Главная страница

История России. Народы России в XVIII веке. История России_Народы России в XVIII в. Мбоу Центр образования 3 сообщение по дисциплине История России Народы России в xviii в


Скачать 1.86 Mb.
НазваниеМбоу Центр образования 3 сообщение по дисциплине История России Народы России в xviii в
АнкорИстория России. Народы России в XVIII веке
Дата16.03.2022
Размер1.86 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория России_Народы России в XVIII в.docx
ТипДокументы
#399340

МБОУ «Центр образования № 3»

СООБЩЕНИЕ

по дисциплине «История России»


Народы России в XVIII в.

Религиозная и национальная политика Екатерины II.



Выполнил ученик

8 класса А

Лямин Кирилл

СОДЕРЖАНИЕ
стр.

1.  Общие направления национальной политики Екатерины II.... 3

2.  Религиозная политика Екатерины II.... 6

3. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. 8

4. Немецкие переселенцы. 15

5. Управление окраинами империи. 17

6. Башкирские восстания. 18

7. Политика по отношению к исламу. 20
Приложение 1

Копия Манифеста «О даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях"

Приложение 2

Перевод Манифеста"О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах"



  1. О бщие направления национальной политики Екатерины II.


о второй половины XVIII в. продолжался процесс расширения Российской империи, и в ее состав были включены Белоруссия, Литва, Крым и значительные территории Украины и Молдавии. Крепли экономические и политические связи России с народами Средней Азии, Северного Кавказа и Закавказья, которые большей частью еще не входили в состав империи. Народы этих стран видели в присоединении к России возможность покончить с иранским и турецким гнетом, феодальными усобицами и разорением.

В истории России на протяжении нескольких столетий заметны некоторые характерные особенности в политике по отношению к неславянским подданным. Одной из главных особенностей был этатизм – подчиненность национальной политики интересам государства. Другим важным фактором являлось сотрудничество центральной власти с этническими элитами.

Присоединение народов и территорий к Российскому государству было довольно сложным историческим явлением. Каждый регион при своем пребывании в составе России проходил через несколько этапов: собственно присоединение (иногда в виде завоевания), т. е. установление российского подданства; постепенная инкорпорация в структуру государства; наконец, ассимиляция, которая со временем все более активизировалась и порой трактовалась как конечная цель и результат инкорпорации.

Этим процессам соответствовали две объективные тенденции. Во-первых, медленная, но неуклонная унификация юридического статуса территорий, установление единого стандарта подданства и управления; во-вторых, русификация, которая отнюдь не должна трактоваться как проявление зловещего умысла удушить этническую самобытность народов. Этот процесс вызывался прежде всего объективным обстоятельством – численным и культурным (господствующая религия, язык общения) доминированием русских в России. Обе тенденции то ослабевали, то усиливались. Сознательно же они были возведены в ранг государственной политики только в конце XIX столетия.

В истории России на протяжении нескольких столетий заметны некоторые характерные особенности, выразившиеся сочетанием, с одной стороны, правительственной административной практики и, с другой – политики в отношении нерусских народов («национальной политики»). Эти особенности были порождены рядом факторов, главнейшим из которых, очевидно, является этатизм. То есть национальная политика была полностью подчинена интересам государства, осуществлялась в целях обеспечения государственной безопасности – как внутренней (сохранение стабильности и порядка), так и внешней. Кроме того, сказывалось и такое объективное обстоятельство, как чрезвычайно быстрый по историческим меркам территориальный рост Российской державы. Довольно скоро стало очевидным, что для полноценного управления колоссальным евразийским пространством по какому-то одному общепринятому алгоритму у правительства не хватает ни опыта, ни средств, ни кадров. Правящей бюрократии приходилось приспосабливаться к разнообразным местным условиям, чтобы удержать под своей властью присоединенные народы и территории.

В XVIII веке в подданство к российским императорам перешло множество народов, которые исповедовали различные религии. По отношению к ним Екатерина II проводила политику веротерпимости и толерантности.

Благодаря поощрительному отношению к мусульманской культуре стало возможным проведение активной просветительской деятельности среди татар.

