Документ Microsoft Word (2). Макс Вебер протестантская этика и дух капитализма
Скачать 18.77 Kb.
|
Макс Вебер родился в 1864 году в Эрфурте (Пруссия). Он был старшим из семи детей в достаточно состоятельной семье госслужащего Макса Вебера-старшего и имевшей французские корни Элены Вебер. К слову, «французская родословная» матери будущего ученого напрямую связана с гугенотами – французскими протестантами-кальвинистами. В детстве Вебер-младший любил читать и пытался переосмыслить прочитанное. Так, в свои 13 лет он сделал родителям на Рождество не по возрасту интеллектуальный подарок: написал 2 исторических эссе, посвященных истории Германии и истории Римской империи. В юности он успел отучиться на юридическом факультете, сдать адвокатский экзамен и защитить одну за другой две диссертации, после чего начал преподавать в Берлинском университете. Основную часть жизни Макс Вебер посвятил научным изысканиям с перерывом на службу в армии в период Первой мировой войны. Кстати, в армию он отправился добровольно, хотя на тот момент ему уже было 50 лет. Помимо Первой мировой войны, охватившей весь европейский континент, в истории самой Германии в 19-начале 20 века произошло несколько важных событий. Особо следует акцентировать внимание на процессе объединения Германии, который завершился в результате победы Пруссии во франко-прусской войне 1870-71 гг. В свою очередь, объединение Германии дало мощнейший толчок экономическому развитию единой страны, что позволило до 1913 года нарастить объемы промышленного производства в 6 раз и занять 2-е место в мире после США. Бурное развитие капитализма предопределило интерес ученых к различным аспектам его становления. Макс Вебер капитализм исследовал в контексте своих весьма широких научных интересов. Как считал Макс Вебер, протестантская этика, имевшая достаточно мощное влияние во многих индустриальных регионах, во многом способствовала развитию так называемого «духа капитализма». Этому посвящен один из главных научных трудов всей его жизни. Макс Вебер: протестантская этика и дух капитализма В своей научной работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер пытается доказать, что фундаментальные религиозно-этические принципы протестантизма породили капитализм в том виде, в каком его увидели его современники [М. Вебер, 2002]. Книга была впервые издана в 1905 году на немецком языке, и за последующие сто с лишним лет была переведена на многие языки мира и выдержала немало переизданий. Как считает Макс Вебер, протестантская этика и дух предпринимательства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Столь далеко идущие выводы Вебер сделал на основе статистических или, как бы сейчас сказали, социологических исследований экономического положения католиков и протестантов в Бадене. Исследование было проведено его учеником Мартином Оффенбахером, обобщено в работе Konfession und soziale Schichtung. Eine Studie über die wirtschaftliche Lage der Katholiken und Protestanten in Baden («Конфессия и социальное расслоение. Исследование экономического положения католиков и протестантов в Бадене») и вошло в сборник экономических трактатов университетов Бадена [М. Offenbacher, 1901]. Так, собранные данные наглядно свидетельствовали, что среди промышленников, предпринимателей и высококвалифицированных рабочих протестантов в процентном отношении заметно больше, нежели протестантов по отношению к общей численности населения региона. Эти данные Макс Вебер экстраполировал на историческую ситуацию, в целом. К слову, впоследствии такая региональная ограниченность статистических данных стала основой для критики воззрений Вебера и сомнений в том, насколько корректно распространять статистику по региону на всю страну и уж тем более эпоху. К тому же далеко не во всех странах Европы наблюдалось преобладание протестантов над католиками в среде коммерсантов и промышленников даже в процентном отношении относительно общего состава населения. Впрочем, разумные основания для глобальных выводов, сделанных Вебером в начале 20 века, есть. Если вкратце, протестантизм в большей степени, чем прочие религии, приветствует финансовую состоятельность и накопительство, усилия по наращиванию материального благосостояния, и никак не осуждает ростовщичество и кредитование, кои осуждают многие другие религиозные течения. Нужно ли уточнять, что кредиты и ссуды под процент не просто так называют кровеносной системой бизнеса. Без кредитов не смог бы развиваться ни бизнес в 21 столетии, ни зарождающийся капитализм как таковой в 19 веке. Кроме того, как указывал Макс Вебер, протестантская религия приветствует аскетизм и сдержанный образ жизни, не предполагающий расходов на алкоголь, предметы роскоши и прочие излишества, на что весьма снисходительно смотрят те же православие и католицизм. В этом плане набожный протестант имеет намного больше шансов сколотить состояние, чем столь же набожный католик или православный. Такое понимание протестантской этики Макса Вебера нашло поддержку у многих его современников, о чем наглядно свидетельствует научный труд Германа Шелла Der Katholizismus als Prinzip des Fortschrittes («Католицизм как принцип прогресса») [Н. Schell, 1897]. В работе Вебера есть множество отсылок к идеям Бенджамина Франклина (1706-1790), американского политического деятеля, чей портрет украшает 100-долларовую купюру. В частности, к тезису «время – деньги», который он последовательно развивает, и акцентирует внимание, что протестантизм едва ли не единственная религия, где накопление денег имеет самодостаточную ценность и напрямую связано с нравственностью, скромностью, сдержанностью и прилежанием. «Следует учитывать, – пишет Макс Вебер, что самые незначительные действия влияют на решение ваших кредиторов. Стук вашего молотка, который слышит ваш кредитор в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых полгода. Однако если он увидит вас за бильярдом или услышит ваш голос в трактире в часы, когда вы должны быть за работой, то он уже следующим утром напомнит вам о платеже и потребует свои деньги в момент, когда их у вас не окажется» [М. Вебер, 2002]. |