Главная страница
Навигация по странице:

  • Сущность философии и религии Философия: сущность, структура и функции

  • Понятие и элементы религии

  • Взаимосвязь философии и религии

  • Список литературы

  • Философия и религия как типы мировоззрения и сферы духовной жизн. Философия и религия как типы мировоззрения и сферы духовной жизни человека


    Скачать 37.05 Kb.
    НазваниеФилософия и религия как типы мировоззрения и сферы духовной жизни человека
    Дата23.10.2021
    Размер37.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия и религия как типы мировоззрения и сферы духовной жизн.docx
    ТипКонтрольная работа
    #254210

    Контрольная работа

    по дисциплине «Философия»

    на тему:

    «Философия и религия как типы мировоззрения и сферы духовной жизни человека»

    Выполнил:

    Проверил:

    доцент

    Содержание

    1. Введение………………………………………………………………………..3

    2. Сущность философии и религии:

    2.1. Философия: сущность, структура и функции …………………………...3-6

    2.2 Понятие и элементы религии …………………………………………….6-10

    3. Взаимосвязь философии и религии ……...………………………………10-13

    4. Заключение ...……………………………………………………………...13-14

    5. Список литературы …………………………………………………………...14

    Введение

    Среди различных сфер духовной деятельности человека выделяют, в частности, такие, как религия и философия. Как правило, их считают разными, хотя во многом соприкасающимися друг с другом сферами, а иногда и прямо противопоставляют друг другу.

    Как философия, так и религия стремятся к ответу на вопрос о том, какое место человек занимает в мире, и каковы взаимоотношения человека с миром. Они в равной степени интересуются вопросами о сущности добра, о сущности зла, об источниках добра и зла, способах и местах достижения морального совершенства.

    Но они и отличаются между собой. Так, религия относится скорее к массовому сознанию, а философия – к сознанию теоретическому, элитарному. Религия основана на определенных догматах, требующих беспрекословной веры, а истины философии доказываются, обращаясь к разуму. Философия никогда строго и фундаментально не противоречит любым научным открытиям как условиям расширения знаний человечества о мире.