Особую роль здесь сыграла семья Хальфиных. Сагит Хальфин с сыном Исхаком в 1778 году издали в Москве первое печатное пособие на русском языке для изучения татарского языка – «Азбуку татарского языка». Ими же был составлен русско-татарский словарь, который включал более 20 тысяч слов, и другие пособия.
Народы России во второй половине XVIII века



НАРОДЫ

РОССИИ

Численность (в тыс.чел.)

Удельный вес (в %)


1719 г.


1795 г.


1795 г.в границах 1719 г.


1719 г.


1795 г.


1795 г. в границах 1719 г.

Русские

11 127,5

20 117,7

20 061,2

70,7

49,8

68,5

Украинцы

2 025,8

8 163,6

4 721,4

12,9

19,8

16,1

Белорусы

382,7

3 402,5

664,7

2,4

8,3

2,3

Поляки

-

2 534,0

3,3

-

6,2

-

Литовцы

-

818,8

-

-

2,0

-

Латыши

162,2

721,9

255,7

1,0

1,7

0,9

Молдаване

-

210,0

38,5

-

0,5

0,1

Немцы

31,1

237,1

92,0

0,2

0,6

0,3

Евреи

-

576,2

18,9

-

1,4

-

Удмурты

48,1

134,9

134,9

0,3

0,3

0,5

Карелы

80,9

143,5

143,5

0,5

0,3

0,5

Эстонцы

309,2

482,7

475,9

2,0

1,2

1,6

Коми-Зыряне

41,6

52,4

52,4

0,3

0,1

0,3

Мордва

107,

345,5

345,5

0,7

0,8

1,2

Марийцы

61,9

145,2

145,2

0,4

0,3

0,5

Татары

293,1

796,0

796,0

1,9

1,9

2,1

Башкиры

171,9

197,6

191,6

14

0,5

0,7

Чуваши

217,9

351,8

351,8

1,4

0,9

1,2

Финны

164,2

900,0

235,6

1,0

2,2

0,8

Калмыки

200,0

88,1

88,1

1,3

0,2

0,3

Шведы

-

127,6

9,3

-

0,3

-

Прочие

304,6

633,7

612,7

1,9

1,6

2,2

ВСЕГО

15 738,0

41 174,8

29 270,3

100,0

100,0

100,0



  1. Религиозная политика Екатерины II.

В своей религиозной политике Екатерина II, исповедуя православие, придерживалась политики веротерпимости, используя некоторые политические ограничения для неправославных этнических групп. К началу её правления большинство нерусских народов Поволжья и Приуралья (мордва, удмурты, марийцы, чуваши), а также отдельные группы казанских татар были обращены в православие.

Поэтому потребности в деятельности Новокрещенской конторы на этих землях уже не было. В 1764 году она была ликвидирована.

Народы Сибири и Нижнего Поволжья, исповедующие буддизм, также активно принимали православную веру. Так, в середине XVIII века появились целые селения новокрещёных бурят. А в конце XVIII века калмыки, которые были приписаны к казачьему сословию Войска Донского, тоже постепенно перешли в православие.

По отношению к старообрядцам правительство Екатерины II продолжало политику императрицы Елизаветы Петровны и императора Петра III. Оно стремилось включить раскольников в формирующееся гражданское общество. Так, в первые годы своего правления Екатериной II было прекращено преследование старообрядцев. С 1787 года им предоставлялась полная свобода вероисповедания; разрешалось открывать церкви, соборы, часовни; упразднялся двойной подушный оклад и их особые списки; разрешалось избирать раскольников на общественные должности.

Примирение властей и официального православия со старообрядцами проявилось в движении единоверия. Оно начало распространяться в 80–90-е годы XVIII века в Стародубье, Иргизе, Ингуле.

В результате разделов Речи Посполитой к Российской империи отошли значительные территории, населённые в основном католиками и униатами.

Католикам Екатериной II, так же, как и староверцам, была предоставлена свобода вероисповедания. В 1773 году была учреждена Белорусская католическая епархия. А особая «Жалованная грамота» 1774 года гарантировала всем католическим орденам неприкосновенность и целостность их имущества.

Так, на белорусских землях была разрешена деятельность ордена иезуитов. Этому было несколько причин. Во-первых, орден проводил просветительскую деятельность. В Полоцке, Орше, Витебске, Могилёве и других белорусских городах открывались иезуитские учебные заведения с бесплатным обучением.

