Главная страница
Навигация по странице:

  • Резюме: как переключать ввод и вывод

  • 30-chnum

  • СИСТЕМНО-ЗАВИСИМЫЕ СРЕДСТВА: ПОРТЫ ВВОДА-ВЫВОДА МИКРОПРОЦЕССОРОВ INTEL 8086/8088

  • LIMIT

  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКРЫТОЙ МОЩНОСТИ (В ЛОШАДИНЫХ СИЛАХ) ВАШЕГО КОМПЬЮТЕРА

  • Язык Си - Уэйт, Прата, Мартин. M. уэит с. Прата д. Мартин


    Скачать 4.69 Mb.
    НазваниеM. уэит с. Прата д. Мартин
    АнкорЯзык Си - Уэйт, Прата, Мартин.pdf
    Дата15.03.2018
    Размер4.69 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЯзык Си - Уэйт, Прата, Мартин.pdf
    ТипПрограмма
    #16711
    страница15 из 42
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   42
    Коментарий
    Далее
    Содержание
    Операция переключения - это простое, но мощное средство. С ее помощью мы можем превратить нашу крошечную программу ввод-вывод4 в инструмент для создания, чтения и копирования файлов. Данный способ служит иллюстрацией подхода, принятого в языке Си (и ОС
    UNIX) и заключающегося в конструировании простых средств, которые можно комбинировать различным образом для выполнения конкретных задач.
    Резюме: как переключать ввод и вывод
    Далее
    Содержание
    На большинстве машин, в которых реализован компилятор с языка Си, операцию переключения можно использовать либо для всех программ, благодаря поддержке операционной системы, либо только для программ, написанных на Си, благодаря наличию компилятора с этого языка. Ниже prog
    будет именем выполняемой программы, a file1 и file2 - именами файлов.
    Переключение вывода в файл: >
    prog >file1
    Переключение ввода в файл: <
    prog Комбинирванное переключение:
    prog filel или prog >filel В обеих формах записи файл с именем file2 используется для ввода данных, а файл с именем filel - для вывода.
    Расположение пробелов
    110

