Главная страница
Навигация по странице:

  • Маленький человек

  • Раскольников Родион Романович

  • Семья Мармеладовых

  • Разумихин Дмитрий Прокофьевич

  • Библиография

  • проект. Маленького человека


    Скачать 43.96 Kb.
    НазваниеМаленького человека
    Анкорпроект
    Дата10.04.2021
    Размер43.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаproekt_belkina (1).docx
    ТипДокументы
    #193319

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №2120»

    Индивидуальный проект

    Тема "маленького человека" в произведении М.Ф Достоевского "Преступление и наказание"

    Выполнила учащаяся

    11 класса «А»

    Белкина Валерия Игоревна



    Руководитель

    Андрианова Анастасия Валерьевна

    Москва 2019г

    Оглавление:

    1. Введение

    2. Тема "Маленького человека"

    3. Маленькие люди в произведении Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

    3.1 Раскольников Родион Романович

    3.2 Семья Мармеладовых

    3.3 Разумихин Дмитрий Прокофьевич

    4. Заключение

    Библиография

    Введение

    Я не хуже других, только так, не

    блещу ничем, лоску нет, но всё-

    таки я человек, сердцем и мыслями

    я человек.

    Ф.М. Достоевский

    "Бедные люди"

    "Маленький человек" - это один из типов литературных героев. Первым писателем, который ввёл в русскую литературу образ "маленького человека", был А.С. Пушкин. Выражение "маленький человек" употребляется в широком смысле: "маленький", то есть незаметный, незначительный, ничтожный, даже жалкий. "Маленький человек" - персонаж произведения, с которым никто не считается, которого никто не ценит, над которым каждый позволяет себе издеваться. Да он и сам понимает свою жалкость и стремится изменить своё положение, но никогда не достигает успеха.

    Маленькие люди не одинаковы. Они иногда довольно сильно отличаются друг от друга возрастом и характером, но объединяет их то, что каждый из них занимает весьма скромное место в обществе. Это во многом определяет их поведение и даже судьбу. Развитие сюжета, героем которого является "маленький человек", строится главным образом как история обиды, несчастья и, часто, гибели героя.

    Ф.М. Достоевский - автор одной из ведущих тем русской литературы ХIХ века - темы "бедных людей", "униженных и оскорблённых". К теме "маленького человека" Ф.М. Достоевский обращается уже в своём первом романе "Бедные люди". Затем тема "бедных людей", "униженных и оскорблённых" была продолжена автором в "Преступлении и наказании". Здесь она прозвучала ещё сильнее. Достоевский показал нам и обратную сторону "маленького человека", показал, как нищета и униженность опустошают личность, приводят её к деградации. Местом действия Достоевский выбрал самую грязную часть старого Петербурга, клоаку столицы.

    Актуальность: Тема «маленького человека» была и остается актуальной. Она отражает не только проблемную, бедную жизнь простого человека, но и всего общества. Ведь этот герой – представитель всего народа, его частичка. Это бесправная личность, которая бессильна перед жизнью и ее обстоятельствами. Иногда такой человек, повинуясь зову души, начинает бороться против несправедливости. Но это зачастую несет в себе трагические для него последствия – безумие, смерть. Это человек «маленький» в социальном плане, «незаметный» герой, который вынужден жить на нижнем этаже общественной пирамиды. Но все эти качества не говорят о том, что «маленький человек» лишен духовно-нравственных и гуманистических начал, поэтому писатели начали уделять место в своих произведениях именно таким людям, их жизни.

    Цели проекта:

    • проанализировать образы «маленьких людей» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

    • доказать, что «маленький человек», обладающий чистой душой, велик в нравственном плане.

    Задачи проекта:

     проанализировать произведение;

     обобщить и сопоставить критическую литературу по теме;

     попытаться увидеть и проследить развитие темы «маленького человека» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Образ "маленького человека" в произведении М.Ф Достоевского "Преступление и наказание"

    "Маленький человек" - тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, т.е. в 20-30 годах XIX века. Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина "Станционный смотритель". Его традиции продолжил Н. В. Гоголь в повести "Шинель".

    В 1840-1850 годах тема "маленького человека" разрабатывалась в основном в жанре повести, героем которой был мелкий чиновник. У Н.В. Гоголя это Акакий Акакиевич Башмачкин из повести "Шинель" (1842) и капитан Копейкин из поэмы "Мёртвые души" (1842). У Ф.М. Достоевского - Макар Девушкин в "Бедных людях" (1846) и Семён Мармеладов - в "Преступлении и наказании" (1866).

    Маленький человек - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый и безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек - тоже человек, достойной сочувствия, внимания и поддержки.