    Сущность философии и религии

    Философия: сущность, структура и функции

    Философия ориентирует на творческое, динамичное, разностороннее, комплексное отношение к действительности, учит жизни непосредственно, т. е. из анализа самого ее процесса. Всякая философия представляет собой мировоззре­ние. Философия как мировоззрение есть результат отражения мира. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, теоретически оформленного, системного и рационального. Философия призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. Философия формировалась и развивалась на основе про­тиворечия между мифологическим мировоззрением и элемен­тами преднауки. Осмысление процессов и явлений окружа­ющего мира вело к возникновению в структуре мировоззрения элементов философского знания, а рост естественнонаучной информации приводил к формированию научных идей. Исто­рия развития философии свидетельствует о неразрывной свя­зи философии и науки. Действительно, философский способ познания – это система наиболее об­щих приемов теоретического и практического познания, а также способ построения и обоснования самого философского знания. Для многих наук философия выступает в ка­честве методологического базиса любых практических ис­следований. Одновременно философия представляет собой и науку: у нее есть все признаки науки – объект и предмет исследо­вания, цели, задачи и функции, методы и логико-категориаль­ный аппарат. Говоря о философии как о науке, необходимо отметить, что она соответствует определенным критериям научности: – объективности; – рациональности; – доказательности; – особой системности знания, т. е. это не простая упорядочен­ность, а упорядоченность по осознанным принци­пам. Научная философия требует строгого обоснования своих утверждений, но характер их обоснования иной, чем у конкретных наук. Выдвигая новые положения, философия опирается не на факты непосредственно, а на обобщения этих фактов конкретными науками. Сло­вом, она осуществляет вторичное обобщение опыта. При этом в роли философских фактов выступают теоретические обобщения (законы, понятия, положения) конкретных наук. Философия (по существу) – это наука, предметная специфика которой состоит в познании и формулировании наиболее общих законов возникновения, функционирования, развития и взаимодействия Природы, Общества и Человеческого мышления. Таким образом, предметом философии, в отличие от других наук, выступают наиболее общие законы, а объектом философии – природа, общество и человек, что опять же является мировоззренческим абсолютом, шире которого ничего быть не может. Структура современной философ­ской науки такова: – онтология – учение о бытии, его сущности, проявлениях и структуре; – гносеология (теория познания) – учение о знании, об источниках, способах, сущности, границах, видах и методах познания и т. д.; – аксиология – учение о ценностях, их природе, видах, структуре; – этика – учение о морали и нравственности, добре и зле, о добродетели и справедливости, о долге и счастье; – эстетика – учение о прекрасном во всех его проявле­ниях; – философская антропология – учение о человеке; – социальная философия – учение о сущности, струк­туре общества в целом, о наиболее общих законах его существования и развития и др.; – эпистемология (учение о знании) – изучает особенно­сти, сущность, значение научного знания и познания, его основания и предпосылки, а также принципы и методы, формы и цели. Основные функции философии. – мировоззренческая, связанная с понятийно-абст­рактным объяснением мира. Большинство част­ных наук рассматривают явления действительно­сти объективно, т.е. безотносительно к человеку и человечеству. В познании своих объектов они стремятся прийти к знанию, максимально очищен­ному от всего субъективного, личностного, от че­ловеческих ценностей и желаний. Философия в свою очередь ставит в центр своего рассмотрения отношение человека к миру, стремится понять любое явление в его отношении к человеку, его ценностям и устремлениям; – методологическая, заключающаяся в том, что филосо­фия выступает как общее учение о методе. Каждая из наук стремится выработать истинные и эффективные методы деятельности в своей сфере (физика – в об­ласти физических явлений, биология – в области явле­ний живой природы и т. д.). Поскольку главная сфера философии – всеобщее, то методам, которые она вы­рабатывает, также присуща всеобщность. Это озна­чает, что методические ориентации, предлагаемые философией, применимы к любому объекту действи­тельности и необходимы как для его глубокого, истин­ного познания, так и для надежной, эффективной де­ятельности; – прогностическая, формулирующая гипотезы о разви­тии материи и сознания, человека и мира. Истинно мудрый стремится, как мы уже говорили, не просто познать мир и преобразовать его (К. Маркс), предсказать, спрогнозировать тенденции его изменения; – критическая, основывающаяся на принципе сомнения и играющая антидогматическую роль. Философия, будучи целостным самосознанием науки, культуры, общества, неизбежно становится критическим зерка­лом, выявляющим изъяны, трагические разломы раз­вития, предупреждающим о возможной дисгармонии и катастрофах. Благодаря своей критической функции и способности обозревать объекты, далеко выходя за их границы как во времени, так и в пространстве, фи­лософия выполняет важную работу исторического экскурса, схватывания духа и смысла эпохи, уп­реждающего выдвижение перед обществом назрева­ющих глубинных проблем; – аксиологическая, заключающаяся в том, что филосо­фия подходит к исследованию бытия с точки зрения самых различных ценностей (этические, эстетиче­ские, социальные и т. д.); – социальная, способствующая объяснению и понима­нию сущности социального бытия и его материально­му и духовному совершенствованию; – духовно-гуманистическая, заключающаяся в жизнеутверждающей роли философии, способствующей выработке у индивида общечеловеческих ценностей и идеалов. Философия стремится защи­тить человека от духовной серости, потери высоко­го смысла своего существования, от неблагодарно­сти ко всему, что обеспечивает ему жизнь. В структуре реализации данной функции заложена защита духовного мира человека от обывательской ограниченности, животного эгоизма, «ослепленности» потребительскими устремлениями к роскоши и богатству, «глухоты» к тому, что неограни­ченный рост потребностей ведет к необратимой де­градации природной среды. Таким образом, философия выступает, прежде всего, как учение о поиске первопричин, начал и оснований сущего. Философия – это также исследование первых оснований и предпосылок мышления, деятельности и ценностей. Философия в поисках первоначала всего существующего приходит к пониманию всеобщего, единого. Подобная тяга к пониманию мирового всецелого, вопрос о его сущности и стремление его разрешить – все это и составляют суть философии. Философия занимает особое место в системе мировоззрения человечества, являясь наукой, имеющей предмет и объект. Мировоззрение как таковое – это комплексный феномен, развивающийся в уникальной взаимосвязи элементов миропонимания и мироощущения. Мировоззрение – образование интегральное, в единстве своих элементов формирующее понимание человеком мира и самого себя, своего места в мире. Философия, как знание теоретическое, имеет своим основным предметом закон, то есть знание системное, аргументированное – «законченное» на данном мировоззренческом этапе. Как любая наука, «наука наук» – это методология познания истины, предстающая как эффективное выражение связи ее структурных компонентов и выполняемых функций.