В аудитории некоторых из них допускались в том числе и православные. Во-вторых, российское правительство надеялось, что пропагандистская деятельность ордена поспособствует ослаблению позиций униатской церкви в западных областях империи.

Однако с помощью иезуитов снизить влияние греко-католических священников не удалось. Поэтому правительство стало предпринимать свои меры в этом направлении.

После второго раздела Речи Посполитой в 1793 году Екатерина II открыто заявила о необходимости упразднения унии и укрепления авторитета православия на западных окраинах империи.

Указом Екатерины II от 17 июня 1773 года в Российской империи был провозглашён принцип веротерпимости.

Принцип веротерпимости распространялся и на еврейское население империи, которое исповедовало иудаизм. Основная часть иудеев проживала в сёлах и местечках западных земель, вошедших в состав России в результате разделов Речи Посполитой. Большинство из них занималось ремёслами, мелкой торговлей и торгово-посредническими операциями.

В 1791 году Екатерина II издала указ, по которому территория проживания еврейского населения в Российской империи ограничивалась «чертой оседлости».

В начале XIX века в состав России вошло ещё несколько тысяч грузинских евреев и почти 7 тысяч татов. Таты – это горские евреи Восточного Кавказа.

Несмотря на ограничение территории проживания евреям было предоставлено право свободного вероисповедания, разрешено открывать синагоги и учебные заведения.

  1. Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи.

При Екатерине Великой Россия значительно расширила свои границы. В её состав вошли земли Северного Причерноморья, Приазовья, Крыма, Правобережной Украины, Беларуси, Курляндии и Литвы.

Характерной чертой политики на присоединённых территориях было сочетание царской власти и некоторых местных особенностей управления, которые исторически сложились на этих землях.

Украина, Прибалтика.

Украине были предоставлены и некоторые элементы автономии. Так, она сохранила особые органы власти, специфическое законодательство и административно-территориальное деление.

На землях Украины было упразднено гетманство, а управленческие функции там были переданы Малороссийской коллегии. Украинское дворянство было уравнено в правах с русским, а украинские крестьяне теперь стали крепостными, как и их русские собратья.

После вхождения в состав России территория Украины делилась на полки и сотни, а её землями управлял выборный гетман. За украинскими городами сохранилось самоуправление, основанное на Магдебургском праве. Оно предоставляло горожанам значительные вольности.

Однако Екатерина II считала, что в пределах одного государства должны действовать одни и те же законы и органы управления. Поэтому уже в начале своего правления она ликвидировала все вольности и привилегии на национальных окраинах.

В соответствие с российскими законами были приведены органы управления и административно-территориальное деление Новгородской земли, Смоленска и Прибалтики.

После присоединения Эстонии и Латвии к России власть прибалтийско-немецких помещиков еще более укрепилась. Царское правительство подтвердило их прежние сословные привилегии; вернуло отобранные в конце XVII в. в шведскую казну дворянские владения, а затем постепенно передало дворянству почти все государственные имения. Из прибалтийско-немецкого дворянства назначался весь местный правительственный аппарат, и официальным языком в «Остзейских губерниях» был немецкий язык.

В 1784 г. в связи с введением подушной подати, сбор которой поручался помещикам, произошли крестьянские восстания более чем в 165 имениях в Лифляндии. В Цесисском уезде движение охватило 22 имения.

К осени 1784 г. стихийные крестьянские восстания в Лифляндии были усмирены, но народ не покорился. Известный латышский публицист
Г. Меркель писал в 1796 г.: «Народ уже перестал быть дворовой собакой, которая дает себя сажать на цепь. Он тигр, скрипящий зубами с молчаливым бешенством в своих цепях и выжидающий только минуты, когда можно будет разорвать их и смыть свой позор в крови. Явления, возвещающие это, бесчисленны, точно подземный гул при начале землетрясения».

Белоруссия. Польша.

В начале XVIII в. народное хозяйство Белоруссии было в упадке. Военные действия во время Северной войны совершенно подорвали хозяйство страны. Большинство населенных пунктов было в запустении. В Панске в середине XVII в. было 4—5 тыс. дворов, к середине XVIII в. осталось всего 240 домов, в Витебске было лишь 226 заселенных дворов.

