Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ НА ТЕМУ: «МЕДИЦИНА И МЕДИЦИНСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

  • Глава 1. Начало греческой мифологии

  • Глава 2. Врачевание и медицина в Древней Греции Medicina fructosior ars nulla. Нет искусства более полезного чем медицина.

  • Список используемой литературы

  • Медицина и медицинские школы древней греции


    Скачать 46.22 Kb.
    НазваниеМедицина и медицинские школы древней греции
    Дата26.03.2023
    Размер46.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKuzmenko_istmed.docx
    ТипРеферат
    #1015683













    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

    Высшего образования

    «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова»

    Министерства здравоохранения Российской Федерации

    Кафедра истории медицины и социально-гуманитарных наук

    РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

    «МЕДИЦИНА И МЕДИЦИНСКИЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

    Выполнил студент

    Группы 2.1.21 ,,А”

    Крылов Никита Константинович

    Проверил преподаватель:

    Поморцева Ирина Викторовна

    Москва

    2023

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение.............................................................................................................3

    Глава 1. Начало греческой мифологии............................................................4

    Глава 2. Врачевание и медицина в Древней Греции......................................9

    Заключение.......................................................................................................16

    Список литературы..........................................................................................17

    Введение

    Мифы. Для многих они кажутся простыми выдумками, сказками, придуманными людьми из прошлого в силу того, что они не могли объяснить природные явления и закономерности. Действительно, греческая мифология появилась так же, как и народные сказки: люди придумывали и рассказывали друг другу множество удивительных и невообразимых историй о богах, героях, чудовищах, волшебных растениях и придуманных существах, в которых воплощались как самые лучшие качества людей, так и самые ужасные стороны человеческой души. Греки отразили в мифах свои представления о том, как происходил процесс возникновения мира и почему люди бывают на столько разными: смелыми и трусливыми, мудрыми и глупыми, веселыми и грустными, щедрыми и жадными, ласковыми и жестокими, добрыми и злыми, хитрыми и доверчивыми, скромными и тщеславными.

    Актуальность данной темы заключается в том, что именно мифы Древней Греции в огромной степени оказали влияние на развитие человеческого общества, отношений между людьми, культуры, религии, а отдельные аспекты мифологии, связанные с врачеванием, оказали сильное влияние на становление и развитие медицины. В дальнейшем мы будем наблюдать связь мифологии с врачеванием. Роль религиозного фактора невозможно переоценить в становлении современного мира. Люди, занимающиеся изучением всего великолепия удивительного мира мифов и легенд, вносят огромный вклад в развитие изучения истории нашего мира. Многие деятели искусства, ученые и изобретатели черпали в этом море легендарных сюжетов вдохновение, находя в нем основы для новых идей, собственных произведений и открытий в научной среде.

    Цель работы- изучение мифологии Древней Греции, анализ развития врачевания и появление врачевателей, общие понятия людей о человеческом организме.

    Рассматриваемыми объектами в данной теме будут непосредственно мифы и божества, связанные с врачеванием в Древней Греции и развитие медицины в этой стране.

    Глава 1. Начало греческой мифологии

    «Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство» -- начало «Клятвы» древнегреческих врачей, которая в основных своих чертах была создана еще до Гиппократа (около 460-377 гг. до н. э.). С первых строк мы видим значимую роль мифологии в становлении и развитии врачевания в Древней Элладе.

    Недра греческой мифологии таятся в тысячелетней истории народов бассейна Эгейского моря. Сконцентрировав в себе легенды, народную мудрость, а порой и подлинные события, греческая языческая религия достигла наивысшего расцвета ко II тыс. до н.э.

    В отличие от египтян греки создавали богов по своему образу и подобию, высшие существа имели такие же человеческие качества, испытывали такие же эмоции, главной отличительной чертой было бессмертие. Почему и когда именно древние греки начали придумывать мифы, неизвестно. Но совершенно понятно, что в произведениях самых ранних греческих поэтов угадывается новое мировоззрение, немыслимое для предшественников, но уже абсолютно неотделимое от следующих поколений. Произошел коренной переворот в мышлении. До тех пор человек был никем. В Греции он впервые осознал себя частью человечества.

