Главная страница
Навигация по странице:

  • «Емшан»

  • К кому из героев повести можно отнести слова

  • - Почему вы решили, что эти слова можно отнести к главному герою повести

  • Почему Морис Давидович Симашко написал повесть про Бейбарса

  • А кто такие мамлюки, кто они такие и где жили

  • Элементы сюжетной композиции Жизненный путь Бейбарса. Экспозиция

  • Развитие действия

  • Кульминация

  • Развязка Султан Бейбарс наливает себе в чашку яд и выпивает.С 1260 по 1277 годы он правил страной Миср. Эпилог

  • Гласные. М. Семашко Емшан. Сравнительный анализ произведений А. Майкова и М. Семашко Морис Давидович Симашко


    Скачать 34.69 Kb.
    НазваниеМ. Семашко Емшан. Сравнительный анализ произведений А. Майкова и М. Семашко Морис Давидович Симашко
    АнкорГласные
    Дата18.05.2023
    Размер34.69 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаf6179807ea74a50.docx
    ТипДокументы
    #1140002

    М.Семашко «Емшан». Сравнительный анализ произведений А.Майкова и М.Семашко

    Морис Давидович Симашко (1924–2000 гг.) – народный писатель Казахстана, лауреат казахстанской Президентской премии мира и духовного согласия, лауреат литературной премии имени Абая 1986 года, автор многочисленных произведений на темы среднеазиатской и российской истории.

    Действие повести «Емшан» происходит во второй половине XIII века в стране Миср (так в Средние века называли Египет).

    Это время характеризуется крестовыми походами европейцев-католиков, направленными против арабов-мусульман, и противостоянием Египта организованной, не знающей пощады армии монголов. Чтобы отражать нападения противников, египетские султаны формировали свои войска из мамлюков (невольников). Впервые мамлюкскую армию создал один из последних представителей египетской династии султанов Эйюбид Малик Салих.

    В 1250 году вожди мамлюкского войска свергли Салиха и основали династию мамлюкских султанов, правивших в Египте почти три века.

    Главный герой повести «Емшан» – султан Бейбарс Первый – личность, реально существовавшая. На его могиле, находящейся в Каире, написано: «Здесь лежит кипчак из рода берш».

    Благодаря личной отваге и мужеству, Бейбарс смог из раба, купленного на базаре в мамлюкское войско, стать султаном Египта.

    История всегда увлекала писателя. Культура и легенды Центральной Азии вошли навсегда в его творчество. Немаловажную роль сыграло знакомство с известными археологами М.Е. Масоном и С.П. Толстовым. История и древняя культура Востока, России, Казахстана – вот область научных и писательских интересов М. Симашко.

    Как признается М.Д. Симашко, толчком для написания произведения послужило стихотворение А.Н. Майкова «Емшан», строчка из которого стала эпиграфом к повести, а также продолжительные беседы с О.О. Сулейменовым и С.Н. Марковым о месте и роли кипчакских ханов в истории средневековья.
    «Емшан» — повесть Мориса Симашко 1966 года, одно из лучших произведений писателя. Трудно определить жанр повести: её можно также назвать и балладой, и поэмой в прозе.

    В «Емшане» затронута одна из самых драматичных тем, которые всегда волновали ученых и литераторов Казахстана — правление в Египте мамлюков кипчакского происхождения (1250—1382 гг.). Приходу мамлюков к власти предшествовала гибель кипчаков как этноса в результате монгольского завоевания, и только в Египте, в качестве сначала рабов, а затем правящей верхушки, кипчаки на время продлили своё существование.

    Известный казахский поэт Олжас Сулейменов в книге «Аз и Я» отмечал, что именно по его совету Морис Симашко взялся за «мамлюкскую» тему. «Емшан» стал первым из произведений Мориса Симашко, в котором на первом плане — личность человека, облечённого властью, история возвышения раба-мамлюка до всемогущего султана. У Симашко власть не меняет человека к худшему — его герой поднимается на трон из невольничьего барака и корабельного трюма и приносит с собой своё мировоззрение и свои привычки, приобретенные им в рабстве.

