Главная страница
Навигация по странице:

  • Список используемых источников

  • Практическая часть 1.Создание сборника кубанских обрядов и традиций «Традиции живы» 2. Защита проекта Приложения 1

  • Сборник кубанских обрядов и традиций «Традиции живы»

  • ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КАЗАКОВ

  • РОЖДЕНИЕ КАЗАКА. ПОСВЯЩЕНИЕ В КАЗАКИ

  • ПРОВОДЫ НА СЛУЖБУ

  • СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

  • проект. ГДЕ КАЗАК, ТАМ И СЛАВА. М униципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 16 Город Краснодар проект Выйду замуж на Кубани за лихого казака!


    Скачать 4.61 Mb.
    НазваниеМ униципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 16 Город Краснодар проект Выйду замуж на Кубани за лихого казака!
    Анкорпроект
    Дата10.03.2022
    Размер4.61 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаГДЕ КАЗАК, ТАМ И СЛАВА.docx
    ТипРеферат
    #390946
    страница2 из 2
    1   2

    4.Свадьба на Кубани сегодня.

    Кубанская свадьба сельских традиций

    Кубанская свадьба сельских традиций,
    С детских времён в моём сердце хранится -
    Эскорт лошадиных упряжек в нарядах,
    Гривы в разлёт... и церковный порядок:

    - Благословение мамы с отцом,
    Свидетель - народ перед самым венцом,
    Венчальное платье с фатою до пят,
    Честь и любовь, как уставы велят...

    Лебёдушкой белой невеста плывёт,
    И с выкупом щедрым жених её ждёт,
    Он в пиджаке и с цветком на груди,
    За невестой готов на край света пойти!

    Тут свашка с дружком выкупа ждут,
    Невесте приданое в брички кладут:
    Подушки, перины, кровать и комод
    Должен увидеть станичный народ -
    Увидеть, пощупать и оценить,
    С чего же начнёт семья эта жить...

    Под бубен с гармошкой частушечный пляс,
    Смешной и игривый под песни рассказ:
    О любви и ромашках, порткАх и рубашках,
    Про очи зазнобы и трЕбы утробы,..

    Галушки, вареники, черевички и веники -
    Игры и шутки заводят затейники,
    Потом уж душевный и медленный вальс
    Жених и невеста танцуют для нас!

    Три дня веселится в окрест весь народ,
    И каждый на свадьбу свой дар принесёт:
    Телушку ль корову, а может бычка,
    А может ещё поросёнка-хрячка,

    Всякую Утварь для дома и быта...
    Теперь Веселуха вся эта забыта...
    Забыты и резвые кони в тачанках,
    Как жаль мне тебя, наша свадьба-сельчанка!

    Лидия Коляда-Свириденко

    Из сборника "О Кубани звучной лирой"

    Стихотворение вызвало во мне грустное чувство, не захотелось верить, что эти традиции навсегда утеряны. В один из дней, я отправилась в станицу Черноерковскую Славянского района Краснодарского края, где мне посчастливилось побывать на станичной свадьбе. Оказалось, что традиции живы и почитаемы по сей день.

