Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 2. Социальная сущность человека

  • 1.3 Единство биологического и социального в человеке

  • Цель работы - рассмотреть социальность человеческой сути.

  • Глава1. Человек как природное явление

  • Следовательно, в начале любой деятельности лежит цель

  • В соответствии с целью человек выбирает средства её достижения - приемы, способы действий, орудия, приспособленные для осуществления деятельности.

  • Все виды деятельности можно разделить на две группы

  • Основные социальные качества личности

  • 1.2. Социализация личности

  • Глава 3. Самосознание и самореализация

  • Глава 4 . Общественная форма жизни человека

  • Социальная сущность человека. срциальная сущность человека. Мбоу сош лицей 32 города Орла Социальная сущность человека


    Скачать 281.76 Kb.
    НазваниеМбоу сош лицей 32 города Орла Социальная сущность человека
    АнкорСоциальная сущность человека
    Дата24.12.2021
    Размер281.76 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласрциальная сущность человека.docx
    ТипРеферат
    #316653


    МБОУ СОШ лицей №32 города Орла

    Социальная сущность человека

    Подготовил ученик

    10 «Б» класса

    Гладкий Никита

    Орёл, 2021

    СОДЕРЖАНИЕ.

    ВВЕДЕНИЕ

    стр. 2

    Глава 1. Человек как природное явление

    стр. 5

    Глава 2. Социальная сущность человека

    стр. 7

      1. Социальные качества личности

    стр. 13

      1. Социализация личности

    стр. 15

    1.3 Единство биологического и социального в человеке

    стр. 17

    Глава 3. Самосознание и самореализация

    Глава 4 .Общественная форма жизни человека

    Заключение

    Список источников


    стр. 19

    стр. 20

    стр. 23

    стр. 25









    Введение

    Я, обращаясь к теме человека в обществе, буду рассматривать социальную сущность человека, как главной единицы общества. Человек является частью живой природы, высшим животным, биологическая основа его очевидна. Современный уровень научно – технического прогресса начинает отрицать в человеке природные качества, требовать от него автоматической реакции в работе, отрицает чувственную,  эмоциональную составляющие между людьми, уменьшает время пребывания человека  в естественных условиях природы. Прогресс изменяет и культуру, заменяя глубину и содержание на форму, мелодии музыки на ритм.

    «Словарь русского языка» С.И. Ожегова (Москва, 1952г.) определяет слово «существо» как «живую  особь, организм, животное, человек». Буду использовать этот термин по отношению к человеку. Биологическая составляющая существа – человека для всех людей одинакова, независимо от расы, национальности, места проживания. Поэтому дискриминация людей по расовому и национальному признакам является поводом борьбы за существование, как продолжение жизни в мире животных. Социальная  составляющая существа – человека более разнообразна, подвижна, зависит от общества и времени жизни общества в историческом плане.

    Человек – биосоциальное существо, природа которого имеет двойственный характер. У каждого из нас, как и у любого животного, есть биологическая сущность, сформированная миллионами лет эволюции. Но наряду с ней у нас имеется также и социальная сущность, отличающая нас от других животных. Так что же такое социальная сущность, что она собой представляет, чем отличается от биологической сущности и как связана с такими понятиями как личность и самосознание.

    Цель работы - рассмотреть социальность человеческой сути.

    Для этого необходимо дать общее понятие «человек»; выявить особенности человека как биосоциального существа; раскрыть сущность человеческой деятельности и ее многообразие.

    Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.

