Шпаргалка_философия как форма культуры. 1фил как новая форма культуры. Материализм философское воззрение, признающее первичность материи, это означает, что она никем не сотворена, а существует вечно Идеализм
Скачать 26.92 Kb.
|
Философия – форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео – любовь и софия – мудрость). Для философии объектом изучения является отношение «человек – мир», причем это отношение исследуется в наиболее общем плане. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. В предмет философии входит всеобщее в материальном бытии и всеобщее, характеризующее целостное бытие человека. Но предмет философии в еще большей степени отличен от предмета частных наук, изучающих материальное бытие и человека, тем, что он представляет собой отношение человека к миру, мира к человеку. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое особенное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества; совокупность обобщенных научных, философских, социально – политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических ценностных ориентиров, верований, убеждений и идеалов людей. В зависимости от того как решается соотношение духа и материи мировоззрение может быть следующим: - идеалистическим - материалистическим - религиозным - атеистическим Материализм – философское воззрение, признающее первичность материи, это означает, что она никем не сотворена, а существует вечно Идеализм – философское воззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит духовному началу – разуму, воле. Иными словами идея первичнее материи. С нравственно - психологической точки зрения мировоззрение может характеризоваться как оптимистическое и пессимистическое.. Понятие мировоззрение шире понятия философия. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества. Субъектами мировоззрения может являться как индивид, так и отдельные социальные группы. Мировоззрение – это общий целостный взгляд на мир, дающий представление о всеобщем и место человека в этом мире. Черты мировоззрения : 1) целостность 2) индивидуальность 3) социальность Два уровня: 1) обыденное 2) концептуальное Три исторических типа мировоззрения: 1) миф 2) религия 3) философия Мифы– фантастическое (полуфантастическое), часто излишне эмоциональное, отражение окружающей реальности и человеческого бытия в рамках этой реальности Характеристика мифа: 1) человек и миф одно целое 2) мистическая сопричастность, мы с миром одно целое 3) человек часть коллектива, часть природы Религия - пантеистическая ( Бог распылен в природе) - монотеистическая (Бог один, вездесущ) -дуализм (два божества – добрый и злой, например, в зороастризме.), тотемизм, фетишизм, магия (некоторыми считается частной формой религии), шаманизм и тп. - полуфилософские концепции – деизм, теизм, марксизм (некоторые признаки религии налицо) Теоцентризм (Богоцентризм) (греч. Θεός — Бог + лат. Centrum — центр круга) — философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как абсолютного, совершенного, наивысшего бытия, источника всей жизни и любого блага. Эталон теоцентризма – средневековье. РЕЛИГИЯ (лат. religio – совестливое отношение, совестливость, благочестие, набожность, страх Божий, святость, почитание, культ, предмет культа: relegere – идти назад, возвращаться, снова читать, обдумывать, собирать, созерцать, бояться или religare – вязать, связывать, привязывать, сковывать) – одна из сфер духовной жизни, способ практически духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Р. возникает в ходе объективного процесса становления человека, общ-ва, человечества и превращается в определенный аспект их сущности и существования. Р. имеет основы и предпосылки в определенных сторонах бытия Космоса; планеты Земля, общ-ва, социальных групп и отдельного человека, ее появление и воспроизводство обусловлены отношениями несвободы, зависимости, господства – подчинения, иначе говоря, теми отношениями, к-рые недоступны управлению, распоряжению, целенаправленному регулированию. На разных этапах истории эти отношения видоизменяются, что находит выражение в первобытных верованиях, в религиях разных типов (см. Типы религий), в политеистических (см. Политеизм) и монотеистических (см. Монотеизм) представлениях. В обобщенном виде можно выделить космические, атмосферные, геотектонические, социумные, социокультурные, антропологические, психологические, гносеологические основы и предпосылки, проявляющиеся в разные эпохи в различных формах и неодинаковой степени. По современному и более правильному пониманию вера в сверхъестественное не является определяющим фактором религии. В качестве примера можно привеести буддизм, где боги хоть и существуют, но играют даже не вторичную, а лишь фоновую роль. В первобытных верованиях человек и боги признавались частью одной вселенной, одного целостного природного мира. Конфуцианство – если признавать его религией, то в нем нет ничего сверх, все в достаточной мере естественно (отношение старшего к младшему, к правителю и тп). Однако, не все согласны с этой, довольно адекватной, точкой зрения. Философия – это сфера духовной жизни человека, отвечающая его мировоззренчиским потребностям. Характеристика философии: - концептуальная форма мировоззрения - теоретическое мировоззрение Функции философии: 1) мировоззренческая 2) познавательная 3) критическая 4) методологическая 5) этическая 6) эстетическая Разделы философии: 1) онтология (учение о бытие) – (от греч. цv, род. падеж δντος — сущее и λόγος — слово, понятие, учение) — учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего 2) Гносеология (наука о познании) - (греч. gnosis - знание, logos - учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, - теория познания. [В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции «субъект - объект». - многие не разделять Г. и Э. потому что корень один и тот же] 3) Логика – (греч. logike, от logos рассуждение). Наука о законах мышления, которое состоит в образовании понятий, суждений и умозаключений. 