    Самобытная культура казаков наглядно проявляется на примере этой свадьбы, сохранившей вековые традиции, красивые обряды и множество примет.
    Накануне свадьбы у невесты собрались ее подруги, пели обрядовые песни, символизирующие прощание с девичеством. Сама же свадьба начиналась с выкупа невесты и венчанья молодых. Я была удивлена, что кольца новобрачных отличались: невесте надевали серебряное кольцо, а жениху – золотое, что означало преимущество мужа перед женой, об этом я читала ранее и не предполагала, что это можно встретить и сейчас. Праздник продолжался пышным застольем в двух домах: родителей жениха и невесты. Одаривая жениха и невесту, гости получали сдобную «шишку». Веселье дополнялось танцами и застольными песнями, осыпанием молодых шишками хмеля, пшеницей и монетками – на счастье, здоровье и достаток, на столе стояло «гильце», уходя с праздника, каждый гость отламывал от него небольшую веточку –на счастье.
    Утром второго дня свадьбы муж вел жену завтракать к ее родителям. Молодая хозяйка сама должна была следить, чтобы гости были сыты, а их рюмки – полны. В этот день было необходимо съесть и выпить все, что приготовлено к веселью, чтобы не осталось ни одного кусочка свадебного хлеба – новая семья должна жить и процветать! Праздник продолжали ряженые, а завершалось гуляние купанием родителей в речке, куда их везли в повозке, запряженной захмелевшими молодцами.
    Празднование третьего дня готовилось с помощью ряженых. Они ездили в дома гулявших на свадьбе гостей и с частушками, песнями, шутками ловили кур, из которых варили суп-лапшу. Вечером гости смотрели «спектакль», в котором принимали участие все желающие. Главные «роли» исполняли родители молодых – они переодевались в жениха и невесту и как будто начинали свою семейную жизнь сначала. После традиционных блюд - лапши и жаркого - гости расходились по домам, а молодых супругов ждала новая жизнь - семейная. Традиции живы!!!
    Заключение

    По мере перехода казаков к оседлому образу жизни и землепашеству, вместе с формированием у них патриархальной семьи и сельской поземельной общины складывался и комплекс традиционной календарной обрядности, дополнивший существовавшие прежде воинские ритуалы.

    Рассмотренные обычаи и традиции культуры казаков показывает слияние различных религиозных представлений, но обрядовые формы, в большинстве своем, связаны с христианским мировоззрением. Хотелось бы отметить, что не только обычаи и приметы, но и фольклорные формы, их отражающие, находят аналогии в ритуалах других групп казачества, а также у русских и украинцев.

    Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение. Россия – многонациональное государство. На знании истоков казачества, его традиций, родного фольклора воспитывается интерес и уважение к культуре других народов.

    Казачество является хранителем самых высоких духовных и нравственных ценностей. Оно име ет высокую идею в форме Святая Русь или Мать – Сыра Земля и необходимо сохранить эту константу, трансформировать через века в современность.

    Тот, кто не уважает традиции своего народа, не хранит их в своем сердце, тот не уважает не только свой народ, но прежде всего не уважает самого себя, свой род, своих предков.

    Для меня теперь не стоит вопрос, в каком стиле будет проходить моя свадьба! Конечно, это событие ещё впереди, но я очень хочу, чтобы мой праздник состоялся именно по кубанским традициям.

    Список используемых источников:

    1.Бондарь Н.И. Традиционная духовная культура кубанского казачества (конец XIX – первая половина XX вв.) // Традиционная культура и дети. – Краснодар: Экспериментальный центр развития образования, 1994.

    2.Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества в XVIII – начале XX вв. [Электронный ресурс]. URL: gipanis.ru

    3.Конспект открытого занятия: Праздники и обряды казаков. [Электронный ресурс]. URL: nsportal.ru

    4.Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 3-е изд. М.: Флинта; Наука, 2001.

    5.[Электронный ресурс]. URL: http://cossacksculture.mgutm.ru

    6.[Электронный ресурс]. URL:https://www.kanevskadm.ru/

    7. [Электронный ресурс]. http://naukarus.com/giltse-i-shishka-v-kubanskoy-svadbe

    8.Лидия Коляда-Свириденко. Сборник стихов "О Кубани звучной лирой"

    Практическая часть

    1.Создание сборника кубанских обрядов и традиций

    «Традиции живы»

    2. Защита проекта

    Приложения 1

    Сборник кубанских обрядов и традиций

    «Традиции живы»




    Сборник

    кубанских обрядов и традиций

    ТРАДИЦИИ ЖИВЫ





    ОГЛАВЛЕНИЕ

    1. ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КАЗАКОВ -3

    2. РОЖДЕНИЕ КАЗАКА. ПОСВЯЩЕНИЕ В КАЗАКИ

    3. П РОВОДЫ НА СЛУЖБУ

    4. СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

    ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ КАЗАКОВ

    Традиции – это что-то общепринятое, привычное, достойное. Традиции тогда воспринимаются законом, когда становятся образом жизни и передаются из поколения в поколение.