    Богов восхваляли, им приносили дары, воздвигали памятники и скульптуры, устраивали в их честь праздники и пиры. Мифология этих людей, этого общества, очень сильно разнилась с мифологиями других народов. Если вдуматься и вспомнить, даже самые немыслимые события развиваются на совершенно обыденном, хорошо узнаваемом фоне. Привязка к знакомому и привычному придавала мифологическим персонажам и событиям некоторую реальность, как бы смешно это не звучало. Мир греческих легенд далек от того, чтобы держать человека в постоянном страхе. Люди не испытывали страха перед ними, в классической античной мифологии не осталось места устрашающему иррациональному. Да, боги бывают катастрофически непредсказуемы. И все же весь олимпийский пантеон, за редким исключением, пленял людей красотой и великолепием. Ранние греческие мифотворцы превратили мир, полный страха, в царство прекрасного и изящного.

    Чтобы более полно понять, как именно мифология повлияла на медицину, и кто из божественного пантеона непосредственно связан с ней, обратимся к самим мифам.


    Существует 3 этапа древнегреческой мифологии:

    1 этап-до олимпийский или космогонический (космогония – происхождение мира) – заканчивается рождением Крона

    2 этап-олимпийский или теогонический (теогония – происхождение богов и божеств)

    3 этап-поздний героизм, когда от богов рождаются герои, которые следят за порядком и уничтожают всех чудищ.

    В греческий пантеон Олимпийских богов традиционно входило 12 богов, но состав пантеона был не очень устойчивым и иногда насчитывал 14-15 богов. Обычно это были: Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Посейдон, Афродита, Деметра, Гестия, Арес, Гермес, Гефест, Дионис, Аид. Олимпийские боги жили на священной горе Олимп в Олимпии, у берегов Эгейского моря. Каждый из них так или иначе был связан с человеческими жизнями и здоровьем, но среди двенадцати бессмертных божеств, восседающих на Олимпе, одним из самых почитаемых и любимых среди людей был и остается древнегреческий бог Аполлон, сын Зевса и Лето.

    «Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнах бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров.... Но вот родился бог света Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природа вокруг ликовала вместе с богинями.».

    Аполлона изображают высоким, стройным юношей с лирой и луком в руках, он был идеалом мужской красоты. Бог олицетворял солнце и, подобно солнцу, которое своим благодатным теплом исцеляет болезни, он- бог-целитель и бог-прорицатель. В то же время Аполлон был богом карающим и мог вызывать своими стрелами эпидемии и другие бедствия. Так, в одном из мифов он ниспослал мировую язву на греков, воевавших под Троей, в наказание за то, что они оскорбили его жреца. У Аполлона была сестра-близнецАртемида.

    И в брате, и в сестре имелись противоречивые друг другу качества. Аполлон красив и ярок, он подобен солнцу. Артемида же, как луна, таинственна и прекрасна.

    Артемида была богиней плодородия и луны, владычицей зверей и покровительницей охоты. Как богиня врачевания, она считалась покровительницей рожениц, защитницей детей и женского целомудрия. Поэтому при обряде бракосочетания и во время беременности было принято приносить ей всевозможные дары. И все-таки основными её чертами были непреклонность и беспощадность, а кровь и мучения доставляли ей определенное удовольствие. В одном из мифов рассказано о том, что фессалийский герой и царь Адмет забыл при вступлении в брак принести жертву Артемиде и разгневанная богиня пустила ядовитую змею в его брачные покои. К счастью, Адмета спас вовремя подоспевший Аполлон.

    Аполлона также часто представляли, и как бога–губителя, даже как бога смерти. В одном из мифов говорится, как он, будучи совсем юным, убил змея Пифона:

    «Томимый жаждой мщения, опустился Аполлон у входа в мрачную пещеру, где обитал Пифон. Дракон выполз на свет, изрыгая огонь. Хвост его бил по земле, сметая вековые деревья. Но как ни ярился Пифон, не мог причинить зла юному богу света. Улыбаясь, натянул Аполлон тетиву лука, запела золотая стрела — содрогнулось змеиное тело, мглой покрылись глаза дракона, и Пифон испустил дух».

