Реферат. Функции современного государства. Мастурбация (лат manus рука turbare, turbatus волновать, беспокоить, вспенивать) форма удовлетворения индивидом сексуальной потребности путём возбуждения собственных гениталий или эрогенных зон партнёра (так называемая взаимная мастурбация,
![]()
|
Мастурба́ция (лат. manus — «рука» + turbare, turbatus — «волновать, беспокоить, вспенивать») — форма удовлетворения индивидом сексуальной потребности путём возбуждения собственных гениталий или эрогенных зон партнёра (так называемая взаимная мастурбация, при которой партнёры стимулируют друг друга, для последней есть более корректный термин — петтинг)[1]. Также известны названия онани́зм (по имени персонажа Ветхого Завета Онана), рукоблу́дие, малаки́я[2]. Во многих обществах циркулируют мифы о вреде и пользе мастурбации. Религиозные деятели нередко говорят о мастурбации как о грехе. В действительности умеренная мастурбация не приносит вреда, но она не может заменить сексуального партнёра[3]. Запрет мастурбации и запугивание детей могут привести в дальнейшем к психологическим проблемам[3]. Отношение к мастурбации в обществе было и остаётся неоднозначным. Поскольку мастурбация встречается даже среди животных[4] и практикуется в разнообразных человеческих обществах, естественно предполагать, что она существовала в течение всей человеческой истории. По мере развития общества, увеличение разрыва между биологически обусловленным возрастом полового созревания и социально обусловленным возрастом начала половых контактов увеличивало распространённость мастурбации[1]. При этом она по-разному воспринималась в различных культурах. По всему миру находят доисторические наскальные рисунки, изображающие мастурбацию человека. Похоже, что ранние люди связывали сексуальность человека с изобилием в природе[5]. В IV—III тысяч. до н. э. в Месопотамии у шумеров мастурбация, как себе, так и с партнёром, была распространённым способом для увеличения половой силы[6]. Одно время требовалось, чтобы египетские фараоны совершали церемониальную мастурбацию в Нил[7]. Глиняная фигурка четвёртого тысячелетия до н. э. с месторасположения храма на острове Мальта изображает мастурбирующую женщину[8]. Однако для древнего мира более привычными были изображения мужской мастурбации. В античной Греции и Риме мастурбация воспринималась как один из естественных способов наслаждения. Греки рассматривали мастурбацию как нормальное и здоровое замещение других форм получения полового удовольствия, видя в ней предохранительный клапан от разрушительной половой неудовлетворённости. Было придумано и изготовлялось множество видов приспособлений для мастурбации, основным из которых являлся олисбос — искусственный половой член, который мог изготавливаться из таких материалов, как дерево, кожа, глина и т. п. В искусстве и литературе Греции уделяется внимание также женской мастурбации[9]. Напротив, в Южной и Юго-Восточной Азии, где было распространено представление о сперме как о вместилище и источнике жизненной силы, мужская мастурбация и связанная с ней потеря спермы осуждались, поскольку считалось, что чрезмерное излияние спермы влечёт за собой развитие многих заболеваний[1]. Схожие представления имелись и в мусульманской культуре. Авиценна (XII век) считает вредным как чрезмерно частое семяизвержение, так и задержку семени, и оценивает мастурбацию как менее вредное явление, чем нормальный половой акт: Знай, что задерживать семя и оттягивать его [выход] очень вредно, и это иногда приводит к втяжению одного из яичек. … Сношения с мальчиками мерзки, по мнению большинства, и запрещены шариатом. С одной стороны, они вреднее, а с другой — безвредней, [чем совокупление с женщиной]: с одной стороны, естество вынуждает при этом к более усиленным движениям, чтобы выделилось семя, а это более вредно; с другой стороны, семя извергается при этом не столь обильно, как при совокуплении с женщиной, и это менее вредно. Следом за этим [в отношении оценки вредности] идёт совокупление не во влагалище. — Авиценна. Вредные стороны совокупления, связанные с этим состоянием, и злокачественность некоторых его способов Подобные представления были