    Понятие и элементы религии

    Религия — является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе. Науке известно около пяти тысяч религий. Многообразие религиозных форм, языковые различия для выражения этих форм в разных культурах делают чрезвычайно трудной проблему поиска характерных черт, которые позволили бы относить некоторые явления к религиозным. Все это усложняет проблему определения религии. Насчитывают более 250 таких определений, и число это постоянно растет. Невозможно рассмотреть каждое из определений, однако все определения можно разделить на группы и изучить характерные черты каждой группы. Выделяют следующие группы определений религии: теологические; философские; психологические. Теологические определения — это определения, принятые в богословии. Они рассматривают религию «изнутри», исходят из той модели, которую задает соответствующая религия и конфессия. Несмотря на различие религиозных конфессий, в этом вопросе общим для всех является то, что они рассматривают религию как связь человека с Богом. Определения этого типа можно разделить на две группы:

    1. Супранатуралистические — исходят из того, что религия — это действительно существующая связь человека с Богом, она возникает из Откровения Бога, она дана человеку Богом раз и навсегда в неизменном виде. Эти определения не могут объяснить причин изменения религии. Их авторы считают, что человек нуждается в понятии Абсолюта, присутствие которого он постоянно ощущает; это ощущение помогает человеку упорядочить свою собственную жизнь. Русский религиозный философ П. Флоренский писал, что религия — это система действий и переживаний, обеспечивающих душе спасение. Душу окружает хаос общественных отношений и собственных бессознательных импульсов. Религия помогает выстроить из этого хаоса целостный закономерный мир и тем самым спасает душу от хаоса.

