение (субстанция и свойство, причина и действие, взаимодействие), модальность (возможность-невозможность, действительность-недействительность, необходимость и случайность). 5.1.1.3. КАТЕГОРИАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ГЕГЕЛЯ. Новый подход к категориям и диалектическую их трактовку выдвинул Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831 гг.), считавший, что категории являются порождениями абсолютной идеи, они взаимосвязаны и взаимопереходящи. Все категории он свел в следующую таблицу: бытие (качество, количество, мера), сущность (основание; явление; действительность - субстанция, причина, взаимодействие), понятие (субъект, абсолютная идея, объект). Таблицы категорий разных философов отличаются друг от друга. Так в ранг категории могли возводиться понятия "заброшенность", "забота" (экзистенциалисты Хайдеггер, Сартр, Ясперс). |