Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема: «Люблю тебя, мой Курский край». Выполнила

  • Оглавление. ВведениеI. Мастера – золотые руки

  • Приложение Введение.

  • Методы исследования: 1.Социологический опрос.2.Метод изучения литературы.3.Теоретический анализ. Задачи работы

  • 1.Мастера – золотые руки

  • Традиционные рушники вышивают обучающиеся кружка «Сувенир» В Касторенской школе №1.

  • Вышивка Курский соловей. Сувенир в год экологии.

  • Птица пава- женский образ

  • «Люблю тебя, мой Курский край».

  • ПРОЕКТ СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ. ПРОЕКТ. Люблю тебя, мой Курский край


    Скачать 2.17 Mb.
    НазваниеЛюблю тебя, мой Курский край
    АнкорПРОЕКТ СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ
    Дата07.12.2022
    Размер2.17 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПРОЕКТ.docx
    ТипДокументы
    #832781







    МКОУ «Касторенская средняя общеобразовательная школа№1»

    Касторенского района Курской области.
    Исследовательский проект по направлению: «Культурное наследие» туристско-краеведческого движения «Отечество».



    Тема: «Люблю тебя, мой Курский край».


    Выполнила: Побединская Александра

    5 «А» класс. Кружок «Сувенир»

    Руководитель: учитель технологии

    Кованцева Елена Владимировна

    Касторное-2017

    Оглавление.


    Введение
    I. Мастера – золотые руки
    …………………………………………………..........4
    II. Они продолжают традиции русского рукодельного искусства
    …….......5
    I
    II. Наши исследования по проблеме воспроизводства материальной
    культуры в поселке Касторное
    ………………………………………….....6
    Заключение


    Литература

    Приложение

    Введение.

    Мы живём в окружении самых разных предметов, они искусно украшены, нарядны и по-своему неповторимы. Эти художественные предметы относятся к области декоративно-прикладного творчества. Декоративно-прикладное творчество самое древнее, так как возникло ещё в первобытные времена. И в то же время молодое, потому что по-прежнему необходимо человеку в его жизни, и в быту. Предметы декоративно-прикладного творчества и секреты мастерства наших предков, к сожалению, не все сохранились до наших дней. Но то, что живо и поныне, необходимо беречь, изучать и приумножать. Только так можно унаследовать и передать в будущее наше самое большое богатство – многовековой опыт духовной жизни народа, его мудрость, доброту, любовь к родной земле, стремление к красоте.

    В Краеведческом музее собраны такие предметы. (Приложение 1) Смотришь на них и восхищаешься: сколько любви, света, добра вложено в них! Где находили время для рукоделия?! Ведь работали от зари до зари в поле и дома.

    Остаётся только поклониться создателям такой красоты!
    Конкурс творческих проектов дал возможность шире исследовать тему рукодельного искусства на примере краеведческого материала. Эта тема привлекла наше внимание ещё и потому, что на кружке «Сувенир», мы исследовали проблему воспроизводства материальной культуры в нашем поселке и выполняли проекты с вышивкой счетными швами. Эти исследования дали нам возможность познакомиться с декоративно-прикладным рукодельным искусством современного Касторного.

    Актуальность темы определяется памятью моего поколения об истории и культуре наших предков, чувствами уважения и благодарности за их труд и духовное богатство, доставшееся нам в наследство.
    Как при помощи искусства человек постигает мир? Почему рукоделие в народной жизни играет важную роль? В чём секреты мастерства русской вышивки?

    Цель работы: Пробудить интерес к традициям и обрядам русского крестьянства через изучение народной вышивки.

    Объект – с традициями и обрядами знакомимся в Краеведческом музее», и

    проектируем сувениры с элементами старинной вышивки родного края.

    Предмет – рушник как ритуальный предмет, искусно украшенный вышивкой.

    Гипотеза – украшенная вещь становилась участницей общения людей.

    Украшая рушник «Люблю тебя, мой Курский край» вышивкой, мы будем обсуждать лучшие идеи, обосновывать их и прорабатывать в соответствии элементов и их сочетаний в выстраиваемом узоре, выборе орнамента, композиционной завершённости, подбора тканей, ниток, соблюдение правил техники безопасности.

    Методы исследования:

    1.Социологический опрос.2.Метод изучения литературы.3.Теоретический анализ.