    Но брат с сестрой не являются единственными и главными богами-врачевателями на Олимпе. Самым важным медицинском богом олимпийского пантеона был Асклепий. Прообразом этого героя мифов был реально существующий человек, легендарный врачеватель царь Фессалии. Из древнегреческих легенд мы знаем о его рождении, жизни, подвигах, гибели и после этого признании полубогом и сыном Аполлона. Согласно греческой мифологии, Асклепия всегда сопровождала змея, которая почиталась в древнем мире как символ мудрости, знаний, могущества и бессмертия. Змея как символ врачебного искусства была известна с древнейших времен, поэтому корни медицинской эмблемы следует искать еще в первобытном обществе, на стадии анимализма и тотемизма, когда люди поклонялись змеям. Одни исследователи связывают это с использованием их яда в лечебных целях. Другие же считают, что змея стала эмблемой медицины потому, что, сбрасывая кожу, она как бы возрождается, подобно телу больного после лечения.

    Род асклепиадов (т.е. потомков Асклепия) на острове Кос, продолжался еще многие века. Самыми почитаемыми детьми Асклепия считались сыновья Телесфор, Подалирий и Махаон (упоминаемые Гомером как великолепные врачи) и дочери, почитаемые как богини- Гигиея, богиня здоровья, Панацея (Панакея), покровительница лекарственного врачевания.

    Многие среди богов олимпийского пантеона имели отношение к врачеванию, сохранению здоровья и жизни, в большей степени это связано с тем, что все они были высшими существами, живущими много тысяч лет и не знающие болезней, старости и смерти. Помимо богов различными целительными силами и магией обладали и мифические существа, такие как кентавры, горгоны, единороги, пегасы и многие другие.

    В греческой мифологии весьма часто упоминается о кентаврах. Дело в том, что верховая езда в Древней Греции была практически неизвестна, поэтому греки принимали диких горцев Фессалии, которые были прекрасными наездниками, за каких-то страшных и неизвестных чудовищ. Предполагают, что так родилось изображение кентавра: существо с лошадиным туловищем, человеческим торсом и головой — получеловек-полулошадь. В мифах кентавры наделялись дикими и грубыми нравами, олицетворяя дикость и жестокость, и только один из них — сын титана Крона, кентавр Хирон— составил удивительное исключение, прославился своей мудростью и справедливостью.
    Кентавр Хирон был великолепным музыкантом и гимнастом, метким стрелком и знатоком природы, искусным врачом. Согласно преданиям, он жил на горе Пелион и обучал юных героев, титанов и полубогов-героев различным отраслям знаний и искусствам: законодательству, астрономии, охоте, музыке и медицине. Учениками Хирона считались многие герои произведений Гомера: Нестор, Ахилл, Патрокл, а также сыновья Аполлона Аристей и Асклепий.

    Именно у кентавра Асклепий научился искусствам медицины и охоты. В скором времени ученик превзошел своего наставника. Асклепий достиг такого мастерства в хирургии и использовании лекарств, что ему стали поклоняться как основателю медицины. Он мог не только лечить больных, но с помощью двух фиалов крови Медузы Горгоны, подаренных ему Афиной, оживлять людей, дав им кровь, взятую из левой части тела Горгоны, или мог мгновенно умертвить их, дав им кровь, взятую из правой части тела Горгоны.

    Таким образом мифология вдоль и поперек связана с медициной, можно бесконечно долго рассказывать о способностях греческих божеств, связанных с врачеванием и исцелением.

    Глава 2. Врачевание и медицина в Древней Греции

    Medicina fructosior ars nulla.
    Нет искусства более полезного чем медицина.

    Врачевание в Древней Элладе изначально опиралось на религиозные основы, развивалось на фоне эмпирического врачевания (которое существовало издавна). В течение времени, медицина все больше опиралась на научно-обоснованные факты и знания. Развитие истории Древней Греции непосредственно связано с развитием врачевания. Выделяют пять основных периодов:

    1) крито-архейский, или эгейский (конец III – конец II го тысячелетия до н.э.);

    2) предполисный (XI–IX вв. до н.э.);

    3) полисный (VII–VI вв. до н.э.);

    4) классический (V–IV вв. до н.э.);

    5) эллинистический (30-е годы IV в. – 30 г. до н.э.).