Один из современников оставил такое описание города Рогачева во второй половине XVII столетия: «Приблизившись к городу, мы увидали обыкновенную деревню... везде те же крестьянские хижины и корчмы, погруженные в вечную грязь и навоз. В пустом замке, заросшем высокой травой, (была) униатская церковь. Все бедное и ветхое».

Средняя и мелкая польская и белорусская шляхта все же сохраняла свои сословные привилегии и жестоко эксплуатировала белорусское крестьянство; происходило расширение господской запашки и сокращение крестьянских наделов. Увеличивалась барщина, вместе с тем росли денежные платежи и многочисленные продуктовые оброки. Феодалы имели монополию на продажу соли, и крестьяне в принудительном порядке должны были приобретать ее у своих владельцев. Под страхом смертной казни они обязаны были за бесценок сдавать феодалам пеньку, лен, мед и воск. Все это приводило к обнищанию и разорению белорусского крестьянства. Феодальный гнет сопровождался национально-религиозным притеснением.

Ответом на это явились массовые выступления белорусского крестьянства против шляхты.

В результате первого раздела Польши в 1772 г. к России отошли белорусские земли к востоку от Днепра и севернее Западной Двины с городами Могилевым, Витебском и Полоцком. На этой территории жило 1277 тыс. человек.

Присоединение восточной части Белоруссии к России способствовало преодолению разорения и упадка, до которого был доведен край хозяйничанием польских панов.

Присоединив к России восточную часть Белоруссии, царское правительство оставило в неприкосновенности существовавшие там крепостнические отношения. За польскими дворянами были сохранены все «права, вольности и преимущества». Жалованная грамота дворянству 1785 г. была распространена также на помещиков восточной части Белоруссии. Сохраняя польское помещичье землевладение, Екатерина II вместе с тем производила раздачи и русским дворянам. В Могилевской и Полоцкой губерниях русским помещикам было пожаловано три четверти числа крестьян, живших на бывших королевских землях. В Гомельском старостве свыше 11 тыс. крестьян было подарено фельдмаршалу П. А. Румянцеву в вечное потомственное владение.

Г. Д. Потемкину, П. В. Завадовскому, С. Г. Зорину и другим было роздано 124 тыс. крестьян.

После второго раздела Польши в 1793 г. к России перешла центральная часть Белоруссии с городами Минском, Борисовом, Слуцком, Мозырем, Пинском, новая граница между Россией и Речью Посполитой проходила по линии Двинск — Минск. Через два года, в 1795 г., в результате третьего раздела Польши к России отошла западная окраина Белоруссии. Таким образом, был завершен процесс воссоединения Белоруссии с Россией.

Новороссия.

С указа Елизаветы Петровны 1751 года о размещении иностранцев в «Заднепрских местах» началось заселение Новороссии. Первыми колонистами на этих землях были сербы. Жили здесь также молдаване и хорваты.

Власти ставили перед собой задачу не только заселить регион, но и добиться эффективного его развития.

В 1762 г. создан Манифест с призывом иностранцев на территорию Новороссии. (Запись в тетради)

Переселенческая политика Самая главная задача государства – заселение этих земель. С 1762 года – заселение территории иностранцами. Через 50 лет – более 100 тысяч выходцев из Европы.

Как и немецким колонистам, поселенцам в Новороссии были предоставлены многочисленные льготы. Им отводились в вечное и потомственное владение удобные земли, назначалось денежное жалованье, предоставлялись права на беспошлинную торговлю.

Манифестом 1763 года Екатерина II призывала иностранцев селиться в Новороссии, чтобы развивать там промыслы и торговлю. Важным этапом заселения новых земель стали три «Жалованные грамоты» императрицы 1779 года христианскому населению Крыма, главным образом грекам и армянам.

Народы Коми

В отличие от карел другой северный народ коми сохранил свой язык, несмотря на сильное влияние русских. Изменения же здесь произошли в связи с перенесением центра коми-края из Яренска в Усть-Сысольск (Сыктывкар): все больше проявлялось случаев отходничества крестьян на заводы, соляные промыслы и проч. А в деревнях те, кто побогаче, покупали землю и нанимали односельчан.

Народы Поволжья

В Поволжье происходила следующая ситуация: в первой четверти XVIII столетия здесь проживали примерно в одинаковом соотношении русские и нерусские народы. На восток (в Приуралье и Заволжье) постепенно стали продвигаться мордва, мари, чуваши, татары, которые смешивались между собой и с русскими.

