проект. ГДЕ КАЗАК, ТАМ И СЛАВА. М униципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа 16 Город Краснодар проект Выйду замуж на Кубани за лихого казака!
Скачать 4.61 Mb.
|
1 2 М униципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 16 Город Краснодар ПРОЕКТ «Выйду замуж на Кубани за лихого казака!» Проект подготовила: Белеева Юлия Ученица 10А класса МАОУ СОШ №16 Руководитель проекта: Учитель кубановедения Казадаева Татьяна Анатольевна КРАСНОДАР 2021 Содержание Введение ………………………………………………………..………..…… 1. Обряды и праздники………………………………….. 2.Обычаи и традиции казаков……………………………… 2.1.Рождение ребенка…………………………………………………………… 2.2 Проводы на службу 3. Свадебные обряды…………………………………………………...….......... 4.Свадьба на Кубани сегодня. 5.Выводы ……….………………………………………………………………….. 7.Список литературы ………….…………………………………….……..……. 8.Приложения………………………………………………………………...……. Введение Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Здесь, на Кубани, живут замечательные люди: хлеборобы, садоводы, животноводы, врачи, художники, поэты. Все они стремятся сделать нашу Родину лучше, богаче, красивее. Интерес к прошлому родной земли всегда существовал в людях. Какой была страна в давние времена, как жили и трудились люди, чем занимались, как появилось казачество, какая была одежда, предметы домашнего обихода, мебель, какие существовали народные ремёсла. К сожалению, в нашей жизни утрачивается народные традиции: любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине. А ведь любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери, с дыханием земли и ароматом хлеба. Когда видишь цветущие сады, светлое небо, сердце переполняется от любви к этой красоте, это тоже наша малая Родина. Каждый наш день тесно связан с жизнью и культурными традициями былых поколений. Мы храним старинные вещи, наблюдаем в витринах современных магазинов старые кубанские крынки, прялки, как элементы высшего эстетства. Благодаря национальной культуре, мы знаем, что на кухне должны быть яркие рушники, к празднику – особый наряд. А за столом – хорошее радостное пение застольных песен. Каждый наш день – день, созданный веками. Он достраивается и украшается прошлым. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Это я и старалась донести в своей работе. Выбранная мной тема работы подразумевает духовное и нравственное обогащение, поддержание стойкого интереса к прошлому своего народа, прививание патриотических чувств. Ибо, по моему мнению, патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности человека. Переехав недавно на Кубань, я была поражена красотой и богатством традиций казачества. Захотелось погрузиться в эту тему, узнать как можно большего, результатом чего и стал данный исследовательский проект. Проблема: формирования и углубления знаний о традициях родного края. Актуальность: Заключается в том, чтобы возродить интерес детей и взрослых ко всему, что его окружает. А именно знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой Кубани. Все, что нас окружает в настоящем, имеет свои корни в прошлом. Это наша история, наша культура. Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо с детских лет. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Необходимо разбудить чувство любви к своей малой Родине, дать понять, что это их земля, их страна. Все богатства природы, бескрайние степи и поля, сады, реки – гордость нашего края – все принадлежит им, как потомкам первых переселенцев-казаков, приемникам их традиций. Мы часто замечаем в нашей современной молодежи бездуховность, безнравственность, потерю интереса к культуре. Поэтому именно культура прошлого должна войти в душу каждого. Цель проекта: - познакомиться с историческим прошлым своего народа, углубить и уточнить представления о родном крае, о традиционной культуре казаков. – выявить особенности и ценность семейной обрядовой культуры казаков на примере свадебного обряда, ее своеобразие; богатство обрядов и традиций казаков. Задачи: - сформировать представления об исторических событиях родного края; - познакомиться с обычаями и традициями кубанских казаков; - рассмотреть особенности соблюдения обычаев казаков; - Обогащать и систематизировать знания о традициях родного края. Методы исследования: - анализ и синтез справочной литературы по быту и традициям казаков; - поиск новой информации во время встреч и бесед с жителями кубанских станиц; Гипотеза: Прошлое всегда с нами, и все, что мы собой представляем, все, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы живем, погруженные в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое, значит не понимать настоящее. Теоретическая часть Помни, брат, что у казаков: Дружба – обычай; Товарищество – традиции; Гостеприимство – закон. 1.