    Каждый период имеет свои отличительные особенности в развитие медицины. Рассмотрим каждый из них.

    Медицина Древней Греции (с III–II тыс. до н. э.) начинается с крито-архейского периода, который известен не столько данными о народной медицине на рубеже общинного и рабовладельческого этапов истории, сколько сведениями о высоком уровне санитарного благоустройства в городах (особенно на острове Крит), влиянии на образ жизни и, естественно, врачевании с многочисленными теургическими ритуалами, осуществляемыми жрецами при лечении заболеваний.

    Гораздо более полные сведения были получены в XI–IX вв. до н.э., главным образом из памятников культуры и литературы. Здесь прежде всего нужно назвать поэмы «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Произведения, созданные им, передавались в течение столетий из уст в уста, позже были записаны, и таким образом стали первыми греческими письменными памятниками. В них показано состояние медицины в момент перехода от родового строя к рабовладельческому.

    В поэмах Гомера описано множество повреждений туловища и конечностей (поверхностные и проникающие ранения, ушибленные раны и нагноения, возникающие в результате укусов ядовитых змей, и т. д.). Лечение ран состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови, применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязки. Несмотря на то, что вскрытия умерших в древней Греции не производились, медицинская номенклатура «Илиады» и «Одиссеи» составила основу терминологии греческих врачевателей и даже входит в состав современного анатомического языка. Гомер упоминает также эпидемию чумы, сумасшествие друзей Улисса, меланхолию Беллерозона, рождение жизнеспособного младенца в конце седьмого месяца беременности; говорится об употреблении серных окуриваний с целью предупреждения заболеваний и использовании серы как лекарственного средства, а также о заимствовании некоторых знаний о лечебных средствах у древних египтян.

    Полисный период характеризуется появлением на территории Греции городов-государств - полисов, формированием древнегреческой философии, становлением храмового врачевания, появлением большого количества асклепейонов по всей территории.

    Самым величественным считалось святилище Асклепия в Эпидавре. На территории святилища располагались также храмы в честь Гигиеи, Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос – выдающееся произведение древнего зодчества. Минеральный источник, вода которого обладает природным лечебным действием, и кипарисовая роща были обязательными ориентирами при выборе в древней Греции мест для сооружения храмов. Вода источника использовалась в качестве основного лечебного средства. На территории святилища были также баня, библиотека, гимнасий, стадион (для занятий спортом), театр, повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники, воздвигнутые в честь знаменитых врачевателей, стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления, таким образом было все необходимое для проживания там. Таким образом, святилища Асклепия в древней Греции не были больницами в нашем понимании.

    В классический период истории Греции полисный строй достиг наивысшего экономического, политического и культурного развития. Наступил «высочайший внутренний расцвет Греции» (К. Маркс). В Древней Греции в это время сложилось несколько врачебных школ не только на территории полуострова, но и в Малой Азии и даже на побережье Черного моря, где создавались города в колониях. Наиболее известные из них – Кротонская, Книдская и особенно – Косская.

    Кротонская врачебная школа, ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1) организм есть единство противоположностей, 2) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т. п., господство же (монархия) одной из них есть причина болезни, 3) противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врачеватель Алкмеон.

    В Книдской врачебной школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь и черная желчь). Позднее на основе древнегреческого учения о соках организма сформировалась гуморальная теория, которая с некоторыми изменениями существовала в медицине до XIX в. Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда.

    Косская врачебная школа — главная медицинская школа древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э. Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающей средой, стремились поддерживать имеющиеся в организме природные силы. Болезнь в их понимании— не наказание богов, а результат влияний внешних сил и образа жизни. Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и четырех темпераментах, разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного, развивали основы врачебной этики.

    Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа– великого древнегреческого врача того времени, реформатора античной медицины. Жизнь Гиппократа, подобно жизни многих знаменитостей древности, окутана легендой, которая приписывает свершение им многих славных поступков. История сохранила несколько сочинений Гиппократа, до сих пор окончательно не установлено количество его подлинных сочинений в сборнике. Гален считал, что Гиппократу принадлежит 13 сочинений; современные историки медицины полагают, что число их меньше. Чаще всего к оригинальным сочинениям Гиппократа относят: «Афоризмы», «О воздухах, водах и местностях», «Прогностику», «Эпидемии», «О диете при острых болезнях», «О переломах», «О вправлении суставов», «О травмах головы» и некоторые другие. В совокупности, вместе с произведениями других древнегреческих врачей и философов был написан «Гиппократов сборник».