    Тема "маленького человека" является одной из главных тем в творчестве М. Ф. Достоевского. Достоевский – писатель-психолог по существу, исследователь глубин человеческой души, аналитик её тончайших настроений. Жизнь представляется ему необычайно сложной и стихийной, исполненной противоречий и неразрешимых загадок; на человеческую душу, переживающую сложность и стихийность жизненного процесса, одновременно действуют и ум, и сердце, прозорливая мысль, и слепая вера. Таинственное мистическое начало, таясь в глубинах человеческой личности, владеет ею не меньше, чем внешние обстоятельства. Реальное и мистическое постоянно сопоставляются в романах Достоевского, иногда до того, что исчезает граница между рассказом автора и галлюцинациями изображаемого героя. Раздвоением человеческой личности, неопределенностью чувств и стремлений многие герои Достоевского напоминают героев Гофмана, писавшего, как и Достоевский, в момент болезненного расстройства нервов по ночам. В глубине жизненных явлений у Достоевского лежит трагический элемент рока, приводящего самые разнородные случайности к удивительным совпадениям, которые и создают решающий мотив.

    В литературе словосочетание «маленький человек» обозначает тех лирических героев, которые не способны противостоять окружающим проблемам, вынуждены вести постоянные борьбу за выживание с наиболее властными людьми. Кроме того, как выделяет сам Достоевский в произведении «Преступление и наказание», «маленькие люди», как правило, живут и держаться на самом низком уровне жизни, проводя за гранью бедности большую часть своего существования. Кроме того, сам Федор Михайлович изображает своих героев не просто нищими и неспособными обеспечить себя необходимыми средствами, а обиженными жизнью, униженными другими и чувствующими себя абсолютным ничтожеством во внешнем мире.

    В восприятии Достоевского “маленькие люди” заслуживают сострадания и милосердия. Они — личности, попавшие в униженное положение в силу жизненных обстоятельств, зачастую трагических. Нет в книгах Достоевского смеха над этими людьми. Он уважает, любит их и сочувствует им. “Маленькие люди” Достоевского - это люди, находящиеся на «дне» жизни, отверженные, падшие, но еще способные подняться и воскреснуть. Они еще не опустились совершенно, еще способны чувствовать, но унижены своим «скотским» существованием.

    Своеобразие темы "маленького человека" у Ф. М. Достоевского:

    • "Маленький человек" обладает сложной и противоречивой душой;

    • Автор не идеализирует его: в "маленьком человеке" есть и добро, и зло;

    • Показан не только сочувственно ( по традиции), но и критически;

    • "Маленький человек" не только субъект авторского высказывания, но и субъект высказывания о себе;

    • "Маленький человек", наряду с главными героями, имеет свою идеологию, философию;

    • Несмотря на забитость, обладает гордостью, амбициозностью, а потому обидчив.

    Маленькие люди в произведении Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

    Раскольников Родион Романович

    Родион Романович Раскольников - бедный молодой человек. Судя по всему, по происхождению он является мещанином: "Мать у меня сама чуть милостыни не просит..."  Возраст Раскольникова - 23 года: "...к тому же и двадцать три года сказались." Родион Раскольников - бывший студент юридического факультета Петербургского Университета: "...тем более что ты сам на юридическом факультете." 

    О внешности Раскольникова известно, что он красив, высок и строен. У него прекрасные темные глаза, темные волосы и бледное лицо с тонкими чертами: "...он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно‑рус, ростом выше среднего, тонок и строен...".  Раскольников одет очень бедно, его костюм ужасно поношен. Из-за его старой одежды одна купчиха однажды принимает Раскольникова за нищего и дает ему милостыню: "Но, боже мой, какой у него костюм, как он ужасно одет! У Афанасия Ивановича в лавке Вася, рассыльный, лучше одет!.."  "По платью и по виду они очень могли принять его за нищего, за настоящего собирателя грошей на улице...".

    Родион Раскольников - умный молодой человек: "...ты малый умный..." (Разумихин о Раскольникове). Раскольников - образованный человек. Он владеет немецким языком: "...опытность моя отличает в вас человека образованного..." (Мармеладов о Раскольникове) "Раскольников молча взял немецкие листки статьи, взял три рубля и, не сказав ни слова, вышел."  Раскольников - угрюмый, мрачный, вспыльчивый человек, меланхолик: "...угрюм, мрачен..."   "...оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые...".  При этом Раскольников бывает холоден и бесчувственен до бесчеловечия: "Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувствен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются."  Раскольников не любит высказывать своих чувств: "Чувств своих не любит высказывать и скорей жестокость сделает, чем словами выскажет сердце."  Родион Раскольников бывает неразговорчив и безразличен к тому, что происходит вокруг: "Ужасно иногда неразговорчив! Всё ему некогда, всё ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Не насмешлив, и не потому, чтоб остроты не хватало, а точно времени у него на такие пустяки не хватает. Не дослушивает, что говорят. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются." 

    Родион Раскольников - надменный, гордый молодой человек: "...надменен и горд..." (Разумихин о Раскольникове) Раскольников - самолюбивый молодой человек: "...для молодого человека с самолюбием" ,"с самолюбием непомерным..." (Свидригайлов о Раскольникове) Родион Раскольников - тщеславный человек: "...тщеславие, гордость и тщеславие..." (Свидригайлов о Раскольникове).

