Реферат по Истории. ИЭ-24-20 Шмелев Илья. М., Ключевский В. О. Шмелев. Иэ2420 Выдающиеся историки России
Скачать 31.41 Kb.
|
Задание 1. Подготовить информационный материал о выдающихся историках России XVIII-XIX - Татищев В.Н., Карамзин Н.В., Погодин М.П., Кавелин К.Д. Соловьев С.М., Ключевский В.О. Шмелев. ИЭ-24-20 Выдающиеся историки России Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – знаменитый литератор и историк конца 18 – первой четверти 19 века. родился 12 декабря 1766 года около Симбирска в родовом селе Карамзинка (по другой версии — родился в д. Каразихе (Михайловке) Оренбургской губернии). Вырос в усадьбе отца, отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина (1724—1783), среднепоместного симбирского дворянина из рода Карамзиных, происходящего от татарского Кара-мурзы, и матери — Екатерины Петровны Пазухиной. Первоначальное образование получил в частном пансионе в Симбирске. В 1778 году был отправлен в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена. Одновременно посещал в 1781—1782 годах лекции И. Г. Шварца в Московском университете. В 1781—1784 годах Карамзин служил в лейб-гвардии Преображенском полку, из которого вышел в отставку в чине поручика и больше никогда не служил, предпочтя жизнь светского человека и литератора. Ко времени военной службы относятся его первые литературные опыты. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом — в Москве. В Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца», а после приезда в Москву в течение четырёх лет (1785—1789) был членом «Дружеского учёного общества» В Москве Карамзин познакомился с писателями и литераторами: Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым, участвовал в издании первого русского журнала для детей — «Детское чтение для сердца и разума». В 1789—1790 годах, путешествуя по Европе, посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, восхитился Берлином и побывал в Париже во время Великой французской революции. По впечатлениям от этой поездки были написаны знаменитые «Письма русского путешественника», публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторые филологи считают, что именно с этой книги ведёт свой отсчёт современная русская литература. Как бы то ни было, в литературе русских «путешествий» Карамзин действительно стал пионером — быстро нашедшим как подражателей (В. В. Измайлов, П. И. Сумароков, П. И. Шаликов). Именно с тех пор Карамзин и считается одним из главных литературных деятелей России. Татищев Василий Никитич (1686-1750) – его по праву считают «отцом русской историографии», был крупным государственным и общественным деятелем России первой половины 18 века. Родился 19 (29) апреля 1686 года в поместье своего отца, Никиты Алексеевича Татищева, в Псковском уезде Татищевы происходили от семьи Рюриковичей, точнее — от младшей ветви князей смоленских, которая утратила княжеский титул. Отец Василия Никитича с 1678 года числился в государевой службе московским «жильцом» и первое время не имел никаких земельных владений, однако в 1680 году ему удалось получить поместье умершего дальнего родственника в Псковском уезде. В 1693 году сыновья Никиты Алексеевича, десятилетний Иван и семилетний Василий, были пожалованы в стольники и служили при дворе царицы Прасковьи Фёдоровны до смерти царя Ивана V Алексеевича в 1696 году. В дальнейшем братья жили, вероятно, в отцовском поместье — до начала 1704 года. 25 июня 1705 года братья написали доклад ("сказку") в Разрядном приказе, в которой преуменьшили свой возраст (Иван на 4 года, Василий на 2 года), благодаря чему отстояли льготу по освобождению от службы до 1706 года. В 1706 году они были зачислены в полк Автонома Иванова (позднее Азовский драгунский полк). 