Язык Си - Уэйт, Прата, Мартин. M. уэит с. Прата д. Мартин
Скачать 4.69 Mb.
|
0, то программа будет переводить мили в километры. Производя эти изменения, вы, по видимому, во избежание путаницы должны будете поменять также и печатаемые сообщения. Цикл while служит удобным и гибким средством управления выполнения программы. Вернемся теперь к обсуждению набора основных операций, которые мы можем использовать в программах. ОСНОВНЫЕ ОПЕРАЦИИ Далее Содержание "Операции" в языке Си применяются для представления арифметических действий. Например, выполнение операции + приводит к сложению двух величин, стоящих слева и справа от этого знака. Если слово "операция" кажется вам странным, подумайте тогда, как назвать эти понятия. Нам слово "операция" представляется лучшим термином, чем, скажем, "арифметические транзакторы" мы рассмотрим операции =, +, -, * и /. (В языке Си нет операции возведения в степень. В одной из следующих глав будет представлена программа, реализующая данную функцию). Операция присваивания: = Далее Содержание В языке Си знак равенства не означает "равно". Он означает операцию присваивания некоторого значения. С помощью оператора bmw = 2002, переменной с именем bmw присваивается значение 2002, т.е. элемент слева от знака = - это имя переменной, а элемент справа - ее значение. Мы называем символ = "операцией присваивания". Еще раз хотим обратить ваше внимание на то, что смысл указанной строки не выражается словами "bmw равно 2002". Вместо этого нужно говорить так "присвоить переменной bmw значение 2002". В 71 этой операции действие выполняется справа налево. Возможно, различие между именем переменной и ее значением покажется вам незначительным. В таком случае давайте рассмотрим следующий сравнительно часто используемый при программировании оператор i =i + 1; С математической точкизрения это бессмыслица. Если вы прибавляете единицу к конечному числу, результат не может быть равен исходному числу. Но как оператор присваивания данная строка имеет вполне определенный смысл, который можно выразить, например, такой длинной фразой "Взять значение переменной с именем i, к нему прибавить 1, а затем присвоить новое значение переменной с именем i". i = i + 1, РИС. 5.1. Оператор вида 2002 = bmw, на языке Си не имеет смысла, поскольку 2002 - число. Вы не можете присвоить константе какое-то значение; ее значением является она сама. Поэтому, сидя за клавиатурой, помните, что элемент, стоящий слева от знака =, всегда должен быть именем переменной. Тем из вас, кто предпочитает знать правильные названия понятий, скажем, что вместо использованного ранее термина "элемент" обычно употребляют слово "операнд". Операнды - это то, над чем выполняются операции. Например, вы можете описать процесс "поедания" гамбургера как применение операции "поедание" к oпeранду "гамбургер" 1) Операция присваивания в языке Си представляется несколько более интересной, чем в большинстве других языков. Попробуйте выполнить приведенную ниже короткую программу. /* таблица результатов турнира по гольфу */ main( ) { int Jane, tarzan, cheeta, cheeta = tarzan = jane = 68; printf("cheeta tarzan jane\n"); printf("Cчет первой партии %4d %8d %8d \n", cheeta, tarzan, jane); } В то время как многие языки запрещают применять такое троиное присваивание, присутствующее в данной программе, для Си это обычная практика. Присваивания выполняются справа налево сначала переменная jane получает значение 68, затем переменная tarzan и наконец переменная cheeta. Результат выглядит так: cheeta tarzan jane Счет первой партии 68 68 68 В языке Си имеется несколько других операции присваивания, которые отличаются от операции, описанной в данном разделе, и мы обещаем рассказать о них в следующей главе. Операция сложения: + Далее Содержание Выполнение операции + приводит к сложению двух величин, стоящих слева и справа от этого знака. Например, в результате работы оператора printf(" %d", 4 + 20); 72 на печать будет выведено число 24, а не выражение 4 + 20 Операнды могут быть как переменными, так и константами. Поэтому при выполнении оператора income = salary + bribes, компьютер возьмет значения двух переменных, стоящих в правой части, сложит их и присвоит затем полученную сумму переменной income. Операция + называется "бинарной", или "диадической". Эти названия отражают тот факт, что она имеет дело с двумя операндами. Операция вычитания: - Далее Содержание