    Раскольников - смелый человек и страшный борец, по мнению Порфирия Петровича: "Господину Заметову прежде всего ваш гнев и ваша открытая смелость в глаза бросилась: ну как это в трактире вдруг брякнуть: "Я убил!" Слишком смело-с, слишком дерзко-с, и если, думаю, он виновен, то это страшный боец!"  Раскольников - заносчивый, серьезный человек: "Что вы смелы, заносчивы, серьезны и... чувствовали, много уж чувствовали, всё это я давно уже знал-с." 

    Раскольников - великодушный и добрый молодой человек: "Великодушен и добр..."   "...оба великодушные…" (мать о Раскольникове и его сестре Дуне)  "Последние деньги на похороны вдове отдал!" (Разумихин о Раскольникове)  Раскольников - благородный человек, по мнению Порфирия Петровича: "Я вас, во всяком случае, за человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с..."  Родион Раскольников - высокомерный молодой человек: "...оба вы меланхолики, оба угрюмые и вспыльчивые, оба высокомерные и оба великодушные…" (мать о Раскольникове и Дуне) Раскольников - удрученный бедностью, но гордый, властный человек: "...каково это всё перетащить на себе человеку, удрученному, но гордому, властному и нетерпеливому..."

    Раскольников - нетерпеливый человек: "Повторяю, нетерпеливы и больны вы очень, Родион Романыч."   "Как не надо сбавки, как не надо! Нетерпеливый вы человек!"  "...человеку... нетерпеливому, в особенности нетерпеливому!"  Раскольников - не безнадежный подлец, по мнению Порфирия Петровича: "Теорию выдумал, да и стыдно стало, что сорвалось, что уж очень не оригинально вышло! Вышло-то подло, это правда, да вы-то все-таки не безнадежный подлец. Совсем не такой подлец!" Родион Раскольников обладает некоторыми достоинствами: "...захочешь, все теперь себе сразу достанешь, умом и талантом..." (мать Раскольникова)  "...обидно для молодого человека с достоинствами..." (Свидригайлов о Раскольникове) 

    У Раскольникова, судя по всему, есть некоторые литературные способности. Так, за полгода до убийства старухи-процентщицы он пишет статью под названием "О преступлении" и отдает ее в одну из петербургских газет. Внезапно его статью публикуют в газете "Периодическая речь": "...одна ваша статейка: "О преступлении".. или как там у вас, забыл название, не помню. Два месяца назад имел удовольствие в "Периодической речи" прочесть."  "...статейка ваша, два месяца назад, явилась в "Периодической речи". А вы не знали?" Раскольников высоко себя ценит не без основания: "Ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то." 

    Родион Раскольников является любящим сыном и братом: "Я пришел вас уверить, что я вас всегда любил..."  "...знайте, что сын ваш любит вас теперь больше себя и что всё, что вы думали про меня, что я жесток и не люблю вас, всё это была неправда. Вас я никогда не перестану любить..." (Раскольников - матери)

    Психологический портрет Родиона Романовича меняется на протяжении повествования. Сначала предстает гордая личность, но с крахом теории о «сверхчеловеке» гордыня усмиряется. В глубине души — это добрый и чуткий человек, он преданно любит мать и сестру, однажды спас детей из пожара, а последние деньги отдал на похороны Мармеладова. Мысль о насилии ему чужда и даже противна.

    Герой мучительно раздумывает на тему наполеоновской идеи о том, что человечество делится на две части – обычные люди и вершители судеб. Раскольникова беспокоят два вопроса – «тварь я дрожащая или право имею?» и «можно ли совершить малое зло ради большого добра?», ставшие мотивами его преступления.

    Однако «идейный убийца» вскоре понимает, что преступить нравственные законы без последствий невозможно, придется пройти путь духовных страданий и прийти к раскаянию. Его учение и бунт потерпели фиаско, нарисованная теория не выдержала испытаний реальностью. К концу романа характеристика главного персонажа меняется: Родион признает, что оказался «тварью дрожащей», обычным человеком со слабостями и пороками, и ему открывается истина – к полноте жизни, к любви, к Богу ведет лишь смирение сердца.

    Семья Мармеладовых

    Семейство Мармеладовых – самая яркая галерея характеров, иллюстрирующих глубину падения нищих людей. Все члены этой семьи, как будто с подбитыми крыльями: они упали и не могут подняться, лишь бессильно ворочаются на земле. Они могли бы быть сонными городскими обывателями, которые не привлекли бы нашего внимания, но единственный их кормилец запил и повлек своих домочадцев на дно.

    • Семён Захарович

    Семен Захарович Мармеладов - спившийся отставной чиновник, титулярный советник, угнетенный, дошедший до края человек – человек подлинно трагической судьбы. Возраст Мармеладова - за 50 лет: "Это был человек лет уже за пятьдесят..."