    О снову всей народной традиционной (духовной) культуры составляют обряды. Обряд – совокупность обычаев и ритуалов, в которых воплощаются какие-либо представления или бытовые традиции. Принято делить обряды на календарные, связанные с определёнными днями года – выгоном скота на поле, жатвой, – и бытовые – свадьбу, крестины, похороны, новоселье. Соблюдение казаками религиозной веры являлось обязательным условием принятия в казачье братство.

    Праздник – день, особо отмечаемый обычаем или церковью. Выделяются календарные праздники и обряды, имеющие закреплённость во времени и связанные с особыми, переломными событиями в жизни природы и общества. Особую группу составляют обряды жизненного цикла, или семейные (бытовые), связанные с жизнью отдельного человека. Характерны для казаков и войсковые праздники. Все эти праздники и обряды складывались в течение веков, аккумулируя важнейшие события в жизни человека.

    РОЖДЕНИЕ КАЗАКА. ПОСВЯЩЕНИЕ В КАЗАКИ

    У каждого новорожденного казака или казачки, помимо кровных отца да матери, были крёстный отец и крёстная мать. О выборе крёстных кровные родители заботились заранее. Это не должны были быть родственники (как принято сейчас). Крёстного подбирал отец – это должен быть человек надёжный (кунак, односум, побратим и т.п.), у которого было чему поучиться. Это он в первую очередь формировал дух казака. И немаловажный фактор и крёстный отец, и крёстная мать должны быть способны участвовать в воспитании ребёнка – жить недалеко от крестника (крестницы). Крёстную подыскивала кровная мать из числа своих подруг (желательно хотя бы немного старше её возраста).

    После крестин казачонку клали шашку (кинжал) либо пулю (раньше стрелу), что называется «на зубок». И наблюдали за его реакцией: если начнёт с ней играть – добрый будет казак, если же расплачется – есть над чем задуматься. Далее, мальца всегда старались окружать именно теми вещами, которые являлись непременными а трибутами жизни казаков.

    Когда казачонку исполнялся год, его вели к первому причастию. В год у казачонка многое было впервые. Впервые его одного сажали на коня, надевали на него отцовскую шашку, отец брал коня по уздцы и проводил его по двору. И ещё один обряд совершался в год от рождения. Собирались все мужчины рода и вели мальца ,на священное место своей станицы (или хутора). У донцов оно называлось «урочищем», у черноморцев «кругликом». Там совершались действия, позволяющие передать на духовном уровне силу и знания рода новому поколению.Первые шаги в обучении и воспитании делались в семье. Вся система, если её можно так назвать, строилась именно на родовых и товарищеских принципах существования. До 7-8 лет казачонок жил на женской половине куреня.

    В оенные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии вы- бить пулей монету, зажатую между пальцев. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет – скакали по степи

    В этот момент воспитание шло и от женской части семьи и от мужской. В его основе лежала наглядность. И главное здесь – личный пример старших и погружение мальца в соответствующую среду.

    С 12 лет казачонка начинали водить на круг (сход) и другие общественно значимые мероприятия. Его основная задача – смотреть и запоминать. И в 16 лет по готовности казака его ждало более серьёзное испытание – в основном это была охота на хищника (волка, кабана и пр.). Самым отличившимся атаман вручал богатое оружие, разукрашенные сёдла, нарядные уздечки. И эти свои первые награды казаки очень ценили и хранили всю жизнь.И вот после такого воспитания и о бучения получался «матёрый казачина».

    Процесс посвящения в казаки обычно описывается следующим образом: «Обряд этот, существующий ныне, состоит в том, что, дождавшись появления у сына первого зуба, отец, надев на него шашку, сажает его верхом на своего оседланного коня и в этот момент в первый раз подрезает ему чуб». Затем возвращает его матери со словами: «Вот тебе казак!». Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-нибудь на зубок. Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля, дед дарил шашку или ружье. Сын, внук и правнук служилого казака, он ребенком – уже был казаком.