    2. Исторические определения утверждают, что религия и общество тесно связаны. Религия является априорным, доопытным переживанием. Однако в обществе она испытывает разнообразные влияния со стороны государственных, семейных, экономических и других отношений. Таким образом, религия представляет собой одновременно и субъективное отношение к Богу, и историческую реальность. Эту точку зрения развивали многие богословы, в частности немецкие теолога Эрнст Трельч и Рудольф Отто. Исторические определения позволяют понять религию как исторический феномен, изменяющийся в соответствии с изменениями общества и в то же время сохраняющий неизменной свою способность к трансцендированию - выходу за пределы реальности с целью конструирования смыслового поля существования. Философские определения позволяют взглянуть на религию как на особое образование, выполняющее в обществе важные функции. Они стремятся отыскать признаки религии извне, сознательно дистанцируют себя от какой бы то ни было религии и часто занимают по отношению к ней критическую позицию. Наиболее оригинальный взгляд на соотношение религии и общества в истории философии высказал И. Кант. Он считал, что человек как свободное существо должен следовать категорическому императиву, т.е. нравственному закону. Этот закон требует полноты нравственной добродетели, которая недостижима в «мире вещей для нас», следовательно, достижение этой высшей добродетели возможно только в перспективе, а значит, душа бессмертна и Бог является гарантией этого бессмертия и моральной основой бытия. Кант различает религии моральные и статуарные. Моральные религии основаны на вере «чистого разума», в них человек с помощью собственного разума познает божественную волю в себе самом. Статуарные религии основаны на исторической традиции, в них познание происходит посредством Откровения Бога, их нельзя признать обязательными для людей. Только моральная религия является обязательной. Религия возникает сначала как моральная, но, чтобы получить распространение в обществе, она принимает статуарный характер. Высшая форма религии — христианство, причем прежде всего в его протестантской разновидности. Немецкий философ Г. Гегель считал, что религия является одной из форм самопознания Абсолютного духа, наиболее адекватной его природе. Религия равнозначна философии, у них один предмет — вечная истина, Бог и объяснение Бога. Но они различаются по методу исследования: религия исследует Бога с помощью чувств и представлений, а философия — с помощью понятий и законов. Л. Фейербах в отличие от Канта и Гегеля считал, что религия появилась в результате отчуждения от человека самых лучших его характеристик, возведение их в абсолют и поклонение им. Он считал, что такую религию нужно уничтожить, а на ее место поставить поклонение одного человека другому, или любовь человека к человеку. Марксистская философия определяет религию как веру в сверхъестественное. Религия — это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в действительной жизни. Марксизм видит причины изменения религии в развитии общества. В первобытном обществе люди зависели от стихийных сил природы, поэтому обожествляли их. С появлением классов и развитием общественных отношений люди познают законы природы, научаются пользоваться ими для достижения своих целей, поэтому природа перестает быть загадкой и предметом поклонения. Ее место занимают общественные отношения, которые становятся все более непонятными для людей. Как на земле воцаряется единый монарх, так и на небе появляется единый Бог. Религию К. Маркс вслед за Гегелем называл опиумом для народа, т.е. средством одурачивания с целью эксплуатации. Религия во времена Маркса была единственной разрешенной в обществе идеологией, выражающей интересы господствующих классов; с ее помощью богатые эксплуатировали бедных. Однако таким опиумом становится любая безальтернативная идеология, выражающая идеи и интересы тех, кто стоит у власти, даже атеистическая. Марксизм утверждал, что основой религии является незнание людьми законов природы и общества. Как только законы их существования и развития будут открыты, необходимость в религии отпадет. Немецкий философ и социолог, один из основателей социологии религии М. Вебер считал, что религия вырастает из переживания иррациональности мира и человеческой жизни. Религия является способом придания смысла социальному действию; религия вносит рациональность в объяснение мира и в повседневное поведение. Вебер исследовал, каким образом протестантизм стимулировал развитие