    Каир, 1277 год. Могущественный мамлюкский султан Бейбарс, победитель крестоносцев и монголов, семнадцатый год правит Египтом. Однажды утром султан просыпается с необычным ощущением: в его памяти неизвестно откуда возникло странное слово — «куке», значения которого он не понимает. Бейбарс удивляется сам себе: ещё никогда ни чужие слова, ни эмоции, ни слезы не вызывали в его душе никакого отклика.

    Железной рукой султан-мамлюк управляет древней богатой страной, уничтожая любого, в ком может хотя бы на миг заподозрить соперника. Ему безразличны и давняя дружба, и личная благодарность, когда речь идёт о власти. К женщинам из своего гарема он приходит раз в две недели, чтобы удовлетворить своё желание, не интересуясь их чувствами. Бейбарс презирает религию, науку, всех слабых людей и всех своих покорных подданных. Прошедший путь от мальчика-раба, галерного гребца и рядового воина-мамлюка, султан твёрдо уверен в том, что в его мире нет места ни любви, ни дружбе, ни жалости. Жизнь — это беспощадная борьба между людьми за власть и богатства; все, кто пытается это отрицать — наивные глупцы, «не умеющие смотреть прямо».

    Султан садится на коня и выезжает за город, окруженный отрядом личной охраны. Весь день он проводит в седле, в медленной прогулке по пустыне, перебирая одно за другим события своей жизни и пытаясь догадаться, что означает непонятное слово.

    Бейбарс вспоминает свою жизнь маленького раба, проводящего дни в бесконечной тяжелой работе, полуголодного и лишённого всякого представления о родительской любви, доброте и взаимопомощи; мальчика, для которого надсмотрщики с бичами — высшие существа, а другие дети, такие же подростки — враги, отнимающие друг у друга еду. Маленький Бейбарс убивает одного за другим трех других детей — двух первых за нежелание отдавать свой паёк, третьего — как соперника, отбирающего хлеб у остальных. После третьего убийства его, уже подросшего, отправляют гребцом на галеры.

    В трюме генуэзского корабля Бейбарс быстро переходит из разряда простых гребцов в привилегированную категорию. Рабовладельцы отбирают для надзора за порядком команду запасных гребцов, освобождённых от изнурительной работы — самых агрессивных и жестоких. Им предоставлена свобода отнимать у остальных рабов лучшую еду и убивать тех, кто пытается сопротивляться. Запасные гребцы выполняют за надсмотрщиков их грязную работу, подавляя у своих товарищей даже мысли о сопротивлении. Одновременно они ведут между собой жестокую борьбу за власть. Бейбарс сразу разбирается в новых правилах выживания и сначала ликвидирует главного конкурента, а потом поочерёдно меняет и всю команду запасных гребцов.

    Много лет будущий султан проводит в трюме корабля, удерживая деспотическую власть над маленьким полутемным миром, из которого надсмотрщики время от времени выносят трупы его соперников. Здесь он принимает грозное имя «Бейбарс», здесь приобретает привычку всегда держать при себе девять близких помощников и время от времени заменять их по очереди. Наконец в одном из портовых городов Сирии его выводят на рынок рабов. Мамлюкский офицер Икдын покупает его вместе с партией других крепких и сильных гребцов, чтобы отправить в Египет, для султанского войска. На этом рынке Бейбарс впервые в жизни видит женщин и поражается тому, как униженно кланяются Икдыну надсмотрщики с бичами. Он с восторгом принимает новую жизнь на острове Рода, где расположен мамлюкский гарнизон.

    Получив одежду и оружие, Бейбарс долго и верно служит власти айюбидского султана Салиха, без сомнений отправляется подавлять восстания египтян и сражаться за султана в Сирии — против других Айюбидов и против крестоносцев. На Острове он быстро делает карьеру, пользуясь расположением начальника мамлюкского корпуса — умного, проницательного и беспощадного Котуза, который выделяет и приближает к себе талантливых людей. То же самое делает и сам Бейбарс, набирая новых девятерых приближенных: его верными друзьями становятся мамлюки Барат, Турфан и Шамурат, и вместе с Котузом и его другом Айбеком — начальником султанской охраны — они все ждут часа, когда смогут отнять власть у слабого султана Салиха.

