1.2-Методика изучения символов. Малюгина Виктория Евгеньевна, ассистент институт истории и социальных наук, кафедра методики обучения истории и обществознанию ргпу им А. И. Герцена лекция
Скачать 0.74 Mb.
|
Искровская Людмила Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, институт истории и социальных наук, кафедра методики обучения истории и обществознанию; Орляновский Виталий Юрьевич, ассистент институт истории и социальных наук, кафедра методики обучения истории и обществознанию; Малюгина Виктория Евгеньевна, ассистент институт истории и социальных наук, кафедра методики обучения истории и обществознанию РГПУ им А.И. Герцена Лекция. Методика изучения государственных символов Вопросы использования государственной символики на уроках истории и обществознания еще только начинают прорабатываться методической наукой, образуя относительно новое направление методических исследований. Осветить в рамках одной лекции на все вопросы, связанные с изучением государственной символики в школьном учебном процессе, не представляется возможным. В нашей лекции и презентации к ней мы обращаем внимание лишь на некоторые приемы обучения, которые, с нашей точки зрения, могут помочь учителю при конструировании учебных занятий, связанных с государственной символикой. При этом, в целях экономии места и времени, мы использовали часть иллюстративного материала из презентации к лекции 1 по истории государственных символов. Становление герба Российской империи. 1. Символы Московского княжества Вопрос об эволюции изображения герба Российской империи следует раскрывать на примере знакомства с печатью Ивана III, на которой впервые было обнаружено изображение двуглавого орла как символа великокняжеской власти. Ученикам важно подчеркнуть, что: «В системе атрибутов власти печать занимала особо важное место. В то время (в XV веке) не существовало института подписи, и именно печать выполняла функцию удостоверения документа. То есть сообщения о том, что документ выдан от лица того, кто поставил на нем печать, что приложивший печать соглашается с документом и признает его. Именно с момента приложения печати грамота вступала в силу». 1 На занятии может быть организована работа, направленная на формирование умения анализировать вещественный источник. Учитель может составить комплекс вопросов, позволяющих учащимся под его руководством выявить следующие особенности великокняжеской печати: 1. материал (воск); 2. цвет печати (оттиск из красного, а не черного или светлого воска как у предшествующих княжеских печатей); 3. качество оттиска (хорошо видны детали изображения); 4. лицевая сторона печати: а) изображение всадника - ездеца (всадник в военных доспехах и развевающемся плаще, копьем поражающий дракона (змея) в шею). Важно обратить внимание учащихся, что на печати представлено не типичное изображение Георгия Победоносца: над его головой отсутствует нимб; волосы всадника как будто стягивает повязка; не одна, а две руки держат копье и поражают им дракона не в глотку, в шею; б) круговая легенда печати – титульная надпись содержит полный титул великого князя Московского, сложившийся к 1490-му году, на лицевой стороне печати обозначено начало титула («ИОАНЪ Б(О)ЖИЕЮ МИЛОСТИЮ ГОСПОДАРЬ ВСЕЯ РУСИ И ВЕЛИКИ КН(Я)ЗЬ»). 5. оборотная сторона печати: а) изображение двуглавого орла (двуглавый орел с коронами на головах и с распростертыми опущенными вниз крыльями); 1 Вилинбахов Г.В., Дрык С.В, Калашников Г.В. Государственные символы Российской Федерации. М.: ГАММА-ПРЕСС, 2019. С. 40. б) круговая легенда на оборотной стороне печати содержит продолжение титула Ивана III ( «И Великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Угорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский»). После анализа лицевой стороны печати учитель должен подвести учащихся к следующим выводам: «Изображение всадника понималось современниками как условный портрет самого владельца знака – князя. На денежных знаках, печатях всадник сопровождался надписью, сообщавшей титул и имя правителя. Всадник и титульная надпись воспринимались в комплексе: всадник – образ князя, а титульная надпись – как подпись, поясняющая, какой именно властитель изображен». После анализа оборотной стороны печати учащиеся подводятся к выводу, что структура этой печати принципиально новая для российской традиции, если раньше на оборотной стороне помещались изображения, связанные лично с князем, то теперь это место занял символ государства. 2 Под руководством учителя учащиеся должны прийти к выводу, что рассматриваемая печать имеет стройное логическое значение – лицевая сторона говорила о том, кто именно владеет печатью, а оборотная – какой страной он управляет. Далее учащимся следует задать серию вопросов на актуализацию знаний о символе «двуглавый орел». Требуется вспомнить, в гербе какого государства впервые использовалось изображение двуглавого орла, где этот символ использовался как династический знак (материал уроков по истории Средних веков ) Определенная часть учебного времени может быть посвящена вопросу, откуда символ «двуглавый орел» пришел на Русь. Имеет смысл выслушать версии происхождения двуглавого орла в нашем государстве, которые могут высказать учащиеся. Учитель резюмирует ранее изученное и высказанное учениками. Для этого 2 Там же, с. 41. можно воспользоваться материалами пособия Вилинбахова Г.