    Некоторые системы (в особенности компиляторы с языка Си) требуют наличия пробела слева от знака операции переключения и его отсутствия справа от этого знака. Другие системы (ОС UNIX
    например) допускают любое число пробелов (в том числе и ни одного) слева и справа от знака данной операции.
    Графический пример
    Мы можем воспользоваться функциями getchar( ) и putchar( ) для изображения геометрических фигур при помощи символов. Ниже приведена программа которая это делает. Она читает символ, а затем печатает его некоторое число раз зависящее от кода ASCII этого символа. Кроме того она печатает на каждой строке требуемое число пробелов чтобы текст оказывался в центре строки.
    /* фигуры */
    /* изображает симметричную фигуру из символов */
    #include main( )
    {
    int ch; /* переменная для ввода символа */
    int index;
    int chnum;
    while ((ch=getchar( )) != '\n' ){
    chnum - ch %26; /* получение числа от 0 до 25 */
    index = 0;
    while (index++ <(30 - chnum))
    putchar( ); /* печать пробелов сдвига к центру */
    index = 0; while (index++ <(2* chnum + 1))
    putchar (ch); /* повторная печать символа */
    putchar( \n ); }
    }
    Единственный новый технический прием здесь - это использование подвыражений таких, как
    (30-chnum) при записи условии в циклах while. Один цикл while управляет печатью необходимого числа начальных пробелов в каждой строке, а второй - выводом символов на печать. Результат работы программы зависит от данных которые вводятся. Если например, вы введете
    4)
    What is up?
    то на экране появится следующее wwwwwwwwwwwwwwwwwww h
    ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа ttttttttttttttttttttttttt iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii sssssssssssssssssssssss uuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuuu ppppppppppppppppp
    ??????????????????????????
    Что вы можете делать с помощью этой программы? Можете просто игнори ровать ее, или же
    (переписав ее по другому) изменять вид фигур которые она выводнт на печать, либо наконец искать такие комбинации входных символов, что в результате на экране будут появляться привлекательные фигуры например при вводе такой последовательности:
    h i j k l m n o p q r s t u i i i
    Результат работы программы будет выглядеть так h i i i j j j j j k k k k k k k l l l l l l l l l m m m m m m m m m m m n n n n n n n n n n n n n o o o o o o o o o o o o o o o p p p p p p p p p p p p p p p p p
    111
    q q q q q q q q q q q q q q q q q q q г г г г г г г г г г г г г г г г г г г г г s s s s s s s s s s s s s s s s s s s s s s s t t t t t t t t t t t t t t t t t t t t t t t t t u u u u u u u u u u u u u u u u u u u u u u u u u u u 111
    l l l l l l
    СИСТЕМНО-ЗАВИСИМЫЕ СРЕДСТВА:
    ПОРТЫ ВВОДА-ВЫВОДА МИКРОПРОЦЕССОРОВ INTEL 8086/8088
    Далее
    Содержание
    Рассмотрим различные устройства ввода-вывода, поскольку теперь мы хотим обсудить вопрос о том, как приспособить реализацию компилятора с языка Си к требованиям конкретной вычислительной системы. Многие из современных микрокомпьютеров спроектированы на основе микропроцессорных интегральных схем (ИС) INTEL 8086 и INTEL 8088. Наиболее известным является персональный компьютер IBM PC, в котором применяются ИС второго типа. Конкретный пример, который приведен ниже, относится к упомянутому компьютеру, но обсуждаемые принципы применимы и при рассмотрении других мини-машин, построенных на базе семейства микропроцессоров 8086/8088.
    В компьютере типа IBM PC кроме ИС 8088 имеются и другие устройства, например клавиатура,
    громкоговоритель, возможно, накопитель на мини-кассете или магнитном диске, монитор,
    встроенная память, таймеры, а также микропроцессоры для управления потоком данных.
    Центральный процессор (встроенный в кристалл 8088) должен иметь возможность взаимодействовать с остальными частями компьютера. Некоторые из таких взаимодействий осуществляются при помощи адресов памяти, другие - при помощи "портов" ввода-вывода. У
    микропроцессора 8088 имеется 65536 портов, которые могут использоваться при различных взаимодействиях. Для связи с этим микропроцессором каждому устройству назначается свой определенный порт или порты. (Заметим, что используются не все 65536 портов!) Например, порты
    992, 993, 1000-1004 используются для связи с адаптером цветной графики. Работа громкоговорителя управляется портом с номером 97. Это выглядит несколько проще, чем управление адаптером цветной графики, поэтому мы используем его для иллюстрации работы портов ввода-вывода.
    Порт 97 не управляет непосредственной работой громкоговорителя. Устройство,
    осуществляющее эти функции, называется "Программируемый параллельный интерфейсный контроллер 8255". Этот микропроцессор имеет три "регистра" (небольших, легко до ступных элемента памяти), в каждом из которых содержится некоторое число. Числа в регистрах используются для управления работой данного устройства. Каждый регистр связан с ИС 8088 через порт, и регистру, управляющему громкоговорителем, выделен для связи порт 97. С его помощью управление данным устройством осуществляется путем изменения числа в регистре. При посылке правильного" числа громкоговоритель издает звуковой сигнал; посылка же "неправильного" числа может вызвать ряд проблем. Поэтому нам необходимо знать, какие числа требуется посылать и как их нужно посылать. В частности, нам хотелось бы знать, как использовать язык Си для подобного рода операций.
    112