    Крестоносцы высаживаются в Египте и берут штурмом укрепленную Дамиетту. Бейбарс едва не погибает от копья рыцаря, но его спасает Турфан. В упорном сражении мамлюки останавливают крестоносцев и берут в плен французского короля, за которого Салих получает огромный выкуп. Крестоносцы навсегда покидают Египет, а Бейбарса за его заслуги назначают Эмиром Сорока личной охраны султана. Теперь он может наблюдать изнутри за жизнью султанского дворца.

    Бейбарсу непонятно поведение Салиха, который чем дальше, тем больше углубляется в чтение книг, выходит к народу на базар без охраны, теряет вкус к борьбе и власти. Мамлюки пользуются этим, чтобы совершить переворот. Салих не сопротивляется заговорщикам, явившимся, чтобы убить его; с этого момента хозяином положения в Египте становится мамлюкская гвардия. Вставший во главе заговорщиков Айбек после убийства проводит ночь с женой Салиха — Шадияр, а наутро мамлюки объявляют о смерти султана от болезни. Каирцы догадываются, как умер султан Салих, но не скорбят о нём: в их представлении султан проявил недостойную слабость, попытавшись стать ближе к своему народу.

    Айбек, Котуз и Бейбарс провозглашают султаном молодого Тураншаха, сына Салиха, и начинают управлять Египтом от его имени. Вскоре Бейбарс и Барат убивают Тураншаха, и теперь мамлюкам принадлежит власть и официально. Айбек женится на Шадияр, искренне влюбившись в бывшую жену Салиха. Но любовь неожиданно изменяет характер могучего и самоуверенного Айбека: он становится добродушным и сентиментальным, перестаёт следить за порядком и даёт всё больше воли народу. В стране вскоре начинаются мятежи, разбои и голод, крестоносцы подступают к границам, Египту угрожает хаос.

    Мамлюки объединяются против Айбека, потерявшего хватку, и убивают его. К покушению причастна и Шадияр, ибо Айбек упал в глазах султанши, слишком сильно влюбившись в неё и подчинившись её воле. Котуз становится султаном, Бейбарс — начальником Острова. По приказу Котуза Бейбарс лунной ночью на лодке вывозит Шадияр на середину Нила и снимает с неё покрывало, чтобы посмотреть ей в глаза перед убийством. Внезапно он чувствует, что против своей воли поддаётся чарам красавицы; у Бейбарса хватает сил, чтобы заколоть Шадияр ножом, но впервые в жизни он понимает, насколько слабым может оказаться перед женщиной даже такой человек, как он.

    Котуз правит Египтом, оказывает Бейбарсу высокие почести, осыпает его дарами, рассчитывая устранить в удобный момент. Но Бейбарс по-прежнему окружен преданными ему людьми. Между тем на границах египетских владений появляются монголы хана Хулагу, которые вторгаются в Сирию и Палестину и идут на Египет. Монголы — самые опасные враги из всех, которых встречал Бейбарс на поле боя: их связывает жесткая дисциплина, они не знают сомнений, их не отвлекают от цели раздоры, как вождей крестоносцев. Мамлюки не в силах сдержать первый удар монголов: войско бежит, а Бейбарс избегает плена в последний миг — его спасает лучший друг, Барат. В Египте ходят слухи о страшном опустошении монголами Багдада и Дамаска, о жестокой казни халифа Мустасима и всех его близких. В Каире появляется оборванец, называющий себя братом казнённого халифа, и предрекает гибель страны; Котуз бросает его в темницу. Бейбарс собирает все силы мамлюков; опасность заставляет Котуза отдать лучшие силы под командование соперника. Бейбарс допрашивает пленных, поражаясь бесстрашию монголов, и странный горький запах вызывает у него непонятные чувства. Но он верит в силу армии мамлюков, не знающих ни страха, ни жалости.