связаны с мнением о происхождении семени из лимфы, которая, в свою очередь, как считалось, производится мозгом. Чрезмерное излияние спермы, таким образом, считалось способным истощить мозг и привести к развитию серьёзных болезней, в том числе психических. В средневековом христианстве грехом считалось любое семяизвержение, не связанное с половым актом, в том числе мастурбация и поллюции. Вообще отношение к мастурбации в западной культуре неразрывно связано с библейским отрывком, описывающим «грех Онана»: И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему. Зло было пред очами Господа то, что он делал; и Он умертвил и его. — Быт.38:8—10 Современные интерпретаторы считают, что в данном отрывке описывается не мастурбация, а прерванный половой акт, а грехом является нарушение закона, по которому деверь должен был стать отцом ребёнка овдовевшей невестки. Однако именно этот текст в начале XVIII века стал источником названия «онанизм», которое было введено в обиход в 1716 году в анонимной брошюре Onania, распространявшейся в г. Лондоне и повествовавшей об ужасном грехе «самозагрязнения», влекущем импотенцию, гонорею, эпилепсию и растрату способностей[10], а также в опубликованном в 1760 году труде врача из Лозанны Тиссо L’Onanisme. Тиссо явился пионером медицинских исследований мастурбации, обосновав, исходя из господствовавших тогда в медицинской науке представлений, вред мастурбации. Он связал с избыточным излиянием спермы такие расстройства, как импотенция, слепота, психическое и физическое истощение. Болезнью признавались и непроизвольные поллюции. Хотя уже в те годы публиковались работы, говорящие о безвредности мастурбации, в том числе работа J.Hunter (1786)[1], обществом, в котором была принята пуританская культура, была воспринята именно теория Тиссо, поддержанная такими известными «властителями дум», как Вольтер и Кант. Так, Кант рассматривал мастурбацию как нарушение закона морали. В своём труде «Метафизика морали» (1797), рассуждая о мастурбации, он пишет, что «такое неестественное употребление (которое таким образом превращается в злоупотребление) своих половых способностей является нарушением обязательств человека перед самим собой и определённо является в высшей степени аморальным»[11]. Кант считал мастурбацию грехом более страшным, чем самоубийство, поскольку последнее требует смелости, а мастурбация не представляет собой ничего, кроме отбрасывания человеком своей личности в угоду животной потребности. ![]() Противомастурбационные приспособления (бандажи) для мальчиков и девочек ![]() «Югумский пенис» (или «кольцо загрязнений»), разработанный в XVIII веке, прикреплялся к пенису, чтобы предотвратить его нежелательную эрекцию[12] В XIX веке представления о вреде мастурбации оказались общепринятыми как в медицине, так и в обществе в целом. Медики (включая пионеров сексологии) считали, что мастурбация влечёт формирование сексуальных девиаций и моральных отклонений, а также психических расстройств. Родители стали усиленно наблюдать за детьми, стараясь не допустить вредных мастурбаторных проявлений. Для предотвращения и «лечения» мастурбации использовались различные методы. Рекомендовалось кроить штаны для мальчиков таким образом, чтобы гениталии нельзя было потрогать, засунув руку в карман; школьные парты конструировались таким образом, чтобы ученики не могли скрещивать ноги во время занятий, а девочкам запрещалось ездить верхом и на велосипеде, так как эти виды активности признавались слишком похожими на мастурбацию. Мальчики и подростки, которые продолжали предаваться мастурбации, получали клеймо «слабоумных»[13] Предлагались различные «лекарства» от мастурбации, начиная от специальных не содержащих мяса диет и заканчивая постоянным ношением особых приспособлений, призванных не допустить эрекции и исключить контакт рук и половых органов, «лечения» кастрацией, электрошоком, прижиганием клитора и уретры раскалённым железом и т. д. Позже эти методы сменились психологическим воздействием: подросткам, уличённым в занятии мастурбацией, сулили слепоту, рост волос на ладонях, потерю пениса и т. д.; несмотря на то, что современной медициной доказано отсутствие вреда мастурбации[1], в обществе эти предрассудки продолжают оставаться распространёнными, что вызывает чувство вины у подростков, занимающихся мастурбацией, приводит к их невротизации. В то же время в XVIII—XIX веке мастурбация использовалась в качестве метода лечения от возникавшего у женщин предположительно болезненного состояния истерии (от др.