    О внешности Мармеладова известно следующее: "...Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большою лысиной, с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные, как щелочки, но одушевленные красноватые глазки."  "Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина. Да и в ухватках его действительно было что-то солидно-чиновничье..." "Одет он был в старый, совершенно оборванный черный фрак, с осыпавшимися пуговицами. Одна только еще держалась кое-как, и на нее-то он и застегивался, видимо желая не удаляться приличий. Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая."   "...на его платье и даже в волосах кое-где виднелись прилипшие былинки сена. Очень вероятно было, что он пять дней не раздевался и не умывался. Особенно руки были грязны, жирные, красные, с черными ногтями..."  "...продранные локти..."  (на фраке Мармеладова) "Только встал я тогда поутру-с, одел лохмотья мои..."  "...человек, без чувств по-видимому, очень худо одетый, но в "благородном" платье..."

    Автор подробно останавливается на описании глаз и взгляда Мармеладова. Глаза – зеркало души, несмотря на его весь внешний безобразный вид, «зеленоватое лицо», у него доброе сердце, душевный характер, он умеет любить и жертвовать, он остался человеком – вот, что можно подчеркнуть из его одушевленно-восторженного взгляда на фоне ужасной внешности.

    Диалог Раскольникова и Мармеладова в трактире выходит за рамки сюжета и повествует нам о чем-то, более важном для замысла Достоевского, а не для его реализации. Писатель хотел донести до нас не конкретную жизненную историю, а весь ужас нищеты, на которую люди попросту закрывают глаза, чтобы не видеть, как за финансовым крахом приходит нравственный.

    Из-за алкоголизма Мармеладова его семья впала в страшную нищету. Чтобы прокормить семью, дочь Мармеладова, Соня, вынуждена заниматься "непристойной работой". На ее деньги существует вся семья: "Каких доходов? От него не доходы, а только мука была. Ведь он, пьяница, всё пропивал. Нас обкрадывал да в кабак носил, ихнюю да мою жизнь в кабаке извел!" "...чем живем и чем платим, не ведаю..."  За 5 недель до событий, описанных в романе, Мармеладов снова "берется за ум". Он идет к начальнику и тот под личную ответственность снова берет его на службу: "Ну, говорит, Мармеладов, раз уже ты обманул мои ожидания... Беру тебя еще раз на личную свою ответственность, - так и сказали, - помни, дескать, ступай!" Облобызал я прах ног его, мысленно..." "...воротился домой, и как объявил, что на службу опять зачислен и жалование получаю, господи, что тогда было!.." "Было же это, государь мой, назад пять недель."

    Спустя месяц Мармеладов наконец получает долгожданное первое жалованье. Вся семья радуется, что появились деньги: "Когда же, шесть дней назад, я первое жалованье мое - двадцать три рубля сорок копеек - сполна принес..." Однако на следующий день (за 5 дней до событий, описанных в романе), Мармеладов крадет деньги из сундука жены и уходит в запой. В течение 5 дней он бродяжничает по Петербургу, не появляясь дома. В этот момент Мармеладов знакомится с Раскольниковым в трактире.

    Сам господин Мармеладов считает себя "свиньей", "зверем", "скотом" и "подлецом", которого не нужно жалеть: "Ну-с, я пусть свинья, а она дама! Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, — особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь. Пусть, пусть я подлец..." "...я прирожденный скот!..." "Жалеть! зачем меня жалеть!...Да! меня жалеть не за что! Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!…"  По признанию самого Мармеладова, он пьет не для веселья, а с горя: "Для того и пью, что в питии сем сострадания и чувства ищу. Не веселья, а единой скорби ищу… Пью, ибо сугубо страдать хочу!" "Думаешь ли ты, продавец, что этот полуштоф твой мне в сласть пошел? Скорби, скорби искал я на дне его, скорби и слез..."

    Мармеладов знает, что он неправ. У него болит сердце за то, что он бездельничает, но при этом не может побороть свой алкоголизм: "А разве сердце у меня не болит о том, что я пресмыкаюсь втуне?"

    Мармеладов пропивает последние вещи своей жены: "...знаете ли вы, государь мой, что я даже чулки ее пропил?... Косыночку ее из козьего пуха тоже пропил..."  Он "тянет деньги" из своей дочери Сони, которая занимается "непристойной работой". При этом кроткая Соня жалеет своего отца-пьяницу и не отказывает ему в деньгах, которые достаются ей ценой унижений:  "А сегодня у Сони был, на похмелье ходил просить!…Ну-с, а я вот, кровный-то отец, тридцать-то эти копеек и стащил себе на похмелье! И пью-с! И уж пропил-с!…" "...отца своего земного, пьяницу непотребного, не ужасаясь зверства его, пожалела?..."

