лекции по философии. Махаяна большая переправа
Скачать 40.47 Kb.
|
Священные книги буддизма. Трипитока- корзина, свитки из пальмовых свитков хранились в плетеных корзинах хинаяна — малая переправа, малая колесница махаяна — большая переправа тантра — мистическое направление. три фазиса: (выделяет еп. Хрисанф, ректор спб.) не все буддологи выделяют эти стадии. Хинаяна: освобождение от зла, сравнение перешедшее у буддиствов в общеупротребительный термин. Будда своим учение хотел дать средства всем живым тварям безопасно переплыть бурное море печали и смерти на другой берег бытия. Это древнейшая форма буддизма, сохранилась в цейлоне. Махаяна — буддизм новых форм. Начало махаяны относят ко времени явления христианства, была признана на 4 общем буддийском собрании и отличается созерцательным направлением, образовавшимся в буддизме под влияние брахманизма. Тантра, йога-чара — развилась под влиянием браминства, последняя мист форма буддизма, продолжение и завершение маахаяны, в начале 4 века буддийский тантризм обзначается общим понятием Ваджраяна ( алмазная колесница ) Четыре истины буддизма: 1) мучение (причина скорби) 2) сцепление 3) отвержение 4) путь первые два тезиса включают в себя мысль, что бытие есть мучение и скорьб — причина закон, есть сцепление этого бытия с другим бытием, зависимость его от другого последние два ( движение и путь ) указывает на практ. Сторону буддизма, на избавление от мук бытия, созерцание в целях отрешения от личного бытия. Нервана — прекращение бытия, множество небытия, сущность сонсары, ничтожество ничтожества. Идеал — полное уничтожение мира, прежде всего уничтожение себя. Мир — результат суеты. При жизни станет святым архатом, а после пойдет в нервану. Путь к нерване — путь чистого созерцания. Самсара — переход через перерождения, некий круговорот рождений и смерти в мирах, ограниченных кармой. Мокша — освобождение души. Непостижимость нерваны. Нервана — вечное блаженство, счастье. Содной сторона нервана — пустота, с другой - . Буддизм отверг богов, провозгласил счастьем растворение в молчании. Покой оберегает отрешившегося от волнений, счастлив тем негативным счастьем, в котором все умолкло и в котором он сам исчез. Космология буддистов ( учение о периодах и калпы ) Кальпа в Будд. Текстах понимается огромным временной период, будда не говорил о точном количестве лет, которое длится кальпа. Учение об уничтожении миров ( учение майтрее ) были и будут такие же существа, которые своей собственной силой терепения, совершенно освободившиеся от перерождений получили всемогущество в мире. Миром правит исторический Будда и его закон будет царствовать в продолжении 5 тысяч лет, затем он исчезнет вместе с останками будды, тогда явится новый Будда ( майтрее ) который уже на небе тушито коронован в приемники шакьямуни, и он восстановит на земле забытую истину. Срок человеческой жизни уменьшится до 10 лет и при нем снова возврастет до 80 тысяч лет. Такхагата будда — умерший и великий шараман, будда нашедший средство к уничтожения перерождения. Означает «тот кто так пришел» или «тот кто так ушел» Эпитет использовался самим гаутамой к себе, в последствии стал применяться к значению... такхада — тот кто нашел истину. Шрамана ( прилагать усилия ) странствующий монах, аскет, подвижник, отличительная черта - отрицание авторитета вед, отказывались от семейных свЯзей, жили подаянием, многие практиковали умерщвление плоти, шрамана — основание для страданий. Цель любого существа — вырваться из круга перерождений через различного рода практик ( йога ) можно к ним отнести и самого будду. Человек — носитель наследственного зла, единственна форма, через которую возможно освобождение через перерождение. Прекращение страданий возможно, что вытекает из учения будды о природе и происхождении зла. Истребление жажды и просветление духа принесет человеку освобождение. Неизбежный закон существования мира — не как рок, а как закон дел. Будда знал и проповедовал только ничтожество мира, причиной считал закон перерождения, следствие дел за совершенных ими дел в прежних перерождениях.\ Будда — освободитель от мучений мира, властитель мира, существо, жившее с незапамятных времен. Адибудда — всеверховный будда. Существует понятие адибудда — первоначальный будда, измерение пустотной природы ума, не имеющая ни начала ни конца во времени за пределами форм и расстояния вне концепции. Космология и новое учение о классах живых существ. 