    Задачи работы:

    – собрать материал о мастерах рукодельного искусства поселка Касторное,
    –показать место рукодельных работ в жизни касторенцев;
    – выполнить прикладной проект «Люблю тебя мой, Курскиий край!» (изделия материальной культуры с элементами народной вышивки)

    Область знания: Декоративно-прикладное творчество.
    1.Мастера – золотые руки

    Узнать о сельских мастерах нам помогли жители поселка и Касторенского района. Те, кому сегодня 75-80 лет, помнят, кто строил избы, создавал керамическую посуду, резал по дереву, вышивал ковры и полотенца для икон. Узнали о них и мы. Наши мамы хранят работы наших бабушек, как семейные реликвии. Один из прекрасных примеров - рушник, доставшийся по наследству, старинная работа начала 20 столетия, вышита односторонним крестом на полотне (домашнего ткачества), кружево тоже ручной работы. (Приложение 2). Схема рисунка восстановлена.

    Сельские мастерицы. С момента образования поселка рукоделием занимались все женщины. Об этом читаем запись в источнике. Гармония полезного и прекрасного — основная черта народного искусства, В коллекции музея сохранились полотенца (рушники) 19-20 вв. Обрядовая роль полотенец в народном быту была многозначной. Ими украшали красный угол избы и иконы, десятки вышитых полотенец готовили к свадьбе, они сопровождали человека от рождения до смерти. Полотенца украшали вышивкой и кружевом. Вышивкой и вязанием занимались в каждой семье.

    Трудно назвать, кто здесь был лучшим, искусством вышивки владели все женщины 1920-1940-х годов рождения. Именно до 50-х гг. каждая девушка должна была подготовить себе приданое, и рукоделию уделяли особое внимание в семьях. В сундуке невесты должны были быть вышитые полотенца, скатерти, подзоры, наволочки, праздничная одежда. Из девичьего приданого устраивали своеобразную выставку, где гости оценивали умение и вкус невесты. Эти предметы рассказывали о трудолюбии, усердии и терпении невесты, и всем было ясно, что в дом к жениху входит прекрасная умелая хозяйка и заботливая жена. А мы сегодня можем не только любоваться такими работами, но и учиться замечательному виду рукоделию, чтобы продолжить традиции прабабушек.

    Особое место в интерьере избы жителей села занимала кровать. В каждом доме её убранству уделяли повышенное внимание. По праздникам она особенно «убиралась». Все женщины обладали искусством украшения кровати. Вышитое покрывало, подзор с каймой, накрахмаленные, выглаженные вышитые наволочки – обязательные предметы для её убора. Они были в каждом доме, и не водном экземпляре. С любовью приготовленные, созданные искусными руками наших бабушек и прабабушек, они имели особую ценность. Тщательно взбитые и заправленные нарядом подушки и перина делали кровать воздушной, важной, торжественной! Она возвышалась, будто царский трон. Нам удалось найти такое чудо в современном Касторном в доме прабабушки Циценко Анастасии (Настя внучка Касторенского фермера). Хранятся вышивки в домах наших учителей-ветеранов : Кованцевой Тамары Александровны, Черняга Екатерины Ивановны, Брусенцовой Лидии Дмитриевны.

    Тканые половики, дорожки, вышитые салфетки на радиоприёмниках, рушники – на иконах, портретах родственников, создавали уют и вызывали ощущение сказочности!

    II. Мы продолжаем традиции русского рукодельного искусства.

    На уроках технологии мы научились шить, вязать, вышивать. Мы шьем одежду для себя, а также предметы для украшения интерьера. Мы пытаемся приумножать красоту древних видов декоративно-прикладного искусства.

    Рушники и скатерти сохраненные от бабушек настоящий клад для нас.

    Так же мы используем работы мастериц Касторного. Создают образцы вязания и вышивки Черкасова Анна Сергеевна, Зотова Татьяна Федоровна, Ермишина Валентина Алексеевна. Мы встретились с ними, и они очень скромно рассказали о своём рукоделии, подчеркнув, что ничего особенного в нём нет. Но увиденные работы вызвали у нас чувства восхищения, удивления, радости! Это настоящее творчество, которое

    продолжает традиции русского прикладного искусства. Работают они быстро, мастерски, создавая свои узоры, рисунки, орнамент. Чтобы сфотографировать их работы, пришлось собирать творения рук рукодельниц, которые они щедро дарят близким, друзьям, знакомым. Сколько радости приносят эти подарки!