12 августа 1706 года оба брата, произведённые в поручики, в составе вновь сформированного драгунского полка отправились из Москвы на Украину, где приняли участие в военных действиях. В. Н. Татищев сражался и в битве под Полтавой, где был ранен, по его собственным словам, «подле государя». В 1710 году отряд под его командованием совершил поход от Пинска до Киева и Коростеня. В 1711 году он участвовал в Прутском походе, после чего пребывал вместе с полком в Польше. Главным историческим трудом Татищева стала «История Российская», над которой он работал около 30-ти лет. Он довёл повествование до 1577 г. и надеялся продолжить его до воцарения Михаила Фёдоровича Романова, однако завершить «Историю» не успел. Сохранились лишь подготовительные материалы к рассказу о событиях XVII в. «Историю» Татищева в рукописи использовали для своих занятий русские историки М. В. Ломоносов, Г. Ф. Миллер, И. Н. Болтин; высоко ценила труд В. Н. Татищева императрица Екатерина II. Значение этого произведения для русской исторической науки велико: впервые было составлено систематическое научное описание русской истории, предложена её периодизация, сделана попытка рационалистического осмысления событий русского прошлого. Своим трудом Татищев заложил традиции русской исторической науки начинать исследовательскую работу с собирания и изучения исторических источников. Погодин Михаил Петрович (1800-1875) - русский историк, коллекционер, журналист и публицист, писатель-беллетрист, издатель. Тайный советник Начиная с 1820-х годов отстаивал норманскую теорию. В 1826—1844 годах — профессор Московского университета. Почётный член Московского университета (1845). Вместе с Н. Г. Устряловым развивал теорию официальной народности. Придерживался консервативных взглядов. Сын дворового человека, служившего домоправителем у графа И. П. Салтыкова и получившего вольную в 1806 году. Дед академика был крепостным крестьянином графа Чернышёва. Как писал в статье для «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона» М. А. Полиевктов, «обстановка барского двора, искательство отца у знатных и богатых не остались без влияния на характер Погодина: он отличался большой практичностью, совмещавшуюся в нём с немалой долей сентиментальности, с одной стороны, и критическим умом, с другой». До десятилетнего возраста мальчик обучался дома, и уже в эту раннюю пору жизни в нём стала развиваться страсть к учению; знал он в то время одну лишь русскую грамоту и с жадностью прочитывал «Московские ведомости», тогдашние журналы «Вестник Европы» и «Русский Вестник» и переводные романы. В гимназии и в университете Погодин стал усердно изучать русскую историю, главным образом под влиянием появившихся в год его поступления в университет первых восьми томов «Истории государства Российского» Карамзина и за девять лет до этого изданного начала русского перевода шлецеровского «Нестора». Эти два труда имели решающее значение в учёных работах и воззрениях Погодина: он стал убеждённым, но не слепым, поклонником русского историографа, а также — первым и самым ярым из этнически русских историков последователем исторической критики Шлецера и его «норманской теории» происхождения Руси. В 1823 году Погодин сдал магистерский экзамен, а в 1824 году напечатал магистерскую диссертацию «О происхождении Руси», посвятив её Карамзину и защитив публично в Москве, в январе 1825 года С 1844 года до самой смерти Погодин занимается изучением древней русской и славянской истории, а также публицистической деятельностью в качестве редактора основанного им в 1841 году журнала «Москвитянин» и других периодических изданий и автора отдельных политических брошюр. Погодин открыл и ввёл в научный оборот ряд важных исторических источников и памятников русской словесности, как-то: «Псковская летопись» (1837), 5-й том «Истории Российской» В. Н. Татищева, «Казацкая летопись» Самуила Величко, «Книга о скудости и богатстве» И. Т. Посошкова. Кроме того, ему удалось первому правильно локализовать летописный город Блестовит. Константин Дмитриевич Кавелин (1818—1885) — русский историк, государствовед, психолог, социолог и публицист. Из дворян. Его отец, Дмитрий Александрович (1778—1851), в 1805 году женился на дочери придворного архитектора Шарлотте Ивановне Белли, от которой имел 7 детей — пятым был Константин. Отец Константина Дмитриевича, директор Главного Педагогического института, переименованного в 1818 году в Санкт-Петербургский университет, приятель В. Жуковского, А. Тургенева, С. Уварова, был заметной персоной великосветских салонов и уважаемым участником влиятельного литературного кружка «Арзамас». Первоначальное образование Константин Кавелин получил дома; в 1833—1834 годах к поступлению в Московский университет его готовили К. А. Коссович и В. Г. Белинский. В 