Психология журналистики. психология. Магическое мышление и мифологический текст (единица мифема) Аниматизм
Скачать 21.67 Kb.
|
Магическое мышление и мифологический текст (единица - мифема) «Аниматизм» - особое состояние веры во всеобъемлющую безличную одушевленность природы, соединяющую всё и вся в единую мировую душу. Мифема – единица первобытного мышления: явное или скрытое табуирование сведение к самоочевидности то, что мифема предписывала делать, всегда было элементарно. Выполняемое действие должно быть наблюдаемо, то есть подконтрольно общине. Получается, что магическое мышление не только авторитарно, но и публично. Мифологический текст ориентируется прежде всего на иррациональную сторону человеческой психики: когда ищут не информации, а надежды; не фактов, а оценок; не логики, а исхода чувствам. Чтобы подготовить мифологический текст, журналисту приходится самому погружаться в магическое мышление, смешивая реальность и символику; догадки, которые придают желаемый смысл событиям и факты. Хотя мифологический текст может быть создан и использован с откровенно манипулятивными целями, это не отменяет его значимости в контексте массовой коммуникации и журналистского творчества. Мифологический текст также может быть ориентирован на позитивные ценности, а поэтизация действительности – характерная черта такого текста. Рационалистическое мышление и убеждающий текст (единица - идеологема) Основное отличие данного текста от мифологического в том, что он звучит не в коллективном бессознательном в качестве неотчуждаемой мифемы, а в индивидуальном сознании, как цитата из Учения. Принцип рац.мышления - «мыслю, следовательно, существую». Здесь впервые была признана дееспособность, достоверность и высшая ценность индивидуального разума и тем самым ясно проведена граница между мною как субъектом познания и миром как объектом познания. Главный пример убеждающего текста – проповедь - формируются сразу две идеи: опорная, то есть излагающая богоустановленные нормы отношения к миру, и рабочая, то есть рекомендующая оптимальный способ действия в реальных обстоятельствах мирской жизни. Рабочая идея должна быть доказана и, главное, доказана рационалистически, то есть логически осознанно: в четком следовании аргументированных суждений и полной ясности выводов. Если публицистические установки расходятся с постоянной практикой людей, журналистские тексты их не убеждают. Структура текста: ввод в проблему, постановка проблемы, аргументация, рекомендация, образный ориентир. Позитивистское мышление и прагматический текст (единица - конструкт) Конт был первым, кто произнес новое слово — позитивизм. Он утверждал, что наука не объясняет, а лишь описывает явления. Не вопрос «почему», а вопрос «как» является главным. Всякое утверждение должно быть сведено к данным опыта конкретных наук. И то, что невозможно верифицировать, то есть проверить в опыте, не имеет научной значимости. Позитивисты считали, что философия как особая наука, претендующая на умозрительное познание реальности и стоящая над естественными науками, просто не нужна. Это становится особенно ясно при знакомстве с американской разновидностью позитивизма, которая самоопределилась как особое учение — прагматизм (от греч. pragma — дело, действие). Основоположник направления - Чарльз Пирс оценивал устойчивость и надежность вывода по тому, насколько подтверждалось на практике выдвинутое предположение. В основе прагматического текста – стремление помочь в разрешении конкретной жизненной ситуации, а не растолковать глобальную проблему. Ему чужды просветительский пафос учительства и духовное наставничество, характерные для убеждающего текста. Он говорит не о том, как правильно, а о том, как полезно. Такому тексту не свойственна тщательность в проработке логической канвы изложения, ведь он не претендует на абсолютную истину. Благодаря своей оперативности, бесперебойности и системности поток прагматических текстов способен структурировать и даже регулировать общественное мнение. В массовой культуре таких текстов все больше: «Как избежать конфликтов», «Как стать счастливым», «Как вам поступать с вашим беспокойным подростком» и т.п. вплоть до популярной компьютерной серии «Для чайников». Как правило, все они пишутся в виде пошаговой инструкции читателям. Драйв-мышление и гедонистический текст (единица - инстигат) Драйв-мышление – это осознанное следование принципу удовольствия как единственному ориентиру поведения вследствие отрицания социальных запретов и предписаний, табу и идеалов, долга и ответственности. В погоне за сильными ощущениями драйв-мышление вовлекает человека в ситуации, где ему приходится переживать либо страх боли и смерти, либо страх унижения и моральных страданий. Так возникает то особое психическое состояние, которое современный психолог, социоте-рапевт Н.