    Самое трагическое обстоятельство в истории Мармеладова – ее типичность. Таких Семенов Захаровичей полон трактир, и все они ищут, чем же заполнить эту духовную пустоту, где раньше было достоинство. Эти люди растоптаны, унижены и доведены до предела. И в этих бесчисленных преступлениях против личности есть вина каждого из нас. Достоевский создал Семена Мармеладова, чтобы показать нам это.

    • Катерина Ивановна

    Катерина Ивановна Мармеладова - жена чиновника Мармеладова. Возраст Катерины Ивановны - около 30 лет: "Раскольникову она показалась лет тридцати, и действительно была не пара Мармеладову…"

    Катерина Ивановна - несчастная, больная женщина: "Била! Да что вы это! Господи, била! А хоть бы и била, так что ж! Ну так что ж? Вы ничего, ничего не знаете... Это такая несчастная, ах, какая несчастная! И больная..." 

    Катерина Ивановна - образованная, воспитанная женщина из хорошей семьи. Отец героини был надворным советником: "...она дочь надворного советника и кавалера, а следовательно, и в самом деле почти полковничья дочь." "...Папаша был статский полковник и уже почти губернатор; ему только оставался всего один какой-нибудь шаг, так что все к нему ездили и говорили: «Мы вас уж так и считаем, Иван Михайлыч, за нашего губернатора»." "...Катерина Ивановна, супруга моя, — особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь..." "...она, образованная и воспитанная и фамилии известной..."

    Катерина Ивановна родилась и выросла в городе Т. где-то в глубинке России: "...непременно заведет в своем родном городе Т... пансион..."   По происхождению, судя по всему, является дворянкой: "...в благородном губернском дворянском институте воспитывалась..."

    О внешности её известно следующее: "Это была ужасно похудевшая женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми волосами и действительно с раскрасневшимися до пятен щеками..." "Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и взволнованное лицо, при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшем на лице ее." "… я… глаз ее боюсь… да… глаз… Красных пятен на щеках тоже боюсь… и еще — ее дыхания боюсь… Видал ты, как в этой болезни дышат… при взволнованных чувствах?..." "Тут было столько жалкого, столько страдающего в этом искривленном болью, высохшем чахоточном лице, в этих иссохших, запекшихся кровью губах..." "...на Катерине Ивановне единственное ее платье, ситцевое, темненькое с полосками." 

    В юности Катерина Ивановна закончила институт для девиц. Там, среди прочего, ее обучали французскому языку "... супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила..." "...французе Манго, который учил по-французски еще самое Катерину Ивановну в институте..." В её ранней молодости полюбила одного пехотного офицера, но ее семья была против этого брака: "...сказала, что сердце мое принадлежит давно другому. Этот другой был твой отец, Поля; папенька ужасно сердился…")

    Катерина Ивановна сбежала с офицером из родительского дома и вышла за него замуж. К сожалению, муж увлекался картами, в результате чего попал под суд и умер: "...Вдовой уже взял ее, с троими детьми, мал мала меньше. Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дому родительского. Мужа любила чрезмерно, но в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер."  Так она в молодом возрасте осталась вдовой с тремя детьми - дочерьми Поленькой и Лидочкой и сыном Коленькой. Родственники от нее отказались. В этот момент она познакомилась с Мармеладовым, который из жалости женился на ней, чтобы спасти ее от нищеты:  "И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далеком и зверском, где и я тогда находился, и осталась в такой нищете безнадежной что я хотя и много видал приключений различных, но даже и описать не в состоянии. Родные же все отказались."  "...тогда я, тоже вдовец, и от первой жены четырнадцатилетнюю дочь имея, руку свою предложил, ибо не мог смотреть на такое страдание. Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая — пошла! Ибо некуда было идти."

    В браке с Мармеладовым Катерина Ивановна не обрела счастья. Мармеладов запил и семья впала в нищету: "И целый год я обязанность свою исполнял благочестиво и свято и не касался сего ибо чувство имею. Но и сим не мог угодить; а тут места лишился, и тоже не по вине, а по изменению в штатах, и тогда прикоснулся!" 

    Уже некоторое время Катерина Ивановна болеет чахоткой. Отчасти в ее болезни виноват и сам Мармеладов, из-за которого семья живет в нищете и холоде: "...а живем мы в холодном угле, и она в эту зиму простудилась и кашлять пошла, уже кровью..." "Катерина Ивановна стояла тут же, с болью переводя дух и держась руками за грудь. Ей самой нужна была помощь."

    Из-за чахотки и постоянных переживаний у Катерины Ивановны "мешается ум", она постепенно сходит с ума: "...Сонечка весьма основательно про нее говорила, что у ней ум мешается..."  "...в последнее время, во весь последний год, ее бедная голова слишком измучилась, чтобы хоть отчасти не повредиться. Сильное развитие чахотки, как говорят медики, тоже способствует помешательству умственных способностей..."