    РИС. 6.6. Связь контроллера 8255 с микропроцессором INTEL 8088.
    Давайте сначала посмотрим, какие нужно посылать числа. Первым необходимо знать - регистр контроллера 8255 может принять 8- разрядное число, которое помещается туда в двоичном коде,
    например, 01011011. Каждый из восьми разрядов памяти рассматривается как переключатель "включено-выключено" для соответствующего устройства или воздействия. Наличие 0 или 1 в соответствующей позиции определяет, включено или нет соответствующее устройство. Например,
    разряд 3 (разряды нумеруются от 0 до 7 справа налево) определяет, включен или нет электродвигатель нателя на мини-кассете, а разряд 7 разрешает или запрещает работу с клавиатурой терминала. При передаче числа в регистр необходимо соблюдать осторожность. Если при включении громкоговорителя мы не обратим внимания на остальные разряды, то случайно можем выключить клавиатуру! Поэтому давайте посмотрим с помощью рис. 6.7, чему соответствует каждый разряд. (Используемая информация взята из технического справочного руководства фирмы
    IBM, и мы вовсе не должны знать, что большинство из этих разрядов означает.)
    разряд 0 + включение громкоговорителя через таймер 2
    разряд 1 + наличие данных для работы громкоговорителя разряд 2 + (чтение ключа размера оперативной памяти) или (чтение резервного ключа)
    разряд 3 + выключение двигателя накопителя на мини-кассете разряд 4 - разблокировка оперативной памяти разряд 5 - разблокировка контроля ввода-вывода раздяр 6 - поддержание низкой тактовой частоты задающего генератора клавиатуры разряд 7 - (разблокировка клавиатуры) или + (сброс клавиатуры & разрешение опроса программно-опрашиваемых переключателей)
    РИС. 6.7. Порт 97 назначение управляющих разрядов
    Обратите внимание на знаки + и - на рис. 6.7. Знак + указывает, что в соответствующем разряде выполнение условия обозначается через 1, а знак - указывает, что выполнение условия в разряде обозначается через 0. Поэтому 1 в 3-м разряде показывает, что двигатель накопителя на мини-кассете выключен, в то время как 0 в 4-м разряде указывает на возможность доступа к памяти.
    Каким образом можно включить громкоговоритель? Оказывается, для этого необходимо в 0-й разряд (включение громкоговорителя через таймер 2) и в 1-й разряд (наличие данных для работы
    113
    громкоговорителя) заслать 1. Это означает, что для включения громкоговорителя через порт 97
    необходимо послать в регистр двоичное число 11 (или десятичное число 3). Но, перед тем как приступить к этому, учтите, что данная операция имеет такие побочные эффекты, как, например,
    установка разряда 4 в 0, что может оказаться вовсе нежелательным. Одна из причин, по которой мы не рассказали, как использовать порты, заключается в том, чтобы предотвратить неприятные последствия вашей поспешности.
    Для надежности мы должны проверить сначала, что содержится в регистре. К счастью, это совсем не трудно (мы продемонстрируем это чуть позже). Ответ выглядит так: в регистре обычно содержатся числа "76" или "77 ". Давайте переведем их в двоичную систему. (Здесь вам, возможно,
    захочется заглянуть в таблицу преобразования в двоичный код, которая приводится в конце книги в приложении.) Результаты преобразования некоторых чисел приве-дены в табл. 6.1.
    Не вдаваясь в подробности по поводу значения слов "поддержание низкой тактовой частоты задающего генератора клавиатуры
    Таблица 6.1.
    Двоичное преобразование некоторых десятичных чисел
    Десятичное число
    Номер разряда
    7 6
    5 4
    3 2
    1 0
    76 0
    1 0
    0 1
    1 0
    0 77 0
    1 0
    0 1
    1 0
    1 78 0
    1 0
    0 1
    1 1
    0 79 0
    1 0
    0 1
    1 1
    1
    Можно сказать, что надежный способ выполнения указанной операции заключается в том, чтобы оставить без изменения значения всех разрядов, кроме нулевого и первого. Это достигается путем передачи в регистр двоичного числа 0100111 (или десятичного 79). В качестве дополнительных мер предосторожности мы должны запомнить исходное значение, содержащееся в регистре, а затем после звукового сигнала громкоговорителя восстановить содержимое указанного регистра.
