4 вариант по практикум философии. филка 44. Практикум 4 вариант Хабаровск, 2018 Содержание
Скачать 29.66 Kb.
|
ПРАКТИКУМ 4 вариант Хабаровск, 2018 Содержание Задание 1 и ответ………………………………………………………....3-5 Задание 2 и ответ ………………………………………………………...6-7 Задание 3 и ответ ……………………………………………………….8-10 Задание 4 и ответ ……………………………………………………...11-12 Задание 5 и ответ …………………………………………………........…13 Задание 1. Заполните таблицу. Структура философии
Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопрос. Какие причины образование государства называет Томас Гоббс? Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. «Конечной причиной, целью или намерением людей (которые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, как мы видим, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководятся стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащей их в страхе и под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов». «В самом деле, естественные законы (как справедливость, беспристрастие, скромность, милосердие и (в общем) поведение по отношению к другим так, как мы желали бы, чтобы поступали по отношению к нам) сами по себе, без страха какой-нибудь силы, заставляющей их соблюдать, противоречат естественным страстям, влекущим нас к пристрастию, гордости, мести и т.п. А соглашения без меча лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность». «Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. Иначе говоря, для установления общей власти необходимо, чтобы люди назначили одного человека, или собрание людей, которые явились бы их представителями; чтобы каждый человек считал себя доверителем в отношении всего, что носитель общего лица будет делать сам или заставит делать других в целях сохранения общего мира и безопасности, и признал себя ответственным за это; чтобы каждый подчинил свою волю и суждение воле и суждению носителя общего лица. Это больше, чем согласие или единодушие. Это реальное единство, воплощенное в одном лице посредством соглашения, заключенного каждым человеком с каждым другим таким образом, как если бы каждый человек сказал каждому другому: я уполномочиваю этого человека или это собрание лиц и. передаю ему мое право управлять собой при том условии, что ты таким же образом передашь ему свое Право и санкционируешь все его действия. Если это совершилось, то множество людей, объединенное таким образом в одном лице, называется государством, по-латыни – civitas. Таково рождение того великого Левиафана, или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного бога,которому мы под владычеством бессмертного богаобязаны своим миром и своей защитой. Ибо благодаря полномочиям, данным им каждым отдельным человеком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый этой силой и властью страх делают этого человека или это собрание лиц способным направлять волю всех людей к внутреннему миру и к взаимной помощи против внешних врагов. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты. Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном,и о нем говорят, что он обладает верховной властью,а всякий другой является его подданным».1 Ответ. Желание людей жить в мире и согласии с друг другом, где естественные права каждого человека соблюдаются и охраняются кем-либо, именно это толкает их к созданию государства, именуемое Гоббсом – Левиафаном. «Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу, и, таким образом, доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве…» Для создания такого государства, необходимо чтобы все люди передали свои права, свою власть и силу одну человеку либо группе людей которые будут представлять и защищать их права. «…путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей…» Задание 3. Прочтите текст и ответьте на вопрос. Как определяет понятие «соборность» С.Л. Франк? Какова роль соборности в жизни русского общества? Франк С.Л. Духовные основы общества. «Укажем теперь те абстрактные моменты, или признаки, которые образуют само существо соборности как внутреннего слоя или корня общественности и отличают его от наружной, эмпирически данной природы внешнеобщественной связи. 