Главная страница

Образы Достоевского в романе Преступление и наказание. Достоевский. Образы героев Ф. М. Достоевского в киноискусстве


Скачать 84.05 Kb.
НазваниеОбразы героев Ф. М. Достоевского в киноискусстве
АнкорОбразы Достоевского в романе Преступление и наказание
Дата10.03.2023
Размер84.05 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДостоевский.docx
ТипДокументы
#978861


Тема: «Образы героев Ф.М. Достоевского в киноискусстве»

Оглавление

Введение……….……………………………………………...………..…..…3

1.Образ Раскольникова у Ф. М. Достоевского..............................................4

2.Образ Раскольникова в экранизациях.........................................................6

2.1 Экранизация Роберта Вине 1923 года......................................................6

2.2 Экранизация Джозефа фон Штернберга 1935 года…………………….6

2.3 Экранизация Жоржа Лампена 1956 года…………………….……..….7

2.4 Экранизация Льва Кулиджанова  1969 года…………..……...………...7

2.5 Экранизация Дмитрия Светозарова 2007 года……………………..…..8

Заключение……………………………………………………………………9

Список используемой литературы…………………………………………11

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………..……………………………12

Введение
Актуальность: В 2022 году исполняется 200 лет со дня рождения Ф.М. Достоевского. Среди великих классиков русской литературы он является одним из значительных и известных писателей, и мыслителей, созерцающих глубины человеческих душ. Мой интерес к творчеству Ф. М. Достоевского обусловлен не только «круглой» датой, но и интересом к экранизациям его произведений, в частности, к экранизации романа «Преступление и наказание».

В литературном творчестве как нельзя лучше раскрывается внутренний мир человека, его душа. Герои Ф. М. Достоевского - это в некотором роде он сам, различные грани его собственной личности. Достоевский показал миру новые стороны познания земной суеты и душевного благородства. Все его творения близки народу. Фёдор Михайлович является одним из самых экранизируемых русских писателей в мире. Среди его романов у кинематографистов наибольшей популярностью пользуются «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и «Бесы». Предпоследний из романов великого «Пятикнижия» Достоевского «Подросток» был экранизирован всего единожды.

Цель: рассмотреть образ Родиона Раскольникова из романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» в экранизациях разных режиссеров.

Для достижения цели я поставила следующие задачи:

1.Познакомиться с романом Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

2.Проанализировать произведение и выделить характеристики главного героя Родиона Раскольникова.

3.Посмотреть экранизации романа разных эпох и режиссёров.

4.Сравнить образ персонажа в кинокартинах с героем Достоевского.

Методы исследования: индуктивный и дедуктивный методы, анализ и синтез текстов произведений, обобщение, сравнение, анкетирование, диаграммы.

Проблема: разное представление образа Родиона Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского в экранизациях разных лет.

Гипотеза: Я считаю, что у каждого периода исторического времени свои представления, понимания проблем, поэтому «осовременивание» классиков, на мой взгляд, зачастую изначально проигрышная идея. Довольно сложно экранизировать и не исказить основной посыл автора.

Предмет исследования: образ Родиона Раскольникова.

Объект исследования: экранизации романа «Преступление и наказание».

1. Образ Раскольникова у Ф. М. Достоевского

Конечно, экранизаций у романа «Преступление и наказание» довольно много, и большинство из них зарубежные и очень своеобразные, поэтому я выбрала самые интересные. Но для начала хочу обратиться к тексту романа и вспомнить каким представлял Родиона Раскольникова сам Достоевский.

Родион – бедный молодой человек двадцати трёх лет, бывший студент юридического факультета. Внешность у Раскольникова привлекательная и броская, что неоднократно подчеркивается в тексте романа.

«Он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен.», «...в тонких чертах молодого человека...» [1, 6]

Внешность героя оттеняется его нищенским одеянием. При первой встрече с читателем Родион предстаёт в изношенном костюме.

«Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». [1, 7]

«Но, боже мой, какой у него костюм, как он ужасно одет! У Афанасия Ивановича в лавке Вася, рассыльный, лучше одет!..» [1, 227]

«…старый, закорузлый, весь облепленный засохшею грязью, дырявый сапог Раскольникова…» [1, 133]

Ф. М. Достоевский раскрывает образ главного героя через его поведение и внутренне состояние, используя приёмы психологизма.