    Гиппократ жил в период высочайшего расцвета эллинской культуры, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. Он не был «отцом медицины», которая в течение тысячелетий существовала до него, но в свое великое время он был главой выдающейся врачебной школы, олицетворявшей лучшие достижения древнегреческой медицины классического периода. В произведениях Гиппократа имеются зарисовки душевных и телесных свойств сангвиников, холериков, флегматиков и «очень бледных» – меланхоликов, названных так соответственно гуморальным представлениям о преобладании в организмах людей определенных типов жидкости: крови, желтой и черной желчи, слизи. Выделение типов телосложения и душевного склада имело не только теоретическое, но и большое практическое значение: установление типа связывалось с диагностикой и лечением больных, так как каждый тип предрасположен к определенным болезням. Гиппократ рассматривал причины болезней, которые он делил на внешние (влияние времени года, климата, воздуха, воды, питания и др.) и внутренние (возраст, пол, темперамент, привычки, наследственность, образ жизни, недостаток или избыток физических упражнений и др.). Его заслуга – разработка учения об этиологии, из которого он выбросил представление о сверхъестественном, божественном происхождении болезней. Можно бесконечно долго перечислять вклад этого великого человека во врачевание, без него нельзя представить медицину такой, какой она сейчас является.

    Эллинистический период является заключительным, внешним этапом развития древней Греции. Он охватывает три столетия в истории Восточного Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока: начавшись с воцарения на престол Александра Македонского (336 г. до н. э.), заканчивается в середине I в. н. э., когда завоевание последнего эллинистического государства – Египта – завершило создание Великой Римской Империи. Эпоха эллинизма явилась периодом систематизации знаний, накопленных в течение предшествовавших тысячелетий, и временем новых достижений и открытий. Медицина эпохи эллинизма характеризуется прежде всего бурным развитием анатомии и хирургии; многие выдающиеся достижения в этих областях теснейшим образом связаны с деятельностью александрийской врачебной школы. Александрийские хирурги иногда производили перевязку сосудов. Это делало возможным ампутацию конечностей и другие ранее невозможные хирургические вмешательства. Применялся в Александрии и наркоз с помощью вытяжки корня мандрагоры. Крупных успехов в области хирургии достигли такие врачеватели, как Эразистрат и Герофил.

    Эразистрат, изучая мозг, описал его оболочки, мозжечок, обнаружил желудочки мозга. Он выделил 7 пар черепно-мозговых нервов, проследил ход черепно-мозговых нервов к мышцам, определив таким образом их отношение к движению. Исследуя сердце, нашел двух- и трехстворчатые заслонки – клапаны, предположил наличие анастомозов между венами и артериями и сделал еще множество открытий. Итогом изучения мозга была мысль о том, что он сообщает движение без помощи души или душ, как учил Платон. Эразистрат усомнился в справедливости учения о главной роли в жизнедеятельности жидких начал, в том числе слизи и желчи, выступая таким образом антиподом гуморальной теории.

    Герофил в отличие от Эразистрата был убежденным сторонником Платона. Пытаясь доказать справедливость взглядов Платона о душах и их местоположении, исследовал желудочки мозга и особенно тщательно четвертый – самый большой, полагая, что в нем пребывает одна из трех душ – мыслящая. Он выделил три стадии сокращения сердца – систолу, паузу и диастолу, установил, что артерии пульсируют под влиянием сокращений сердца, что отражается на пульсе. Он измерил тонкую кишку, определив, что ее начальная часть имеет протяженность в 12 пальцев, вытянутых в ряд – отсюда название «двенадцатиперстная кишка». Изучая глаза, описал стекловидное тело и сетчатку.

