Главная страница

вопрос 5 черкасов. вопрос 9. Тема двоемирия в творчестве А. Погорельского и В. Ф. Одоевского


Скачать 13.91 Kb.
НазваниеТема двоемирия в творчестве А. Погорельского и В. Ф. Одоевского
Анкорвопрос 5 черкасов
Дата07.04.2023
Размер13.91 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлавопрос 9.docx
ТипДокументы
#1045447

Вопрос 9 Тема двоемирия в творчестве А. Погорельского и В.Ф. Одоевского.

Классическим произведением детской литературы стала волшебная повесть П. "Черная курица, или Подземные жители" (опубл. в 1829 г.). В ней есть элементы поэтики "взрослых" произведений писателя (заглавие, алогичное сопоставление "животного" и "чиновничьего": "Мой министр -- не курица, а заслуженный чиновник!" -- слова короля подземного царства), интересные картины петербургской жизни. При этом она хорошо приспособлена к детскому восприятию, хотя и отличается острым драматизмом развязки. «Двоемирие» сказки, «повествование которой распределяется по двум основным линиям (волшебной и реалистической)». Волшебное при этом в сказке дискредитируется: все, обретенное героем с помощью волшебства, приносит ему и другим только беды. Мотив «двойничества» в принципе свойственен творчеству Погорельского. Погорельский противопоставляет мир волшебства, чудес и реальным миром, со всеми его погрешностями. Герой сказки маленький мальчик Алеша живет надеждами на лучшее, ждет чуда, пусть маленького, но чуда. Как только Алеше удавалось погулять во дворе, он сразу бежал к забору и смотрел в круглые дырочки. Этот момент является первым показателем двоемирия и волшебства. Смотря в эти дырочки, он ожидал появления волшебницы, что уже является волшебством, а реальность в том, что от этой волшебницы он ждал весточку от родителей. Так же за забором он мечтал увидеть что-нибудь новое, открыть для себя новый мир. В свободное время Алеша так же любил кормить куриц. У него была любимица – Чернушка. Он очень к ней привык и любил ее, ему казалось, что она особенная и необычная. По его мнению, она понимала его. Именно из-за своей любви к ней он пожертвовал самым дорогим, что у него было для спасения Чернушки. Самым дорогим для него был подаренный бабушкой империал. Оказалось, что Чернушка не обычна курица, а министр подземных жителей. За спасение министра король подземных жителей подарил Алеше конопляное семечко, с помощью которого Алеша мог, не готовясь к занятиям все выучить, но с условием, что никто и никогда ничего не узнает. Алеша проболтался, и его Чернушке и всем подземным жителям пришлось покинуть место, на котором они давно и крепко обосновались. Алеша был счастлив, но ему пришлось и пострадать.

В сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке» так же прослеживается тема двоемирия. Его маленький герой, оказавшись в романтическом мире табакерки, воспринимает его как реальный и узнает много интересного, в первую очередь - как устроена табакерка. Познание через сказку и волшебство - это то, что наиболее доступно ребенку, а не взрослому. Герой-ребенок - главное связующее звено между двумя мирами. Мир табакерки рассказывается с двух сторон: механики и зеркальной перспективы. Автор показывает ворота и дорогу к устройству табакерки как перспективу, но одновременно и «вход» в волшебный городок, который как бы отражает реальный земной мир. Устройство музыкальной табакерки - это функциональная «расстановка» жителей «зазеркалья». Каждый персонаж сказки наделен индивидуальными чертами, которые проявляются во внешнем облике, в поведении, в речи. Похожая на змейку царевна Пружинка беспрестанно движется, ведет себя властно, толкает под бок надзирателя Валика. Дядьки-молоточки злые, бесцеремонные, колотят бедных мальчиков-колокольчиков. Речь отражает их характеры. Дядьки-молоточки говорят «Тук-тук-тук!», мальчики-колокольчики -«динь-динь» и т.п.

Мальчик Миша в ходе знакомства с жителями «городка» начинает видеть многие вещи по-другому. Поэтому в нем просыпается протест против жестокого обращения с мальчиками-колокольчиками и он нарушает запрет папеньки, как это и бывает со сказочными героями: он «ломает» царевну-пружинку. Пробуждение Миши показывает, что события в табакерке он видел во сне, но для него «сон» равен «яви», так как это способность детского воображения, которое всегда стремится к познаниям. Таким образом, В.Ф. Одоевскому удалось впервые соединить волшебство и разум в одном условно-сказочном повествовании и показать взрослым маленького героя. «Городок в табакерке» оказался микромоделью мира.


написать администратору сайта