    Глава1. Человек как природное явление

    Биологическое  существо человека с возрастом изменяется от младенца до пожилого и престарелого организма. В большинстве своём человек этого не скрывает, но и не афиширует своё биологическое существо. Строение человека, обмен веществ, физиология у всех людей одинаково.  Открытым для всех является внешний вид, походка, цвет волос, глаз и др. Во многих случаях физические данные являются главным достоянием человека. Например, гармоничная женская красота вошла в историю человечества. Физические данные тела необходимы современному спортсмену, в ранние века воину и гладиатору. Голос, музыкальный слух делают человека артистом. Главная роль биологического существа - обеспечивать трудоспособность человека, потому что «труд создал человека». Человек создал медицинскую науку, чтобы поддерживать своё биологическое существо. К сожалению, биологическое существо может тяжело болеть, иногда до потери трудоспособности. И в этом проявляется слабость биологического существа. Своё биологическое существо человек  чувствует в наибольшей степени, когда находится один, сам с собой.

    Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек — существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Ряд свойств человека доступен непосредственному восприятию. Это прежде всего внешние особенности человека.

    Известно выражение о человеке как венце природы. В нем подчеркивается, что человек — это часть природы. Человек — живое существо и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. В том, что человек — органическое существо, каждый из нас убеждается ежедневно, переживая так называемые органические потребности: в пище, в тепле, в отдыхе и т. д. Наше психическое самочувствие находится в зависимости от природных явлений: оно одного качества в теплый солнечный день, другого — в день пасмурный и холодный. Человеческое тело — его форма, строение, функционирование есть продолжение эволюционного ряда; оно во многом сходно с организмом высших приматов.

    Биологическая сущность, являющаяся результатом эволюции, сочетается в нём с социальной сущностью – продуктом развития общества. Они обе оказывают существенное влияние на все аспекты жизни и поведения человека.

    Биологическая сущность проявляется в том, что человек является обычным животным со своими потребностями и инстинктами, направленными на их реализацию. Основные биологические потребности человека – это поддержание жизни, воспроизводство рода и защита потомства.



    Рисунок 1. Биосоциальная природа человека.

    Глава 2. Социальная сущность человека

    Каждый человек с первых до последних дней живёт в семье. И это главное достояние человека как социального существа. Основой семьи являются родители, которые являются выходцами из разных семей, живущих близко или далеко друг от друга. Поэтому ребёнок является обобщением особенностей этих разных семей. Так происходит обновление биологического существа человека и одновременно продолжение семейных традиций в обществе. Если  по каким – то причинам человек остаётся без семьи, то это может кардинально изменить  его образ жизни, вплоть до понижения его социального статуса (бродяжничество и пр.)

    Социальное существо начинается с младенчества, фиксируется свидетельством  о рождении. Далее совершеннолетие, получение паспорта гражданина. Воспитание в семье – важнейший этап в жизни, во многом определяющий место человека в обществе. Главное тут воспитание трудолюбия, уважения к другим людям. Есть такое наблюдение: «Человек человеку и не друг, и не враг, а так». Это высказывание отражает отношения  людей друг к другу, часто выдаваемое за демократические свободы. По отношению к собственности выделяется общество индивидуализма и коллективизма. В России исторически складывался общинный уклад жизни людей в одном поселении. Соседи помогали друг другу в уборке урожая, покосе травы для домашних животных, строительстве дома. Этот жизненный уклад естественным образом перешёл в отношения коллективизма при советской власти. Это на государственном уровне гарантировало каждому человеку образование и право на труд. Право на труд является принципиальным достижением общества коллективизма, поскольку человек чувствует  себя свободным, если работает. Равноправным социальным существом человек может быть только в обществе коллективизма.

    Каждый человек проживает свою жизнь в рамках допускаемых биологическим существом, полученного воспитания и образования. В обществе индивидуализма (в условиях частной собственности на средства производства) человек живёт в конкурентной среде, начиная с образования и трудовой деятельности. Это активизирует его жизненную энергию, заставляет максимально использовать свои врождённые и приобретённые качества. Но это и борьба за существование внутри общества, ведущая  к классовому  расслоению.