1) Соборность есть, как указано, органически неразрывное единство «я» и «ты», вырастающее из первичного единства «мы». При этом не только отдельные члены соборного единства («я» и «ты» или «вы») неотделимы друг от друга, но в такой же неотделимой связи и внутренней взаимопронизанности находятся между собой само единство «мы» и расчлененная множественность входящих в него индивидов. Как мы уже видели, единство «мы» не противостоит здесь как внешнее, трансцендентное начало множественности, а имманентно присутствует в нем и изнутри ее объединяет. А это значит: не только отдельный член единства, будучи неотделим от другого, тем самым неотделим от целого, не только «я» немыслимо вне объемлющего его единства «мы», но и наоборот: единство «мы» внутренне присутствует в каждом «я», есть внутренняя основа его собственной жизни. Целое не только неразрывно объединяет части, но налично в каждой из своих частей. Поэтому эти две инстанции, единство целого и самостоятельность каждой его части, не конкурируют здесь между собой, не стесняют и не ограничивают одна другую. В отличие от внешнего общественного единства, где власть целого нормирует и ограничивает свободу отдельных членов и где единство осуществляется в форме внешнего порядка, разграничения компетенции, прав и обязанностей отдельных частей, единство соборности есть свободная жизнь, как бы духовный капитал, питающий и обогащающий жизнь его членов. 2) С этим связано то, что соборное единство образует жизненное содержание самой личности. Оно не есть для нее внешняя среда, предметно-воспринимаемая и стоящая в отношении внешнего взаимодействия с личностью. Оно не есть объект отвлеченно-предметного познания и утилитарно-практического отношения, а как бы духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние. Всякое умаление действия соборности, всякий отрыв от нее испытывается личностью как умаление, обеднение ее самой, как лишение. Идет ли речь об одиночном заключении, физически отрывающем личность от общения с ближними, или о разрыве с другом или любимым человеком, или об отверженности отлученного от церкви, от семьи, от национального союза, или об одиночестве мыслителя и провозвестника новых идей и идеалов – всюду «отрешенность» от соборного единства испытывается как тягостное умаление полноты личной жизни. Другие люди и общество, как целое, здесь – не внешние средства жизни, а именно ее внутреннее содержание, от богатства которого зависит расцвет и полнота самой жизни личности. В известном учении Хомякова о природе единства церкви особенно ярко развита эта сторона соборности. В конце концов она лучше всего выражается в одном простом слове: личность и целое, как и отдельные личности, связаны между собой отношением любви. Любовь есть именно название для той связи, в которой объект отношения, будучи вне нас, есть вместе с тем наше достояние, в которой отдающий себя внутренне обогащает самого себя. 3) Из этого, далее, следует, что в отношении соборного, внутреннего единства можно стоять только к конкретному, индивидуальному целому. Соборное целое, частью которого чувствует себя личность и которое вместе с тем образует содержание последней, должно быть столь же конкретно-индивидуально, как сама личность. Оно само есть живая личность (не в смысле отдельного субъекта сознания, что было выше отвергнуто нами, а в смысле именно конкретной индивидуальности его существа). Можно чувствовать себя неотъемлемым звеном и вместе с тем носителем только определенного индивидуального целого – данной семьи, данного народа, данной церкви. Истинное «мы» столь же индивидуально, как «я» и «ты», Любить можно только индивидуальное, ибо любовь есть не абстрактное отношение, а сама жизнь, есть жизнь индивидуальности. Как нельзя в подлинном смысле слова любить «человека вообще», а можно любить только данного человека – хотя бы, при всеобъемлющей идеальной любви, каждый человек оказывался таким данным, отдельным, конкретным объектом любви, – так нельзя любить просто всякий народ или «все человечество» как однородную массу всех людей вообще. Обычный гуманитаризм подменяет здесь живое чувство и конкретную внутреннюю связь бессильным абстрактным принципом. Человечество может в пределе стать объектом любви и, следовательно, подлинно конкретным соборным единством либо для того, кто в состоянии конкретно воспринять и любить все народы – каждый в отдельности, – его составляющие, либо же в том религиозном плане всеединства, для которого «несть ни эллина, ни иудея», а есть единый соборный организм Богочеловечества, единый великий вселенский Человек (как это утверждает Паскаль). 4) Быть может, самое существенное отличие соборности как внутреннего существа общества от внешне эмпирического слоя общественности заключается в ее сверхвременном единстве, в котором мы находим новый, не учтенный нами доселе момент подлинно реального первичного единства общества».2 Ответ. С.Л. Франк определяет соборность, как органически неразрывное единство «я» и «ты», вырастающее из первичного единства «мы». Роль соборности в жизни русского общества заключается в том, что она объединяет нас всех и её отличие от общественного единства в том, что соборность - «…свободная жизнь, как бы духовный капитал, питающий и обогащающий жизнь его членов…» Задание 4. Прочитайте тексты и ответьте на вопросы. Что такое смысл жизни? Какие варианты смысла жизни представлены в рассуждениях мыслителей? Что такое воспитание? Каковы его функции в человеческом бытии? Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. «Индивидуум есть категория натуралистическая, биологическая, социологическая. Индивидуум есть неделимое в отношении к какому-то целому, атом. Он... непременно мыслится, как часть целого, и вне целого не может быть назван индивидуумом... поэтому индивидуализм, производный от слова «индивидуум», ... означает лишь изоляцию подчиненной части и бессильное восстание ее против целого... Человек есть и индивидуум, ..., но... человек есть также личность, и с личностью связана идея человека, его призвание в мире... Личность есть... духовная категория... есть универсум... Личность не порождается родовым космическим процессом, не рождается от отца и матери, она происходит от Бога, является из другого мира... Личность в человеке... есть свобода в человеке, возможность победы над детерминацией мира... Не разные два человека, а один и тот же человек есть индивидуум и личность, Это... два качествования, две разные силы в человеке... Человек-личность... преодолевает свою эгоцентрическую замкнутость…, но отстаивает свою независимость и свое достоинство по отношению к окружающему миру... Личность не может быть вполне гражданином мира, она гражданин Царства Божьего».3 Сюнь-цзы. «Человек имеет злую природу. Доброе в человеке – это благоприобретенное. Нынешний человек от рождения стремится к выгоде. Это приводит к тому, что люди начинают соперничать между собой и проявляют неуступчивость. Человек от рождения проникнут ненавистью... Если следуют этому Свойству человеческой природы, то у людей появляется желание причинить друг, другу зло и уже не придется говорить о доверии и преданности. От рождения уши и глаза обладают жадностью к наслаждению; уши любят приятные звуки, глаза любят красивые, хорошо сочетающиеся цвета. Если следуют этой стороне природы человека, то появляется развращенность и уже не придется говорить о правилах... справедливости и долге... в этом случае все люди будут нарушать укоренившийся порядок и благонравие, что приведет к хаосу в государстве. Поэтому необходимо путем воспитания изменять природу человека».4 Гельвеций К. О человеке. «Человек рождается невежественным; он не рождается глупым и не без труда даже становится таковым. Нужны особое умение и метод, чтобы сделать человека глупым и суметь заглушить в нем даже природные способности; нужно, чтобы воспитание забило нашу голову разными заблуждениями и чтобы усиленное чтение книг умножило число наших предрассудков. Если глупость у цивилизованных народов – обычный удел людей, то это результат гибельного образования; это объясняется тем, что люди у них воспитываются лжеучеными, что у них читают глупые книги. Среди книг, какие среди людей, можно попасть в хорошее или дурное общество».5 Ответ. Я считаю, что смысл жизни каждого человека в том, чтобы достичь за период жизни тех целей, которые у каждого человека разные и приоритетные и формируются они за счет того, какие жизненные приоритеты у человека. По Бердяеву смысл жизни это личность, а точнее её сохранность на протяжении жизни. Что касается воспитания, то я считаю что воспитание это формирование у человека каких-либо взглядов, убеждений и нравственных ценностей которые соответствуют обществу в котором он находится. Сюнь-цзы пишет, что человек имеет злую природу и от рождения стремится к выгоде и именно путем воспитания можно изменить его природу и сделать его добрым и высоконравственным человеком. Но в свою очередь воспитание должно быть правильным о чем и пишет Гельвеций «Если глупость у цивилизованных народов – обычный удел людей, то это результат гибельного образования; это объясняется тем, что люди у них воспитываются лжеучеными, что у них читают глупые книги.» Задание 5. Как соотносятся свобода личности и ответственность личности. Ответ. Я считаю что ответственность личности входит в свободу личности, так как свобода-это всегда ответственность, так как ты должен отвечать за свои поступки, если ты сделал их по своей воле. 1 Антология мировой философии. М., 1969. Т.1. Ч.2. С. 337-338. 2 Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию // Русское зарубежье: Из истории социальной и правовой мысли. Л., 1991. С. 311-314. 3 Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. М., 1995. С. 19-20. 4 Антология мировой философии в 4 т. М., 1969. Т.1. Ч.1 С.230. 5 Антология мировой философии в 4 т. М., 1970. Т.2. С.14. |