Ю. Борисов называет «гедонистическим риском», то есть бесконтрольное влечение к опасности ради сильных ощущений. Четыре ступени реализации влечения к опасности: 1. Участие в реальной опасной ситуации (драка, хождение по канату над пропастью и т.п.). 2. Наблюдение реальной опасной ситуации (коррида, уличные беспорядки, состязание по кик-боксингу, петушиные бои и т.п.). 3. Наблюдение за имитацией опасных ситуаций (жесткий боевик, натуралистические видеофильмы, театрализованные постановки и т.п.). 4. Участие в имитации опасных ситуаций (аттракционы типа «американские горки», прыжки со страховкой, военные игры и т.п.). Пример гедонистического текста - стиль так называемой «черной хроники», Шоу, желтая пресса. Важна не передача информации, а достижение форс-мажорных состояний и острых ощущений: стресса, потрясения, фрустрации, ужаса, экстаза. К примеру, лучшее время на телевидении отдается конкурсам с большими выигрышами («Поле чудес», «Своя игра», «Пойми меня»), шоу с элементами риска для участников («Форт Байярд», «Империя страсти», «Последний герой»), ток-шоу, муссирующие прежде запретные темы («Про это»), хит-парады, конкурсы красоты, шокирующие ситуации и несуразицы («Скандалы недели», «Вы — очевидец»), устрашающие репортажи («Криминальная хроника», «Дорожный патруль»). Стержневой момент гедонистического текста —стремление подать как высшее удовольствие нарушение табу, осмеяние ценностей, выход за рамки норм и законов и т.п., подкрепляемый сверхсильными материальными раздражителями: демонстрацией больших выигрышей, картин страдания и смерти, порнографией… Гедонистическая публикация непременно обращается либо к религиозным ритуалам, либо к идеологическим учениям, либо к общественному мнению. Но в нигилистическом, глумливом смысле. Net-мышление и сетевой текст Cетевое мышление на современном этапе его развития имеет ряд характерных черт, соединенных в первую очередь с расширением пространственного восприятия и безграничным доступом к неограниченному количеству разнообразной информации: - Поиск информации затрагивает минимальное количество времени, что максимально приближено к непосредственному темпо-ритму мышления человека. - Доступ к безграничному потоку информации, данным ресурсов сети значительно облегчает запоминание и хранение информации в памяти человека. - Любой пользователь сети может в реальном времени принять участие с массовой коммуникации. - Пробуждение чувства внутренней свободы личности и беспредела, доходя до неуязвимости. - Каждый человек способен высказать свою точку зрения, возразить в неправильности, разделить свои впечатления с окружающими. Это создает культ субъективной публичности человека. - Создание сетевых структур объединяет всех участников сети в целостный организм с отсутствующим центром. - Большое скопление людей дает возможность соблюдать анонимность, а значит иметь личную безопасность коммуникантов. Типологические особенности сетевого текста, которые требуют особого способа мышления: Сжатость и краткость текста. Web-текст должен быть небольшим по объему. Жестких требований к размеру нет, однако оптимальным для чтения считается текст не более 5-7 тыс. знаков. Это обусловлено тем, что пользователю удобнее читать текст размером в «1-2 монитора», и не более того. Соответствующим должен быть размер шрифта статьи. В отличие от газетного или журнального листа, который читатель может “пробежать” глазами, остановившись лишь на ключевых фразах, текст в Интернет-СМИ читается всегда подряд. Членение текста на составляющие. Web-текст должен быть разбит на блоки с подзаголовками. Поощряется структурирование информации с помощью маркированных списков, а также различные способы выделения текста (полужирный, курсив, подчеркивание). Кроме того, в Web-тексте красные строки и абзацы могут выступать в роли своеобразных «знаков препинания». Это необходимо потому, что часто сетевые СМИ не придерживаются деления текста на колонки так же строго, как это делают традиционные издания, из-за чего затрудняется процесс чтения. Гипертекстуальность, которая обеспечивает нелинейные расширения. Гипертекст – это текст, ветвящийся или выполняющий действия по запросу. Он представляет собой текст, состоящий из потенциально бесконечного множества текстов, объединенных системой встроенных гиперссылок, что позволяет не только читать его горизонтально, как на бумаге, но и с помощью внутренних и внешних ссылок просматривать «вглубь». Использование гипертекста в журналистике придает материалам третье измерение — глубину. Чередование текста и фотографий (видео) в статье. Конвергенция |