    Если биологическое существо человека с возрастом стареет, теряет свою жизненную устойчивость, то социальное существо наоборот, укрепляется и расширяется, остаётся в обществе даже при уходе человека из жизни. В каждой семье помнят своих родителей, хранят в своих воспоминаниях, письмах и фотографиях. Творческая личность, художники, скульпторы, писатели и поэты, музыканты и артисты, деятели науки остаются в памяти общества надолго. Их творчество является базой для воспитания и образования новых поколений. Все мы даже из школьной программы знаем имена творческих людей средневековья, дошедшие до нас архитектурными и скульптурными памятниками, литературными произведениями, экспонатами музеев. Так социальное существо человека переходит в культурное достояние общества.

    Человек находится в универсальной связи с природным и социальным миром. Всю полноту своих разнообразных связей с природой, другими людьми, с общественными структурами и институтами человек реализует через деятельность. Именно в практически-предметной и познавательной деятельности человек выступает во всей целостности своего существа, в ней, в ее конкретных формах реализуется единство телесного и духовного, материального и идеального, идеалов и действительности.

    Деятельность представляет собой специфически человеческую форму активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.

    Действующее лицо мы называем субъектом деятельности, а объектом - то, на что она направлена. Содержание понятия «субъект» охватывает все социально значимые качества человека: разум, нравственность, совесть, духовность и др.

    Деятельность человека имеет осознанно целесообразный характер. Причем сознательное определение цели деятельности (функция целеполагания) присуща только людям. Следовательно, в начале любой деятельности лежит цель - образ её предвосхищаемого результата в человеческом сознании, на достижение которого направлена деятельность.

    В соответствии с целью человек выбирает средства её достижения - приемы, способы действий, орудия, приспособленные для осуществления деятельности. Несоответствие цели и средств или постановка недостижимых целей становятся главной причиной неудач и трагедий. Полученный результат - это ещё один важный элемент деятельности: результат воплощает задуманное, соответствует поставленной цели.

    Деятельность складывается из отдельных действий, которые отличаются кратковременностью и включённостью в более широкие процессы, подчинённостью своих целей другим, более важным. Сознательное действие, направленное на достижение общественно значимой цели называют поступком. Из них окружающие делают вывод о поведении человека - наблюдаемой активности, внешнем проявлении его деятельности, её «лицевой» стороне, обращённой к другим людям. В анализе любой деятельности важно понимать её скрытые или явные пружины. Причиной любой человеческой активности является та или иная потребность - ощущаемая человеком нужда в том, что необходимо для его жизни и личностного развития.

    Стремления к созданию или сохранению неких общественных отношений, обеспечивающих удовлетворение различных потребностей, мы называем интересами. Сколько групп в обществе - столько интересов. Мотивами деятельности могут быть и идеальные убеждения - устойчивые взгляды на мир, принципы, которые человек стремится воплотить в своих поступках. Отношение к конкретному социальному объекту, определяющее намерения человека на его счёт, является социальной установкой. Только в начале XX века З.Фрейд установил, какое большое значение играют в человеческой деятельности неосознанные влечения, основанные на биологических инстинктах и вытесненные в подсознание.

    Все виды деятельности можно разделить на две группы: к первой относят практическую, в том числе материально-производственную и социально-преобразовательную; ко второй - духовную (познавательную, ценностно-ориентировочную и прогностическую). В различные виды деятельности выделяют трудовую, образовательную, творческую, политическую, досуговую, рекреационную и многие другие, однако все классификации довольно условны. Заметим также, что любая деятельность может быть как созидательной, так и разрушительной. 

    Интересной является творческая деятельность, результатом которой становится рождение чего-либо принципиально нового, никогда не существовавшего. Нестандартность возникшей задачи подталкивает человека к творчеству, воображение и фантазия помогают смоделировать будущий процесс, предвидеть результат. Развитие творческой деятельности является условием успеха любого общества. Ничто так не развивает творческие способности, как игры.

    Таким образом, под деятельностью мы понимаем специфическую форму отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающуюся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания.

    Социальная деятельность - это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (общество, класс, группа, личность) в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства - экономические, социальные, политические и идеологические. Социальная деятельность имеет место тогда, когда личность, группа, класс или общество в целом ставят перед собой цели и активно участвуют в их реализации.