Но в то же время численность русских росла и уже в 60-е гг. составляла около 70% населения. На территориях Поволжья вместе с земледелием и скотоводством развивалось отходничество в кожевенные, мыловаренные, салотопенные, свечные, красильные промыслы, а также торговля.

Но был и ряд проблем: «ясачные люди» - плательщики подати беднели от растущих платежей и обезземеливания. Но следует сказать, что налоги и сборы с русских, проживавших на той же территории, были значительно больше. В республике Башкирия проживали как башкиры, так и другие народы: русские, татары, чуваши, мари, удмурты и проч.

Здесь занимались скотоводством и земледелием, различными промыслами (изготовлением кожаных, металлических и др. изделий), работали на уральских заводах. На протяжении XVIII века русское влияние также усиливалось и на Кавказе. Наибольший упор делался в сторону расширения связей с Кабардой, народ которой был наиболее многочисленным и сильным из всех относящихся к адыгам.

Социальные отношения были феодальными, существовала раздробленность, распри, войны, что вынуждало жителей к переселению и приводило к набегам воинственных соседей. Русские также проживали на Кавказе, но только на Севере. Среди них были казаки и старообрядцы (по реке Куме).

Земли Поволжья, Новороссии и Азовской губернии стали активно заселяться иностранными колонистами.

Народы Кавказа

В XVIII веке на реку Сулак, в город Кизляр, переселили около тысячи донских казаков. Северный Кавказ являлся и ссылкой для провинившихся солдат. Территория Кавказа всегда была местом преткновения интересов Турции, Персии, России, и поэтому Кабарда периодически выходила из российского подданства.

В ходе русско-турецкой войны был заключен Мирный договор 1774 года, который определил присоединение Кабарды к России. С конца 1783 года граница двух государств стала проходить по Кубани. В том же году Восточная Грузия благодаря Георгиевскому трактату оказалась под протекторатом России.

Помимо этого, закреплялись за Россией правый берег Кубани и Тамань, куда было переселено Черноморское казачье войско для защиты новых владений. Таким образом, было положен начало русской колонизации Северного Кавказа, которая включала в себя строительство городских, крепостных и пограничных сооружений, освоение земель, переселение крепостных, а также вольная крестьянская и казачья колонизация.

В Северном Предкавказье начало формироваться кубанское казачество.

Освоение Сибири и Дальнего Востока.

В XVIII столетии продолжается заселение территорий Сибири и продвижение на Чукотку, Курилы и вглубь Камчатки. Этому способствовала и организация экспедиций, например, обследование северо-востока азиатского материка В. Берингом и А. Чириковым (1728 1741).

Кроме того, русские владения пополнялись такими землями, как южная Сибирь, все больше расширяясь и приближаясь к западу Монголии. Помимо происходивших процессов имело место и вольная колонизация, получившая распространение благодаря развитию горных промыслов, а также беглому народу.

Местные жители (ительмены, чукчи, коряки, нивхи, айны и другие) имели первобытный строй, отдельные народы (ханты, манси, якуты, буряты) отличались патриархально-феодальным строем. Происходило взаимное обогащение культур русских и коренных жителей.

А к концу XVIII столетия национальный состав Сибири был преимущественно представлен русскими (81%). Появляется местная интеллигенция. Таким образом мы, видим, что одновременно происходили и ассимиляция народов, и сохранение самобытности культур.

Вместе с вольными переселенцами сибирские просторы и Дальний Восток осваивали и ссыльные русские крестьяне, казаки, горожане.

Всё более активное освоение русскими Сибири и Дальнего Востока в XVIII в. впервые вызвало значительное сопротивление со стороны местного населения. В 1731 г. было поднято восстание на Камчатке. Камчадалы и коряки не желали видеть в русских колонистах хозяев, а не гостей своей земли.

Сильным было и сопротивление чукчей, которые окончательно смирились с русскими властями лишь в середине XIX в.

Дойдя до Тихого океана, казаки-землепроходцы приступили к освоению близлежащих островов. В начале XVIII столетия они обследовали Курильские острова.

Освоение Аляски (Северная Америка).