    (Битовые операции, рассматриваемые в приложении в конце данной книги, предоставляют другую возможность для занесения некоторого значения в регистр.) Теперь мы готовы к тому, чтобы заставить громкоговоритель подать звуковой сигнал.
    Использование порта
    Далее
    Содержание
    Существуют две операции, которые могут выполняться с помощью порта: микропроцессор 8088
    может послать информацию в подсоединенное устройство или прочитать данные из него. В языке
    Асемблера эти операции выполняются при помощи команд OUT и IN, а в языке Си использование указанных средств зависит от компилятора. Некоторые из них предоставляют возможность вызова специальных функций (в соответствии с тем, как это обычно делается в языке Си). В компиляторах
    Lattice С и Supersoft С, например с этой целью применяются функции outp( ) и inp( ), в других же аналогичные функции могут носить другие имена. Если вы работаете с компилятором, в котором такие возможности отсутствуют для задания указанных функций можно либо воспользоваться ассемблером, либо просто включить в свою программу соответствующий ассемблерный код (что очень просто). В любом случае вам нообходимо ознакомиться с документацией по вашему компилятору. Пока же будем предполагать, что у вас имеется возможность вызова функций outp( )
    114
    и inp( ).
    Приведем пример программы, представляющей собой первую попытку извлечь звуковой сигнал из громкоговорителя:
    /* сигнал1 */
    /* заставляет громкоговоритель подавать сигнал */
    main( )
    {
    int store;
    store = inp (97); /* запоминание начального значения с помощью порта 97 */
    printf("пopт 97 = %d \n", store); /* проверка результатов*/
    outp(97, 79); /* посылает 79 в порт 97; включение громкоговорителя */
    outp(97, store); /* восстановление начального значения */
    }
    Несмотря на то что, по-видимому, вы и сами можете догадаться, что выполняют функции inp( ) и
    outp( ), ниже приведем их формальное описание:
    inр(номер порта)
    Эта функция возвращает (т. е. формирует) 8-разрядное целое значение
    (которое преобразуется в 16-разрядное число типа int путем добавления нулей слева), полученное из порта ввода с указанным номером. Обращение к ней не зависит от номера подключенного порта.
    оuр(номер порта,
    значение)
    Эта функция передает 8-разрядное целое значение в порт вывода с указанным номером.
    Заметим, что один и тот же порт может быть как портом ввода, так и портом вывода в зависимости от того, как он используется.
    Давайте теперь выполним программу. В итоге вы можете быть не совсем удовлетворены,
    поскольку компьютер выключает громкоговоритель довольно быстро после включения. Было бы лучше если бы мы смогли заставить компьютер подождать немного, прежде чем выключить громкоговоритель. Как это можно сделать? Довольно просто! Нужно только дать компьютеру какую- нибудь работу" на это время. Приведенная ниже программа показывает, как этого достичь.
    /* сигнал2 */
    /* более длинный сигнал */
    #define LIMIT 10000
    int store;
    int count = 0; /* счетчик для организации задержки */
    store= inp (97);
    outp (97, 79);
    while (count++ < LIMIT)
    ; /* задержка на время работы пустого цикла */
    outp (97, store);
    Заметим, что вся работа оператора while состоит в увеличении на каждом шаге цикла) значения переменной count до тех пор, пока оно не станет равным величине константы LIMIT. Символ "точка с запятой", следующий за оператором while, - это "пустой" оператор, который не выполняет никаких действий. Поэтому программа сигнал2 включает громкоговоритель, считает до 10000, а затем выключает его. Вы можете изменять значение константы LIMIT чтобы регулировать продолжительность звучания, или можете заменить константу LIMIT переменной и использовать функцию scanf( ) для ввода соответствующего значения, определяющего продолжительность сигнала.
    Было бы прекрасно иметь возможность регулировать и высоту тона. Это и в самом деле осуществимо. После того как мы изучим функции более полно, в приложении в конце книги вы сможете познакомиться с программой, которая превращает клавиатуру терминала в клавиатуру музыкального инструмента.
    115