    Социальная сущность – это способность человека управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила, принятые в обществе. Социальная сущность определяет наше поведение и те виды активности, которые мы позволяем себе в повседневной жизни.

    Среди множества биологических видов, населяющих нашу планету, человек выделяется именно своей социальной сущностью. Конечно, многие животные тоже объединяются в стаи и другие сообщества, но они делают это под влиянием инстинктов. Люди же, наоборот, для исполнения своих социальных ролей способны преодолевать инстинкты.

    В качестве примеров проявления социальной сущности человека можно отметить следующее:

    • преодоление примитивных инстинктов и «первобытных чувств»;

    • стремление менять мир в лучшую сторону;

    • потребность в активной деятельности, полезной для общества;

    • способность совершенствоваться, преодолевать свои слабости;

    • способность и потребность ставить перед собой цели и достигать их;

    • потребность в общении и иных формах взаимодействия;

    • потребность в признании и уважении.

    Если посмотреть на пирамиду Маслоу, можно обратить внимание, что первые два уровня связаны с удовлетворением базовых биологических потребностей. А вот уровни, находящиеся выше, отражают различные аспекты социальной сущности человека.

    Американский учёный А. Маслоу (1908—1970) относил потребность в самореализации к высшим потребностям человека. Он определял её как наиболее полное использование талантов, способностей, возможностей; эта потребность осуществляется путём целенаправленного воздействия личности на саму себя. Способность личности к самореализации представляет собой синтез способностей к целенаправленной, личностно значимой деятельности, в процессе которой личность максимально раскрывает свой потенциал.



    Рисунок 2. Пирамида Маслоу

    Социальная сущность проявляется в том, что человек, являясь частью общества, способен управлять своими инстинктами, подавлять и регулировать свои желания, заниматься осмысленной и целенаправленной деятельностью, соблюдать правила. Социальная сущность, как и личность, формируется в процессе социализации.

    1.1.Социальные качества личности

    Обычно понятием «личность» определяются общественные свойства человека.

    Философская энциклопедия определяет личность следующим образом: это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности. Другое определение — устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

    В обоих определениях подчёркиваются связи человека как представителя рода человеческого и общества. Попробуем разобраться в этих связях.

    В науке проявляются два подхода к личности. Первый рассматривает личность как активного участника свободных действий, как субъекта познания и изменения мира. Личностными при этом признаются такие качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей. Люди непременно оценивают личность через сопоставление с установленными в обществе нормами. И сам человек, обладающий разумом, постоянно себя оценивает. При этом самооценка может меняться в зависимости от проявлений личности и общественных условий, в которых она действует.

    Второй подход рассматривает личность через набор функций, или ролей.

    Человек может одновременно выполнять разные роли — работника, семьянина, гражданина и др. Он совершает поступки, проявляет себя в социальных действиях. Так, он может быть более или менее умелым тружеником, заботливым или равнодушным членом семьи и др.

    Изучение личности через ролевые характеристики непременно предполагает связь человека с общественными отношениями, зависимость от них. Ясно, что и набор ролей, и их выполнение (так сказать, репертуар и рисунок роли) связаны с общественным устройством и с индивидуальными качествами исполнителя. Так, скажем, при родовом строе взаимоотношения в семье требуют от её членов одних действий (беспрекословное подчинение старшим, жёсткое разделение хозяйственных функций, тесно связанное с обычаями, традициями и пр.), в современном обществе — других (готовность к равноправному сотрудничеству, взаимопонимание, забота, основанная на любви, и т. п.).

    Или сравните, например, роли труженика, правителя, воина, учёного в разные эпохи. В своих ролевых проявлениях личность развивается, совершенствуется, меняется. Действует, любит, ненавидит, борется, тоскует не личность сама по себе, а человек, обладающий личностью. Через неё, особым, только ему присущим образом организуя свою деятельность, отношения, индивид предстаёт как Человек. Личность проявляет себя в поведении, активном взаимодействии с обществом.