-греч. ὑστέρα — «матка»). Для этого использовались прототипы современных вибраторов и растирание половых органов кремами, которые в расчёте на эффект плацебо объявлялись целебными[14]. Отношение к мастурбации начало меняться лишь в начале XX века. В 1897 г. Генри Хэвлок Эллис в своей основополагающей работе «Исследование психологии половых отношений» (англ. StudiesinthePsychologyofSex)[15] подверг сомнению положения Тиссо, перечислив знаменитостей того времени, которые занимались мастурбацией, и на основе более новых исследований опроверг утверждения о том, что мастурбация способна вызывать болезни, указанные Тиссо. «Мы пришли к выводу,— писал Эллис, — что умеренная мастурбация не вызывает у здоровых индивидов хорошего происхождения никаких существенных последствий, вредных для здоровья». Заслуга Генри Хэвлок Эллиса состоит в разделении занятий мастурбацией на умеренные, без явных неблагоприятных последствий, и неумеренные, как явно вредные. В 1922 году австрийский психоаналитик Вильгельм Райх в эссе «О конкретных видах мастурбации» сделал попытку выделить здоровые и нездоровые формы мастурбации; при этом он пытался связать используемые способы мастурбации со степенью влечения к противоположному полу и наличием психосексуальных патологий[16]. Зигмунд Фрейд считал, что каждый нормальный ребёнок экспериментирует с различными типами аутоэротической сексуальной стимуляции и что не существует никакой связи между аутоэротизмом и любыми формами расстройств умственной деятельности (вопреки тому, что говорили учёные викторианской эпохи). Мастурбация и иные формы ухудшения способности контролировать своё сексуальное влечение могут рассматриваться скорее как симптом таких расстройств, нежели их причина. Позднейшие социологические и сексологические исследования подтвердили широкую распространённость мастурбации (см. ниже) и отсутствие каких-либо серьёзных негативных последствий умеренной мастурбации. Религиозные взгляды на мастурбацию Основная статья: Религиозные взгляды на мастурбацию Многие религии мира декларируют определённое отношение к мастурбации, от полного её неприятия до её поощрения с целью достижения большей одухотворённости (тантрическая сексуальность, даосские сексуальные практики). Буддизм определяет занятия мастурбацией как неправильные[17]. Христианство, в том числе католицизм[18] и православие, считает мастурбацию грехом. Мастурбация и право В мировой истории мастурбация нередко преследовалась правовыми методами. Так, в принятом в XVII веке своде законов пуританской колонии Нью-Хейвен, штат Коннектикут, «богохульцы, гомосексуалисты и онанисты» наказывались смертной казнью[19]. Сегодня мастурбация запрещена в Саудовской Аравии и Индонезии.[20][неавторитетный источник?][21][неавторитетный источник?] Влияние на здоровье С точки зрения современной медицины мастурбация не является отклонением от нормы ни у подростков, ни у взрослых, половозрелых людей, не наносит вреда организму ни с биологических, ни с социальных позиций[1]. Установлено, что подростковая мастурбация не препятствует завязыванию сексуальных контактов, не влияет на будущую половую жизнь, не связана с формированием девиантной сексуальности[1] (хотя и отмечается, что стереотипы мастурбаторных фантазий закрепляются в подсознании человека и могут влиять на выбор партнёров и предпочитаемые способы сексуального удовлетворения)[22]. Проявления мастурбаторной активности отмечаются на протяжении всей жизни человека с самого раннего детства. Первым психосексуальным механизмом получения удовольствия для младенца становится сосание материнской груди[23]. Позже, с развитием мускульной активности и нервной системы, ребёнок начинает получать удовлетворение путём раздражения гениталий, то есть мастурбации. Описаны случаи мастурбации у детей в возрасте от 7 