капитализма в Западной Европе. Психологические определения видят основу религии в особенностях человеческой психики. Представитель прагматизма, американский философ и психолог У. Джеймс считал, что истинность религии определяется ее полезностью. Основная функция любой религии — переход от душевного страдания к постепенному освобождению от него. Религия обладает чудесной силой, считал Джеймс, — самое невыносимое страдание человеческой души превращать в самое глубокое и самое прочное счастье. Полезность религии Джеймс видел в том, что она способствует внутреннему росту и более интенсивной духовной жизни. Австрийский психолог, невропатолог и психиатр [[Зигмунд Фрейд|3. Фрейд]] называл религию великой иллюзией. Общество накладывает запреты на проявление человеческих инстинктов, в результате чего происходит вытеснение инстинктивных влечений, а это порождает неврозы. Религия является средством защиты от невроза, поскольку предлагает замещение желаемого и, соответственно, иллюзию исполнения желаний. Фрейд считал, что под воздействием рационального начала, по мере осознания человеком своих бессознательных влечений религия как иллюзия будет уничтожена. Швейцарский психолог и культуролог К. Юнг считал, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное бессознательное, которое выражается в архетипах и воплощается в образах мифологии и религии. Коллективное бессознательное одинаково для всех людей на земле, так как обусловлено телесной организацией человека, оно является причиной появления религии. Различия, имеющиеся в религиозных представлениях разных народов, объясняются особенностями исторически сложившихся обычаев, традиций, ритуалов этих народов. Религия, как считал Юнг, выполняет важную функцию защиты сознания от разрушающих факторов — тайных бессознательных сил человеческой души. Человек объясняет темные стремления души промыслами дьявола, а светлые стороны — стремлением к Богу. С такими объективированными образами человеку справиться легче, чем с собственными влечениями. В любой религии существует система действий, ритуальных предписаний, направленных на защиту человека от бессознательных сил. Юнг считал, что религия в таком понимании не будет преодолена никогда, потому что се основа — свойства человеческой психики — неизменна. Не случайно психоанализ возникает в то время, когда религия сдает свои позиции. То, что осуществляла религия на протяжении веков, теперь пытаются заменить психоанализом. Любая религия обычно состоит из следующих основных элементов: религиозное сознание (идеология и религиозная психология); религиозный культ (отношения); религиозные организации. Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем. В настоящее время религиозная идеология, в частности, включает: догматику; богословие; учение о культах (экзегетика); церковную археологию; учение об отцах церкви (патрология); историю святых книг церкви; правила проведения служений (гомилетика). Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе. Преобладающими среди них являются чувства полнейшей зависимости от Божьей воли, обязанности, вины и страха перед Богом. Православный катехизис гласит: «Каждый последователь Христа должен нести свой крест, т. е. стараться всегда умерщвлять в себе свое самолюбие, злую волю, плотские страсти и чувственные греховные пожелания, а также, предавшись всецело воле Божьей, безропотно переносить разные лишения, труды, недостатки, бедность, скорби и обиды, подавляя в себе зависть, мстительность, вражду». Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что. как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. В культе реализуется связь людей со сверхъестественными силами, проявляется стремление воздействовать на них. К древним религиозным культам относятся: превознесение богов, святых, предков, реликвий; жертвоприношение, жертвование, милостыня и т. п.; богослужение, таинства, молитвы и т. д.; освящение церковных сооружений, утвари и проч.; пропаганда вероучения, книг, деятелей, мучеников за веру и др.; принуждение к каким-либо формам самопожертвования, иногда даже самоистязания. Религиозная организация подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей, т. е. на паству и пастырей или мирян и клир. Клир объединяет следующих религиозных руководителей: патриарх, папа, аятолла и др.; синод, коллегия кардиналов, имамат и др.; священнослужители. Религиозные организации выступают и в виде различных объединений пастырей и паствы: монашеские ордена, религиозные братства, общества верующих и др.

