Главная страница
Навигация по странице:

  • Мальцев Г.И.

  • Формульное словечко “рано”».

  • «умывания». Ср. в эпосе;

  • «девушка у реки».

  • Мальцев Г. И. Традиционные формулы русской необрядовой лирики. Л., 1989


    Скачать 35.23 Kb.
    НазваниеМальцев Г. И. Традиционные формулы русской необрядовой лирики. Л., 1989
    Дата17.11.2021
    Размер35.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2_5215431503961395307.docx
    ТипДокументы
    #274907

    Для практического. Лирическая необрядовая песня

    Мальцев Г.И. Традиционные формулы русской необрядовой лирики. Л., 1989.

    Традиционные формулы, по определению Г.И. Мальцева, − «это устойчивые компоненты традиционного текста – постоянные эпитеты, устойчивые сравнения и тропы; «типические», «общие» места, «подвижные отрывки», тематические стандарты, стилистические клише, образные стеореотипы и т.п.», которые «оформляют ситуации, образы персонажей, их чувства, действия, характеристики, речи, изображения природы, течение времени и т.д. вплоть до мельчайших стилистических деталей. Любая народная песня опирается на эти формулы и на них построена.

    Традиционные формулы предстают как первоэлементы лирического жанра. А.Н. Веселовский писал о «стилистическом Домострое» и «песенной риторике» как явлениях устно-поэтического канона.

    Обратим внимание не некоторые из формул, рассмотренных Мальцевым в его монографии. Например, он называет −

    «Формульное словечко “рано”». Слово «рано» часто выступает как компонент другой формулы – «встану рано», а эта формула в свою очередь бывает включена в состав формулы высшего уровня:

    Встану ранешенько,

    Умоюсь белешенько,

    Наряжусь хорошошенько.

    Формульная функция словечка «рано» в этой тематической формуле – это постоянное подчеркивание раннего вставания. Ср.:

    Завтра встану я ранешенько,

    Я умоюся белешенько,

    Я умоюся белешенько,

    Снаряжуся хорошошенько,

    Погоню ли я коров на росу.

    ---------------------------

    Ах, встану ль я, младешенька,

    Я по утру ранешенько,

    Я умоюся, младешенька,

    Шуйским мыльцем белешенько;

    Пойду ли я к петушку под насест.

    Эта формула применима и в молодцу:

    Уж я стану, молоденек, утром рано,

    Я умоюся, молодешенек, беленько,

    Снаряжуся я, молоденек, хорошенько,

    Я поеду ли во Новогод гуляти,

    Что закупочку закупити.

    Далее следует мотив «умывания».

    Ср. в эпосе;

    Ото сна Алеша пробуждается,

    Встает рано-ранешенько,

    Утренней зарею умывается,

    Белою ширинкою утирается.

    В ритуальном тексте:

    Стану я, раб Божий (имя рек),

    Поутру раненько,

    Обуюся гладенько,

    Умоюся беленько.

    В загадке (о восходе солнца):

    Встану я рано, бело да румяно;

    Умоюся росой, распущу золотые косы.

    Как взойду на горы в венце золотом

    Да гляну светлыми очами,

    И человек и зверь обрадуются.

    В чем поэтический смысл этой формулы – «встану ранешенько»? За ней стоят народные представления и верования. Рано-рано-рано может выступать как лейтмотив:

    В среду рано

    Я сады посадила,

    В четверток рано

    Я сады поливала,

    В пятницу рано

    Сады укрывала,

    В субботу рано

    Я цветы сощипала.

    Имеет место также противопоставление «утро − вечер» (не только в необрядовой, но и в обрядовой – свадебной – лирике).

    Особая отмеченность понятий «рано», «на рассвете», «на заре» связана с отмеченностью «рассвета» в различных сферах культурной традиции. Она

    связана со спецификой восприятия и переживания времени. В суточном цикле «рассвет», появление солнца – это время «начал», время рождения, возрождения, время, связанное с судьбой. Магия рассвета обусловлена именно этими представлениями. Как всякое «начало», утро сакрализуется и мифологизируется. Очень тесной оказывается связь между некоторыми аспектами утренней и весенней обрядности.

    От утра – начала – зависит течение, судьба грядущего дня. Так, напр., берберы придают такое значение утренним предзнаменованиям, что, если человек, выходя из дома в начале дня, заметит на земле табуированный предмет, он вернется домой, ляжет в постель, сделает вид, что уснул, чтобы изменить свое утро.

    Утренняя пора – время для сбора целебных трав и набирания целебной воды во многих традициях. Многие заклинания читались рано на заре. После похорон на следующий день приходили на кладбище с утра (как и после кончины приходили к гробу очень рано).

    Существенна связь «рано», «зари» с идеей судьбы, долей-недолей.

    Мальцев отмечает также формульное слово «вечор» : «Вечор Дуню мать журила-бранила», «Я вечор, молоденька, поздненько шла», «Вечор звали молодца», «Как вечор меня милой целовал да миловал», «Я вечор в гостях гостила», «Я вечор, красна девица, поздно вечером сидела»; также – многоярусную формулу «ночь без сна».

    Особо отмечена формула «девушка у реки». С горя девушка идет к реке; она горюет на берегу, глядя в воду»; горестно ждет там милого; избывает горе в реке.

    Пойду выйду на бережок,

    Сама сяду под кусток,

    Сама сяду, горько всплачу

    Я об горе об своем.

    ***

    С того горя, ср печали тяжкой я по реченьке гулять пошла.

    Прихожу я к быстрой речке, тоску-горе приношу,

    Тоску-горе приношу, Дунай-речке говорю:

    Теки, речка, Дунай быстрый, возьми горюшко с собой!

    На воде горе не тонет, волной горе не несет.

    ***

    Пойду к бережку крутому разгуляться с горя на часок,

    Разгуляться, повидаться с любезным.

    ***

    Ой, выйду я на реченьку,

    Посмотрю на быструю,

    Ой, посмотрю я, молода,

    Да куда течет вода.

    Ой, течет речка по песку

    Во матушку во Москву,

    Ой, разнеси ты, быстра реченька,

    Печаль мою, тоску.

    Стоит обратить внимание также на формулу- эпитет «молодой», на «зеленый сад».


    написать администратору сайта