месяцев до 2 лет, как правило, в форме трения половых органов о различные предметы. Мастурбация в детском возрасте с точки зрения медицины является нормальным этапом половой социализации; в более позднем возрасте воспоминания о ней вытесняются в подсознание, влияя на становление сексуальности. Чрезмерное стремление к мастурбации на этом этапе обычно служит признаком недостаточности физических и эмоциональных контактов ребёнка с близкими. Многие психиатры полагают, что занятие мастурбацией способно облегчить состояние депрессии, стресса и ведёт к повышению самооценки[24]. Мастурбация может выступать фактором, гармонизирующим отношения, в которых существует дисбаланс в сексуальных потребностях партнёров, позволяя одному из партнёров сбросить сексуальное напряжение[25]. Кроме того, мастурбация в ходе сексуальных контактов позволяет лучше понять предпочтения партнёра, выявить местоположение его эрогенных зон и предпочтительные способы стимуляции[25]. В 2003 году команда австралийских исследователей под руководством Грэхама Гайлза (англ. GrahamGiles)[26] пришла к выводу, что частая мастурбация позволяет предотвратить развитие у мужчин рака предстательной железы, являясь при этом более безопасной, чем частые сексуальные контакты с женщинами. Другие исследования ставят этот вывод под сомнение, указывая, что положительное влияние может существенно зависеть от возраста и частоты мастурбации: так, мужчины в возрасте от 20 до 40 лет, мастурбировавшие от 2 до 7 раз в неделю, оказались более подвержены риску развития рака предстательной железы; с другой стороны, мастурбация один раз в неделю снижает риск развития рака у мужчин старше 50 лет[27]. Исследование 1997 года выявило обратную зависимость между смертностью от коронарной болезни сердца и частотой оргазмов, несмотря даже на то, что сексуальная активность может вызвать ишемическую болезнь сердца и инфаркт миокарда[28]. Половая активность (в частности, мастурбация) могут влиять на кровяное давление в стрессовых ситуациях: у людей, недавно занимавшихся сексом или мастурбацией, в стрессовой ситуации кровяное давление поднималось не так сильно, как у контрольной группы; при этом мастурбация оказывала меньший эффект, чем недавнее половое сношение[29]. Несмотря на то, что при мастурбации зачатие невозможно (если не происходит контакта спермы мужчины со влагалищем женщины), переживание женщиной оргазма в промежутке времени от 1 до 45 минут после попадания спермы во влагалище увеличивает вероятность зачатия[30][31]; таким образом, мастурбация после полового акта может увеличить вероятность наступления беременности. Кроме того, при мастурбации у женщин может увеличиваться кислотность цервикальной слизи и происходить очистка шейки матки, что может способствовать профилактике цервикальной инфекции[31]. У мужчин мастурбация способствует удалению из половых путей старой спермы с низкой подвижностью. Следующий эякулят будет содержать более свежую сперму, что также может увеличить шанс зачатия[32][33][34]. Мастурбация (в том числе взаимная и групповая) также рассматривается некоторыми сексологами и активистами как способ половой жизни, не влекущий риска распространения заболеваний, передающихся половым путём, а также риска беременности; несмотря на это, попытки включить сведения о безвредности мастурбации и возможных способах её осуществления в программы полового просвещения наталкиваются на сопротивление со стороны консервативных кругов. Так, Джослин Элдерс[en], которая была главным врачом службы здравоохранения США в администрации Билла Клинтона, была снята с должности после того, как заявила о том, что мастурбация является здоровой практикой и должна быть включена в образовательные курсы[35][36][37]. Иногда, как и во время коитуса, во время мастурбации люди могут наносить вред своему телу, производя повреждения чрезмерными усилиями и неаккуратным использованием вспомогательных предметов (например, перелом полового члена у мужчин или механические повреждения слизистых у женщин). Существует редкий синдром, при котором оргазм вызывает недомогание в следующие несколько часов или дней — POIS (англ. postorgasmicillnesssyndrome). |