В. и др. Государственные символы Российской Федерации 3 Далее ученикам предлагается на основе текста того же пособия 4 сформулировать доказательства (в сильном классе - и опровержения) каждой из следующих гипотез: - двуглавый орел был заимствован Русью из Византии; - был принят по примеру Священной Римской империи; - перенят у Балканских стран. Для закрепления приемов анализа великокняжеских печатей учащимся может быть предложено сравнить две печати – печать Ивана III 1490-х годов и Василия III 1514 г. Для успешого выполнения задания учащимся необходимо применить алгоритм анализа такого рода источника: 1) рассмотрение изображения на лицевой стороне; 2) изучение легенды (надписи) на лицевой стороне печати; 3) рассмотрение изображения на оборотной стороне; 4) изучение легенды (надписи) на оборотной стороне печати. При рассмотрение лицевой стороны печати Василия III важно акцентировать внимание учащихся, что дизайн этой печати незначительно, но отличается от печати Ивана III. Всадник больше напоминает русского витязя в длинной кольчуге, а не античного воина – иконописного героя, который изображен на печати Ивана III. Учащимся предлагается познакомиться с титульной надписью на печати Василия III, которая на ее лицевой стороне гласит: «Великий Государь Василий Божией милостью царь и господин всея Руси»; на оборотной: «Владимирской, Московской, Новгородской, Псковской и Тверской, и Югорьской, и Пермской, и многих земель Государь» и сравнить эту надпись с титульной надписью на печати Ивана III. 3 Там же, с. 47. 4 Там же, с. 48-49. Важно заметить, что в титульной надписи на печати Василия III употребляется слово «царь», учащиеся должны осознать, что этот титул употребляли только в отношениях с иностранными государствами, желая тем самым продемонстрировать свое равенство с зарубежными владетелями. Во внутреннем обиходе использовали титул «Государь Всея Руси – Великий князь» 5 2. Российский герб в конце XVII-XVIII вв. Эволюцию российского герба можно проследить на примере эпохи царя Алексея Михайловича. В ходе рассмотрения вопроса укрепления самодержавия в России учащимся сообщается, что в 1650-х годах окончательно установился базовый тип государственной эмблемы – двухглавый орел изображался с тремя коронами и всадником на груди. Далее учащиеся должны усвоить, что в 1668 г. на печати Алексея Михайловича впервые появляется дополнение к раннее используемой символике: в лапах орла помещается скипетр и держава. Важен вывод, к которому подводятся ученики: с этого времени знаковый состав государственного герба – двухглавый орел под тремя коронами, с всадником на щите на груди, скипетром и державой в лапах – остается неизменным до наших дней. Закрепить знания о новой символике в царствование Алексея Михайловича поможет обращение к тексту указа «О титуле царском и государственной печати от 14 декабря 1667 года». 6 Учащимся может быть предложено познакомиться с этим текстом, используя стратегии развития критического мышления, например, ИНСЕРТ или «Обзор». Применяя к тесту стратегию ИНСЕРТ, учащимся необходимо «V» – уже знал, «+» – новое, «-» - думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы. При использовании стратегии «Обзор» ученики должны заполнить таблицу: Что знакомо? Выделите в тексте известную вам 5 Там же, с. 53. 6 Там же, с. 59. информацию. По мере чтения выделите ключевые слова Какие у вас появляются вопросы? Сформулируйте предполагаемые вопросы Словарь Выпишите термины, которые вам показались значимыми и дайте им толкование Важно обратить внимание учащихся на выделенные слова в тексте: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя, и Белыя России Самодержца, Его Царского Величества Российского Царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазноктах скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя». Анализ текста позволит подвести учащихся к следующим выводам: - герб был истолкован как знак, равно принадлежащий двум нераздельным в понимании составителей описания ипостасям: самому царю и «Его Царского Величества Российского Царствия», то есть стране; - поскольку герб в целом рассматривался как изобразительное имя царя («являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя»), составители описания сочли неуместным истолковывать всадника на груди орла как еще одно изображение государя (иначе получилось бы: и весь герб целиком представляет собой царя, и на груди орла еще один раз изображен правитель) и придали ему новое значение, определив как наследника престола. Во время правления Петра I геральдика была неотьемлимой частью жизни общества. Императору требовалось специализированное учреждение, которое занималось бы вопросами геральдики. В 1722 году оно вошло в историю под названием Герольдмейстерская контора Сената. Советский герб. В процессе глобальных изменений в нашей стране, в период Великой российской революции эволюционировали формы и сущность общества и государства. Это не могло не привести к серьезным изменениям в государственной символике. Каждая из революций породила свои формы презентации государства и его идеологии. В частности уже после февраля можно наблюдать первые серьезные изменения в этой области. Символы государственности, рожденные в горниле революции, отражали