    В сословной культуре младенческая инициация трансформировалась в обряд посвящения в казаки. В обряде, как правило, участвовали официальные лица. Посвящение в казаки проходило лет в шесть. Мальчиков сажали на лошадей. Каждый из них должен был проехать на лошади по кругу. Кто не удержится в седле, того посвящали в казаки через год. Для тех мальчиков, кто проехал по кругу и не упал с лошади, начиналось посвящение в казаки.

    ПРОВОДЫ НА СЛУЖБУ

    У кубанских казаков особое место среди обрядов жизненного цикла занимал ритуал проводов на службу, который включал несколько этапов: П одготовка к проводам – подготовка снаряжения, согласование регламента со станичной администрацией, материальное обеспечение проводов.

    Собственно проводы – вечерняя трапеза, в которой принимали участие родственники – в обязательном порядке крестные родители, иногда молодёжь. «Ужин» мог длиться до утра, сопровождался напутствиями отслуживших свой срок, уважаемых казаков.

    З а ним следовал завтрак, основные ритуалы которого – родительское благословение иконой и хлебом, перевязывание полотенцем крест-накрест и обряжение казака, как жениха: цветок, платочки, которые прикалывали к его одежде девушки, и в первую очередь – невеста.

    Затем следовало прощание и ритуальный уход с родительского двора: через ворота, верхом на коне, которого под уздцы могла выводить мать, невеста, или пешком, в сопровождении родителей и гостей. Это могло дополняться «заворотними» ритуалами: возвращение на непродолжительное время в дом, возвращение и откусывание пирожка, хлеба, остаток которого возвращался в святой угол, отдача за воротами хлеба первому встречному, выбрасывание полотенца или двух полотенец на дорогу и т.п., символизировавших счастливую дорогу и возвращение домой.

    После построения на станичной церковной площади, напутственного слова атамана и, как вариант, казаков – Георгиевских кавалеров, молебна, казаки в сопровождении родственников и станичников отправлялись к месту назначения с прощальной остановкой в каком-либо примечательном, знакомом, «пограничном» месте станичного юрта – река, курган, дерево. Здесь, с подношением обязательной чарки, и происходило окончательное прощание.

    П роводы, начиная с ужина и заканчивая отъездом казаков, сопровождались исполнением исторических, военно-бытовых, плясовых и специальных «проводных» песен: «Прощай ты, Уманьска станыця», «Последний нонешний денёчек», «В саду дерево цветёть», «Вы казачки, казачки» и др.

    Во время благословения, проводов могло происходить вручение дедовского, родительского оружия, использовались охранительные молитвы и обереги, в т.ч. «земля родная» и т.п.

    С воими особенностями обладали вторые и последующие проводы, в том числе на войну, которые были неизбежны в связи с продолжительной казачьей службой. Но в любом варианте этого обряда чётко прослеживается идея долга, готовности к смерти и надежда на благополучное возвращение в родительский дом.

    С амо возвращение также носило ритуализированный характер: встреча станичниками «служивых» у прощального места, благодарственное слово станичного атамана и стариков, дары станичной церкви и молебен, продолжительные гостевые визиты родственников, к родственникам и сослуживцам.

    СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

    С вадьба – сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В разное время они у казаков проводились по-разному. В старину свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Три века назад свадьба проходила упрощенным порядком. Казак полой верхней одежды прикрывал женщину, а затем во всеуслышание по одному произносили: «Ты, Федосья, будь мне жана», «Ты, Иван Семенович, будь мне муж». После чего они становились молодоженами и принимали поздравления от атамана и казаков.

    Казачья свадьба в начале ХIХ века состояла из нескольких отдельных частей: сватовство, смотрины, своды, вечеринка, свадьба. Благоприятным для брака считался возраст 18-20 лет. Свадьбы проводились, как правило, после уборки урожая (после Покрова Пресвятой Богородицы – 14 октября или Пасхальных праздников – на Красную Горку). Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересовались, кто его невеста, и если она им люба, начинали приготовления к сватовству. Прежде всего, наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами. После этого мать и отец одевались по праздничному, обряжали сына и шли к будущим сватам. В каждом казачьем войске  были несколько различные, но в общих чертах схожие обряды сватовства.