1835 году он начал учиться на историко-филологическом отделении философского факультета университета, но уже в ноябре перевёлся на юридический факультет, где в качестве своекоштного студента слушал лекции молодых правоведов Н. И. Крылова (римское право) и П. Г. Редкина (энциклопедия права). В студенческие годы он сблизился с братьями Киреевскими, Петром и Иваном Васильевичем. В мае 1839 года Кавелин окончил курс Московского университета кандидатом прав, получив золотую медаль за сочинение «О римском владении». Общие вопросы истории освещал через призму правовых отношений и придавал изложению публицистическую форму. Наряду с Б. Н. Чичериным стал основателем государственной школы в русской историографии. Вопреки славянофилам, доказывает, что весь русский общественный и государственный быт изначально «строился» не на общинных, а на «домовых», патриархальных кровно-родственных связях и отношениях. Именно эта теория «домового» была развита в «государственную школу» в русской историографии, а её тезисное изложение в публичных выступлениях автора ставит его имя рядом с именем Грановского. Развивал идею о решающей роли государства в жизни народа. Государство, по мнению Кавелина, явилось высшей формой общественного бытия в истории России, а власть — инициатором и гарантом прогресса. Кавелин весьма убедительно доказал решающую роль самодержавного государства в русской истории, подчеркивал значимость самодержавия не просто в борьбе за независимость и существование русского государства, сохранение российского народа, но и рассмотрел самодержавие как основное, главное и необходимое условие существования на исторической карте мира самой России, самого русского народа. В этом была его принципиальная позиция. Сергей Михайлович Соловьёв (1820-1879— русский историк; профессор Московского университета (с 1848), ректор Московского университета (1871—1877), ординарный академик Императорской Санкт-Петербургской Академии наук по Отделению русского языка и словесности (1872), тайный советник. Впервые применил термин «Киевская Русь». Родился в семье протоиерея, законоучителя Московского коммерческого училища Михаила Васильевича Соловьёва (1791—1861); мать, Е. И. Шатрова, была дочерью мелкого чиновника, выслужившего дворянство, и племянницей епископа Авраама (Шумилина). До 13 лет Закону Божьему и древним языкам учился у отца, будучи с 8 лет записан в Московское духовное училище с оговоркой, что по светским предметам ученик будет получать знания в коммерческом училище, а экзамены сдавать в духовном. Религиозное воспитание проявилось в том, какое значение в исторической жизни народов он придавал религии вообще и, в применении к России, православию в частности. Много читал, отдавая предпочтение исторической литературе. По собственным словам Соловьёва к тринадцати годам он прочитал «Историю государства российского» Н. М. Карамзина не меньше двенадцати раз. В 1838 году он окончил, с серебряной медалью, 1-ю Московскую гимназию, в которой учился с 3-го класса (1833—1838), и поступил на 1-е отделение (историко-филологическое) философского факультета Московского университета (впоследствии — историко-филологический факультет). В университете русскую историю, излюбленный Соловьёвым предмет, читал М. П. Погодин; но лекции профессора — пересказы «Истории государства Российского» Карамзина, не удовлетворяли его. Интерес он проявлял к лекциям Т. Н. Грановского, читавшего курс истории Средних веков. Курс Грановского внушил Соловьёву сознание необходимости изучать русскую историю в тесной связи с судьбой других народностей и в широкой рамке духовной жизни вообще: интерес к вопросам религии, права, политики, этнографии и литературы руководил Соловьёвым в течение всей его научной деятельности. В этот период Соловьёв некоторое время сильно увлекался Гегелем и «на несколько месяцев стал протестантом», но, как сам он отметил: «отвлечённость была не по мне, я родился историком». Книга Эверса «Древнейшее право Руссов», излагавшая взгляд на родовое устройство древних русских племён, составила, по словам самого Соловьёва, «эпоху в его умственной жизни, ибо Карамзин наделял одними фактами, ударял только на чувство», а «Эверс ударил на мысль, заставил думать над русской историей» Убедившись, что