Выполнение операции вычитания приводит к вычитанию числа, расположеного справа от знака -, из числа, стоящего слева от этого знака. Оператор takehome = 224.00 - 24.00; присваивает переменной takehome значение 200. Операция изменения знака: - Далее Содержание Знак минус используется также для указания или изменения алгебраического знака некоторой величины. Например, в результате выполнения последовательности операторов rocky = -12; smokey = -rocky; переменной smokey будет присвоено значение 12. Когда знак минус используется подобным образом, данная oneрация называется "унарной". Такое название указывает на то, что она имеет дело только с одним операндом. 73 РИС. 5.2. Унарные и бинарные операции Операция умножения: * Далее Содержание Операция умножения обозначается знаком *. При выполнении оператора cm = 2.54 * in; значение переменной in умножается на 2.54, и результат присваивается переменной cm. Вы хотите иметь таблицу квадратов натуральных чисел? В языке Си нет функции, осуществляющей возведение в квадрат; вместо этого мы можем использовать умножение. /* квадраты чисел */ main( ) /* получение таблицы квадратов */ { int num = 1; while(num < 21) { printf("%10d %10d", n, n*n); n = n + 1; } Эта программа выводит на печать первые 20 целых чисел и их квадраты, в чем вы сами легко можете убедиться. Теперь давайте рассмотрим более интересный пример. Вы, наверное, слышали историю о том, как один могущественный правитель обещал наградить ученого, оказавшего ему большую услугу. Ученый, когда его спросили, что бы он хотел получить в награду, указал на шахматную доску и промолвил: "Положите одно пшеничное зерно на первую клетку, два - на вторую, четыре на третью, восемь на следующую и т. д.". Правитель, которому явно недоставало математической эрудиции, был поражен, услышав такую скромную просьбу,- ведь он уже приготовил богатые дары. Программа, приведенная ниже, показывает, в какое смешное положение 74 попал правитель. В ней вычисляется количество зерен, которое надо положить на каждую клетку, а также промежуточные результаты (суммы зерен по числу клеток). Поскольку вы, возможно, не знакомы с урожаями пшеницы, мы, кроме того, сравниваем промежуточные суммы зерен с приблизительными цифрами годового урожая пшеницы в США. /* пшеница */ #define SQUARES 64 /* число клеток на шахматной доске */ #define CROP 7E14 /* урожай пшеницы в США, выраженный в числе зерен */ main( ) { double current, total, int count = 1; printf(" клетка число зерен сумма зерен доля\n"); printf("от урожая в США\n"), total = current = 1.0; /* начинаем с одного зерна */ printf("%4d %15.2е %13.2е %12.2e\n", count, current, total, total/CROP); while (count < SQUARES){ count = count + 1; current =2.0 * current; /* у двоение числа зерен на следующей клетке*/ total = total + current; /* коррекция суммы */ printf(" %4d %15.2е %13.2е %12 2e\n" , count, current, total, total/CROP); } } Вначале результаты работы программы выглядят довольно безобидно. На первых 10 клетках оказалось чуть более тысячи зерен пшеницы. Но давайте посмотрим, сколько зерен на пятидесяти клетках. Добыча ученого превысила весь годовой урожай пшеницы в США. Если вы захотите узнать, что окажется на 64 клетках, выполните программу сами. Этот пример иллюстрирует феномен экспоненциального роста возрастание населения земного шара и использование нами энергетических ресурсов подчиняются тому же закону. Операция деления: / Далее Содержание В языке Си символ / указывает на операцию деления. Величина, стоящая слева от этого знака, делится на величину, расположенную справа от него. Например, в результате выполнения оператора: four = 12.0/3.0; перееменной four будет присвоено значение 4.0. Заметим, что над данными целого типа операция деления производится не так, как над данными с плавающей точкой в первом случае результат будет целым числом, а во втором - числом с плавающей точкой. У целого числа нет дробной части, что делает деление 5 на 3 затруднительным, поскольку результат не является целым. В языке Си принято правило, согласно которому дробная часть у результата деления целых чисел oтбрасывается. Это действие называется "усечением". Попробуйте выполнить приведенную ниже программу, чтобы посмотреть, как осуществляется усечение результата и чем деление чисел отличается от деления чисел с плавающей точкой. /*Примеры деления */ main() { printf(" деление целых: 5/4 это %d \n" , 