Обряды и праздники На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, похороны. Как и по всей России, на Кубани чтили и широко отмечали календарные праздники: Рождество Христово, Новый Год, Масленицу, Пасху, Троицу. Особым событием и торжеством в народе считали Пасху. Об этом говорят и названия праздника — «Вылыкдэнь», Светлое Воскресенье. Начинать об этом празднике надо с Великого поста. Ведь именно он — подготовка к Пасхе, период духовного и физического очищения. Великий Пост длился семь недель, причем каждая неделя имела свое название. Особенно важными были две последние: Вербная и Страстная. После них следовала Пасха — светлый и торжественный праздник обновления. В этот день стремились надеть все новое. Даже солнце, замечали, ликует, меняется, играет новыми красками. Обновлялся и стол, заранее готовили обрядовую пищу».красили яйца, пекли паску, жарили поросенка. Яйца красили в разные цвета: красный — кровь, огонь, солнце; голубой — небо, вода; зеленый — трава, растительность. В некоторых станицах на яйца наносили геометрический рисунок — «писанки». Обрядовый хлеб паска, был настоящим произведением искусства. Старались, чтобы был он высоким, «голову» украшали шишками, цветами, фигурками птиц, крестами, смазывали яичным белком, посыпали цветным пшеном. Возвратившись из церкви, после освящения обрядовой пищи, умывались водой, в которой находилась красная «крашенка», чтобы быть красивым и здоровым. Разговлялись яйцом и паской. Ими же одаривали нищих, обменивались с родственниками и соседями. Очень насыщенной была игровая, развлекательная сторона праздника: вождение хороводов, игры с крашенками, в каждой станице устраивали качели, карусели. Кстати, катание на качелях имело обрядовое значение — оно должно было стимулировать рост всего живого. Завершалась Пасха Красной Горкой, или Проводами, через неделю после пасхального воскресенья. Это — «родительский день», поминовение усопших. 2.Обычаи и традиции казаков. Люди, которые переселялись на Кубань, принесли с собой свои обряды, обычаи, говор. Селились здесь выходцы из разных уголков нашей страны и представители других народностей. Культура и обычаи этих народов переплетались и взаимно дополняли друг друга. В результате, образовался совершенно особый кубанский говор и быт, совершенно особые культурные традиции. На Кубани существуют богатые устные народные традиции. В станицах нашего края сохранилось немало интересных обрядов. Чаще всего эти обряды связаны с временами года, крестьянским трудом и культом урожая. Они передаются от старших к младшим, от родителей к детям, от дедов к внукам. В них отразились уклад жизни и традиции нашего народа, его душа, доброта, щедрость, любовь к труду, к Земле-кормилице. Нетерпимые к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете дней и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. Обычаев, традиций много: одни появляются, другие исчезают. Остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Если коротко сформулировать их, то получатся своеобразные неписанные казачьи домашние законы: уважительное отношение к старшим, безмерное почитание гостя, уважение к женщине (матери, сестре, жене). Казак не может считать себя казаком, если не знает и не соблюдает традиции и обычаи казаков. 2.1.Рождение ребенка «Родился казак, без крику ни как» Казаки ценили семейную жизнь и к женатым относились с большим уважением, и только постоянные военные походы заставляли их быть холостыми. Развратников холостые казаки в своей среде не терпели, наказывались развратники смертью. Рожденного младенца холостые казаки (принявшие обет безбрачия) нянчили все, и, когда у него появлялся первый зубок, все непременно приходили смотреть его и восторгам этих закаленных в боях воинов не было конца. Казак рождался воином, и с появлением на свет младенца начиналась его военная школа. Новорожденному все родные и друзья отца приносили в дар на зубок ружье, патроны, порох, пули, лук и стрелы. Эти подарки развешивались на стене, где лежала родительница с младенцем. По истечению сорока дней после того, как мать, взяв очистительную молитву, возвращалась домой, отец надевал на ребенка портупею от шашки, придерживая шашку в своей руке, сажал на коня и потом возвращал сына матери, поздравлял ее с казаком. Когда же у новорожденного прорезывались зубы, отец и мать сажали его вновь на лошадь и везли в церковь служить молебен Ивану-воину.Первыми словами малютки были «но» и «пу» - понукать лошадь и стрелять. Военные игры за городом и стрельба в цель были любимыми занятиями молодежи в свободное время. Эти упражнения развивали меткость в стрельбе, многие из казаков могли на значительном расстоянии выбить пулей монету, зажатую между пальцев. Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а в 5 лет скакали по степи. В христианской вере у казаков тоже была своя помощница. Главной помощницей казака была Богородица. Ее упоминали в самых различных транскрипциях: Пресвятая Матушка Богородица, мать Божья Пресвятая Богородица, царица Небесная, Пречистая Христова Божья Матерь, Матушка Божья, Матерь Мария, Всепятая мати. 2.2 Проводы на службу «Где тревога, туда казаку и дорога» У кубанских казаков особое место среди обрядов жизненного цикла занимал ритуал проводов на службу, который включал несколько этапов: Подготовка к проводам – подготовка снаряжения, согласование регламента со станичной администрацией, материальное обеспечение проводов. Собственно проводы – вечерняя трапеза, в которой принимали участие родственники – в обязательном порядке крестные родители, иногда молодёжь. «Ужин» мог длиться до утра, сопровождался напутствиями отслуживших свой срок, уважаемых казаков. За ним следовал завтрак, основные ритуалы которого – родительское благословение иконой и хлебом, перевязывание полотенцем крест-накрест и обряжение казака, как жениха: цветок, платочки, которые прикалывали к его одежде девушки, и в первую очередь – невеста. Затем следовало прощание и ритуальный уход с родительского двора: через ворота, верхом на коне, которого под уздцы могла выводить мать, невеста, или пешком, в сопровождении родителей и гостей. Это могло дополняться «заворотними» ритуалами: возвращение на непродолжительное время в дом, возвращение и откусывание пирожка, хлеба, остаток которого возвращался в святой угол, отдача за воротами хлеба первому встречному, выбрасывание полотенца или двух полотенец на дорогу и т.п., символизировавших счастливую дорогу и возвращение домой. После построения на станичной церковной площади, напутственного слова атамана и, как вариант, казаков – Георгиевских кавалеров, молебна, казаки в сопровождении родственников и станичников отправлялись к месту назначения с прощальной остановкой в каком-либо примечательном, знакомом, «пограничном» месте станичного юрта – река, курган, дерево. Здесь, с подношением обязательной чарки, и происходило окончательное прощание. Проводы, начиная с ужина и заканчивая отъездом казаков, сопровождались исполнением исторических, военно-бытовых, плясовых и специальных «проводных» песен. Своими особенностями обладали вторые и последующие проводы, в том числе на войну, которые были неизбежны в связи с продолжительной казачьей службой. Но в любом варианте этого обряда чётко прослеживается идея долга, готовности к смерти и надежда на благополучное возвращение в родительский дом. Само возвращение также носило ритуализированный характер: встреча станичниками «служивых» у прощального места, благодарственное слово станичного атамана и стариков, продолжительные гостевые визиты родственников, к родственникам и сослуживцам. 3. Свадебный обряд «Казаку жениться – не мёду напиться». Свадьба – сложный и длительный обряд, со своими строгими правилами. В разное время они у казаков проводились по-разному. В старину свадьба никогда не была показом материального богатства родителей жениха и невесты. Три века назад свадьба проходила упрощенным порядком. Казак полой верхней одежды прикрывал женщину, а затем во всеуслышание по одному произносили: «Ты, Федосья, будь мне жана», «Ты, Иван Семенович, будь мне муж». После чего они становились молодоженами и принимали поздравления от атамана и казаков. Казачья свадьба в начале ХIХ века состояла из нескольких отдельных частей: сватовство, смотрины, своды, вечеринка, свадьба. В давние времена парню и девушке, чтобы стать мужем и женой, достаточно было прийти на Казачий круг – собрание старейшин казацкой общины. Жених выводил невесту на круг и, взяв ее за руку, громко говорил: «Будь моей женой!», а девушка в ответ: «Будь моим мужем!». Для завершения обряда молодоженов три раза обводили вокруг священного дерева – осины, после чего они считались мужем и женой. Во время благословения, проводов могло происходить вручение дедовского, родительского оружия, использовались охранительные молитвы и обереги, в т.ч. «земля родная» и т.п. 3.1.Кубанская казачья свадьба Считается, что пора свадеб - осень. Однако у кубанских первопоселенцев самым популярным временем для заключения браков считалась весна. А самым благоприятным днём для венчания и соединения новых пар - Красная горка - первое воскресенье после Пасхи. Старая пословица гласит: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся». Свадебные традиции не были одинаковыми во всех кубанских станицах. Но общий алгоритм до сих пор неизменен: сватовство, сговор, венчание и собственно торжество. Ритуал был продуман и подчинялся единственной цели - обеспечить молодым «кучерявое» будущее. Одним из способов признания в любви заключался в том, что парень мог прийти к дому зазнобы, снять с головы шапку и перебросить её через плетень. (Важно, чтобы девушка видела, кто именно пришёл и бросил). Если шапка прилетала назад, это означало, что парень девушке не мил и строить планы о совместной жизни бессмысленно. И, наоборот, шапка бережно подобранная и унесённая в дом подтверждала