В конце 1720-х — начале 1740-х гг. были предприняты две Камчатские экспедиции Беринга, в ходе которых мореход достиг берегов Аляски и открыл ряд островов Алеутского архипелага. С 70-х гг. XVIII в. начались регулярные экспедиции русских купцов на Аляску и Алеутские острова, где были построены первые поселения, а затем открыты торговые компании, получившие право на управление американскими владениями России (так называемая Русская Америка). Ряд островов был открыт русскими купцами и первопроходцами и в Арктике.


  1. Немецкие переселенцы.

4 декабря 1762 г. Екатериной II был издан Манифест "О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах". Манифест был отпечатан на русском, немецком, французском и английском языках и был разослан российским дипломатическим представителям в Европе. Императрица также разъясняла своим подданным, что такая колонизация новых земель пойдет на пользу российскому государству.

Год спустя первоначальный Манифест был дополнен двумя новыми документами, которые назывались: "Манифест о даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях" (22 июля 1763 г.) и "Указ об учреждении Канцелярии опекунства иностранных переселенцев". Эти документы гарантировали им поселение на выбор в пригодной местности России, получение в вечное и потомственное владение земельных наделов, освобождение от любых налогов: в сельской местности до 30 лет, в городской – до пяти. Расходы на переселение возмещались государством, предоставлялась беcпроцентная ссуда на десять лет для устройства жилья и хозяйства. Иностранным предпринимателям разрешалось ввозить и вывозить свои товары беспошлинно. Предоставлялось право на собственные органы местного самоуправления, право на сооружение своих церквей, освобождение от воинской повинности, возможность беспрепятственного выезда из России.

Европа подобных возможностей своим подданным не давала, кроме того, постоянные конфликты между европейскими государствами, тяжелое налогообложение, недавние религиозные войны побуждали многих предприимчивых европейцев искать счастья в Российской империи.

Немецкими колонистами начали массово заселяться земли Поволжья. Их было настолько много, что уже в 1766 году их приём был временно приостановлен. К 1769 году на Волге сформировалось 105 немецких колоний, в которых проживало 6,5 тысяч семей.

Уже в первое десятилетие после издания манифеста в Россию приехало около тридцати тысяч колонистов. Они селились в окрестностях Петербурга, в южной России, на территории современной Украины, но прежде всего – в Поволжье, где возникло более сотни новых деревень. В последующие десятилетия число "русских немцев" неуклонно росло. В середине XIX столетия перепись населения зарегистрировала более полумиллиона подданных российской империи, переселившихся из немецких земель. Все, кстати, приносили присягу на верность новой родине и Ее Императорскому величеству.

О вкладе немцев – трудолюбивых крестьян, умелых ремесленников, знающих коммерсантов, талантливых ученых, терпеливых учителей, ярких людей искусства – во все сферы жизни России написаны тома. От первой железной дороги до первой консерватории, от лучшей больницы до лучшей гимназии – ко всему приложили руку русские немцы.





  1. Управление окраинами империи.

Абсолютистская монархия в течение всего XVIII столетия неуклонно проводила политику ликвидации остатков былой самостоятельности некоторых пограничных и окраинных районов. Путем реформ в таких районах царизм укреплял свою социальную опору в лице местной знати и имущих слоев. Процесс феодализации приводил к слиянию местной власти с российским дворянством, к консолидации всего господствующего класса, независимо от национальности отдельных его представителей.

Во второй половине XVIII в. екатерининское правительство взяло твердый курс на ликвидацию некоторых привилегий в трех важнейших районах Российской империи — на Украине, в Финляндии и Прибалтике.

В течение XVIII в. царское правительство широко привлекало на Украине левобережное казачество к участию в военных действиях и охране южных границ империи. В 1730—1740 гг., когда сооружалась тысячеверстная украинская укрепленная линия, на строительстве крепостей и различных фортификационных сооружений ежегодно трудилось по 20 тыс. казаков и по 10 тыс. крестьян с лошадьми. От плохой пищи, жары, издевательств офицеров тысячи из мобилизованных на строительные работы крестьян и казаков погибали в безводной степи.





  1. Башкирские восстания.

Особое отношение у российских властей было к населению Башкирии. Массовое участие башкир в восстании Емельяна Пугачёва повлекло за собой усиление контроля за башкирскими общинами. Так, в 1782 году суд по мелким уголовным и гражданским делам из рук старшин был передан в ведение нижних расправ.

