Документ Microsoft Word. Н. О. Лосский был настоящим, или, правильнее "чистым" философом, в отличие, например, от философствующих публициста Н. Бердяева или поэта В. Иванова. Его имя до революции было знакомо всем. Еще когда в СанктПете
Скачать 18.77 Kb.
|
Лосский Николай Орнуфьевич (1870-1965) – русский философ религиозного направления, входит в число основателей интуитивизма в философии. Сам свою философскую систему называет интуитивизмом или «мистическим эмпиризмом». Под интуитивизмом он понимает учение о том, что познанный объект, даже если он составляет часть внешнего мира, включается непосредственно сознанием познающего субъекта в личность и поэтому понимается как существующий независимо от акта познания. «Чтобы познать предмет, — пишет Лосский, — нужно иметь его в сознании, т.е. достигнуть того, чтобы он вступил в кругозор сознания познающего субъекта, стал имманентным сознанию». Таким образом, Лосский провозглашает принцип своей философской концепции: «Все имманентно всему!» (от лат. ттапепз — пребывающий внутри). Н. О. Лосский был настоящим, или, правильнее - "чистым" философом, в отличие, например, от философствующих публициста Н. Бердяева или поэта В. Иванова. Его имя до революции было знакомо всем. Еще когда в Санкт-Петербургском университете он учился на физико-математическом и историко-филологическом факультетах, то стал известен после исключения за пропаганду атеизма (поразительно, но уже после 1917 года, когда в советский период он станет преподавать в том же университете, то будет отстранен от работы за свои... христианские убеждения). В 1922 году Н. О. Лосский был выслан из России в числе тех, кто не был согласен с марксистским мировоззрением. Затем, в течение двух десятилетий, он живет в Праге, где преподает философию в Русском университете, переезжает в Братиславу, позднее, в 1945 году - в Париж, а через год поселяется на долгое время в США у младшего сына Андрея. Среди множества трудов Н. О. Лосского, а только книг у него почти два десятка, не считая сотен разных статей - таких как "Логика" (1924), "Основы интуиции" (1927), "Ценность и бытие" (1931), "Типы мировоззрений" (1931), "Диалектический материализм в СССР" (1934), "Бог и мировое зло" (1941), "Достоевский и его христианское миропонимание" (1953) - и уже упомянутой нами "Истории русской философии", книга с заинтриговывающим заголовком "Характер русского народа" - занимает особое место. Н. О. Лосского интересует и религиозность русского народа и его способность к высшим формам опыта, он рассматривает такие категории, присущие человеку и нации, как чувство и воля, свободолюбие, народничество, доброта, даровитость, мессианизм и миссионизм, нигилизм, раскольничество и многие другие. Какие они - авторские выводы? Каков же он - характер русского человека? Книга Н. О. Лосского - это и вопрос и ответ одновременно. Размышляя, автор не убеждает и не утверждает. Ибо нет ничего более ошибочного по его мнению, как догматические аксиомы. Интуиция - вот его путеводный маяк. Вот почему заключительные строки труда, написанные более шестидесяти лет назад, адресованы прямо в день сегодняшний: "Большевистская революция есть яркое подтверждение того, до каких крайностей могут дойти русские люди в своем смелом искании новых форм жизни и безжалостном истреблении ценностей прошлого. Поистине Россия есть страна неограниченных возможностей... К тому же русские люди, заметив какой-либо свой недостаток и осудив его, начинают энергично бороться с ним и благодаря силе своей воли, успешно преодолевают его"... Теория интуиции гласит. Чувственные качества объекта (цвет, звук, тепло) принадлежат к реальным объектам внешнего мира, но все это богатство объекта связано с человеческим Я только подсознательно. Мы познаем всегда только малую часть объекта, те его стороны, которые представляют для нас интерес. Наше познание всегда отрывочно, так как человеческие возможности ограниченны. Разные личности, осознавая объект, производят отбор различных сторон объекта, содержащихся в подсознании, и поэтому в сознании у них выводятся различные характеристики объекта. Учение о субстанциональных деятелях. Всякие события в мире совершаются сверхвременными и сверхпространственными деятелями, каждый из которых является действительной либо потенциальной личностью, наделенной творческой силой и творящей те или иные события. Такие деятельные сущности обозначаются Лосским термином «субстанциональный деятель». Субстанциональные деятели творят все познавательные акты, все события и процессы, все реальное бытие. Любая личность является субстанциональным деятелем, но не любой субстанциональный деятель — человеческая личность. Даже электроны и протоны являются субстанциональными деятелями, они обладают личностными характеристиками. Так как по степени своего развития субстанциональные деятели глубоко отличаются друг от друга, то Лосский предлагает различать «действительные личности» и «личности потенциальные». Действительная личность — это существо, сознающее абсолютные ценности нравственного добра истины и красоты. Оно должно осуществлять их в своем поведении. Действительной личностью является человек. Потенциальные личности — это все субстанциональные деятели, стоящие ниже человека: животные, растения, вплоть до электронов и т.д., но через тот или иной промежуток времени они могут развиться до состояния действительной личности. Ступени развития личности субстанциональных деятелей представляют определенную иерархию. Учение об этом получило в философии Лосского наименование иерархического персонализма. Всякий деятель стремится сделать свою жизнь более совершенной, для чего он объединяется с другими деятелями. Человеческий организм — это некий союз многих субстанциональных деятелей, во главе которого стоит высокоразвитый деятель — человеческое Я. Мир также есть органическое объединение субстанциональных деятелей, каждый из которых живет жизнью целого мира. Теодицея (богооправдание). Высшее сверхмировое начало — это Абсолют или Бог. Он является творцом всего множества субстанциональных деятелей. При этом задача каждого состоит в том, чтобы выработать свой тип жизни, так как они обладают свободой выбора. Одни из них выбирают путь к Богу, а другие — бытие вне Бога. Таким образом, за все, что происходит в мире, отвечают сами субстанциональные деятели. Бог не причастен к тому злу, которое они творят. |