    Катерина Ивановна - горячая, гордая и непреклонная женщина, которая не допускает к себе неуважения. Она не спускала побоев своему первому мужу, а также не спустила грубость господину Лебезятникову: "Да, да; дама горячая..." "Да и горда была, чересчур горда… " "...дама горячая, гордая и непреклонная. Пол сама моет и на черном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит. Оттого и господину Лебезятникову грубость его не захотела спустить ...не столько от побоев, сколько от чувства в постель слегла." "И ничего то она никогда ни у кого не попросит; гордая, сама скорей отдаст последнее..."

    Она бойкая женщина, "не из забитых". Ее можно сломать обстоятельствами, но нельзя забить нравственно: "Да я, брат, зато бойкая! Оборвешься!" "Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых: ее можно было совсем убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю, нельзя было..."

    Катерина Ивановна - женщина с "высоким сердцем" и благородными чувствами: "...она же и сердца высокого, и чувств, облагороженных воспитанием, исполнена..."

    Катерина Ивановна как ребенок верит, что в людях все должно быть справедливо. Она не понимает, что полная справедливость в мире невозможна: "Она справедливости ищет... Она чистая. Она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует... И хоть мучайте ее, а она несправедливого не сделает. Она сама не замечает, как это всё нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается... Как ребенок, как ребенок! Она справедливая, справедливая!"

    Катерина Ивановна - мужественная, сильная женщина. Даже в тяжелой ситуации она способна трезво мыслить и что-то предпринимать: "...эта женщина не из тех, которые тотчас же падают в обмороки. Мигом под головою несчастного очутилась подушка, о которой никто еще не подумал; Катерина Ивановна стала раздевать его, осматривать, суетилась и не терялась, забыв о себе самой, закусив свои дрожавшие губы и подавляя крики, готовые вырваться из груди..."

    Смерть Катерины Ивановны наступает внезапно: в день похорон мужа. Она падает на улице, у нее открывается чахоточное кровотечение. Несчастная женщина вскоре умирает, обретая покой в конце своей горькой жизни, при этом последними словами, которые произносит Катерина Ивановна, становятся: «Уездили клячу! Надорвалась!». После смерти у Катерины Ивановны ее трое сирот попадают в детский дом.

    Анализируя историю жизни и характер Катерины Ивановны, следует отметить, что она не из лагеря забитых и смирившихся с жизнью людей. Она принадлежит к лагерю бунтующих и ожесточенных людей. Достоевский пишет, что «ее можно было убить обстоятельствами, но забить ее нравственно, то есть запугать и подчинить себе ее волю, нельзя было». Бунт Катерины Ивановны — это протест человека, доведенного до последней степени отчаяния, но не примирившегося с жестокой действительностью.

    • Софья Семёновна (в переводе с греческого её имя означает мудрость)

    Образ непорочного и одновременно грешного ангела в романе «Преступление и наказание» стал для публики настоящей сенсацией. Достоевский приоткрыл для читателей иную сторону жизни. Личность Сони Мармеладовой отличалась от привычных литературных героев. Ее преступление, смирение и желание искупить вину стали моральными ориентирами для всех запутавшихся.

    О внешности Сони Мармеладовой известно следующее: "Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней. В лице ее, да и во всей ее фигуре, была сверх того одна особенная характерная черта: несмотря на свои восемнадцать лет, она казалась почти еще девочкой, гораздо моложе своих лет, совсем почти ребенком, и это иногда даже смешно проявлялось в некоторых ее движениях."  Внешность Сони Мармеладовой является своеобразным "зеркалом" ее душевных качеств. Автор "наделил" Соню голубыми глазами, светлыми волосами и детским выражением лица. Этот тип внешности ассоциируется у многих людей с чистотой и невинностью.

    Соня - бедная, но честная и трудолюбивая девушка без особых талантов: "...много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?.. Пятнадцать копеек в день, сударь, не заработает, если честна и не имеет особых талантов, да и то рук не покладая работавши!... "

    Соня - добрая, самоотверженная, благородная девушка, по мнению ее мачехи: "Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтый‑то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!.."

    Некоторое время назад отец Сони, чиновник Мармеладов, остался без работы из-за пьянства. В результате семья Мармеладовых потеряла последнюю надежду выбраться из нищеты. Чтобы спасти семью от голода, Соня пожертвовала собой и занялась непристойной работой (пошла "по желтому билету"): "Когда единородная дочь моя в первый раз по желтому билету пошла, и я тоже тогда пошел... (ибо дочь моя по желтому билету живет-с...).."  "....дочь моя, Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться. Ибо и хозяйка, Амалия Федоровна, того допустить не хотела...."

    Соня зарабатывает деньги ценой унижений и страданий, но никогда не попрекает этим свою семью. Она не осуждает своего отца за пьянство и, напротив, милосердно дает ему деньги на трактир. Ей не жалко денег на детей своей мачехи Катерины Ивановны, которых она не обязана содержать.

