Медицина древнего Тибета
Медицина Древнего Тибета Медицина древнего Тибета – уникальный синтез научных и философских знаний. Впервые возникнув на основе индийского учения, она продолжала развиваться и совершенствоваться. По нынешний день принципы восточной медицины пользуются большой популярностью, эффективно совмещая вековую мудрость с современными методиками диагностики и лечения.
Основа врачевания Основой медицины древнего Тибета является сочинение «Четыре тантры» (полное название – «Сердце амриты, восьмичленная тантра тайных устных наставлений») – «Чжуд-ши». По преданиям, написано оно было медицинской ипостасью Будды Шакьямуни.
Чжуд-ши (Джуд-ши) Трактат представляет собой собрание практических и теоретических знаний, рассказывает о лекарственных веществах и философии восточной медицины Тибета. Точное время создания этого произведения неизвестно, но корни его могут уходить до 3000 лет назад к временам великого переселения индоариев из Европы в Азию.
Источник медицинского знания Основным источником медицинского знания в древнем Тибете считается «Аштанга-хридая-самхиту» – трактат, созданный ученым-лекарем Вагбхатой-младшим на рубеже II-III веков. На тибетский язык он был переведен в VII веке по указу царя Трисонг Децены, уделявшего большое значение научному прогрессу, в частности, медицинскому.
Представления о теле Основа медицины Древнего Тибета – учение о трех сущностях – ньепа, к которым относятся слизь, ветер и желчь. Человек существует путем их взаимодействия друг с другом, а при нарушении этих взаимоотношений возникают яды – тупость, гнев и привязанность. Таким образом, все заболевания организма связывались с разумом. Для того чтобы вылечить болезнь, нужно принимать во внимание состояние других органов, которые ослаблены и могут препятствовать излечению. Основными принципами терапии являлись: «лечить больного, а не болезнь», «лечить там, откуда боль приходит, а не там, где болит», «организм нужно лечить как единое целое».
Методы лечения К основным методам терапии, практиковавшимся в древнем Тибете, относились диета, правильный образ жизни, лекарственные препараты и различные процедуры. Они использовались как по отдельности, так и в совокупности, в зависимости от тяжести состояния больного и других факторов. Согласно трактату «Чжуд-ши», нет таких растений, которые не могли бы использоваться в качестве лекарств. Для их изготовления использовались любые средства, а рецепты медикаментозных препаратов иногда насчитывали несколько десятков ингредиентов, смешанных в определенных соотношениях. Если отсутствовал хотя бы один компонент – лекарство считалось бесполезным.
|