Махаяна_текст. МахаянаСлайд 12 (Д)Махаяна
Скачать 44.69 Kb.
|
Махаяна Слайд 1-2 (Д) Махаяна — одно из двух основных направлений буддизма. Иногда махаяну называют "северным буддизмом", так как она получила более широкое распространение именно в северных странах — Китай, Тибет, Япония, Корея, Монголия и др. В переводе махаяна означает "большая колесница". Возникновение учения махаяны пришлось на первые века нашей эры, а в середине первого тысячелетия махаяна достигла расцвета. Слайд 3 (Д) Махаяна возникла как противопоставление более древнему направлению буддизма — тхераваде (распространена на Шли-Ланке и в странах Юго-Восточной Азии). При этом сторонники махаяны утверждали, что они открывают секретные знания учения Будды, которые тайно передавались в течение пяти веков после его смерти. В отношении между техравадой и махаяной можно провести некоторую аналогию с европейским протестантизмом и католичеством. Сторонники махаяны, как и протестанты, утверждали, что они не основывают новое учение, а возвращаются к истокам. Слайд 4 (М) Одним из основных отличий махаяны от тхеравады является понимание цели буддиста. Тхеравадины считают, что высшая цель — это индивидуальное просветление, что приведет к достижению состояния нирваны — освобождению от страданий. Тхеравардины считают, что человек не может достичь состояния Будды. Приверженцы махаяны называют такой подход, направленный на индивидуальное достижение нирваны, эгоистичным. И с их точки зрения, каждый человек может обрести состояние Будды. Идеалом махаяны является не архат, а бодхисаттва.Бодхисаттва отказываются от нирваны, ради освобождения всех других существ от страданий. Чтобы достичь состояния бодхисаттвы, необходим упорный труд и прохождение ряда ступеней: ● изучение буддийских догматов; ● психофизическая саморегуляция; ● совершение деяний в пользу других. Если согласно учению тхеравады, человек может достичь нирваны только посредством своих усилий, то в приверженцы махаяны считают, что каждый идущий по пути к просветлению может рассчитывать на помощь бодхисатв. Существуют три главных трактата махаяны, в которых собраны основные положения учения: ● "Сутра Лотоса благого Закона" (Сад-дхарма-пундарика-сутра); ● "Сутра видения Чистой Земли" (Сукхавати-вьюха-сутра); ● "Сутра Совершенной Мудрости" (Праджня-парамита-сутра). Большую роль в развитии и распространении махаяны сыграли наставники.А некоторые из них основывали школы. Например, Нагарджуна основал школу Мадхъямика ("Срединное учение"), а Асанга и Васубандху развили положения школы Йогачара ("Практика йоги"). Слайд 5 (Д) Со временем в рамках учения махаяны сложился многоступенчатый пантеон божеств, который включает следующие ранги: ● Будды — это живые существа, перешедшие в состояние нирваны. ● Бодхисаттвы — это существа достигшие просветления, но отказавшиеся от нирваны ради спасения других живых существ. ● Архаты — праведники, достигшие наивысшего уровня духовного совершенствования; ● Идамы — персональные боги-покровители буддийских школ и каждого буддиста; ● Дакини — женские божества, являющиеся хранителями священных сутр; ● Дхармпалы — божества защитники закона; ● Божества добуддийских культов разных народов; ● Божества покровители — гор, рек, деревьев, камней, населенных пунктов и т.д. Существует множество ответвлений махаяны, наиболее известными из которых являются Тяньтай, Чань (Дзен) и Цзин-ту, зародившиеся в Китае и в дальнейшем распространившиеся в Корее и Японии. Слайд 6 (Д+М) —Махаяна, как основная школа буддизма, являет собой одну из самых гуманных мировых религий. Известно, что в отличие от христианства и мусульманства, в буддизме никогда не велись религиозные войны, а все вопросы соперничества двух главных школ — махаяны и тхеравады решались в форме ученых диспутов. — Все это делает буддизм махаяны привлекательным для максимально широкого круга современных людей, в виду его созвучности современным ценностям. На конец двадцатого века численность приверженцев махаяны составляла более 140 миллионов человек. |