    У терцев был такой обычай: на глазах у понравившейся девушке казак бросал шапку в окно или во двор, и если девушка тут же не выбрасывала папаху на улицу, вечером он мог придти с отцом и матерью свататься. Гости говорили:

    – Люди добрые, не прогневайтесь, парень-то мой шапку потерял, Вы часом, не находили?

    – Находили, находили… – отвечает отец невесты,

    – Вон повесили, нехай возьмёт и больше не теряет.

    Это означало, что сватовство не состоялось – родители невесты против. На это сват мог возразить: «Вещь не наша, мы свою искать станем». И это означало, что между девушкой и парнем есть сговор, и жених будет пытаться её украсть. Несколько испугавшись такого поворота событий, отец девушки кричал: «Эй, Марьяна! Ну-ка, подай папаху, чья это она у нас!» Если девушка приносила шапку и клала её донышком вниз (далее она становилась «Закладом», в который клали деньги на свадьбу), это означало, что она за парня идти согласна, и родители рискуют опозориться, потерять дочку и оскорбить будущего зятя. Если папаха ложилась на стол донышком с крестом вверх, это значило, что вопрос о женитьбе с девушкой не согласован. Это с обственные фантазии неудачливого жениха.

    – Ну-ка, прикинь! – приказывал строго отец сыну.

    – Ну вот! – Радостно говорил отец невесты.

    – Твоя папаха-то! Носи, на здоровье и более не теряй! Такие нынче пошли казаки рассеяны, у нас этих папах чуть ли не полдвора натеряли!

    При хорошем раскладе гостей просили раздеться, на стол ставилась закуска, спиртное. За едой происходила беседа в которой договаривались о смотринах, но уже в курене жениха.

    П римерно через неделю невестины мать и отец едут к родителям жениха, где осматривают хозяйство, комнаты, знакомятся с семейством будущего зятя. Если гости довольны, им предлагается называться сватами на что те отвечают, что пока еще раненько. Свекор приглашает их словами: «Ну что ж, сваты не сваты, добрые люди, пожалуйте за стол». Гости садятся за стол. Выпивают по рюмке, другой. «Ну а теперь можно и сваточками  зваться», – говорит невестин отец. Здесь же уговариваются, когда быть сводам.

    Обычно молодой казак затевал разговор со своими родителями о том, что он хочет жениться и просит их согласия. Родители интересовались, кто его невеста, и если она им люба, начинали приготовления к сватовству. Прежде всего, наводился порядок в хозяйстве, доме, дворе, чтобы не было стыдно перед сватами. После этого мать и отец одевались по праздничному, обряжали сына и шли к будущим сватам. В каждом казачьем войске были в о бщих чертах схожие обряды сватовства

    Во время сводов девчата — подруги невесты выходят в отдельную комнату, а в горнице (большой комнате) остаются и рассаживаются на стульях: ее дед, бабка, дяди, тетки, братья, сестры и званные близкие. На почетном месте под святыми образами садятся крестный отец и мать. На столе два калача, солонка с солью. Приехавшего жениха (с друзьями) одного приглашают в дом, невесту прячут в другой комнате среди своих подруг. Приглашают жениха со словами: «А что угадаешь, кого и где искать?». Жених идет в комнату, где слышен девичий смех и там находит свою избранницу, берет ее за руку и вместе с нею становится в горнице среди комнаты.

    Р одители спрашивают детей согласия на брак. Следуют ответы: «Из воли родительской не выходим. Согласны». Затем отцы жениха и невесты  бьют друг друга по рукам. Все садятся за стол, угощаются и договариваются о дне свадьбы. С этого времени девушка считается «пропитой невестою».