    Основные социальные качества личности:

    • самосознание – способность осознавать себя, оценивать свои поступки и понимать, как их оценивают другие;

    • самооценка – комплексная характеристика, показывающая, как личность воспринимает свои способности, возможности и прочие особенности;

    • социальная идентификация – отождествление личностью себя с определённой социальной группой;

    • активность – способность выполнять социально значимые действия, проявлять инициативу при взаимодействии с окружающими;

    • интересы – источник мотивации, необходимой для активных действий;

    • убеждения – нравственные, идеологические, религиозные и прочие взгляды, определяющие восприятие личностью окружающего мира;

    • цели жизни – глобальные цели, которые личность воспринимает как своё предназначение.

    С точки зрения психологии, наличие целей жизни – ключевая характеристика сформировавшейся личности. Несмотря на всё разнообразие возможных вариантов, все существующие цели жизни можно сгруппировать в четыре группы:

    • материальные блага и комфорт;

    • развитие и творческая деятельность;

    • власть и уважение;

    • духовное совершенствование.

    1.2. Социализация личности

    Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляются его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. Конечно же, личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.

    Таким образом, социология личности – отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязей личности и социальных общностей.

    Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:

    1) изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов;

    2) изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания);

    3) рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

    В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются:

    1) биологические, генетические заданные предпосылки;

    2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.

    Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.

    Подойти к задаче характеристики личности можно двояким способом:

    - с точки зрения ее структуры;

    - с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.

    Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе.

    Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой человек (ребенок) изначально асоциален или его социальность сводится к потребности в общении. В этом случае социальность – процесс превращения изначально асоциального субъекта в социальную личность, владеющую принятыми в обществе моделями поведения, воспринявшую социальные нормы и роли. Считается, что такой взгляд на развитие социальности характерен, прежде всего, для психоанализа.

    Понимание процесса усвоения социальных норм, умений стереотипов, формирования социальных установок и убеждений, обучения принятым в обществе нормам поведения и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и взаимодействия с их членами как социализация имеет смысл, если изначально индивид понимается как несоциальное существо, и его несоциальность должна в процессе воспитания в обществе не без сопротивления преодолеваться. В иных случаях термин «социализация» применительно к социальному развитию личности избыточен. Понятие «социализация» не подменяет и не заменяет собой известных в педагогике и в педагогической психологии понятий обучения и воспитания.

    1.3 Единство биологического и социального в человеке

    Разные авторы по-разному высказываются о взаимоотношении биологической и социальной сущностей человека. Одни противопоставляют их, другие же считают их тесно связанными между собой. Вторая точка зрения более популярна. Она подразумевает, что в человеке от рождения присутствует биологическая сущность, но по мере взросления и социализации всё большую роль играет социальная. При этом она тоже направлена на реализацию потребностей человека, но уже посредством адаптации к сложным требованиям человеческого общества.

    Биологическое в человеке предстает не как параллельный и абсолютно автономный по отношению к социальному бытию мир, а располагается в самой сфере социального как исток и фундаментальная основа. Природа выступает в качестве начального уровня иерархическою бытия человека, который заключает в себе необходимые естественные свойства, являющиеся одновременно и частью природы и ее высшим продуктом.

    Человек создает свой культурный и социальный мир на определенных природных основаниях, которые выступают своеобразным строительным материалом для создания человеком материальных и духовных ценностей, опредмечивания его знаний, взглядов и идей. Взаимодействие биологического и социального в человеке никогда не может считаться законченным и выступать в завершенной форме. Их единство состоит в бесконечном наполнении биологического социальным содержанием, в опосредствовании и преобразовании природного общественными факторами, поскольку человеческие предметы не являются природными в том виде, как они непосредственно даны в природе.