    Мамлюки одерживают полную победу над монголами в сражении при Айн-Джалуте; монголы отступают за Евфрат, чтобы больше не возвращаться. Котуз опять готовится устранить Бейбарса, но тот опережает и убивает султана. Бейбарс объявляет себя султаном Египта, выпускает из темницы самозванца и провозглашает его халифом всех мусульман, чтобы сделать Каир духовной столицей ислама. Бейбарс правит мудрее и успешнее, чем Айбек и Котуз, и Египту больше ничего не угрожает. Войска Бейбарса отправляются в походы на север, восток, юг и запад, и повсюду они одерживают победы. Народ преклоняется перед султаном, а он зорко следит за своими бывшими соратниками, постепенно уничтожая всех, кто когда-то оказывался с ним рядом. Первым погибает Шамурат, затем Турфан, чью дочь повелитель забирает к себе в гарем; наконец, Бейбарс на исходе своей долгой прогулки решает ликвидировать Барата, который сегодня утром почему-то не смотрел ему в глаза. Вечером Бейбарс возвращается в Каир: он так и не вспомнил значение слова, которое так мешало ему утром, зато принял решение заменить Барата молодым мамлюком из группировки Бурджи — Шамилом.

    Бейбарс передаёт Барату чашу отравленного вина и наблюдает, как лучший друг умирает на его глазах. Оставив своих приближённых за столом, султан уходит в гарем, где спит девочка, дочь Турфана, которую Бейбарс лишил девственности уже после гибели её отца. Во сне девочка произносит слово «куке», и в сочетании с красными лучами вечернего солнца оно вдруг воссоздаёт в памяти Бейбарса картину из его далёкого детства. На закате в красной пустыне он, ещё совсем маленький мальчик, сидит у тела своего убитого отца — куке, чьё горло пробила монгольская стрела, тщетно пытается его разбудить, а вокруг благоухает степная трава — полынь, емшан. Мальчик проводит сутки у тела отца, а затем большой караван проходит мимо, и генуэзец берёт мальчика на руки и поднимает на верблюда, спасая его от смерти и забирая в рабство.

    Бейбарс возвращается к пирующим, наполняет чашу с ядом, из которой выпил Барат, и выпивает сам. Он уходит из жизни, чтобы присоединиться к своему роду…

    Прочтите отрывок стихотворения А. Майкова «Емшан». Почему Симашко в качестве Составьте ассоциативную схему поиска слова-символа Родины эпиграфа использовал стихотворение Майкова? Обоснуйте свою точку зрения.

    А.Н. Майков. Емшан


    Степной травы пучок сухой,
    Он и сухой благоухает!
    И разом степи надо мной
    Всё обаянье воскрешает.

    Когда в степях, за станом стан,
    Бродили орды кочевые.
    Был хан Отрок и хан Сырчан,
    Два брата, батыри лихие.

    И раз у них шел пир горой -
    Велик полон был взят из Руси!
    Певец им славу пел, рекой
    Лился кумыс во всем улусе.

    Вдруг шум и крик, и стук мечей,
    И кровь, и смерть, и нет пощады!
    Всё врозь бежит, что лебедей
    Ловцами спугнутое стадо.

    То с русской силой Мономах
    Всесокрушающий явился;
    Сырчан в донских залег мелях,
    Отрок в горах кавказских скрылся.

    И шли года. Гулял в степях
    Лишь буйный ветер на просторе.
    Но вот - скончался Мономах,
    И по Руси - туга и горе,

    Зовет к себе певца Сырчан
    И к брату шлет его с наказом:
    "Он там богат, он царь тех страд,
    Владыка надо всем Кавказом, -

    Скажи ему, чтоб бросил всё,
    Что умер враг, что спали цепи,
    Чтоб шел в наследие свое,
    В благоухающие степи!

    Ему ты песен наших спой, -
    Когда ж на песнь не отзовется,
    Свяжи в пучок емшан степной
    И дай ему - и он вернется".

    Отрок сидит в златом шатре,
    Вкруг - рой абхазянок прекрасных;
    На золоте и серебре
    Князей он чествует подвластных.

    Введен певец. Он говорит,
    Чтоб в степи шел Отрок без страха,
    Что путь на Русь кругом открыт,
    Что нет уж больше Мономаха!

    Отрок молчит, на братнин зов
    Одной усмешкой отвечает, -
    И пир идет, и хор рабов
    Его что солнце величает.

    Встает певец, и песни он
    Поет о былях половецких,
    Про славу дедовских времен
    И их набегов молодецких, -


    Отрок угрюмый принял вид
    И, на певца не глядя, знаком,
    Чтоб увели его, велит
    Своим послушливым кунакам.