русское общество не имеет истории, удовлетворяющей научным требованиям времени, когда русская историография уже вышла из карамзинского периода, перестав главную задачу свою видеть в одном только изображении деятельности государей и смены правительственных форм, Соловьёв, почувствовав в себе силы дать таковую, принялся за неё, видя в ней свой общественный долг. Над «Историей России с древнейших времён» Соловьёв неустанно работал 30 лет. Первый том её появился в 1851 году — на подготовку его ушло более трёх лет; но с тех пор аккуратно из года в год выходило по тому. Последний, 29-й том, вышел в 1879 году, уже после смерти автора. Следующее издание «Истории России» — в 6 больших томах С точки зрения фактической полноты изложения событий русской истории, преимущественно внешних, «История России с древнейших времен» есть наиболее полное хранилище таких фактов. Ни один из русских историков, ни до Соловьёва, ни после него, в своих попытках изложить весь ход русской истории, не обнимал огромного хронологического пространства: на протяжении двадцати трех столетий — с V века до нашей эры. Ключевский Василий Осипович (1841-1911) – уже первый труд студента Московского университета В. О. Ключевского – выпускное сочинение «Сказания иностранцев о Московском государстве» - получил высокую оценку современников. Родился в селе Воскресеновка Пензенского уезда Пензенской губернии (ныне — Пензенского района Пензенской области). Детские годы провёл в Пензенской губернии по месту службы отца — сельского священника Иосифа Васильевича Ключевского (1815—1850): с. Воскресенское (1841—1845), с. Городище (1845), с. Можаровка Городищенского уезда (1846—1851). Отец погиб, попав в грозу, и это событие произвело такое впечатление на девятилетнего мальчика, что он с тех пор начал заикаться. После смерти отца (1850) семья Ключевских перебралась в Пензу, где Василий учился в Пензенском приходском духовном училище (1851—1852), затем в Пензенском уездном духовном училище (1852—1856). По воспоминаниям его учителей, «он до того резко заикался, что наставники тяготились им и не знали, что делать с его косноязычием; исключить же его им было жалко ввиду заметных его способностей». Впоследствии Ключевскому удалось преодолеть своё заикание, но следы его оставались у него на всю жизнь. После окончания духовного училища он поступил в Пензенскую духовную семинарию, куда был принят на казённый счёт. В семинарии Ключевский учился блестяще (1856—1860), но отчислился из неё, не окончив. В годы учёбы Ключевского в Пензенской духовной семинарии к кругу его семинарских друзей примыкало несколько преподавателей. Они читали и обсуждали статьи «Русского вестника», «Отечественных записок», «Современника», новинки исторической литературы. Вспоминая это время, В. О. Ключевский впоследствии писал, что в нём тогда пробуждалось историческое мышление и делались первые усилия в познании родного прошлого, с целью подготовки к поступлению в университет. Последний год своей жизни в Пензе (1861) Ключевский провёл в доме фабриканта И. И. Маршева, готовя двух его сыновей и готовясь сам к поступлению в университет. Ключевский вошёл в историю не только как выдающийся учёный-историк, но и как блестящий лектор, собиравший большие аудитории. Ключевский пробирался сквозь толпу к кафедре, начиная лекцию сразу, ещё на ступеньках к кафедре. Лекции он всегда читал тихо, несмотря на то, что аудитория всегда была переполнена. У Ключевского был хорошо поставленный голос. Заикание, от которого ему не удалось избавиться полностью, он преодолевал строя свою речь, что паузы, вызванные заиканием, становились смысловыми — он расставлял их в значимых местах речи. Задание 2. Дать характеристику советскому периоду историографии. Подготовьте биографическую справку об одном из представителей официальной советской исторической науки : Тарле Е.В., Греков Б.Д., Дружинин Н.М., Вернадский Г.В., Тихомиров М.Н., Нечкина М.В. Ковальченко И.Д., Милов Л.