    Соне приходится вести аморальный образ жизни, но в душе она остается чистой и благородной, заставляя нас задуматься о настоящих человеческих ценностях. Робкая и загнанная, осознающая весь свой ужас и позор положения, она терпеливо и безропотно несет свой крест, не жалуясь и никого не обвиняя в такой судьбе. Её исключительная любовь к людям и пламенная религиозность дают ей силы вынести её тяжелое бремя и помочь нуждающимся добрым словом, поддержкой и молитвой.

    Образ героини, ставший бессмертной классикой, учит всех нас великой любви к ближнему, самоотдаче и самопожертвованию.

    Разумихин Дмитрий Прокофьевич

    Образ Разумихина олицетворяет противоположность образов «маленьких людей» в произведении «Преступление и наказание». Несмотря на то, что он так же беден, как и все другие герои книги, он все же не отчаивается и пытается справляться со своими трудностями.

    Дмитрий Прокофьевич Разумихин - друг главного героя романа, Родиона Раскольникова. Настоящая фамилия героя - Вразумихин, однако все зовут его именно Разумихиным, в том числе и сам автор: "...Я вот, изволите видеть, Вразумихин; не Разумихин, как меня все величают, а Вразумихин..."

    Дмитрий Разумихин - студент, дворянин по происхождению: "...студент, дворянский сын..."  Возраст Разумихина не указан в романе. Дмитрий Разумихин - очень бедный человек. Он сам себя содержит и знает множество способов, как заработать на жизнь. Разумихину никто не помогает. У него нет матери и, вероятно, также нет отца. Известно, что у Разумихина есть дядя, который навещает его в Петербурге каждый год: "...Был он очень беден и решительно сам, один, содержал себя, добывая кой-какими работами деньги. Он знал бездну источников, где мог почерпнуть, разумеется заработком."  "...Матери у меня нет, ну а дядя каждый год сюда приезжает и почти каждый раз меня не узнает, даже снаружи, а человек умный..." 

    Разумихин и его друг Раскольников вместе учились в Университете в Петербурге. На момент повествования герои знакомы полтора года. Разумихин, как и Раскольников, бросил университет из-за нехватки денег. Но, в отличие от друга, Разумихин не отчаивается и ищет способы продолжить учебу: "Полтора года я Родиона знаю..."  "...В настоящее время он тоже принужден был выйти из университета, но ненадолго, и из всех сил спешил поправить обстоятельства, чтобы можно было продолжать." (о Разумихине)

    Дмитрий Разумихин - веселый, общительный человек, добрый до простоты: "...Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты."  Разумихин - неунывающий человек, оптимист. Его никогда не смущают неудачи и тяжелые обстоятельства: "...никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его." Несмотря на свою простоту, Разумихин является глубоким человеком с чувством собственного достоинства. Все товарищи любят его: "Впрочем, под этою простотой таилась и глубина, и достоинство. Лучшие из его товарищей понимали это, все любили его." Разумихин - очень неглупый, рассудительный человек: "Был он очень неглуп, хотя и действительно иногда простоват."  "..Я слышал что-то о каком-то господине Разумихине. Он малый, говорят, рассудительный (что и фамилия его показывает, семинарист, должно быть)..." Разумихин - горячий, откровенный, честный человек: "...горячий, откровенный, простоватый, честный, сильный, как богатырь, и пьяный Разумихин, никогда не видавший ничего подобного, с первого взгляда потерял голову... ...и не мог устоять." Дмитрий Разумихин - славная личность, хороший человек: "...Кажется, славная личность! — с некоторым жаром ответила Авдотья Романовна..." "Вот и этот тоже хороший человек! — кивнул он на Разумихина..." "...этот Разумихин, Дмитрий Прокофьич, очень хороший человек." 

    О внешности Разумихина известно следующее: "...Наружность его была выразительная — высокий, худой, всегда худо выбрит, черноволосый."  "...его огромной и костлявой ручищи..." "Белье же было на нем всегда сносное; на этот счет он был особенно чистоплотен..."  Разумихин - физически сильный мужчина. В своем окружении он слывет за силача: "...и слыл за силача..."  "...сильный, как богатырь..."   Разумихин - неуклюжий, грубый, неряшливый, сальный молодой человек с "трактирным обращением", то есть с грубыми манерами: "Разумихин сидел у себя в истрепанном до лохмотьев халате, в туфлях на босу ногу, всклокоченный, небритый и неумытый."  "...Разумихин пересел к нему на диван, неуклюже, как медведь..." "...пробормотал он, насколько позволял набитый полный рот говядиной..." "...Но во всяком случае циником и грязною неряхой нельзя оставаться..." "...и главное, он такой грубый, грязный, обращение у него трактирное..." "Ну и нарочно буду такой грязный, сальный, трактирный, и наплевать!" Разумихин иногда способен буянить, сильно выпивать и проказничать: "Иногда он буянил..." "...Пить он мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог и совсем не проказить." "...вчера я был грязно пьян и еще… безумен; да, безумен, без головы, сошел с ума, совершенно… и сегодня стыжусь того!..." "...он, пьяный буян и вчерашний хвастун?"