    После пропоя до дня венчания в доме невесты начинаются «Вечеринки» или «ночевки» на которых собираются жених, его друзья и ее подруги. На вечеринках в течение ночи устраиваются различные игры. На «ночевках» парни и девушки зорко следили за тем, чтобы никто не мог уснуть в течение вечеринок. Уснувших наказывали  различными способами. Нередко спящим на спину верхней одежды пришивали старую тряпку, а утром их «заботливо» одевали, да так, чтобы они не заметили этого подвоха. Идя по станице с пришитым «товаром», молодой казак не представлял, что в станице уже все знают о том, где он был и за что наказан.

    Вечером перед днем свадьбы в дом жениха завозится приданое невесты (выполненные и красочно украшенные рушники и покрывала самой невестой).

    В день бракосочетания невеста рано утром до восхода солнца вставала, обходила весь свой двор, мысленно прощалась со всем, что ей было дорого. Приехавшего жениха сажают за стол рядом с невестой. Родители невесты благословляют и напутствуют молодых. Затем молодые на тройке лошадей отправляются в церковь. После венчания жених и невеста едут в дом родителей невесты, где их поздравляют ее отец и мать, за ними крестные, а затем по степени родства остальные присутствующие. Затем сваха приступает к повиванию – «обрезанию косы». Когда сваха расплетает косу, невестин брат берет нож и тупым краем режет косу. Дружок в этот момент говорит: «Постой, постой не режь, мы эту косу выкупим». И дает несколько копеек. «Нет, этого мало», – говорит брат. Торг длится до тех пор, пока брат не будет доволен. Затем сваха заплетает две косы и гости опять поздравляют молодых. В ряде станиц Кавказской линии молодым давали подарки, при этом поздравляли их шутками да прибаутками. Нередко можно было услышать напутствия: «Дарю Вам серебро, чтобы в доме было добро». Молодые в это время стояли и внимательно слушали наставления.

    П о окончании даров молодых выводили из комнаты во двор. Мать невесты передавала икону (обычно ту, с которой сама выходила замуж) и свое родительское благословение. Затем вся процессия направлялась к дому жениха. На пороге дома жениха новобрачных встречали его отец и мать, а сзади дед, бабушка, крестные. Отец обычно держал икону, а мать хлеб-соль. Молодые трижды крестились иконе, целовали ее, а затем угощались хлебом. Мать осыпала молодых хмелем, серебряными монетами, конфетами, орехами, желая молодым изобилия и счастья. Затем молодые входят в дом так, чтобы не наступить на порог, дабы не потерять суженого и становятся на овчинную шубу, которую предварительно расстилают шерстью вверх. Хмель и овчинная шуба являлись символом довольства и зажиточности. После этого молодые и гости садились по местам. Начинались поздравления новобрачных, одаривание их подарками. Каждый говорил хорошие слова и дарил о т души, что мог, в зависимости от своего материального положения. Во время даров каждый из поздравляющих, просил подсладить спиртное поцелуем. Это было намеком на продолжительный поцелуй.

    Гости могли сидеть и веселиться до утра, а молодых поздним в ечером отправляли в их комнату, где молодым предстояло провести брачную ночь. В ней ставили икону, стакан с медом, чашку с зерном, куда помещали свечи, не зажигая их.

    Второй день свадьбы начинался с завтрака: молодая жена приглашала всех гостей за стол. Тех гостей, которые опаздывали к завтраку, разували, обливали водой, катали на тачке. Чтобы избежать этого, опоздавшие  откупались деньгами, спиртным, конфетками и т.д. После завтрака родителей молодого мужа наряжали женихом и невестой сажали на тачку и возили. Затем все гости шли к родителям жены.

    У частники свадебного шествия нередко переодевались: женщины в мужскую, а мужчины в женскую одежду. Среди них было немало «цыган», которые приставали к прохожим с предложением «погадать», нередко заходили во дворы «воровать» кур. В старину свадьбы длились не менее недели, на их проведение затрачивалось 250-300 рублей (конец ХIХ века), что для казачьих семей было обременительно, но к ним готовились много лет, с самого рождения детей.