    Следовательно, говоря о человеке, пытаясь понять его, оценить его поступки, мы должны учитывать его триединую природу, потому как «магическое» триединство основных качественных характеристик (природное, социальное, духовное) свойственно любому из нас как нормальному представителю человеческого рода.

    Глава 3. Самосознание и самореализация

    Самосознание и самореализация – важные «кирпичики» социальной сущности человека. Самосознание – это способность индивида понимать себя как личность, оценивать свои возможности и способности, понимать и прогнозировать, как те или иные поступки будут восприняты окружающими, а также нести ответственность за собственные решения и действия. Именно от самосознания зависит то, насколько успешно человек может взаимодействовать с другими членами общества.

    Самореализация – это процесс реализации личностью своего потенциала, достижения жизненных и просто важных целей,  потребность в самореализации – это одна из высших потребностей человека (наряду с самоактуализацией и саморазвитием). Он дал следующее определение: самореализация – это максимально полное использование всех  талантов, способностей и доступных возможностей для осуществления личностно значимой деятельности.

    Помимо внешних условий поведения человека в обществе, реализации его многочисленных социальных связей и формирования социальных качеств, важным является самосознание и самореализация личности.

    Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.

    Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации. Этим термином определяется процесс наиболее полного осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении личностно значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности

    Глава 4 . Общественная форма жизни человека

    Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция — это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность — это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть целиком социокультурное образование. Можно встретить и такое определение: личность — это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории

    Человек — общественное существо, живет в сообществе себе подобных. Он включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в ней собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Именно совместная жизнь с другими людьми приводит к появлению личности как интегральной характеристики человека. Личность — это всегда определенная позиция. Сугубо человеческой формой жизни является такая общность, как семья. Животные также образуют устойчивые пары, заботятся о потомстве, но они создаются исключительно с целью продолжения рода. Детеныши животных достаточно рано расстаются со своими родителями и забывают их. У животных отсутствуют межпоколенные связи. Иначе у людей. У человека самое длительное детство. Дети для родителей всегда остаются детьми. По меткому и емкому определению психолога К. К. Платонова, человек — это существо, имеющее бабушек и дедушек.

    Способом жизни человеческого общества является общение. «Человеческая сущность, — писал Л. Фейербах, — налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты»

    Развитие общества - результат деятельности людей

    Человек входит в общество через коллектив, являясь членом нескольких коллективов (трудового, профсоюзного, танцевального и др.). Общество представляется как коллектив коллективов. Человек входит в более крупные общности людей. Он принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации.

    Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности, называются общественными отношениями. Принято различать отношения, которые складываются в сфере материального производства, и те, которые пронизывают духовную жизнь общества. Если первые обеспечивают обществу материальные возможности существования и развития, то вторые (идеологические, политические, юридические, нравственные и др.) есть результат и условие взаимодействия людей в процессе создания и распространения духовно-культурных ценностей.

    Вместе с тем материальные и духовные общественные отношения находятся во взаимосвязи и обеспечивают развитие общества. Общество это динамическая система, общественная жизнь находится в постоянном изменении. Это постоянное движение характеризуется как исторический процесс, как последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

    Таким образом, само понятие «общество» не может быть осмыслено без знаний о человеческой деятельности.

    Проблема соотношения деятельности людей и развития общества в современной науке является одной из актуальных. В социальной философии принято считать, что общественный процесс не сводится к сумме актов человеческой деятельности. Но из этого отнюдь не следует его независимость от деятельности и жизни людей. Он не является суммой актов человеческой деятельности, но он не может возникнуть помимо этих актов, не из этих актов.

    Социальный процесс не только складывается из деятельностей людей, но и постоянно распадается на эти обособленные деятельности; взаимообусловленность этих процессов определена не только в пространстве, но и во времени, как их постоянная смена, переход друг в друга, сращивание и умножение.