4) Диалектика (учение о противоречиях) - (от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор) — филос. теория, утверждающая внутреннюю противоречивость всего существующего и мыслимого и считающая эту противоречивость основным или даже единственным источником всякого движения и развития. 5) Этика (учение о добре и зле) - — наука о морали. Как термин и особая систематизированная дисциплина восходит к Аристотелю. От слова «этос», обозначавшего в гомеровской древности место обитания, а в последующем — устойчивую природу к.-л. явления, в т.ч. нрав, характер, темперамент, обычай, Аристотель образовал термин «этический» (относящийся к этосу) для выделения особого класса человеческих качеств — качеств его характера, таких как умеренность, мужество, щедрость и др., которые существенно отличаются и от качеств ума (напр., памяти), и от аффективных проявлений телесной природы (напр., ярости). 6) Эстетика (учение о прекрасном, но это не точно =) Эстетика (от др.греч. - чувствовать; воспринимаемый чувствами) - наука о неутилитарном созерцательном или творческом отношении человека к действительности, изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории, восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса, экстаза, духовного наслаждения свою органическую причастность к Универсуму в единстве его духовно-материальных основ) 7) Социальная философия 8) Философия антропология (учения о человеке) Цель философии – создание единой целостной системы. Основоной вопрос философии [я считаю, что он безнадежно устарел] -метафилософская и историко-философская концепция в философии марксизма, согласно которой основной, если не единственной проблемой философии на протяжении всей её истории является вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию, духа к природе. Основной вопрос философии имеет онтологический и гносеологический аспекты. Марксизм выделяет два основных варианта решения основного вопроса философии: материализм — примат материи над сознанием, идеализм — примат идеи над материей. Термин «основной вопрос философии» ввел Энгельс. Звучит он так: Что первично материя или сознание? Вопрос этот основной и поэтому он делит философов на материалистов и идеалистов. Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны (по Энгельсу) основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая. Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично – материя или сознание? В каком соотношении есть материя и духовность? Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса: познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания? В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как: 1) объективный идеализм; 2) субъективный идеализм; 3) материализм; 4) вульгарный материализм; 5) дуализм; 6) деизм; гносеологической (познавательной) стороны: - гностицизм (эклектическое религиозно-философское течение поздней античности, выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов.); - агностицизм (направление в философии, считающее невозможным объективное познание окружающей действительности посредством собственного опыта), - эмпиризм (сенсуализм) - рационализм (метод, согл направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания). Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют: - материализм; - идеализм; - дуализм. Материализм(так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя. Следовательно: - материя реально существует; - материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); - материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; - материя существует и различается по своим внутренним законам; - сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю); - сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; - сознание определяется материей (бытием). К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин. Достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов. Слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов. В материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократический Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в. Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); субъективный идеализм (Беркли, Юм). Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма: - реально существует только идея; - идея первична; - вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»; - «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.); - «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»; - каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.); - большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец; - отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания. В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что: - все существует только в сознании познающего субъекта (человека); - идеи существуют в разуме человека; - образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; - вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует. Слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи). существуют промежуточные (компромиссные) течения – дуализм, деизм. Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что: - существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); - все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной); - в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная; - материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; - основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда. |