5/4); printf(" деление целых 6/3 это %d \п" , 6/3); printf(" деление целых 7/4 это %d \п" , 7/4); printf(" деление чисел с плавающей точкой 7 /4 это %2.2f \n", 7 /4 ); printf(" смешанное деление 7 /4 это %2.2f \n" , 7 /4); } 75 Мы включили в нашу программу также случай "смешанных" типов, осуществляя детение вещественного числа на целое. Язык Си менее строго "подходит" к подобным вопросам, чем некоторые другие языки, и позволяет выполнять такие операции, но, вообще говоря, смещения типов следует избегать. Вот результаты выполнения указанной программы. Обратите внимание на то, что результат деления целых чисел округляется не до ближайшего целого, а всегда до меньшего целого числа. Когда мы смешиваем целые числа и числа с плавающей точкой, результат будет таким же, как если бы оба операнда были числами с плавающей точкой, поскольку в этом случае перед деле нием целое преобразуется в число с плавающей точкой. Указанные свойства операции деления целых чисел оказываются довольно удобными при решении некоторых задач. Очень скоро мы приведем соответствующий пример. Нам осталось рассмотреть еще один важный вопрос что происходит в тех случаях, когда в одном операторе используется несколько операций? Это и послу жило нам темой обсуждения, приведенного ниже. Порядок выполнения операций Далее Содержание Рассмотрим следующую строку: butter = 25.0 + 60.0 * n / SCALE; В этом операторе имеются операции сложения, умножения и деления. Какая операция будет выполнена первой? Будет ли 25.0 складываться с 60.0, затем результат 85.0 умножаться на n, а произведение делиться на значение константы SCALE? Или 60.0 умножается на n, результат складывается с 25.0, а сумма затем делится на величину SCALE? Или же существует какой-то другой порядок вы полнения операций? Пусть переменная n равна 6.0, а константа SCALE - 2.0. Если вы выполните данные операции, используя эти значения, вы найдете, что при первом способе вычисления результат равен 255, а при втором - 192.5 При выполнении данной Си программы на машине реализуется, по-видимому, какой-то другой порядок вычислений, поскольку на деле переменная butter получит значение 205.0. Совершенно очевидно, что изменение порядка выполнения действий может приводить к различным результатам, поэтому язык Си нуждается в наборе непротиворечивых правил, указывающих, какое действие осуществлять первым. Язык Си делает это, за давая приоритет той или иной операции. Каждой операции назна чается уровень старшинства. Умножение и деление имеют более высокий уровень, чем сложение и вычитание, поэтому они выполняются первыми. Если же две операции имеют один и тот же уровень старшинства, они выполняются в том порядке, в котором присутствуют в операторе. Для большинства операций обычный порядок - слева направо. (Операция = является исключением из этого правила.) Поэтому в операторе butter = 25.0 + 60.0 * n / SCALE; порядок операций следующий: 60.0 * n - первое умножение (или, возможно, деление) (если n = 6, то 60.0 * n = 360.0). 360.0/SCALE - второе умножение (или, возможно, деление) и наконец (поскольку SCALE = 2.0): 25.0 + 180.0 - первое сложение (или, возможно, вычитание) дает 205.0. Многие программисты предпочитают представлять порядок вычислений с помощью диаграммы специального вида, называемой "правом выражения". Ниже приводится пример такой диаграммы. Диаграмма показывает, как исходное выражение сводится к одному значению. Если вы захотите, скажем, чтобы сложение выполнялось перед делением, тогда вы должны делать то же, что и мы в приведенной ниже строке: hour = (25.0 + 60.0 * n) / SCALE; В первую очередь выполняется все, что заключено в скобки; внутри действуют обычные правила. В 76 данном примере сначала вы умножение, а затем сложение. С помощью этих действий вычисляется выражение в скобках, и только потом результат делится на значение константы SCALE. Рис. 5.3. Деревья выражении, построенные на основе операции и операндов, и порядок вычислении. Мы можем составить таблицу правил, касающихся уже использованных нами операции. (В приложении В в конце книги приведена таблица, где содержатся правила, относящиеся ко всем операциям языка Си.) Таблица 5.1. Операции в порядке уменьшения уровня старшинства ОПЕРАЦИИ ПОРЯДОК ВЫЧИСЛЕНИЯ ( ) слева направо -(унарный) слева направо * / слева направо + -(вычитание) слева направо = справа налево Заметим, что два различных по смыслу употребления знака