    Разумихин – воплощение веры в лучшее и способности выживать даже в самых сложных условиях. Герою удается не сойти с ума в своей бедности, которая точно так же мешает его нормальной жизни, как и жизням всех других героев. Такое умение, как оставаться верным своим принципам, сильно помогает Разумихину не впадать в апатию, в которую впал Раскольников. Но кроме этих моральных качеств, Разумихин также не разочарован в людях, не замечает их истинной сущности.

    Заключение

    Ф.М. Достоевский пристально и проницательно вглядывался в душу "маленького человека". И это было новым словом не только в русской, но и во всей мировой литературе. Созданные им образы "маленьких людей" проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, против унижения человека и верой в его высокое призвание.

    В произведении показан мир нищеты, невыносимых страданий, в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются в романе и создают фон, на котором показаны трагические судьбы «маленьких людей» - Семена Мармеладова, Сонечки, Дунечки и многих других «униженных и оскорбленных». Лучшие, чистейшие, благороднейшие натуры (Сонечка, Дунечка) падают и будут падать, пока существуют болезненные законы и больное общество, создавшее их.

    «Маленький человек» - это микромир, это целая вселенная в микромасштабе, и в этом мире способны родиться многие протесты, попытки вырваться из тяжелейшего положения. Этот мир очень богат светлыми чувствами и положительными качествами, но эта микромасштабная вселенная подвергнута унижению и гнету со стороны государства. «Маленький человек» выброшен жизнью на улицу. «Маленькие люди», по Достоевскому, малы только в социальном положении, а не во внутреннем мире.

    Ф. М. Достоевский выступает против бесконечных моральных унижений «маленького человека», но он отвергает путь, выбранный Родионом Раскольниковым. Он не «маленький человек», он пытается протестовать. Протест Раскольникова страшен по своей сути («кровь по совести») – он лишает человека его человеческой натуры. Также Ф. М. Достоевский выступает против социальной, кровавой революции. Он за моральную революцию, потому что острие топора кровавой революции попадет не в того, из-за кого «маленький человек» страдает, а именно в «маленького человека», который находится под гнетом безжалостных людей.

    Ф.М. Достоевский показал огромные человеческие муки, страдания и горести. Но среди такого кошмара «маленький человек», обладающий чистой душой, безмерной добротой, но «униженный и оскорбленный», он велик в нравственном плане, в своей натуре.

    «Маленький человек» в изображении Достоевского протестует против социальной несправедливости. Главная особенность миропонимания Достоевского – человеколюбие, обращение внимание не на положение человека на социальной лестнице, а на натуру, его душу – это основные качества, по которым надо судить о человеке.

    Ф.М.Достоевский желал лучшей жизни для чистого, доброго, бескорыстного, благородного, душевного, честного, мыслящего, чувствительного, рассуждающего, духовно возвышенного и пытающегося протестовать против несправедливости; но бедного, практически беззащитного, «униженного и оскорбленного» «маленького человека».

    Библиография

    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA

    http://www.alldostoevsky.ru/2015/04/prestuplenie-i-nakazanie-malenkie-ljudi-malenkij-chelovek-dostoevskij.html

    http://rushist.com/index.php/literary-articles/3756-tvorchestvo-dostoevskogo-kratko

    "Экспресс-подготовка ЕГЭ в схемах и таблицах" Е. А. Титаренко, Е. Ф. Хадыко, А. Г. Жемерова

    http://www.alldostoevsky.ru/2014/09/prestuplenie-i-nakazanie-sonja-marmeladova.html

    https://24smi.org/person/1079-sonia-marmeladova.html

    http://www.alldostoevsky.ru/2014/09/prestuplenie-i-nakazanie-sonja-marmeladova.html

    https://www.yaklass.ru/materiali?mode=sochi&sochid=5946

    https://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%A1%D0%BE%D0%BD%D1%8F%20%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0.html

    http://www.litra.ru/characters/get/ccid/00598251449078855975/

    http://www.alldostoevsky.ru/2015/03/harakteristika-raskolnikova-prestuplenie-i-nakazanie.html

    https://yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2Ffb.ru%2Farticle%2F324484%2Fmalenkie-lyudi-v-prestuplenii-i-nakazanii-dostoevskogo

    http://www.alldostoevsky.ru/2014/09/razumihin-prestuplenie-i-nakazanie.html

    http://www.alldostoevsky.ru/2014/12/harakteristika-Kateriny-Ivanovny-iz-Prestuplenija-i-nakazanija.html

    htt https://lit.wikireading.ru/44573ps://24smi.org/person/1075-rodion-raskolnikov.html


    написать администратору сайта