    Взаимосвязь философии и религии

    Связь философии с религии достаточно заметна: процессы в религиозной жизни напрямую отражаются на формировании философских учений, обратное влияние философии на религию менее значимо, но оно тоже есть. Те вопросы и темы, которые ими рассматриваются, очень схожи: первоначало всего, смысл жизни, место человека в мире, сущность мира в целом, соотношение духа и тела в человеке, духовного и вещественного вообще. Различия у философии и религии тоже весьма существенны. В первую очередь различие заключается в том, что рассматриваемые вопросы (которые, по сути, одни и те же) ставятся и рассматриваются по-разному: в религии они ставятся и решаются на жизненно-практическом уровне, а в философии они рассматриваются на уровне интеллектуальном. В религии главное – религиозная жизнь, культовые действия, молитва, то есть «практика», теория же, то есть богословие имеет значение второстепенное, можно быть религиозным человеком совсем не вникая в тонкости богословия. В философии же главное именно мысль, философия в некотором смысле оторвана от практической жизни, возвышаясь над ней. Связь философии с жизнью философа, с жизнью общества, конечно, существует, но в самой философии главным является стремление «додумать до конца» свои убеждения, философия это чисто интеллектуальное занятие. Особый характер отношений философии и религии обуславливается тем, что религиозное переживание Святыни образует начало духовной жизни, как таковой, всех ее форм, в философии же находит свой исход, завершение и высшее осмысление каждая из форм этой духовной жизни. Пытаясь выразить эту мысль в красивом образе, можно сказать, что всякое духовное движение имеет исток на вершинах религиозной жизни, и каждое из этих потоков впадает в океан философии. Однако главная суть сказанного в том, что те философские интуиции, которые образуют направление и дух философствования, уходят своими корнями в религиозное чувство, будучи по своему существу осмыслением факта и характера связи со Святыней, как абсолютно высшей онтологической инстанцией, задающей строй и меру всему сущему. Философская интуиция, – то зерно, которое перерабатывает почву повседневного опыта в живую ткань философского учения, – есть нерелигиозная форма соотнесенности с предметами, открываемыми в религиозном опыте, и это – с другой стороны – квинтэссенция религиозного опыта, соотнесенная с предметами нерелигиозными. Религия и философия связаны друг с другом в сложном организме духовной культуры особым образом в силу того, что обе они являются проявлениями целостности человеческого духа. Таким образом, «не отдельные истины, логические или метафизические, составляют конечный смысл всякой философии, но то отношение, в которое она поставляет человека к последней искомой истине, то внутреннее требование, в которое обращается ум, ею проникнутый». «Человек веры» может быть вполне чужд философии, оставаясь в сфере жизненной связи с Абсолютом через религиозное служение и благоговейное почитание, с другой стороны философ может никогда не вступать целенаправленно в религиозные отношения к своему предмету, то есть не выходить в отношениях к нему за рамки философской (интеллектуальной, прежде всего) устремленности. Они могут даже взаимно считать друг друга занятыми пустой или даже вредной деятельностью, но при всем том несомненным представляется глубокое родство религии и философии именно в главных их чертах. И там, и там, дело заключается в сопряжении переменчивой и текучей временной жизни со всеохватной целостностью духовного предмета перед лицом вечности. Если Истина, Добро и Красота составляют, условно говоря, «грани» этого предмета, то Святыня и Мудрость являются формами выражения его универсальной значимости. Необходимо здесь сказать несколько слов и о соотношении философии и богословия, демаркация между которыми является часто предметом недоумений. Богословие, в отличие от философии, – не чисто интеллектуальное занятие, оно является элементом религиозной жизни. Крупнейший православный богослов XX века Владимир Николаевич Лосский, рассматривая связь богословия и мистики, приходит «к заключению, которое может показаться в достаточной степени парадоксальным: христианская теория имеет значение в высшей степени практическое, и чем мистичнее эта теория, чем непосредственнее устремляется она к высшей своей цели – к единению с Богом, – тем она "практичнее"». То же можно сказать и не только о христианском богословии, но и о всякой богословской мысли вообще: она неотделима от религиозной «практики». Богословие строго держится именно религиозного отношения к своему предмету. Говорит ли оно напрямую о Святыне, – оно осмысляет религиозный акт изнутри и средствами самого религиозного акта. Говорит ли оно о культуре общества (т.н. богословие культуры), – оно осмысляет и Красоту, и Добро, и Истину, и саму Мудрость с точки зрения их религиозных корней и религиозной значимости, видя и в них форму реализации Святыни,  способ богопочитания, возводя культуру к ее основам. Философия же движется с другой стороны – и навстречу – этому устремлению богословской мысли. Философия, обращаясь к любым формам и проявлениям духовной жизни, видит в них исходный пункт и опору в своем движении к Мудрости. Философия и к самой Святыне относится нерелигиозным образом, видя и в ней основание Мудрости. Надо только уточнить, что нерелигиозный способ отношения к Святыне не означает непризнания ее Святыней. Так или иначе какая-то Святыня – то есть онтологически высшая инстанция, превышающая для меня своей значимостью значимость меня самого – в интеллектуальном пространстве всякого философа необходимо присутствует. Цинической философия может быть, но не циничной, если под цинизмом понимать отказ в праве на безусловную значимость всем возможным ценностям. Если античные циники и отвергали общепринятые эстетические и нравственные нормы, то делали это во имя того, что было с их точки зрения единственно и по-настоящему ценно. Диоген Синопский в основание своей жизни и философии положил именно «переоценку ценностей», «выше всего ставя свободу». В качестве жизненного истока мысли, религия обладает неким «генетическим первенством»: primum vivere, deinde philosophare, «сначала – жить, потом – философствовать», – этот принцип древних должен быть понят именно в этом смысле, – основой философской мысли может быть только наличие прежде нее жизненного опыта причастности к предмету этой мысли. Однако философия как раз в силу того, что она есть тот исход и завершение, в который обращается всякое духовное движение, достигая наивысшего взлета, призвана быть максимально ясной сознательностью и осмысленностью человеческого бытия в мире. А потому философию можно определить как предельно глубокое мышление о предельных вещах.