4 дьяны. Мир небес, который удут концентрически от горы Мера паралельными кргума, как и воды и материки разделяют на три главных отдела - мир пожеланий, низший из миров, призраков, от которого страдают все существа, избавление от которого обещал шакья-муни. Высший небесный мир, мир формы, рупа в котором остаются одни отвлеченные формы ( одни типы или идеи бытия ) это мир форм разделяется на 4 отдела ( ступени ) и состоит из 18 небес ( у северных буддистов ) и 16 небес у южных. За этими мирами следет небесный мир бесформенности, со своими 4 небесами, т. е. Мир, в котором нет ни формы бытия, ни кого признака существования. Буддийская изобрела классы существ для населения этих миров, и для обозначений стадий перерождений существ. Миры наполнены различными формами странствующий, мечтающих о погружении в нервану. Главных видов бытия живых существ 6 : 1. боги ( высшая ) 2. люди, 3. осуры ( демоны или духи ) 4. животные 5. прэты или бириты ( вечно-голодные чудовища) 6. существа живущие в аду. 4 различных области мира форм, есть 4 его дьяны, или пути. Населены различными богами этого класса, разделяющиеся на различные ступени по 3 в каждой дьяне, чем выше дьянва — тем отвлеченнее бытие богов. Боги 1 дьяны находятся на менее совершенной ступени, во второй дьяние живут боги света, разделяясь на богов света ограниченного, неограниченного и полного, атрибуты богов 3 дьяны — добродетель или чистата, так же подразделяющихся на …. обитатели 4 дьяны принадлежат к свободным разумным существам, которыми заканчивается цикл перерождений, составляют высшее совершенство бытия или небытия. Они сознательны, свободны от печали, рожденные, нестареющие к ним принадлежат и воплощающиеся будды. Множество будд должны прийти в мир, с тою же целью что и нынешний правящий будда, боги- сатвы. Били и будут существа, терпением и жертвой освободившиеся и получившие через это могущество и владычество в мире. Но в не учении только, но и обстоятельствах жизни они совершенно сходны с шахьямуни и представляются копией исторического Будды. Измысленно 24 будды — предшественники шакьямуни, с корыми он общался когда был ботхисатхва ( бодисатва, существо того, чья сущность - просветление ). Были существа, которые совершенно освободились от перерождений получили могущество и владычество в мире и будут проповедовать тоже учение, в обстоятельствах жизни представляются копией исторического будды. Ботхисатвы населяют высшие сферы, некие кандидаты в будды. Сиддхарта ( имя будды ) таким обитает на третьем небе, будущий приемник шакья-муни. Они могущественны до того, что могут призывать к себе будд. Санга ( братство) буддийских монахов ( битшу) гоутама был основателем отшельничества. Его последователи основали общину Сангха. Первоначально общество состояло из отшельников, отказавшихся от семейных связей, живших на удалении от городов и живших подаянием. Братство нищенства. Обет бедности и неимения собственности. Брили свои волосы, в знак нечистоты, хождение в плаще из случайно найденных лоскутков ( нагими ходить запрещалось ), всю жизнь должны юбыли проводить под открытым небом, кроме чашки для милостыни не имели права ничего иметь. В городах собирали подаяние и ели раз в день до полудня, после полудня ничего не могло быть съедено, запрет на крепкие напитки. Обязаны находиться в самоуглублении. 4 класса досточестных лиц: праведники однажды возвращающиеся не возвращающиеся достойные ( архаты ) праведник, достигший реки и вошедший в поток нерваны, низшая ступень пути (сротаапанна) Свободен от личных пожеланий, не признает ничего лично принадлежащего ему, признает только будду. Возможны перерождения в людей и богов, но невозможно перерождение в нижестоящих существ. Однажды возвращающиеся — такие, которым предстоит переродиться только один раз в форму людей или богов, чтобы достигнуть нерваны. Невовращающиеся — лица, которые по смерти могут переродиться только в форму богов высшего порядка и на небе брамы оканчивают свое усовершенствование Архаты ( или арханы ), высшая ступень пети, которой проходят праведники, свободны от всех чувственных пожеланий и вского возбуждения ( напр. Радости скорби любви и ненавести ) стоит вне зависимости от внешнего бытия вследствие своей свободы и независимости от условий внешней жизни, архат не подчинен законам природы, стоит выше всех и обладает сверх естественными знаниями. Чудодействененая сила Ботхи. Иерархия пути знания и пути делания. Архат знает закон изменения в мире и вслекдствие этого обладает чудодейственной силы ботхи, может явиться и исчезнуть, для него нет пространства, произвести по произволу землетрясение или что иное, словом для него нет ничего невозможного. Магизм в буддизме (мантры — чакры ) и дарани ( заклинания Все проповедники буддизма представляются магигками, упражняются в чарах ( мантрах ) и все они знают силу заклинаний, сила этих буддийских ария ( подвижников ), достигших высоких степеней праведности, руки их проникают в алмазную колонну, по произволу управляют явлениями природы, ходят по воздуху, своим словом прекращают пожары, посылают ветры и т.