взаимность чувств девушки и её готовность к замужеству. После этого парень мог считать себя женихом, с этим известием он шёл домой. Родители готовились к сватовству. К дому невесты направлялась целая делегация. Жених, его родители, сват (или сваха) - человек с хорошо подвешенным языком. С собой несли каравай в рушнике. И станичники отслеживали выход делегации из дома невесты. Если делегация возвращалась с караваем - это был знак: свадьбы не будет, родственники не договорились. Свататься можно было в любой день, но ни в коем случае не в пятницу и не в среду. И только после захода солнца. Время прибытия сватов держалось в секрете, от дурного глаза. Гости несли каравай в рушнике: если предложение принято, каравай оставался в доме невесты, а если нет, то сваты забирали его с собой. Сразу же оговаривалась и дата сговора – собрания близких родственников молодых, на котором обсуждалась свадьба и распределялись затраты. Задача жениха — расхвалить себя, показать, что девушка попадает в хорошие руки. Со своей стороны, родители должны «торговаться» и ставить под сомнение достоинства жениха. Вечеринка или девичник проходили накануне свадьбы в доме невесты. Она отчаянно рыдала, потому что считалось, чем больше слез наплачет, тем меньше горя будет в семейной жизни. Подружки расплетали косу невесте, которая заканчивала шить рубаху — подарок жениху. Затем девушки шли в дом жениха, выпрашивали у него подарки, и уже все вместе они оказывались в доме у невесты, где и проходила свадьба. В субботу казаки свадьбу не играли — дурная примета. Обычно начинали праздник в воскресенье с продолжением в понедельник. Главная деталь образа невесты — венок на голове, как символ чистоты. Кстати, от дурного глаза к подолу платья крест-накрест прикалывали 4 иголки. А жених даже на свадьбе был в военной казачьей форме. Главными распорядителями на празднике были женато-замужние дружки и сваха. Их перевязывали крест-накрест полотенцами или платками, а дружке еще и 2-метровую палку давали. Чтобы никто не мог усомниться, кто здесь главный. Утром жених получал благословение родителей и ехал большой и шумной компанией к невесте (эту часть традиции с наибольшим удовольствием соблюдают современные кубанские молодожены). Невеста в это время получала благословение своих родителей. При этом девушку ставили на шубу, вывернутую на изнанку, дабы ей никто в будущем не завидовал. Жених тем временем проходил всевозможные испытания, выкупая невесту. Его главная задача — прорваться в дом и сесть рядом с любимой. После благословения родителей молодые ехали венчаться. Вернувшихся их церкви молодых перед домом встречали гости, обсыпая пару специальной смесью, причем каждый ингредиент имел свое символическое значение. Например, крупа – семейное благополучие, орехи – многодетность, а лепестки – рождение здоровых детей. Была и традиция выстраивать почетный караул по обе стороны от молодых: казаки скрещивали шашки над головами супругов, чтобы защитить их от злых сил. После этого молодоженов с иконами, хлебом и солью встречали родители. Хлеб держал отец жениха, как глава и добытчик семьи, а мать — икону. Молодых ставили на рушник, как символ нового светлого пути, и начиналось действо с караваем. Сначала супруги отламывали по кусочку, солили и съедали каждый — свой. Цель обычая в том, чтобы отбить у молодых желание солить в семейной жизни друг другу. Потом пара вместе разламывала каравай пополам, определяя, кто будет главным в семье. После чего хлеб делили на кусочки, которые тут же раздавали гостям. Чем больше людей его попробуют, тем счастливее будет семья. Вот истинное предназначение каравая! Во время церемонии одаривания молодых невеста, в качестве благодарности, дарила гостю небольшую булочку «шишку», а жених протягивал рюмку. Это было не только своеобразным «спасибо за подарок». Считалось, чем больше «шишек» раздарят, тем меньше на семейном пути молодожены шишек набьют. «Шишки», хлеб, каравай - это то, без чего не обходится сватовство и свадьба. И это неспроста. Гастрономические символы в казачьей свадьбе относятся к числу основных: это не просто еда. В некоторых станицах, например в станице Черноерковской, что находится в Славянском районе Краснодарского края, «шишку» использовали для оповещения о «честности» невесты. После брачной ночи родители молодой отправляли к жениху послов с «шишкой». Если невеста «честная», жених возвращал эту «шишку», перевязанной красной лентой, если не уберегла невинность – черной. В обряде кубанской свадьбы большая роль отводится растениям. Многие растительные реалии в местном фольклоре олицетворяют невесту и главные ее качества: девичество и красоту. К числу основных ритуальных символов кубанской невесты относится обрядовое деревце гильце. Этот культурный символ является исконным элементом украинской традиции и привнесен в кубанскую традицию украинскими переселенцами. 1 2 |