минус имеют разные приоритеты (уровни старшинства). Столбец "порядок вычисления" указывает, как операция связана со своими операндами. Например, унарный знак минус связан с величиной, стоящей справа от него, а при делении левый операнд делится на правый. Попытаемся применить эти правила на более сложном примере /* применение правил старшинства */ main( ){ 77 int top, score; top = score = -(2 + 5)*6 + (4 + 3*(2 + 3)); printi("top = %d \n", top); } Какое значение будет выведено на печать в результате работы данной программы? Вначале вычислите его сами, а затем выполните программу или прочитайте нижеследующее объяснение, чтобы проверить свой ответ. (Надеемся, что вы получите правильный ре зультат.) Итак, выражения, стоящие в скобках, имеют наивысший приоритет. Двигаясь слева направо, встречаем первое выражение скобках (2+5). Вычисляя его, получаем top = score = -7*6 + (4 + 3*(2 + 3)) Следущее выражение в скобках - это (4 + 3*(2 + 3)). Отбрасываем скобки, получаем 4 + 3*(2 + 3). Вот как! Еще одни скобки! Тогда первым шагом является нахождение суммы 2+3. Выражение примет вид: top = score = -7*6 + (4 + 3*5) Мы должны еще завершить вычисление выражения в скобках. По-скольку умножение * имеет приоритет более высокий, чем сложение, выражение теперь выглядит так top = score = -7*6 + (4 + 15) имеем top = score = -7*6 + 19. Что же дальше? Если вы предполагаете, что нужно найти произведение 7*6, то вы ошибаетесь. Заметим, что унарный минус (измениние знака) имеет более высокий приоритет, чем умножение *. Поэтому сначала число 7 заменяется на -7, а затем -7 умножается на 6. Строка примет вид top = score = -42 + 19 после этого в результате сложения получим toр = score = -23 Затем переменной score присваивается значение -23, и, наконец, переменная top получает то же значение -23. Напомним, что операция = выполняется справа налево. НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ Далее Содержание В языке Си имеется около 40 операций, но некоторые из них используются гораздо чаще, чем другие. Те операции, которые мы толькo что рассмотрели, являются наиболее общеупотребительными. Кроме того, нам хотелось бы привести еще три полезные операции. Операция деления по модулю: % Далее Содержание Операция деления по модулю используется в целочисленной арифметикe. Ее результатом является остаток от деления целого числа, стоящего слева от знака операции, на число, расположенное справa от него. Например, 13 % 5 (читается как "13 по модулю 5") имеет значение 3, поскольку справедливо равенство 13 = 2*5 + 3. Не пытайтесь производить данную операцию над числами с плавающей точкой она просто не будет выполняться. На первый взгляд эта операция может показаться некоторым экзотическим средством, используемым лишь математиками, но на самом деле она применяется на практике и довольно 78 удобна при программировании ряда задач. Одно широко распространенное применение - содействие пользователю в управлении ходом программы. Предположим, например, что вы пишите программу обработки счетов, которая должна предусматривать дополнительную плату раз в три месяца. Для этого нужно только вычислить оста ток от деления номера месяца на 3 (т.е. month % 3), проверить, равен ли результат 0, и, если равен, добавить к счету величину до полнительной платы. После того как вы познакомились с "оператором if", вы сможете лучше представить себе, как все это работает. Приведем пример программы, использующей операцию % /* секунды в минуты */ /* переводит секунды в минуты и секунды */ #define SM 60 /* число секунд в минуте */ main( ) { int sec, mm, left; printf(" Перевод секунд в минуты и секунды ! \n"); printf(" Укажите число секунд, которое вы хотели бы перевести в минуты \n" ); scanf(" %d", &sec); /* ввод числа секунд */ mm = sec % SM; /* число минут */ left = sec % SM; /* оставшееся число секунд */ printf(" %d секунды это %d минуты, %d секунды \n", sec, mm, left); } Вот результат ее работы Перевод секунд в минуты и секунды! Укажите число секунд, которое вы хотели бы перевсти в минуты. 234 234 секунды это 3 минуты 54 секунды. Недостатком этой диалоговой программы является то, что она обрабатывает только одну входную величину. Сумеете ли вы сами изменить программу так, чтобы она предлагала вам вводить новые значения? Мы вернемся к этой задаче в разделе вопросов в конце главы, но, если вы найдете свое собственное решение, мы будем очень рады. |