д. Один арий мог доить нарисованную корову. Превращают людей в драконах и сами могут являться в самых разнообразных формах. Святые чрезвычайного порядка: шраваки ( ученики будд ), будды протъека ( индивидуальные будды ), бодисатвы ( будущие будды ), совершенные будды. Шравак — ученик будд, имя взято от первых учеников будды, впоследствии образовался особый класс праведников, те же архаты, но предназначенные быть учениками всеверховных будд. Будды протъека (индивидуальные будды), совершеннейшие существа, спасающие только самих себя и этим отличаются от других. Пустынники с длинной бородой и длинными волосами на голове. Всякий будда несравнимо выше архата, последний несравненно и слаб и нечист перед буддами. Даже миллиард архатов не может составить и одного будду. Бодисатве ( ботхисатве, будды-спасатели ), готовящиеся к этому к высочайшему в мире знанию, и ожидающие последнего перерождения в небе радости ( тушито ) затем, чтобы сделать избавителями живых существ от зла жизни, и вступить в высочайшее достоинство всеверховного будды. Отличаются шестью высшими добродетелями ( парамитами ): сострадание, терпение, энергия, чистота, созерцание, мудрость. Совершенные будды, всеверховные будды, которые затеняют для буддистов само божество. По представлению буддистов, нет существ им равных нигде во вселенной. Так описывается исторический веррховный Будда Шакьямуни, нет равного татагати не только между неразумными животными и людьми, но и в мире форм и даже в бесформенном мире. Первоначальным знанием человека было знание о Боге, которое имели наши праотцы. Из поколения в поколение человек терял связь с Богом. Мифология является одним из следствий грехопадения. Мифология не первична религии, а является её деградацией. Люди начали обожествлять природу и придумали многобожие, удаляясь от истинного знания о Боге. Формами первобытного религиозного сознания являются, например, тотемиз, магия ( вера в то, что при помощи заклинаний человек может воздействовать нат явлениея природы), фетишизм ( поклонения вещам, явление природы, обожествеление предметов ), анимизм ( вера в духов). Явления природы антропоморфизируются и социоантропоморфизируются. Явления природы описываются при помощи отношений некий богов, управляющих миром, люди видят не просто явления природы, но видят причину в неком боге, и впоследствии начинает возникать философия. В Греции существовал культ умерших, они не сомневались в существавнии души отдельно от тела, но понимали под этим слово псюхе «прохладу, производимую посредством нашего дыхания». Ориген утверждал, что наши души охладели в своей любви к Богу. Греки пытались умилостивить души умерших и устраивали в их честь праздники. Если душа принадлежала к убитому человеку, то эта душа мстила людям, называлась душа «эриниями», а в римской мифологии – «фуриями». Они охраняли вход в ад и ни кем не могли быть подкуплены. Под богами греки понимали сущность вещей, а в римской мифологии богом было само явление. Так бог моря Посейдон символизировал собой сущность самой морской стихии. Бог Нептун был само море со всеми явлениями. Три формы религии Зевса, Диметры и Диониса в греческой философии: Основа нравственности – доминантная потребность в жизни человека. Признание другого высшей ценностью. Развитие человека в его единстве, духовности, чувственности и разумности. Идеальный человек в ДР калокагатины ( калон – прекрасный, агатон – благородный, добрый ). Дионисийский культ Орфики. Рядом с народными верованиями около 6 в до н.