    Мы опять имели дело с устройствами, данными и функциями ввода- вывода. В качестве устройств рассматривались контроллер 8255 и громкоговоритель, в качестве данных - числа,
    пересылаемые в один из регистров контроллера (а также из него), в качестве функции - функции
    inp( ) и oupt( ). Использование этих функций или их эквивалентов на ассемблере необходимо в том случае, если мы хотим пользоваться портами ввода вывода ИС INTEL 8086/8088, и компиляторы с языка Си предоставляют нам одну или обе эти возможности.
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКРЫТОЙ МОЩНОСТИ
    (В ЛОШАДИНЫХ СИЛАХ) ВАШЕГО КОМПЬЮТЕРА
    Далее
    Содержание
    Хотите узнать чудовищный потенциал машины для "перемалы вания чисел"? Как раз для этого мы написали замечательную программу (приведенную на рис 6.8). Чтобы оценить ее полностью вам необходимо выполнить ее на вашем компьютере. Предупреждение для получения желаемого эффекта вы должны выбрать подходящую для вашей системы величину константы LIMIT.
    Дополнительные подробности будут обсуждены ниже, а сначала рассмотрим саму программу
    /* Ганс */
    #include
    #define LIMIT 8000L
    main( )
    {
    int num1, num2;
    long delay =0;
    int count = 0;
    printf("Лошадь-компьютер Ганс сложит для вас два очень");
    printf(" маленьких целых числа \n" );
    printf("Укажите, пожалуйста, первое маленькое число \n");
    scanf("%d", &num1);
    printf("Спасибо А теперь введите второе число \n");
    scanf("%d", &num2);
    printf("Итак, Ганс, сколько у тебя получится? \n"),
    while(delay++ < LIMIT);
    while(count++ < num1 + num2 - 1))
    {
    putchar ('\007' );
    delay = 0;
    while (delay++ < LIMIT);
    putchar ('\n');
    }
    printf ("Да? И это все? \n");
    delay = 0;
    while (delay++ < 3*LIMIT);
    putchar ('\007');
    printf(" Прекрасно, Ганс!\n");
    }
    РИС. 6.8. Программа для "перемалывания чисел"
    Технические замечания операторы while, в которых содержится переменная delay, не делают ничего другого, кроме организации ЗАДЕРЖКИ по времени Символ "точка с запятой" в конце строки показывает на конец тела цикла while, т.е. последующие операторы в него не входят. Цикл while,
    использованный внутри другого цикла whi1е, называется "вложенным". Мы полагаем, что на IBM PC
    подходящим значением для константы LIMIT является число 8000 АХ 11/750 мы предпочитаем число порядка 50000, но на выбор может влиять также уровень загрузки системы, работающей в режиме разделения времени. Мы полагаем LIMIT равной значению константы типа long (как раз на это и указывает символ L, стоящий в конце) для того, чтобы избежать трудностей, связанных с превышением максимального значения величины типа int (Для 8000 подобные меры предосторожности на самом деле обязательны, но, например, его замена числом 12000 на IBM PC
    делает это необходимым, поскольку тогда выражение 3*LIMIT будет равно 36000, что превышает
    116
    максимальное значение величины типа int в этой системе).
    Если в вашей вычислительной системе отсутствует громкоговоритель или звонок, вы могли бы заменить оператор putchar('\007') на printf ("Стук копыт"). Эта программа произведет впечатление на ваших друзей и, возможно, успокоит тех, кто боится компьютеров. Мы думаем, такая программа может составить ядро какого-нибудь "Си-вычислителя", но оставляем развитие этой идеи нашим читателям.
    1   ...   11   12   13   14   15   16   17   18   ...   42


    написать администратору сайта