исторические процессы, происходящие в обществе, и могут быть использованы для более детального знакомства с темой. Начать работу с новой советской символикой следует с упоминания событий, связанных с открытием и деятельностью II съезда Советов СССР, на котором были утверждены, в основе своей, новые символы Советского государства. Впоследствии в них вносились определенные коррективы, но сущность, вплоть до Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., практически не менялась. В контексте знакомства с Конституцией СССР 1924 г., утвержденной на съезде, учащимся может быть предложено ознакомиться с текстом Декларации об образовании СССР. Помимо общих представлений о принципах создания первого в мире пролетарского государства, этот документ содержит мощный потенциал для определения сущности новых символов советской государственности, которые выросли именно из этих самых принципов, вопреки любым геральдическим правилам и международным нормам. Советская символика была результатом мысли многих талантливых людей того времени и должна была воплощать в себе определенную совокупность идей. К тексту Декларации могут быть поставлены следующие вопросы: 1. Какие идеи представлены в тексте Декларации? 2. Каким видится авторам Декларации новое пролетарское государство? На каких основах оно создается? 3. Какими понятиями описываются в тексте «лагерь социализма» и «мир капитализма»? Как представлены условия их взаимодействия? 4. Что свидетельствует о международной, «интернациональной» составляющей нового государства? В чем его миссия? 5. Опираясь на текст Декларации и изученные до этого материалы курса истории России, сделайте вывод о том, какими по содержанию и форме должны были стать герб, гимн и флаг Советского государства. Далее в процессе работы с изображением герба СССР следует проанализировать, как идеологические установки нового Советского государства отразились на главном государственном символе страны. Работа с изображением герба предполагает возможности самостоятельной интерпретации его составляющих, но учителю необходимо тщательно корректировать этот процесс, подводя к нужному итогу. В качестве дополнительного задания, или задания на закрепление, впоследствии может быть предложено сравнить герб РСФСР 1918 г. и герб СССР на предмет преемственности форм и элементов. При изучении символов советской государственности, появившихся или утвержденных в начале 1920-ых гг., необходимо делать акцент на классовую и интернациональную основу идеологии Советского государства, именно она была отражена в его государственной символике. Государственный герб Российской Федерации. Новые символы российской государственности формировались в непростых условиях первой половины 1990-ых гг. Работу с учащимися можно начать с небольшой беседы о национальной символике РСФСР в составе СССР в годы его существования. Какими были герб, флаг и гимн России? После чего следует продемонстрировать небольшой видеофрагмент церемонии инаугурации Президента Б.Н. Ельцина 10 июля 1991 г. и попросить учащихся назвать те элементы российской государственности 1991 г., которые были продемонстрированы в видеофрагменте. Далее можно организовать работу с текстами Указа и Положения «О государственном гербе Российской Федерации» от 30 ноября 1993 г. На основе анализа источников учащиеся должны ответить на следующие вопросы: • Как объясняет документ появление нового герба РФ? • Что он из себя представляет согласно описанию? • В каких условиях и кем он может официально использоваться? • Как вы думаете, почему новым гербом нашей страны после 70 лет советской власти становится двуглавый орел? С чем это связано? 2. Государственный флаг Государственный флаг Российской Федерации наравне с гербом и гимном РФ является одним из главных символов российской государственности. С методической точки зрения это, пожалуй, один из самых сложных объектов изучения в данной триаде символов. Проблема заключается в том, что, в отличие от герба, где присутствует достаточно много знаниевых элементов, разбираемых в процессе работы с наглядностью, или гимна, который представляет собой конкретный текст, а значит, может быть использован в контексте работы с текстом в разных вариациях, государственный флаг является слишком простым, он включает в себя древко и три полоски без каких-нибудь дополнительных элементов. Можно долго фантазировать по поводу цветов российского триколора, но современная геральдическая наука исходит из того, что каждый из них сам по себе никакой реальной смысловой нагрузки в себе не несет. Чтобы по этому поводу не думали граждане, российский триколор имеет смысл только сведенный воедино. Поэтому, на наш взгляд, разумнее всего при изучении государственного флага РФ обратиться к функциональному значению этого символа и его истории. Начать работу разумнее всего с описания современного государственного флага РФ, причем лучше всего доверить эту работу школьнику. Этому и посвящен наш первый слайд – он дает возможность обозначить тему и более близко рассмотреть флаг и его официальные характеристики. Дальше разговор пойдет о функциях государственного флага и шире - флага как государственного символа. Функции флага можно попытаться выявить в небольшой вводной беседе. Для этого можно продемонстрировать государственные флаги России разного