В. (на выбор). Шмелев ИЭ-24-20 Характеристика советского периода историографии После Октябрьской революции 1917 г. в исторической науке нашей страны утверждается господство марксистского (формационного) подхода. Многообразие в подходах к историческим явлениям и событиям сменяется их единым идеологическим толкованием. Историческая наука стала зависима от установок власти. Труды ученых контролировались партийными органами и подвергались жесткой цензуре. Часть историков эмигрировала, многие были репрессированы. Развитие советской исторической науки во многом определялось исследованиями академиков Б.Д. Грекова, Б.А. Рыбакова, М.Н. Тихомирова, Д.С. Лихачева, Л.В. Черепнина и др. – по истории древней и средневековой Руси, Н.М. Дружинина, М.В. Нечкиной, П.А. Зайончковского и др. – по истории России в новое время. В советский период историографии историческая наука была востребованной, т.к. служила идеологическим целям существующей власти. На исследования по истории выделялись колоссальные средства, а исторические труды публиковались большими тиражами. После распада СССР в 1991 г. диктат партии был снят, произошел отказ от марксистского направления как основного подхода к изучению истории. Историки получили свободу творчества. На этом фоне с одной стороны, начали появляться публикации псевдоисторических «исследований» (А.Т. Фоменко, Г.В. Носовский «Новая хронология» и др.), а с другой – стал возможным пересмотр многих излишне политизированных моментов в историографии истории России. Произошли ослабление материальной базы, коммерциализация архивов и издательской деятельности. +В начале XXI века российская историческая наука находится на этапе смены поколений ученых. В тоже время, некоторые продолжают традиции сформировавшихся еще в предыдущий период научных школ И.Я. Фроянова, В.Л. Янина, Л.В. Милова, В.Т. Пашуто и др. Милица Васильевна Нечкина (1901—1985) — советский историк. Профессор, академик АН СССР Родилась 12 февраля 1901 года в Нежине (ныне Черниговская область, Украина) в семье инженера-технолога. В 1917 году окончила с золотой медалью гимназию, в 1921 году — Казанский университет, где была оставлена для подготовки к профессорскому званию. С 1924 года преподавала на рабфаке МГУ, в Коммунистическом университете народов Востока, позднее в Академии общественных наук. Длительное время сотрудничала с издательством «Советская энциклопедия», участвуя в подготовке к изданию Малой Советской Энциклопедии, 1-го и 2-го издания Большой Советской Энциклопедии. Редактор раздела «Русская история» издания «Малая Советская Энциклопедия», осуществленного в 1928—1931 годах Акционерным обществом «Советская Энциклопедия» при Коммунистической Академии ЦИК СССР. Редактор и редактор-консультант раздела «История СССР» при подготовке 1-го и 2-го издания Большой Советской Энциклопедии. С 1935 года была научным сотрудником Института истории. Являлась автором многих учебников по истории для средней и высшей школы; ответственный редактор томов II—V издания «Очерки истории исторической науки в СССР». После смерти И.В.Сталина в рамках борьбы нового советского руководства против его культа личности М.В. Нечкиной постановлением Министерства высшего и среднего образования СССР было поручено стирание сносок и ссылок на слова и работы И.В. Сталина в учебниках истории СССР для вузов. М. В. Нечкина подготовила к печати более 500 своих стихотворений, но, как она писала, «бросила мысль об их издании — они так и остались в рукописях». Умерла 16 мая 1985 года. Похоронена в Москве на Новодевичьем кладбище Задание 3. 3. Выделите ведущие идеи евразийской теории. С каким течением общественной мысли XIX в. они были связаны? Как Вы считаете, что, по мнению евразийцев, имело решающее значение для развития России - западное (европейское) или восточное(азиатское) начало? Шмелев Илья 24-20 Евразийская теория выражается в том, что евразийцы считали, что вся территория Евразии это не весь материк в целом, а ее континентальная часть, то есть Российская Империя. Идейными предтечами евразийцев были славянофилы. Евразийцы пришли к мнению, что на территории Евразии существует «братство народов». Они подчеркивали, что русские ближе к азиатским народам – тюркам, монголам, чем европейцам, поскольку совместное длительное проживание не может продолжаться только при наличии противоречий и столкновений. На территории Евразии существовало добрососедство, что и объясняется этнокультурными и этноязыковыми заимствованиями этносов, принадлежащим к различным расовым типам, лингвистическим группам и т.д. |