    Сегодня в поселке живут ученики Валентины Алексеевны, умеющие искусно вышивать, вязать. Многие мастерицы уже не занимаются вышиванием по разным причинам (основная причина плохое зрение). Но и в этом виде рукоделия есть те, кто находит время на занятия вышиванием, «для души» создают замечательные предметы, сохраняя то, чему их научили и, стараясь это передать своим внучкам.

    Так Кованцева Тамара Александровна свою внучку Ольгу научила вышивать, так в семье из поколения в поколение передаются традиции (Приложение 3)

    Валентина Алексеевна Ермишина знает о своём рукоделии всё. Она рассказала нам много интересного об истории вязания, особенностях вязания отдельных предметов, символах узоров, значении цвета, ответила на интересующие нас вопросы. Она – одарённая личность: замечательно вышивает, шьёт, готовит, вяжет. Ко всему подходит творчески, постоянно создаёт что-то новое, имеет много задумок, которые старается воплотить в своём творчестве. Работает быстро, увлечённо, вкладывая душу во всё, чем занимается.
    Любимое занятие – вязание. Вяжет давно, в детстве научилась вязать на спицах, а потом освоила и вязание крючком. Одинаково любит оба инструмента. Создаёт уникальные, неповторимые модели одежды. Среди её работ- платья, шали, платки, кофты, варежки, перчатки, шапочки, шарфы, носки. И всё это самых разных видов. Обилие красок, узоров поражает взор! Проявляя фантазию в работе с нитками разных фактур и цветов, она умело выражает свою индивидуальность. Валентина Алексеевна является мастером работы с пухом. Долгое время она в своём хозяйстве имела пуховых коз белого и серо-голубого цвета. Сама выполняла все операции по подготовке нитей: от снятия пуха до прядения. Из пуха она вывязала огромное количество всевозможных изделий, которые с радостью дарила друзьям и знакомым. Связанные Валентина Алексеевна вещи прочны и удобны, практичны и элегантны, в них тепло и уютно. Приложив терпение и труд, с помощью простых спиц и мотка пряжи она дарит любовь и радость родным людям и радует себя потрясающими обновками!

    Каждая ручная вещь неповторима, в каждую вложена частичка души. «Вязать одинаковые вещи мне, например, просто неинтересно. Каждый раз хочется сотворить что-то новенькое. Ещё не довязала одну пару рукавичек, а уже зреет набросок второй, и хочется быстрей приступить к выполнению задуманного. А как приятно видеть восхищённые взгляды попутчиц с интересом разглядывающих зимой мои варежки или шапочку!» – подытоживает свой рассказ мастерица.

    III. Наши исследования по проблеме воспроизводства материальной культуры в поселке Касторное.

    Работая над темой, мы провели некоторые исследования, в основе которых лежат воспоминания женщин старшего возраста (1920-1940-е годы рождения), анкетирование женщин 1950-1970-хх гг. рождения, опрос девочек, обучающихся в школе.

    Наши исследования показали, что сегодня в Касторном умеют вязать и вышивать все женщины 1930-1950-х годов рождения. Шло время, менялось отношение к приданому, уже не так ценились предметы рукоделия, а значит и в семьях не придавали значения обучению девочек вышиванию, вязанию, ткачеству. И как итог: среди женщин 1950-60-х гг. рождения не каждая умеет вязать, тем более вышивать. Вязание распространено больше, чем вышивание. Это связано с практической значимостью вязаных вещей.

    Был проведён опрос и среди девочек школы, который показал, что большинство девочек знает азы вышивания. Этим рукоделием занимается на уроках технологии, кружке «Сувенир» (приложение4,5), в школе искусств , в Доме детского творчества.

    Умеют вязать 80 % опрошенных девочек, но делают это примитивно, некоторые совершенствуется в своём умении. Ребятам было предложено поговорить на эту тему дома. Выяснилось, что мамы учеников -9-11 классов умеют хорошо вязать, и обучены вышиванию. Это поколение рождённых в середине 1970-х годов. В годы их учёбы в нашей школе, они обучались рукоделию на кружке, который вела Ермишина Валентина Алексеевна. Она передала нам схемы (Приложение 6), которые хранились более 70 лет.

    Проведенный социологический опрос (Приложение 7) подтвердил правильность выбранной нами темы. На вопрос – считаете ли вы необходимым изучение истории декоративно прикладного искусства , 86% респондентов дали положительный ответ.


    В процессе исследовательской работы мы выполнили сувениры (приложение 4-5).

    Выполненный проект «Люблю тебя, мой Курский край»» (Приложение 8) стал актуальным подарком в год экологии, для родных и друзей.