В начале романа Раскольников находится в состоянии, похожем на ипохондрию. "…с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии… Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи..." [1, 6]

Нервы главного героя романа расстроены, он целыми днями лежит на софе и размышляет о жизни, но ничего так и не предпринимает.

«Выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая... о царе Горохе». [1, 6]

Нервное состояние Родиона отражается в его поведении и мыслях. Родион «задавлен бедностью» и из-за этого он бросил учебу («но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его...»). [1, 5]

В романе Раскольников предстаёт замкнутым и нелюдимым человеком, не способным выражать свои эмоции.

«Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чем он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил». [1, 55]

Достоевский напрямую, и через других героев характеризует Раскольникова как гордого, надменного, тщеславного человека, но при этом доброго и великодушного.

«Был он очень беден и как-то надменно горд и необщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее...» [1, 55]

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод: благодаря детальному портрету, представленному в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», каждый читатель, без труда, может представить себе образ бедного молодого человека двадцати трёх лет, бывшего студента юридического факультета, Родиона Раскольникова.

2. Образ Раскольникова в экранизациях

Давайте рассмотрим образ Родиона Раскольникова в экранизациях таких режиссёрах, как Роберта Вине, Джозефа фон Штернберга, Жоржа Лампена, Льва Кулиджанова и Дмитрия Светозарова.

2.1 Экранизация Роберта Вине 1923 года

Обратимся к классическому произведению немого кинематографа «Раскольников» 1923 г. режиссера Роберта Вине. Фильм «Раскольников» не является художественным самоповторением Достоевского. Своеобразие этой экранизации определяется необычным сочетанием экспрессионистской стилистики и актерской игры в традициях русской реалистической школы, а также оригинальным прочтением литературного произведения, легшего в основу сценария — романа «Преступление и наказание». Фильм «Раскольников» снят в стилистике экспрессионизма. Картина «Раскольников» довольно «театральна». Театральной по своей природе можно назвать такую особенность этой экранизации, как несовпадение видимого возраста главного героя и его романного прообраза. Роль Родиона Раскольникова исполнил Григорий Хмара. Экранизированный Родион выглядит человеком лет сорока, тогда как возраст героя Ф. М. Достоевского на момент описываемых событий— двадцать три года — это возраст нормативного психологического кризиса, связанного с личностной перестройкой, изменением мировоззрения. Нужно учитывать также, что возраст героя принципиально важен для понимания художественной целостности произведения. Однако такое несовпадение, оправдано отличной работой актёров. Несоответствие внешности актёра возрасту героя в романе, воспринимается как упущение важной содержательной характеристики (этот недостаток присущ многим экранизациям Достоевского). В фильме сделан акцент на неравной схватке героя с миром. Экранный Раскольников— человек глубоко нравственный, совестливый и сострадательный.

Таким образом, я считаю, что экранизация Р. Вине «Раскольников», удачная для немого кинематографа интерпретация произведения Ф.М. Достоевского, которая ярко показывает ряд черт, характерных для его внутреннего мира.

2.2 Экранизация Джозефа фон Штернберга 1935 года

Одной из первых серьезных экранизаций «Преступления и наказания» стал фильм американского режиссёра Джозефа фон Штернберга. Сюжет и основной посыл романа были существенно переработаны. Фильм скорее рассказывает о том, на что способен человек ради популярности и богатства. Роль Раскольникова сыграл актёр Петер Лорре.

Родерик Раскольников является вчерашним студентом, недавно окончившим курс криминологии, теперь же — начинающий писатель, озлобленный нищим существованием. Герой не способен помочь материально своей семье и это очень терзает его. Однажды Родерик встречает Соню — молодую девушку, вынужденную пойти по желтому билету из-за долгов в ломбарде. Раскольников желает помочь всем «униженным и оскорбленным», избавив мир от старухи.

Родион в этой кинокартине – щекаст, курит, ядовито острит, абсолютно не болен и о строит из себя Наполеона. В отличие от героя Достоевского, Раскольников в исполнении Петера Лорре совершил преступление только ради денег и, осуществив свой замысел разбогател. Экранизированный персонаж большую часть фильма не испытывает никаких угрызений совести. Поскольку фильм снимался в середине 30-х, то за подчеркнутыми режиссером диалогами о сверхчеловеке и немного карикатурным поведением Раскольникова, без труда угадывается персона Гитлера.