    Большое значение для развития естественнонаучного знания того времени имело учение крупнейшего древнегреческого философа и мыслителя Аристотеля из Стагира. В своих натурфилософских воззрениях Аристотель стремился связать сильные стороны учения Демокрита с достижениями Платона. Он принял платоновскую «идею», и пытался в то же время преодолеть идеализм своего учителя. По представлениям Аристотеля Земля покоится в центре Вселенной, которая вечна. В земной природе существует иерархия различных субстанций; все они состоят из огня, воздуха, воды и земли и являются вечными и неизменными. Труды Аристотеля по логике, политике, риторике, психологии, этике, физике, математике, астрономии, зоологии, естественной истории, сравнительной анатомии животных и медицине представляют собой энциклопедию античной науки Древней Греции. Они оказали огромное влияние на философские направления периода эллинизма, средневековья и нового времени в дальнейшем.

    Не смотря на такое развитие в области медицины, забота о здоровье людей со стороны правительства не стремилась идти вперед. Власти Греции не задумывались о сильной необходимости общественного здравоохранения. Города-государства не стремились обеспечить всех граждан хорошим запасом воды, чтобы те могли регулярно совершать гигиенические процедуры и сохранять свои жилища в чистоте и порядке. Общественных канализационных систем также не было. Статистика населения была удручающей. Из трех родившихся детей только двое доживали до двух лет. Ожидаемая продолжительность жизни здорового взрослого грека составляла всего около 50 лет.

    По словам Гиппократа, бедные люди слишком сосредоточены на том, чтобы сводить концы с концами, чтобы беспокоиться о своем общем здоровье. Чего нельзя было сказать о богатых и образованных греках: они работали над сохранением постоянной температуры тела, чистили зубы, регулярно принимали ванны и следили за своим правильным питанием. Их цель состояла в том, чтобы сохранить баланс четырех жидкостей в организме на протяжении всего года.

    Хоть знания о врачевателях Древней Греции достаточно ограничены, тем не менее, анализ дошедших до нас сведений показывает, что достижения этого периода не сводятся только к имени Гиппократа - формирование многочисленных, различных по направлениям врачебных школ, различных по своим достижениям, естественнонаучное понимание единства человека и окружающего мира и связанный с ними взгляд на причины болезней, становление учения о телесных соках, развитие методов диагностики, прогностики и лечения у постели больного, - все это было результатом деятельности многих поколений врачевателей различных полисов Древней Греции.

    Заключение
    Медицина - была спутницей человека с первых его шагов, результатом его наблюдательности, смекалки и разума. Будучи величайшим достижением человечества, она возникла несравненно раньше религий и нашла яркое отражение в появившихся позднее мифологических сказаниях. История древней медицины – это удивительный путь, который люди проделали в поисках здоровья, долголетия, а подчас и вечной жизни.
    Греческая мифология, открытия в области врачевания в Древней Греции, мировосприятие ученых и философов того времени до сих пор являются основой вдохновения для ученых, врачей и людей различных других профессий.

    Несмотря на то, что религия медленно уступала логическим рассуждениям, греки все еще призывали богов исцелить их в Асклепии. В конце концов эти храмы стали оздоровительными курортами, гимназиями, общественными банями и спортивными стадионами.
    Методы постановки диагноза греческими врачами не отличались от тех, которые используются сегодня. Многие из естественных средств профилактики болезней во многом похожи на те эффективные домашние средства, которые используются в наше время. Теория о четырех жидкостях и темпераментах, хоть и обрела иную форму, но ее суть и по сей день остается прежней. Появившаяся в то время «Клятва Гиппократа», также присутствует и сейчас. В каждой стране существует своя «Клятва» (или «Присяга») врача. Сохраняя общий дух древнегреческой «Клятвы», каждая из них соответствует современному уровню развития медицинской науки и практики, отражает национальные особенности и общие тенденции мирового развития.

    Список используемой литературы

    1. Заблудовский П. Е., Крючок Г. Р., Кузьмин М. К., Левит М. М. История медицины - М., 352 стр., 1981

    2. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции - М., 911 стр., 1914

    3. Лисицын Ю. П. История медицины - М., 400 стр., 2010

    4. Cорокина Т. С. История медицины. - М., 560 стр., 2014

    5. Фабиани Жан-Ноэль, Берковичи Филипп Невероятная история медицины - М., 240 стр., 2019

    6. Эдит Гамильтон Мифология. Бессмертные истории о богах и героях. - М., 480стр., 2020



























    написать администратору сайта