Башкирские восстания отличаются, в первую очередь, своим масштабом, во-вторых, вовлеченностью большого количества участников, в-третьих, оно продемонстрировало сплоченность и стойкость, бесстрашие башкирского народа в борьбе за свои права.

Русское государство, которое до 30-х гг. XVIII в. соблюдало условия вхождения, после организации Оренбургской экспедиции отказалось от прежней практики и повело против башкир жесткую национально-колонизаторскую политику. Ответом башкир на это были частые восстания. Башкирские восстания, вызванные политикой правительства, имели самые серьезные последствия на политику властей, социально-экономическое положение башкир и другого населения.

В начале XVIII в. в связи с реформами и Северной войной в стране были введены новые налоги. Помимо названных податей, башкиры платили косвенные налоги, а также выполняли подводную и военную службу.

Обострению обстановки способствовала политика государства в отношении религии нерусского населения края. Государство в нарушение условия о сохранении веры башкир, проводило политику христианизации.

Иногда правительство применяло мирные средства, призывая их добровольно принимать христианство и предоставляя им за это те или иные льготы (сохранение в руках крещенных земли, освобождение на некоторое время от налогов и т.д.). Иногда оно проводило насильственную христианизацию.

Серьезное недовольство у башкир вызывало существование института аманатства, который получил широкое распространение в Башкортостане в связи с договорными отношениями башкир и Русского государства, а также с частыми восстаниями башкир для гарантий их верности правительству.

Известно, что в начале XVIII в. башкирские аманаты содержались в гг. Уфе, Казани, Бирске, в дворцовом селе Каракулино, Мензелинске, Екатеринбурге и других крепостях.

Другой причиной недовольства был сбор штрафных лошадей с участников движения 1737 – 1738 гг. С этой целью по Сибирской дороге разъезжала команда капитана Г.И. Стрижевского и переводчика Р. Уразлина, по Ногайской – команда капитана С.Ф. Кублицкого. Эти команды одновременно искали имущество, захваченное повстанцами в ходе восстания (оружие, скот). Затем они разыскивали жен и детей погибших, казненных и сосланных повстанцев, чтобы выселить тех из пределов Башкортостана.

Таким образом, несмотря на челобитные, подаваемые башкирами в адрес властей на различные примеры нарушения их прав, в конечном итоге не приводило к их устранению, а напротив, вело к еще более грубым попыткам попрания условий добровольного вхождения башкир в состав России. В результате это приводило к силовому (вооруженному) конфликту с властями, которые вынужденно шли на попятную, отказывались от своих решений.



В 1788 году в Башкирии было учреждено духовное магометанское собрание во главе с муфтием. Оно подчинялось Уфимскому наместничеству, а позднее – канцелярии оренбургского губернатора. С этого момента духовные дела в Башкирии перешли в подчинение к светской администрации. Она же контролировала исполнение башкирами военной повинности, в которую входили пограничная служба и участие в войнах.

  1. Политика по отношению к исламу.

Восстановление позиций ислама в России началось после визита в Казань в 1767 году императрицы Екатерины II, когда она сняла все прежние ограничения на строительство каменных мечетей и мусульманских общественных зданий, а также в связи с началом в России межконфессиональной толерантности согласно её историческому Указу
от 17 июня 1773 года «О терпимости всех вероисповеданий».

Особое значение этот указ имел для мусульманского населения, поскольку было разрешено строительство мечетей, при которых создавались медресе. В казанской гимназии и медресе начали преподавать татарский, арабский, турецкий и другие восточные языки.

С 1783 года татарским мурзам и чиновникам гражданской службы был разрешён приём на военную службу с последующим присвоением офицерских званий. Это давало возможность получить дворянство.

В 1788 году по указу Екатерины II была создана первая официальная организация мусульман России — Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС). Была учреждена должность главы российских мусульман — муфтия, кандидатура которого после избрания мусульманским обществом должна была утверждаться императором. Большинство муфтиев, их помощников, как и громадное большинство рядовых мулл, избирались «из казанских татар». Местом собрания была Уфа.

ОМДС было учреждено с целью контроля государства над мусульманским духовенством, кадровый состав которого полностью определялся государством, и для дальнейшего использования официальных исламских институтов в проведении российской политики среди мусульманского населения как внутри Российской империи, так и за её пределами.


написать администратору сайта