Материалы и методы
Скачать 18.56 Kb.
|
Толе би, Казыбек би. Айтеке би Введение: Закон всегда бы синонимом слова справедливость. А в Казахском ханстве справедливость ассоциировалась с биями. Бий в казахском ханстве совмещал в себе много функций. Бий был как судьей на общественных спорах, так и советником хана, дипломатом, оратором, акыном. Бий – это не только судья в узкопрофессиональном смысле, но прежде всего авторитетный человек, умевший глубоко проникать в проблемы общества, влиявший на ход событий не меньше чем законные правители. Красноречие, остроумие, умение дать отпор, поймать на слове было существенной частью международной политики и дипломатии, часто не уступающим по значимости батырам, которым подчас определялся характер и результат сражения. Изучение и исследование жизни и работ биев может оказать большое влияние на судебную систему создав большое количество прецедентов на будущее. Материалы и методы. Глава 1: После поднятия хана Тауке в 1680 году на белой кошме, тем самым провозгласив его ханом, Казахскому ханству были нужны сильные и мудрые законы. Этим законом стал свод «Жеті Жарғы» созданный ханом Тауке. Этот свод законов был создан при участии легендарных Толе, Казыбек и Айтеке биев. Но для поддержания справедливого исполнения этих законов хан назначил этих биев судьями в жузах. Толе-би Алибекулы (родился в 1663 в окрестности Шу, Жамбылской области) — великий казахский бий, бий Старшего жуза, общественный деятель, оратор, поэт. Толе би произошёл из казахского рода Дулат. Мудрость и находчивость Толе би были ещё при жизни признаны со стороны Бухар жырау, Казыбек би, Айтеке би. В отношении к Толе би говорили: «У благой мысли есть источник, у её автора — духовный отец Майкы», имея в виду, что он впитал в себя дух Майкы би. Был бием старшого жуза. После «лет великого бедствия» (каз. Ақтабан шұбырынды) авторитет Толе би поднялся благодаря его призыву к народу взяться за земледелие, перейти к оседлости, учиться хорошим примерам у соседних народов. Известно его выражение: «Кто отца видел, стрелять научится, кто мать видел, шубу шить умеет». После смерти хана Старшего жуза Жолбарыса Толе би правил Ташкентом в течение шести лет — с 1743 по 1749 годы. Так же о нем ходило известнейшее предание, когда люди повсеместно стали спешно покидать насиженные места от известий о наступления джунгаров, один Толе не стал разбирать своего жилища. «Почему ты не собираешься уезжать?» — спрашивали у него. «Да в этом году одна ласточка поселилась наверху юрты. Это ведь легендарная птичка: во время потопа, когда корабль Ноя тонул, она спасла его. Не могу же я разорить её гнездо и уничтожить её птенцов», — отвечал мудрый Толе. «Да это поистине святой», — сказал военачальник калмыков и не тронул его и его окружение. В окрестностях Ташкента и Шымкента сохранилась традиция прямо не называть имени Толе би, а говорят: «Священная ласточка» (Карлыгаш бий). Он скончался в 1756 году в Акбурхан-орде, на территории современного Толебийского района Туркестанской области. Похоронен в Ташкенте в мавзолее Карлыгаш бия. Нашествие джунгар. Толе би был очень важной личностью для Казахского ханства. Сложно найти историческую личность в истории, сравнимую с Толе би. Одна часть его жизни была спокойной и процветающей во времена правление Тауке хана, другая же была полна страданий и пришла на трудное время, когда над казахским народом нависла угроза уничтожения в виде джунгарского наступления. Стоит упомянуть что Толе би оказал огромную помощь для объединения казахского ханства. 