    И взял пучек травы степной
    Тогда певец, и подал хану -
    И смотрит хан - я, сам не свой.
    Как бы почуя в сердце рану,

    За грудь схватился. Все глядят:
    Он - грозный хан, что ж это значит?
    Он, пред которым все дрожат, -
    Пучок травы целуя, плачет!

    И вдруг, взмахнувши кулаком:
    "Не царь я больше вам отныне! -
    Воскликнул. - Смерть в краю родном
    Милей, чем слава на чужбине!"

    Наутро, чуть осел туман
    И озлатились гор вершины,
    В горах идет уж караван -
    Отрок с немногою дружиной.

    Минуя гору за горой,
    Всё ждет он - скоро ль степь родная,
    И вдаль глядит, травы степной
    Пучок из рук не выпуская.

    Итак, мы составили свое представление о герое произведения Бейбарсе, сумевшем пройти путь от унизительного рабства до верховной власти, как реально существовавшей исторической личности.
    - К кому из героев повести можно отнести слова:
    Меня рабом прозвали, что ж,
    Я был рабом, от правды не уйдешь.
    Но не найдешь рабов подобных много,
    Султаном ставших, много не найдёшь. (Бейбарс).
    - Почему вы решили, что эти слова можно отнести к главному герою повести? (Раб, ставший султаном). Но только ли этим исчерпывается понимание образа главного героя? Попытаемся понять это.

    - Почему Морис Давидович Симашко написал повесть про Бейбарса?

    У русского поэта 19 века Аполлона Николаевича Майкова есть стихотворение, которое называется «Емшан», в нем говорится о хане Отроке, который забыл свою Родину, стал царем в чужой стране. И только, когда ему привезли пучок сухой травы емшан, он вспомнил свою Родину. Потому что емшан растет в его родной степи. Послушайте отрывок из стихотворения:
    И взял пучок травы степной
    Тогда певец и подал хану,-
    И смотрит хан – и, сам не свой,
    Как бы почуя в сердце рану,

    За грудь схватился… Все глядят –
    Он грозный хан, что ж это значит?
    Он, пред которым все дрожат,-
    Пучок травы целуя, плачет!

    И вдруг, взмахнувши кулаком:
    «Не царь я больше вам отныне! –
    Воскликнул. – Смерть в краю родном
    Милей, чем слава на чужбине!»