времени (в рамках одного слайда): дореволюционный российский триколор, государственный флаг СССР, современный флаг РФ и спросить, что их, собственно, объединяет, как относятся граждане к этим государственным символам, где они используются и в чем их назначение. В ходе беседы можно попытаться выйти на традиционные функции флага и способствовать формированию представления школьника о единстве и определенной преемственности всех трех символов в истории нашей страны. На следующем этапеможно обратитьсяк истории появления российского триколора. На наш взгляд, здесь наиболее удачной может быть работа с текстом. В частности, в данной презентации используется фрагмент из указа Петра Великого «О флагах на торговых речных судах» от 20 января 1705 г., он повествует о распространении триколора в качестве флага, обозначающего государственную принадлежность российских торговых судов. К нему могут быть поставлены следующие вопросы: 1. Кто из русских государей был автором первого российского триколора? 2. Где и каким образом предполагалось использование этого флага? Почему? 3. Как вы думаете, какую из обозначенных выше функций флага он должен был выполнять в первую очередь? Для закрепления материала можно обратиться к работе с изображениями российских флагов, созданных Петром, и, демонстрируя фотографии из ЦВМ и РГАДА, объяснить процесс их появления и роль первого российского императора в этом процессе. Вторая функция государственного флага может быть рассмотрена на примере изучения событий советского периода. В частности, в качестве наглядности могут быть использованы знаменитые фотографии красного знамени над рейхстагом и Парада Победы на Красной площади в Москве. Сопоставив две фотографии, широко известные в обществе, можно задать следующие вопросы: 1. Какие события истории нашей страны представлены на фотографиях? Определите время и место этих событий. 2. С каким периодом в истории СССР они связаны? Что значит этот период для нашей страны? 3. В чем назначение знамен, представленных на фотографиях (советских и трофейных немецких)? Что они символизируют? 4. Почему советские знамена этого времени могут считаться историческими реликвиями? Что делает их такими? 5. Подумайте, является ли Государственный флаг Российской империи, Государственный флаг СССР, Государственный флаг РФ – исторической реликвией, выполняет ли он эту функцию и почему. Свой ответ обоснуйте. Для закрепления представленного сюжета можно показать небольшой фрагмент кинохроники московского Парада Победы 1945 г. и задать к нему дополнительные вопросы. Мы возвращаемся к современности, так как именно современность и является предметом нашего занятия. В этом ракурсе наиболее удобно рассмотреть последнюю, объединяющую функцию государственного флага и подвести итоги. В качестве источника информации здесь разумно использовать существующие официальные документы, рассматривающие значение государственного флага в современной России, его статус и принципы использования. Речь идет о Федеральном законе РФ «О государственном флаге» от 25 декабря 2000 года. Документ не очень большой, но, возможно, с учетом поставленных вопросов, следует сделать определенную выборку текста. Вопросы должны выглядеть примерно следующим образом: 1. Как выглядит государственный флаг России согласно описанию? 2. При каких условиях он может использоваться? 3. В каких формах он может использоваться? 4. Как вы думаете, почему флагом нашей страны после 70 лет советской власти снова стал дореволюционный российский триколор? 5. Какую функцию стал играть триколор для граждан России после развала СССР в 1991 г.? В чем его значение для развития современного общества? 6. Можем ли мы считать, что на настоящий момент он выполняет все три функции государственного флага? Поясните свой ответ и приведите примеры. III. Государственный гимн. Если методика работы с государственным гербом и флагом в значительной степени основана на работе с наглядностью, то работа с гимном в большей мере основана на работе с текстом. Отсюда и приемы работы с ним. Прежде всего можно затронуть вопрос о том, в каких с и т у а ц и я х Для работы с текстами гимна в наибольшей степени подойдут приемы, связанные с пониманием теста. Наиболее распространенными приемами работы с текстами гимна могут быть приемы, направленные на поиск ответов на вопросы по тексту гимна, поиску информации о создателях гимна, сравнения текстов гимнов. Как и другие, государственные символы вызывают определенные ассоциации. Поэтому одно из заданий направлено на установление ассоциаций. Подобные задания позволяют школьнику высказать свое отношение к гимну, так как эмоциональное отношение часто передается через употребление определенных слов в различных контекстах. Еще одним направлением работы с гимном является анализ его музыкальной составляющей. В этом случае можно обратить внимание учащихся на характер мелодии. Найти ответ на вопросы: «Почему для гимнов используют торжественные мелодии?», «Какое настроение у слушателей они призваны вызывать?», «Какие чувства испытываете вы, когда звучит государственный гимн?» и др. В заключение следует повторить исходный тезис – методика работы с государственными символами в школе еще только разрабатывается. Надеемся, что представленные материалы помогут вам в практической деятельности. |