Отсюда можно сделать вывод о том, что кинокартина направляет зрителя на восприятие успеха через убийство, о способности человека совершить преступление ради популярности без душевных терзаний. Такая трактовка великого романа уводит нас далеко от Достоевского.

2.3 Экранизация Жоржа Лампена 1956 года

Французский режиссёр Жорж Лампен не смог пройти мимо великого романа. Осовремененная экранизация была представлена публике в 1956 году. Главную роль сыграл Робер Оссейн. В экранизации Родион Раскольников мало похож на задавленного бедностью студента. Герой представлен брутальным мужчиной.  Также Оссейн совсем не попадал в довольно нехитрые психологические акценты. Экранизация мало напоминает психологический роман.

В экранизации и книге есть существенные отличия:

1. Смерть Мармеладова и знакомство Раскольникова с Соней происходят ещё до убийства.

2. Орудие убийства не топор как в книге, а нож.

3. В фильме главный герой убивает только старуху-процентщицу, а в книге ещё и её сестру.

Из выше изложенного можно сделать вывод о том, что, несмотря на хороший актерский состав, кинокартина Жоржа Лампена совсем не раскрыла основную идею Ф. М. Достоевского: за каждым преступлением, даже совершённым во благо, в помощь для кого-то, всегда следует наказание.

2.4 Экранизация Льва Кулиджанова 1969 года

В 1969 году выходит отечественная экранизация знаменитого романа Ф. М. Достоевского «Преступления и наказания». В одноимённом двухсерийном фильме режиссера Льва Кулиджанова Родиона Раскольникова сыграл Георгий Тараторкин. Чёрно-белая экранизация передаёт всю мрачность Петербурга: кругом нищета, пьянство. Очень хорошо передана атмосфера того времени: всё тускло и серо, люди, униженные бедностью. Основная сюжетная линия фильма совпадает с книгой - зритель наблюдает, как бедный студент Родион Раскольников совершает убийство, за которым следуют муки совести и постепенно доходит до раскаяния. Георгий Тараторкин буквально прожил свою роль. Его бледное, серое лицо, постоянно тревожные, озверевшие от страха глаза и лихорадочные припадки полностью раскрывают образ Родиона.

Подводя итог, хочу сказать, что советская экранизация 1969 наиболее полно соответствует содержанию романа и образу Родиона, созданного Достоевским. Эта картина помогает зрителю лучше понять психологическое состояние героев и оценить их поступки.

2.5 Экранизация Дмитрия Светозарова 2007 года

Одной из последних экранизаций романа является сериал Дмитрия Светозарова. Данная экранизация замечательно передаёт, описанный Ф. М. Достоевским, «непарадный» Петербург XIX века. Жёлтые здания и атмосфера середины лета переданы восхитительно. Кинокартина полностью воспроизводит великий роман. Существование на грани с нищетой вынужден вести гордый и не лишенный способностей студент Родион Раскольников. В стремлении доказать самому себе, что он не «тварь дрожащая», Раскольников совершает преступление. Владимиру Кошевому удалось хорошо раскрыть душевные переживания своего персонажа. Большое напряжение чувствуешь в те же моменты, что и в книге: когда Родион готовится к убийству, а затем идёт на него. Дмитрий  Светозаров снял идеальную кинокартину, не отступающую от самого романа. Замечательно изображена мрачная атмосфера страниц романа.

Хочется отметить, что сериал Дмитрия Светозарова прекрасен тем, что максимально приближен к оригиналу и во многом соответствовал моим ожиданиям.

Заключение

Проведя исследование по проблеме разного представления образа Родиона Раскольникова, по роману Ф.М. Достоевского, в экранизациях разных лет, можно сказать, что, несмотря на объединяющую их тему, у всех вышеперечисленных мастеров образ героя Достоевского получился особенным, неповторимым. Каждый показал свою идею романа. При экранизации любого произведения довольно трудно достоверно передать его суть в кинокартинах, отразить все детали быта, показать всю сложность образов героев, их характеры, чувства, эволюцию. Отразить всю философскую глубину мыслей писателя.

Для подтверждения гипотезы мною было проведено анкетирование среди обучающихся 10-11 классов (Приложение 1). В анкетировании приняли участие 26 человек. Данные анкетирования показали, что довольно сложно экранизировать и не исказить основной посыл авторов литературных произведений. Каждый режиссёр интерпретирует роман по-своему, и какой бы хорошей ни была экранизация, она не может в полном объёме заменить литературный оригинал.