    Социальный процесс можно попытаться понять как многочлен человеческих деятельностей, сменяющих друг друга и сопряженных друг с другом. В истории действуют не отдельные индивиды, а «ансамбли» людей. Социальный процесс - это полифоническая деятельность, сопряженность различных событий. Эти события происходят в деятельностях и взаимодействиях людей. Все это характеризует социальное бытие как деятельность людей.

    Заключение

    Человек – биосоциальное существо, в котором его биологическая природа сочетается с социальной сущностью. Биологическая составляющая проявляется преимущественно через темперамент, а социальная определяет характер. Нельзя сказать, что одна или вторая составляющая полностью определяет, кем является человек. Каждая из них сильно влияет на наше поведение, поскольку они тесно связаны между собой. В этом плане человек является уникальным животным, ведь ни один другой представитель фауны не способен целенаправленно управлять своими инстинктами ради реализации своей социальной сущности.

    Понятие «человек» вбирает в себя как биологическую природу, так и социальную сущность людей.

    Понятие «личность» характеризует общественное в человеке, его свойства и роли, которые он обретает только во взаимодействии с другими людьми.

    Человек анализируется с позиций присущих ему специфических социальных качеств и как существо деятельностное, созидающее.

    Общество и природа взаимосвязаны. Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой. Животные приспосабливаются к окружающей среде. Они употребляют природный материал в качестве орудий, в общем, используют всё, что дает природа. Человек не только приспосабливается к окружающей среде, но и преобразует ее. Только человеку присуща такая активность как деятельность.

    Человек использует не только природные предметы, но и средства создаваемые самим человеком. И поведение животных и деятельность человека сообразуется с целью, но в основе поведения животных - биологическая программа, т.е. инстинкты, а человеческая деятельность характеризуется исторически сложившейся программой, т.е. обобщением опыта предшествующих поколений.

    Таким образом, деятельность - это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром, основанная на изменении и преобразовании мира в интересах людей, направленная на созидание того, чего нет в природе, на производство продукта материальной и духовной культуры.

    Чувство счастья, удовлетворение жизнью необходимо каждому, поскольку это является стимулом для продолжения жизни. Понимание, оценка этого чувства у каждого может быть своим, поскольку психологические переживания человека многогранны. Если человек болел и выздоровел, то прилив сил вызывает удовлетворение жизнью. Достижение очередной цели после многодневных трудностей и забот приносит большое удовлетворение. Встреча  любимого, родного человека даже после небольшого расставания придаёт силы для новых планов. Оснований для счастья много, но, в конечном счёте, всё сводится к тому, что человек должен чувствовать, что он кому – то нужен. Необходимость твоей жизни, присутствие в тебе  другой жизни создаёт счастливое восприятие собственной жизни. Преодоление трудностей забывается, память о моменте счастья остаётся. Не надо стесняться и скрывать, что ты кому – то нужен. Быть счастливым это быть полноценным человеком.

    Список источников

    1. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

    2. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. С48 Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию

    субъективности. Учебное пособие для вузов. -М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с

    1. САМЫГИН С.И., ПЕРОВ Г.О. Социология: 100 экзаменационных ответов (экспресс-справочник для студентов вузов). Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 1999 г.

    4. ВОЛКОВ Ю.Г., НЕЧИПУРЕНКО В.П., ПОПОВ А.В., САМЫГИН С.И. Социология: курс лекций: учебное пособие. – Ростов-н/Д: Феникс, 1999 г.

    5. СТОЛЯРЕНКО Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Ростов-н/Д: «Феникс», 1999 г.

    6. КЛИМОВ Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999г.

    7. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию / В.Е.Кемеров. - М.: Академический проект, 2000. - С.76.

    8. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В.Осипова. - М.: ИСПИ, 1999. - С.174.

    9. Боголюбов, Л.Н. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2003. - 160 с

    Интернет ресурсы

    Социальное существо человека (Виктор Шулепов) / Проза.ру (proza.ru)

    https://dnevnik-znaniy.ru/obshestvo


    написать администратору сайта