э. появились новые течения ( дионисийский культ и орфийский ). Поклонение богу вина Дионису, проходило в форме употребления вина, неистовых плясок (вакханалиями), другое имя Диониса – Вакх. Служителями были вакханки, были в состояни экстаза (от греч экстасис – выхождения из себя) и обнаруживали существование души. Сторонники этой религии считали это состояние гораздо более истинным, чем состояние в теле – тело есть могила души. Развил религию Диониса Орфей ( миф о Орфее ). Был растерзан вакханками, его существование не известно, но в книгах греч философов много цитат о мифах Орфея. Приводятся тексты нескольких пластинок, найденных в Крыму – жизнь – смерть, жизнь – истина, ложь истина душа тело. Италийская ( Пифагор ) и мелетская школы ( Фалес ). Бытовое сознание. Культ Диониса заменил Аполлон. Переход от первого ко второму совершался внутри деятельности орфических общин и связан с центральным ритуалом дионисийских оргий (омофагия – поедание сырого мяса, растерзанного в вакхическом исступлении жертвенного животного), в нем люди выплескивали грех, унаследованный от предков-титанов, растерзавших сына Диониса и вкусили его мяса. Омофагия начинает пониматься иначе и стала символизировать не только о греховности людей, но и способом очищения (катарсису), через оргии. Исступление понималось как необходимое освобождение темных начал человека, для высвобождения остального времени человека для добрых дел. В рамках культа Аполлона появляется идея совершенной красоты. Художественно-мифологические идеи становятся благодатной почвой философии. Первые христиане изображали прекрасного юношу (Орфея), олицетворявших гармонию. Кроме мифов источником являются теогонические поэмы, орфические гимны, сложенные к 5 в. До н.э., нынешние не старше 2 в н.э. Древние называли Орфея богословом, но к его учению более применим термин теософия, ибо в основе орфизма лежит эклектическое сочетание различных мифов, греки были уверенны, что Орфей научился тайной мудрости в Египте (но он близок к восточным идеям, исходил из дуализма – противостояния света и тьмы, порядка и хаоса, имеющих у орфиков множество оттенков). В орфизме прослеживается идея верховного единства, носящая языческий характер – мировое лоно, хронос (временем). Хронос породил светлый эфир и клокочущий хаос, из них родилось космическое яйцо, породившее богов титанов и людей. О этом говорит Регведа, Понишах – мир не творится, а рождается подобно птице, выходящей из яйца. Это языческое предшественница материалистической мифологии. Яйцо раскололось и из него вышел сияющий протогонос – первородный бог, объемлющий собой все природное многообразие. Тяготение к единству – Зевс поглотил первородного, и стал единственным первородным божеством, являющимся во многих ликах. Зевс первый и он же и последний громовержец Зевс глава, середина и из Зевсаа все создано Зевс основание земли и неба. Зевс корень неба, солнце и луна. Зевс владыка, сам всему первородец. Единая есть сила, единое божество, всему великое начало. Орфики пришли к идее о едином пантеистическом божестве. Учение о человеке наиболее оригинальная часть орф. Доктрины – титаны пытались убить Орфея, но он принимал различные облики, он принял облик бьыка и титаны его пожрали, все кроме сердца, сердце было присоединенно зевсом, а громом поражены мятежники. Божественная природа была перемешанна с титанической - появился человеческий род. ( двойственность человека ) В момент священного безумия человека подстерегало дремавшее в нем титаническое начало, приводящее людей к озверению. Дисгармония – начало и первоисточник людей. В греческом сознании совершается переворот и приближается к индийским мировоззрениям – душа стала главнее тела, в отличии от старой доктрины, а тело стало гробницей, подавившей душу. Душа влачит жалкое существование и даже в смерти не освобождается от тичков титановой природы и нет конца страданию духа дионисовой искры. Орфический метемпсихоз в учении о переселении душ сходно с учением о карме. Философ Эмпидоф называл сроки, в которые душа несет наказание. Безисходность положения человека, Обращение же к Дионису – голос божества в человеке. Орфизм – великое прозрение дохристианского мира, МИФ о смерти и воскресении бога содержит смутную догадку о том, что мир удалившийся от бога не оставлен им, и божество снисходит к творению, для выведения к истинной жизни. Орфики учили, что человек сам должен идти на встречу Дионису-спасителю, строили мистерии где развивали в себе дионисово начало. О мистериях Орфея известно мало, но сама жизнь последователей отличалась особыми правилами- заветы добра, неустанная борьба с титанизмом, мысли и дела должны быть чистыми, гимны называют истинного Орфика святым. Запрет употреблять в пищу животных – механический заслон против плоти. На орфических алтарях курили миро и шафрано, ОРФИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОСНОВЫВАЛАСЬ НА строгом разделении души тела, все материальное считалось нечистым. Синкретизм впитывал культы и мифы и не мог поэтому противостоять язычеству. Нежелание греков расставаться со своими богами. Во время демократии орфики потеряли свое значение и исповедовался в замкнутых кружках, члены их носили всевозможные предметы культа, без сильных вождей культ стал угасать. Мелетская школа. Первые греческие философы Анаксимандр и Анаксимен. Феном семи мудрецов. Филосовские взгляды Фалеса. В рамках культа Аполлона возникает феномен семи мудрецов – первых фолософ древней Греции. Жили в 7-6 вв до н.