Я достигла в своей исследовательской работе поставленной цели и задач. И доказала, что моя гипотеза: что у каждого периода исторического времени свои представления, понимания проблем, поэтому «осовременивание» классиков, на мой взгляд, зачастую изначально проигрышная идея, верна.

По моему мнению, роман Ф.М. Достоевского «Преступление и Наказание» прежде нужно прочесть и самому найти ответы на вопросы: «Каково это убить? Нарушить нравственный закон ради идеи: «Вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли преступить или не смогу? Тварь ли я дрожащая или право имею?», а потом уже смотреть экранизацию романа. Я рада, что сделала именно так. Сначала мне удалось самой представить героев, их облик, понять их поступки и пропустить их мысли через себя. Сериал Дмитрия Светозарова прекрасен тем, что максимально приближен к оригиналу и во многом соответствовал моим ожиданиям.

В процессе работы над исследованием мне удалось собрать интересный материал и усовершенствовать навыки отбора и систематизации. Я научилась сравнивать, видеть идею автора, которая для него приоритетна

Эту работу можно использовать на уроках литературы при изучении темы «Творчество Ф. М. Достоевского», уроках МХК, при проведении классных часов для развития эстетических вкусов учащихся, а также на внеурочной деятельности.

Список используемой литературы

1. Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание: роман. – М. : Дрофа, 2005. – 606 с.

2. https://zen.yandex.ru/media/kinoglaz/top5-luchshih-ekranizacii-prestupleniia-i-nakazaniia--5e9c597e0596fe5c972fc5cd

3. https://www.kinopoisk.ru/film/260310/reviews/

4. https://www.kinopoisk.ru/film/158905/reviews/

5. https://www.literaturus.ru/2020/07/harakteristika-rodion-raskolnikov-obraz-opisanie-vneshnost-harakter.html

6. http://журнальныймир.рф/content/kinematograf-f-m-dostoevskogo

7. https://zen.yandex.ru/media/thisiskino/sovetskii-film-prestuplenie-i-nakazanie-luchshaia-ekranizaciia-romana-schitaiut-inostrancy-ih-otzyvy-618e99afacb9835aaa6828dc

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Анкета на тему:

«Образы героев Ф.М. Достоевского в экранизациях Р.Вине и Д. Светозарова»

1) Какая из предложенных для просмотра экранизаций Р. Вине или Д. Светозарова, понравилась вам больше?

А) Р. Вине Б) Д. Светозаров

2) У какого режиссёра удачно воссоздан образ Раскольникова? У Д. Светозарова или у Р. Вине?

А) Да Б)Нет

3) Экранизация какого режиссёра максимально приближенна к сюжету романа?

А) Р. Вине Б) Д. Светозаров

4)Какие особенности вы увидели в экранизациях?

5) Может ли фильм, снятый по роману, стать достойной заменой книге?

А) Да Б)Нет

Приложение 2.



Вопрос: «Какая из предложенных для просмотра экранизаций, Р. Вине или Д. Светозарова, понравилась вам больше?» 4 человека ответили, что понравилась экранизация Р. Вине, а 22 проголосовали за Д. Светозарова.
Приложение 3.



Вопрос: «У какого режиссёра удачно воссоздан образ Раскольникова, у Д. Светозарова или у Р. Вине?» 4-м участникам анкетирования понравился образ Раскольникова в картине Р. Вине, а 22-м у Д. Светозарова.
Приложение 4.



Вопрос: «Экранизация какого режиссёра максимально приближенна к сюжету романа?». Все 26 обучающихся выбрали экранизацию Д. Светозарова.

Приложение 5.



Вопрос: «Какие особенности вы увидели в экранизациях?». Учащиеся ответили по-разному: 3 человека обратили внимание на возраст героя, 8 человека, на разное название фильмов. 15 написали, что одна экранизация - это немое чёрно-белое кино, а другая - современный цветной фильм.

Приложение 6.



Вопрос: «Может ли фильм, снятый по роману, стать достойной заменой книге?» разделил поровну мнения учащихся: 13 человек ответили – «да», а остальные 13 человек, ответили «нет».


написать администратору сайта