    Мы думаем, что Симашко прочитал это стихотворение, и написал свою повесть.
    Емшан - это трава, которая растет в степи. Это полынь.
    - А кто такие мамлюки, кто они такие и где жили?
    Мамлюки – это слово из арабского языка, это невольники, воины-рабы, составлявшие гвардию династии Эйюбидов. Султан Эйюбид Малик Салих во второй половине 13 века в Египте,/ который назывался Миср/, основал армию воинов-мамлюков на острове Рода для защиты от европейских крестоносцев и монголов. Столица Египта – Каир (Эль-Кахира). /Показать на карте/. В 1250 году Салих был свергнут вождями, и основалась династия мамлюкских султанов, которые правили 3 века. Мамлюком был и Бейбарс. Различались Речные и Башенные мамлюки. Могила Бейбарса Первого находится в Каире, на ней надпись – «кипчак из рода берш». Кипчаки, или половцы – это тюркоязычный народ, живший с 11 века в южно-русских степях. Также мы узнали, что у Шокана Валиханова, известного ученого, историка, географа есть труды о кипчакских ханах средневековья. Мы думаем, что Симашко читал произведения Валиханова, и его заинтересовала эта эпоха.
    Элементы сюжетной композиции Жизненный путь Бейбарса.
    Экспозиция
    Султан Бейбарс на Острове. У него личная охрана - эмиры Тысячи, Сорока, Пяти. Он живет в Розовом Дворце с фонтанами и пирамидами. Он властелин страны Миср.
    Завязка
    Он раб, на нем браслеты-цепи. Он работает вместе с другими рабами, копает землю, срезает колосья. Убивает из-за еды, его бьют надсмотрщики. Живет в сарае, носит тяжелые корзины с виноградом, рвет руками овечью шерсть.
    Развитие действия
    Его покупают люди султана Салиха. Ему дают одежду. Он становится мамелюком на Острове. Его слушаются другие. Он становится сначала Эмиром Пяти, затем Сорока, Тысячи. Он убивает тех, кто не хочет ему подчиняться.
    Кульминация
    Переворот. Свержение султана Салиха. Он выбирает себе имя Бейбарс и убивает всех остальных вождей и маленького наследника. Его все боготворят и почитают.
    Развязка
    Султан Бейбарс наливает себе в чашку яд и выпивает.С 1260 по 1277 годы он правил страной Миср.
    Эпилог
    О султане Бейбарсе люди слагают легенды.
    Вывод: В начале повести Бейбарс – раб, ему живется тяжело. В конце повести – он султан, ему все поклоняются.
    1 группа /литература/. Мы заполняли таблицу «Повторяющиеся детали, запахи, звуки».
    Элементы сюжетной композиции
    Повторяющиеся детали, запахи, звуки.
    Экспозиция
    Горький вкус, чей-то неясный плач, сигнальные трубы, коричневый бугор на запястьях рук Бейбарса.
    Завязка
    Во рту у него стало горько, и криком сдавило горло. Звуки барабана. Шрамы от браслетов на руках.
    Развитие действия
    Воздух сразу стал горьким. Звук трубы. Темные бугры на руках.
    Кульминация
    Тяжело ухнули трубы. Бугры на руках. Горький воздух кругом.
    Развязка
    Запах горькой высокой травы, он становится гуще. Он задыхается от этого запаха. Плач мальчика.
    Эпилог
    Запах зажженной травы емшан.
    Сделайте вывод: Все запахи, звуки усиливаются к концу повести.
    3 группа /живопись/. Мы заполняли таблицу « Цветовые эпитеты».
    Элементы сюжетной композиции
    Цветовые эпитеты.
    Экспозиция
    Серые камешки на дорожке, красные, синие. Желтая пыль.
    Завязка
    Черное небо. Черная весенняя земля. Черные платки.
    Развитие действия
    Белое солнце. Красный огонь. Желтый берег. Красные и синие сапоги эмиров.
    Кульминация
    Красные сапоги. Черный раб. Черные глаза. Красные розы. Листья красные. Камни красные.
    Развязка
    Красная от вечернего солнца трава. Черный песок. Белое небо. Трава белая. Белое солнце. Красный песок.
    Эпилог
    Красный песок. Белая трава. Белое солнце. Почернел красный песок.
    Сделайте вывод: Постепенно серые тусклые краски переходят в черные, затем начинает преобладать красный цвет, потом белый, и заканчивается все черным цветом.
    4 группа /казахский язык и литература/. Мы заполняли таблицу «Казахские слова и пословицы».
    Элементы сюжетной композиции
    Казахские слова и пословицы.
    Экспозиция
    Слово «Куке!..» Собаки видят орла, пока видят только его тень.
    Завязка
    Ку-у-ке...
    Развитие действия
    Куке-е!..
    Кульминация
    Ку –у-ке-е!.. Руку, которая бьет, лижут собаки.
    Развязка
    Ку-у-ке-е!..
    Эпилог
    Ку-у-ке-е!
    Сделайте вывод: В начале повести герой не понимает значение слова «куке», постепенно он вспоминает, что это слово значит «отец». И в эпилоге это слово звучит как крик, плач.
    Обобщение учителя: Выполнив это задание, мы увидели, что хоть повествование ведется от третьего лица, но все изображаемое видится глазами главного героя. Художественная картина мира выстраивается автором через восприятие Бейбарса.
