Главная страница

презентация Машхур Жусуп Копеев. М.Ж Копеев. МашхурЖусуп Копеев


Скачать 3.38 Mb.
НазваниеМашхурЖусуп Копеев
Анкорпрезентация Машхур Жусуп Копеев
Дата27.10.2022
Размер3.38 Mb.
Формат файлаpptx
Имя файлаМ.Ж Копеев.pptx
ТипСборник
#758580

Машхур-Жусуп Копеев

  • " Машхур Жусуп Копеев (1858г. а. Кызылтау, Баянаульский район - 1931г.) - поэт, писатель, философ, знаток истории казахского народа. Просветитель, представитель течения казахских поэтов - книжников конца 19 начала 20 века, собиратель казахского фольклора, шежиреши.

Творчество

  • В 1906—1907 годах в Казани в издательстве Хусаиновых вышли сборники стихов Машхура Жусупа «Опыт, накопленный жизнью», «Положение» и книга «Кому принадлежит Сарыарка», написанная в прозе и стихах. В этих произведениях автор затрагивает проблематику социального неравенства, просвещения народа, свободы слова, права на труд[5]. Позднее царская цензура признала книги вредными, почти весь тираж литературы был изъят, а автора занесли в список политически неблагонадежных и ему пришлось на время скрыться в Ташкенте. Известность получили стихотворения «Воздавая должное науке», «О сегодняшнем занятии казахов», «Повсюду я спутницу жизни искал», «Письмо», «Матери»
  • В традициях устного творчества написаны дастаны «Торг чертей», «Ястреб и соловей», «Старик и двое молодых» и другие. Хорошее знание арабского и персидского языков позволило Машхуру Жусупу глубоко изучить поэзию Востока, а также создать по восточным мотивам дастаны «Гульшат-Шеризат», «Гибрат-нама», «Баян-нама» и другие. Записанные им из устных народных сказителей произведений Бухара Жырау, Котеша, Шортанбая, Шоже, стихотворения Абая и С. Торайгырова стали богатым материалом для фольклористов, историков, литературоведов
  • Одним из известных исследователей казахского фольклора, исторических преданий, генеалогии казахов был поэт и фольклорист Машхур-Жусуп Ко-пейулы. Он был уроженцем Баянаульского внешнего округа Семипалатинской области. Получил мусульманское образование, когда обучался в Бухаре и Ташкенте. Занимался просветительской деятельностью: в местности Кызылтау обучал казахских детей мусульманской грамоте. Он начал работу по сбору материалов устного народного творчества казахов. С этой целью объездил много казахских аулов, расположенных в районе Омска, Павлодара, Семипалатинска, Петропавловска, Ат-басара и других городов.
  • Кроме собирательской деятельности он написал много поэтических произведений. Так, его перу принадлежат стихотворения-жоктау (плач) «Исабек Ишан», «Муса Шорманов», где также содержатся ценные исторические сведения. В 1893 году он начал публиковать свои стихи и статьи, направленные против колониальной политики царского самодержавия. Поэт и философ не мог спокойно наблюдать за процессом массового изъятия казахских земель. В Казани в издательстве братьев Хусаиновых Машхур-Жусуп Копей-улы опубликовал три книги. В одной из них «Сарыарқаның кімдікі екендігі» («О том, чья же Сарыарка») автор на исторических фактах доказывает принадлежность степи ее истинным хозяевам — казахам..
  • Его статьи публиковались в первой казахской газете «Дала уала-ятынын газеты» и в журнале «Айкап». Именно благодаря собирательской и подвижнической деятельности Машхур-Жусупа Копей-улы до нас дошли уникальные исторические предания, этнографические материалы, подробные генеалогии ханов, султанов, биев, батыров, ходжей Казахстана. Он донес до нас ценные сведения о жизни и деятельности многих исторических личностей.

Последние годы

  • В 1915 году Копеев вернулся в Баянаульский округ, где и окончил свои дни в 1931 году. Информации о данном периоде его жизни и творчества сохранилось мало. Известно, что незадолго до смерти Машхур Жусуп распорядился начать строительство собственного мавзолея. Там он и был похоронен, однако в 1952 году постройка была разрушена властями, недовольными народным паломничеством к могиле. Мавзолей был восстановлен в начале XXI века


написать администратору сайта