1726 г. в местности Ордабасы близ г. Туркестан состоялось собрание представителей казахских жузов, которые приняли решение об организации народного ополчения. На этом курултае выступил Толе би с речью. Вот как описывает это знаменательное собрание известный писатель Ануар Алимжанов в романе «Гонец». «Вот наконец раскрылись двери. Один за другим на зеленое поле перед шатром степенно вышли три убеленных сединами старца, три великих бия, чьи имена были известны каждому степняку: три человека, которые, дожив до глубокой старости, не потеряли ясности ума, смелости и трезвости мысли; три человека, о мудрости и справедливости которых давно слагались легенды, сказки и песни в степи. Трое, те, кто не подчиняется ни ханам, ни султанам; трое, те, кто еще пятнадцать лет назад, еще при жизни Тауке-хана, были объявлены совестью народа. И перед ними, как перед судом совести, тогда кровно поклялись все ханы и султаны Казахии, поклялись действовать в согласии — покончить братоубийственную междоусобицу и быть едиными перед джунгарами и цинями, никогда не дававшими покоя казахской степи. Толе би вышел вперед и сказал собравшимся следующие слова: «Народ лишился покоя и охвачен унынием, и, глядя на него, омрачается моя душа. Кто услышит этот заунывный плач развеянного по степи униженного народа?! В это скорбное время, когда обрушился остов юрты и повсюду раздаются тяжкие стоны, найдется ли смельчак, способный зажечь светоч единства? На весах ныне лежит судьба народа, общая судьба, общая доля. Сообща вернее найдем мы путь к миру, назначим верховного сардара. Поводья войска трех жузов отдадим в надежные сильные руки одного предводителя. И соберем все силы в единый кулак и докажем, что все вместе мы — народ» Казыбек бий Казыбек Кельдибекулы (родился в 1663 на зимовке у ключа Теракты в современном Каркаралинском районе Карагандинской области Казахстана)— великий казахский бий. Казыбек Кельдибекулы — великий оратор, общественный деятель и посол, принадлежал к Среднему жузу, к разделу Каракесек племени Аргын. Известный в народе как Каздауысты Казыбек («Казыбек, непревзойдённый в слове и слоге», буквально «Казыбек с непревзойдённым голосом»), получивший это название, как говорит легенда, от заклятого врага казахов, Контайчи Галдан Церена, поражённого и загипнотизированного его красноречием. Высокоэрудированный, с необыкновенной памятью, целеустремленный, готовый за свой народ погибнуть — такой был Казыбек би — всенародный оратор, предводитель и фактически долголетний страж государственности и закона в Среднем Жузе. Знаменитость бию Среднего Жуза в казахской степи принесла не только его судейская деятельность. Точное слово и умение дать отпор в вербальном бое — качества, которыми отличался Казыбек би будучи судьей. Эти качества оказались нужными не только для судейства, но и для дипломатической службы. Никак не уступая по храбрости знаменитым батырам, бии-дипломаты часто определяли и ход политики государства. Так, благодаря усилиям Казыбек бия, между калмыкским и казахским народами был установлен мир. Казыбек би входил в состав первой посольской миссии, направленной к джунгарскому правителю. Переговоры эти имели успех, и джунгары вернули пленных и похищенный скот. Так же способствовал освобождению хана Абылая из джунгарского плена в 1780 году.В 1741 был взят в плен джунгарами. В исторических источниках говорится, что Толе би и Абылхайр-хан направили в Оренбургскую администрацию просьбу об оказании помочи в освобождении Абылая из джунгарского плена. Это произошло 5 сентября 1743 году. Казыбек би отличался своим красноречием, был великим оратором. Правильно отценивая историческую ситуацию он всегда призывал казахов к единству, целостности, дружбе с русскими, джунгарами. Его судейская деятельность отличалась справедливостью, слова превращались в пословицы и афоризмы. Скончался Казыбек би зимой 1764 года у подножья горы Семизбуга у источника Теректи. Его сын Бекболат поставил юрту и четыре месяца хранил в ней тело отца. Когда сошел снег, он перевез его в Туркестан, где похоронил его в мавзолее Ясауи. |