    Заключение

    При выполнении проекта выяснилось, что много вышитых вещей можно увидеть в домах старшего поколения: иконы украшены рушниками, столы застилаются вышитыми скатертями по праздникам, семейные портреты, фотографии «покрыты» вышитыми и вязаными салфетками. К таким вещам в этих домах особое трепетное отношение, здесь ценят всё, что связано с ушедшей молодостью, близкими людьми. Основная масса жителей высоко ценят ручную работу, картины-вышивки можно увидеть в некоторых домах, они занимают самые видные места, украшая интерьер дома. Но самое главное – вышитые руками бабушек и прабабушек рушники, скатерти, подзоры, пожелтевшие от времени хранятся в каждом доме. Хранятся, как память, как напоминание о высоком мастерстве предков, как надежда на возрождение.


    После знакомства с произведениями рукоделия Касторенских мастериц, которые смело можно назвать искусством - итогом исследовательской работы стало воспроизведение схем узоров традиционных в Касторном , и выполнение проекта «Люблю тебя, мой Курский край» Это рушник вышит крестом и украшенная хлопчатобумажной прошвой. . Собранные схемы вышивки мы в ближайшее время воспроизведем на рушниках и картинах, так как вышивать это любимое наше занятие на кружке «Сувенир».

    Нельзя забывать то, что из поколения в поколение сохраняли наши предки. Уважение к их труду, к их трудовым традициям, к их орудиям труда, к их обычаям, к их песням и развлечениям – всё это дорого нам.
    «Каждый обязан принимать посильное участие в сохранении культуры. Ответственны за всё мы с вами, и в наших силах не быть равнодушными
    к нашему прошлому. Оно наше, в нашем общем владении», — писал Д.С.Лихачев.

    Литература.


    1. Андреева А. Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт — Петербург, 2004 г

    2.Громов Е.С.Природа художественного творчества. М. : Просвещение, 1989.


    3. Лихачёв Д.С. Письма о добром. – СПб.: Издательство «Logos», 2007
    4. Моисеенко Е. Ю. Русский народный костюм. Книга для раскрашивания.

    5.Народные художественные промыслы/Под ред. О. С. Поповой. М,, 1984.

    6. Преображенский Л. А. История раскрывает тайны. М.,1991 г.

    7. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика — синтез”, М.,2006 г.

    8 Рондели Л. Д. Народное декоративно-прикладное искусство. М., 1984.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1



    Предметы декоративно-прикладного творчества в Краеведческом музее.



    На фото (слева) Н.Д. Решетникова руководитель музея.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2.



    Старинная работа начала 20 столетия, вышита односторонним крестом на полотне домашнего ткачества.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3




    Традиционные рушники вышивают обучающиеся кружка «Сувенир»

    В Касторенской школе №1.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4


    Вышивка Курский соловей.

    Сувенир в год экологии.

    Доски, стилизованные под народную роспись. Работы кружка «Сувенир».


    ПРИЛОЖЕНИЕ 5



    Декоративно-прикладное искусство прошлого и настоящего.

    Приложение № 6



    Птица пава- женский образ.



    Древо жизни.



    Конь – мужское начало, гонец солнца.




    Русская вышивка. Изображение птиц.

    Птица – вестница неба, женское начало
    ПРИЛОЖЕНИЕ 7


    №пп

    Вопрос

    Варианты ответов







    Да

    Нет

    Затрудняюсь ответить

    1

    Считаете ли вы необходимым изучение истории декоративно- прикладного

    искусства, в

    п.Касторное?

    86%

    3%

    11%

    2

    Как лучше, по вашему мнению, узнать историю декоративно-прикладного

    искусства п. Касторное?

    1)Изучить историю

    декоративно-прикладного

    искусства из литературы;

    2) Изучить историю, декоративно-прикладного

    искусства прослушав цикл бесед с наглядным пособием;

    3) Изучить историю декоративно-прикладного

    искусства, посетив краеведческий музей.

    4) Изучить историю костюма, используя ресурсы Интернет

    45%

    72%

    60%

    61%

    31%

    5%

    13%

    7%

    24%

    23%

    27%

    32%


    СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС

    Вывод: Проведенный социологический опрос подтвердил правильность выбранной нами темы. На вопрос – считаете ли вы необходимым изучение истории декоративно

    прикладного искусства

    , 86% респондентов дали положительный ответ.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 8



    «Люблю тебя, мой Курский край».


    написать администратору сайта