    Заключение

    Зачем мы пришли на эту землю, что такое добро и зло, кто такой Бог и какова Его природа, что представляют собой жизнь и смерть, что есть душа – на все эти вопросы отвечают два близких направления: философия и религия. Они дают определение духовных ценностей – добра, справедливости, истины, любви и веры. А также удовлетворяют духовные запросы и потребности человека.  Соотношение философии и религии имеет много общих аспектов. Они включают в себя онтологию, утверждающую, что мир создан Богом. Гносеология дает представление о Священном Писании; антропология объясняет о трех составляющих человека (тело, дух и душа) и бессмертии души. Религиозно-философская концепция включает в себя теологию (учение о Боге, создавшем все мироздание) и нравственность (поведенческие принципы людей, ориентированные на Священное Писание).  В античную эпоху философия и религия были тесто связаны между собой, но философия все же занимала главенствующее место. Бог, создатель вселенной, представлялся этаким вселенским космическим разумом и абсолютным совершенством.  В средние века религия начинает вдвигаться на главные позиции, а философия переходит ей в подчинение, развивается теизм, появляется вера, которая призвана дополнять разум.  В эпоху капитализма на лидирующие позиции выходит наука, которая объединяется с философией, теология отходит на второй план. В эпоху Просвещения философия и религия отдаляются, пропасть между ними становится больше, так как философия принимает воинствующие формы. В наше время эта форма уступает место терпимой религиозно-атеистической философии.  На протяжении веков идут рука об руку, то приближаясь друг к другу, то отдаляясь, философия и религия. Сходства и различия межу ними проявляются по разному. Как и религия, философия изучает первопричину мироздания, говорит о нравственных заповедях, данных человеку Богом, и отличаются они между собой не содержанием, а лишь формой. В истории развития человечества философия и теология часто помогали друг другу в вопросах познания окружающего мира.  Взаимоотношения между ними существенно поменялись с возникновением христианства. Философия вынуждена была стать на услужение религии, которая становится наивлиятельнейшим институтом в жизни общества. Особенно это заметно во времена правление Ивана Грозного, когда произошло становление русского государства. В это время русский народ, наконец, осознал себя единым целым, и произошло полное становление взглядов и принципов.  В последующие годы философия и религия налаживали свои позиции и взаимодействие, что способствовало укреплению российского государства. Россия становилась мощной державой, ее принципами стали: православие, народность, самодержавие. Философия, опираясь на мысль и знание, дает возможность лучше объяснить религию с ее верой и откровениями. Вера должна существовать в союзе со знанием, тогда ее будут понимать, и поддерживать мыслящие люди.  В Новое время философия стремится выйти на первые позиции и восстановить былую славу.  Утверждения о самодостаточности человеческого разума и его автономности от религии породило конфликт между религией и философией. Приближение человечества к 20 веку расставляет акценты несколько другим образом. Всесильность человеческого разума ставится под сомнение. Начинает возвращаться единение этих двух направлений, как естественным образом дополняющих друг друга.  Соотношение философии и религии всегда были сложны и многогранны, но при всех своих различиях, имеют множество схожестей в своем предназначении и содержании. Философия – это мировоззрение, которое дает человеку представление о природе, обществе, о человеке и взаимоотношениях между людьми. Религия делает то же самое. Оба мировоззрения дают ответы на одни и те же вопросы, хотя и идут несколько иными путями.

    Список литературы

    1. Основы философии.  Горелов А.А. - 9-е изд. - М.: 2010. — 256 с.

    2. Философия.  Балашов Л.Е. - 3-е изд., с испр. и доп. - М.: Дашков и К, 2009. — 664 с.   

    3. Философия.  Вишневский М.И. - Минск: Вышэйшая школа, 2011. — 480 с.   

    4. Философия в вопросах и ответах.  Родзинский Д.Л. - М.: МПСИ, 2009. — 448 с. 



    написать администратору сайта