э. Среди них был Фалес, Солон, Биант и Питтак ( остальные философы в разных списках различаются). Мысли их близки к форме пословиц. Платон о 7 мудрецах: все они были ревнителями и поклонниками и учениками лаконского строя и что отложило отпечаток на их мудрость, краткие достопамятные изречения, каждый из них собравшись вместе они посвятили Апполону и дельфийский храм Первенки, своей мудрости начертав на стене «знай себя», «ничего слишком» и т.д. жителя Лаконии были спартанцами и презирали многословие ( от этого пошло слово лаконичность). Большинство высказываний 7 мудрецов посвящены, возникает этическое философствование. Появляется выражения гном, максим ( например «знай меру»). Основное направление – открытие гармонии в мире. «отца нужно уважать», «лучше быть ученым, чем неученым», «будь сдержан на язык» ( будь немногословен ), «к несправедливости питай ненависть». «Познай самого себя». «О тайном догадывайся по явному» Первый греч фил – мелетский философ Фалес. Школа возникла в Ионии, состояла из нескольких городов-полюсов, один из которых был Мелет. Периодизация античной философии Досократики философия Сократа, Платона, Аристотеля (классическая) Философия эпохи эллинизма после Аристотеля, представленная тремя школами: стоицизм, эпикурейство и скептицизм. 1-ый период – досократовская философия: произведения, написанные до Платона до нас не дошли. Известны только цитаты этих философов, упомянутые последующими философами ( у Платона, Аристотеля, у Отцов Православной Церкви – Августин, Тертулиан и т.д.) Фалес Мелетский, годы жизни не известны, но в конце 7 – 1-я половина 6 вв. до н.э. Приписывают несколько произведений : Оначалах, о солнцестоянии, о равноденствии, Морская астрология ( астрономия ) ( считается подложным произведением ). Жизнь описывает Диоген Лаертский, указал, что Фалес своей мудрости научился в Египте. Знал геометрию. Внес серьезный вклад в астрономию – указал дни равноденствия и солнцестояния. Не знал причины солнечных затмений и расчеты основывал на эмпирических наблюдениях египтян. Введение календаря в 365 дней и деление его на 12 месяцев. Пытался объяснить причины разлива Нила, бал энциклопедически–одаренный человек. Начало всех вещей - вода. (упоминает Аристотель). У Гомера встречаем – «океан всему прародитель». Фалеса мы считаем философом, а Гомера – нет. У Гомера вода, как стихия, стоит у начала родословия богов, т.е. вода есть только генетическое начало мира. Фалес первым поставил вопрос о субстанции ( многообразие предметов очевидно). Что же объединяет все эти предметы? В основе всего лежит вода. Фалес в основе своей стихийный материалист. Почему же вожа? Возможно это влияние Гомера, и сам не мог не заметить, что в основе всего лежит вода, все её используют. Все полно богов и доказательство этого Фалес находил в том, что магнит притягивает к себе железо – душа есть у всего, двигательное начало, гилозоизм ( приписывание жизни неживым предметом ), т.е. одушевлена вся вселенная. Анаксимандр. Ученик Фалеса. Родился 610-546 гг. до н.э., родился в Мелете. Написал произведение « О природе», положив начало череде произведений с названиями «О природе». Фисиологи – философы досократовского периода, т.е. философы учили о природе. Перевоначало - апейрон (беспредельный, субстантивированное существительное), не остановился ни на одной из известных стихий, положив в начало что не относящееся ни к одной из стихий. Аристотель объясняет, что Анаксимандр ввел беспредельное в качестве первоначала потому что начало не может быть одной из стихий, поскольку все остальные стихии будут ей поглощены, она должна быть бесконечна, у бесконечного нет ни начала ни конца. Весь мир находится в непрестанном движении. Первоначало всех вещей должно отличаться от всех стихий, быть неуловимым для органов чувств, быть беспредельным апейроном. Первым нарисовал границы моря и суши ( георграфическую карту), Говорил, что земля находится в центре всего, Солнце не меньше земли и есть чистый огонь, а луна светит оранжевым светом, исходящим от солнца, создал солнечные часы, земля ни на чем не стоит, находится в центре, по форме – цилиндр ( подобно мельничному жернову), Три заветные идеи древней Греции. Теантризм. «все божественно и…». В чем особенность взгляда на человека и человеческую жизнь. |