    Вопрос: - Почему главный герой назвал себя Бейбарсом? /На странице 55 читаем: «Он слышал, что есть пятнистые звери, одной лапой ломающие спину человеку, и назвал себя Беем этих зверей»/.
    - Кто-нибудь из вас видел барса? Какой он? Барс- то же, что и леопард. Млекопитающее семейства кошачьих. Длина тела до 170 см, хвоста – до 100 см. Окраска желтая с темными пятнами, обитает в Африке, в Азии. /Показываю иллюстрацию/. Это очень сильный и опасный хищник. Не случайно герой выбирает себе такое имя. Он живет по звериным законам, где выживает сильнейший, убивая сначала из-за еды, хлеба, затем из-за власти, чтобы стать султаном, быть самым сильным, он не хочет носить браслеты раба. - Можете привести примеры, подтверждающие мои слова? («В первый раз он задушил того, который был рядом, и съел его хлеб», «другого он ударил серпом в живот», третьему «перегрыз руку у локтя и не отпускал, пока не вытекла вся кровь»). В повести герои делятся на сильных и слабых. Кто же такие слабые люди? Выясним это, выполнив следующее задание.
    3) Дифференцированное задание № 3. Прочитайте отрывок и скажите, каких людей Бейбарс считал слабыми?
    1 отрывок. Таких, которые молились, он знал в сарае, откуда его привезли. У них легче забирать хлеб. Те, что молились, говорили всегда о каких-то людях, которые где-то гладили им головы, чмокали губами и даром давали хлеб. Они называли по-разному этих людей, странными влажными именами. И непонятно почему плакали. Он был доволен, что не было в его жизни отца и матери. Это были плохие люди, делающие человека слабым...
    2 отрывок. Люди страны Миср были худые и несильные. Они всегда кричали что-то, показывая пальцем на небо, и в глазах у них была молитва. Наказывать их было нетрудно. Тех, у кого глаза были без молитвы, убивали.
    3 отрывок. Почему они благодарили Бога? Люди страны Миср тоже делали это по-разному: одни пять раз в день прижимались лицом к земле, другие крестились. Они напрасно ссорились. Это всегда был один и тот же Бог, который делал их слабыми. Им, как женщинам, была неприятна кровь и знакомы слезы.
    4 отрывок. И браслет поэтому надели большой стране Миср. Для этого нужно было, чтобы объединились девять эмиров, у которых на запястьях были твердые бугры. И чтобы были на Острове всего по сорок раз сорок мамелюков, у которых не было бы хватающего за руки Бога, не было делающих человека слабым отца и матери.
    /Учащиеся делают вывод о том, что слабыми Бейбарс считал людей, верящих в бога, тех, у кого были родители, и которые умели плакать/.
    4) Словесное рисование. Опишите Бейбарса, каким вы себе его представляете.
    V. Закрепление.
    1) Работа в группах. Задание: Подберите слова из текста повести на странице 68, которые бы послужили подписью к данной иллюстрации. /Портрет Бейбарса/.
    - Почему плачет Бейбарс? /Он вспомнил свою Родину, слово «куке», своего отца, которого убили, степь и горький запах исцеляющей травы емшан/. Он понял: «Чем быть султаном на чужбине, лучше быть подошвой в родном краю». «Басқа елде сұлтан болғанша, өз елінде ұлтан бол».
    2) Заключительное слово учителя. В эпилоге повести говорится о старике. Кто этот старик? /Бейбарс, «высокий старик со шрамом у левого глаза»/. Автор как бы представляет нам жизнь своего героя после смерти. «Они засыпали красным песком мертвых и зажгли собранную в кучу сухую горькую траву емшан. И заплакали они все, и подняли руки к белому солнцу. Высокий старик поднял со всеми руки, и лицо его было мокрое». Теперь он был вместе с теми людьми, которых раньше считал слабыми.
    Сегодня на уроке мы закончили изучение повести М.Д. Симашко «Емшан», поняли, что автор представляет свое понимание образа султана Бейбарса, отличающееся от исторической трактовки, сопоставили свое мнение о герое повести Бейбарсе с образом, созданным писателем, проанализировав картину художественного мира произведения.
    В 1989 году казахстанский режиссер Булат Мансуров снял кинофильм «Султан Бейбарс» по повести Мориса Симашко «Емшан», в главных ролях – Даулет Бейсенов и Нурмухан Жантурин. /Показываю иллюстрацию/. Скоро собираются выпустить фильм – новую версию судьбы султана Бейбарса.
    VI. Рефлексия. Продолжите строки стихотворения поэта Хафиза Саади. Кому из героев и почему вы посвятили бы эти строки?
    Жизнь, что она мне дала? Я обрел только скорбь.
    Дружба меня обошла, я обрел только скорбь…
    / Жизнь, что она мне дала? Я обрел только скорбь.
    В страсти – ни блага, ни зла. Я обрел только скорбь.
    Друга не встретил я, мука была мне подругой,
    Дружба меня обошла, я обрел только скорбь./
    VII. Домашнее задание. Творческое задание: Придумайте и запишите свою версию о последних годах жизни и о смерти султана Бейбарса.


    написать администратору сайта