    Третий день – это время «причуд» и завершения свадьбы, хотя окончание могло затянуться и на неделю за счёт того, что участники свадьбы, некоторые «чины», могли поочерёдно приглашать к себе гостей. Второй и третий день состояли из хождения ряженых процессией («жених», «невеста», «медведь», «турок», «цыган», «журавль» и т.п.), «собирания кур», катания, купания, прятанья, «сжигания» родителей, которых молодые выкупали, а также даров, как вариант, и некоторых других ритуальных действий.

    к аждый день свадьбы катались на лошадях, пели величальные песни, разбрасывали по улицам конфеты и пряники. Из дома жениха свадьба переходила в дом невесты, затем гуляли по очереди у всех родственников. Таким образом, свадьба могла продолжаться по две недели и более.

    Список используемых источников:

    1. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. 3-е изд. М.: Флинта; Наука, 2001. С.9.

    2. Бондарь Н.И. Традиционная духовная культура кубанского казачества (конец XIX – первая половина XX вв.) // Традиционная культура и дети. – Краснодар: Экспериментальный центр развития образования, 1994. – 271 с.

    3. По материалам официального сайта Храма святых апостолов Петра и Павла в п. С.Лог. hramlog.cerkov.ru

    4. Кашкаров А.П. Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака). Ростов н/Д.: Феникс, 2015. С.35–36.

    5. По материалам сайта Казачьего информационно-аналитического центра kazak-center.ru

    6. Боевой листок Енисейских казаков. Последний форпост. [Электронный ресурс]. URL: последнийфорпост.рф

    7. Автор книги «Донцы» М.Х.Сенюткин (1825–1879) – журналист, редактор «Донских войсковых ведомостей»

    8. Кузнецов В. М. — диссертация, посвященная семейно-брачным отношениям народов Южного Урала, 1998. С. 152; Лоргус Андрей, Дудко Михаил. Книга о Церкви. М.: Паломник, 1997.

    9. Конспект открытого занятия: Праздники и обряды казаков. [Электронный ресурс]. URL: nsportal.ru

    10. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества в XVIII – начале XX вв. [Электронный ресурс]. URL: gipanis.ru

    11. [Электронный ресурс]. URL: ruszizn.ru

    12. Бондарь Н.И. Указ. соч.

    13. В изложении Бахмета Ю.Т. Погребальный обряд в казачьей традиции (структурно-семантическая характеристика) // Проблемы изучения и развития казачьей культуры. Майкоп, 2000. С.89. Цит. по электронному ресурсу. URL: dikoepole.com

    14. Там же.

    15. Там же.

    16. Бондарь Н.И. Указ. соч.

    17. По материалам сайта Казачьего информационно-аналитического центра kazak-center.ru

    18. По книге В.Ф. Никитина «Традиции казачества».

    19. 19.«Рассказывают хранители…».Традиции проводов казака на службуhttp://www.novochmuseum.ru/uploads/posts/2020-06/1591859012_-odb7j5bxuo.jpg

    20. http://andcvet.narod.ru/TR/33/asd40.html

    21. https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&nomisspell=1&text=старинная%20казачья%20свадьба&source=related-1&p=2&pos=92&rpt=simage&img_url=https%3A%2F%2Fimg1.nevesta.info%2Fthumb%2Fcontent%2Fphoto%2F13700%2F13611%2F201504%2F5001493%2F5001493_3myqf06y8g00kw0w.jpg%3Fthumb_params%3Dh4u6GBABCUK1AUakswGOhVNi7Xg%3D%2Ffit-in%2F890x1780

    22. http://oldkultura.krasnodar.ru/press-centr/novosti/zavershilsya-kraevoj-festivalj-atamanj-svadebnaya

    23. https://yandex.ru/video/preview/?text=свадебный%20обряд%20казадаева%20татьяна%20анатольевна&path=wizard&parent-reqid=1615231292677102-1572396744948551259400278-production-app-host-sas-web-yp-130&wiz_type=vital&filmId=12568189266100072051



    1   2


    написать администратору сайта