Медицина и мораль. Медицина и мораль. Определение
Скачать 0.53 Mb.
|
Медицина и мораль.ОпределениеМора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном от лат. mores «общепринятые традиции») — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Мораль изучает отдельная философская дисциплина — этика.ИстокиВопреки распространенному мнению, современные медики не приносят клятвы Гиппократа. Однако те клятвы, присяги и торжественные обещания врачей, которые приняты в различных странах и обществах, во многом основываются именно на тексте, приписываемом древнегреческому целителю. Живший между V и IV веками до нашей эры врач и философ считается отцом медицины и медицинской этики. Однако его учение скорее объединяет и систематизирует накопленные к тому времени знания и устоявшиеся моральные правила врачевания.Гиппократ Наставления, каким должно быть врачу, встречаются и в более позднем древнеиндийском тексте Ману-смрити (свод законов Ману), датируемом примерно II веком до нашей эры — II веком нашей эры. Этический кодекс врачей Древнего Тибета, известный нам по медицинскому трактату «Чжуд-ши» (V век нашей эры), предписывает врачу быть способным к врачебной деятельности; гуманным; понимать свои обязанности; быть приятным для больных и не отталкивать их своим обхождением; старательным и ознакомленным с науками. Лаконичное наставление врачу есть и у Авиценны: «Врач должен обладать особенными физическими и духовными качествами — глазами сокола, руками девушки, мудростью змеи и сердцем льва». Текст клятвы Гиппократа на века зафиксировал девять основных этических принципов и обязательств врача, большинство из которых (за исключением неприятия эвтаназии и абортов) перекочевали без изменений и в современные клятвы и присяги СредневековьеНа протяжении столетий медицинская этика была неразрывно связана с религиозными учениями. История европейской медицины идет рука об руку с историей христианства. И не только потому, что в течение нескольких веков многие обученные врачеванию люди работали, а порой и жили при монастырях, но и потому, что медицинская этика основывалась на христианских принципах милосердия и что каждая жизнь священна. Отсюда и такое же непримиримое неприятие эвтаназии и абортов, что и у Гиппократа, до сих пор официально признанное в странах с сильной католической традицией.Эпоха ВозрожденияПериод Средневековья сменился Возрождением с его повсеместным насаждением гуманизма, который также нашел отражение в развитии медицинской этики. Однако связь врачебной этики и религии не ослабевала. Так Парацельс, знаменитый врач, философ и реформатор, отстаивал ценности христианского мировоззрения: «Из сердца растет врач, из Бога происходит он, и высшей степенью врачевания является любовь».Медицинская деонтологияМедицинская этика (медицинская деонтология) — дисциплина раздела прикладной этики, изучающая медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом. Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).хирургия для больных, а не больные для хирургии;делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы в похожих условиях для самого себя или для самого близкого тебе человека;для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после;идеалом хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного;информирование больного, которое должно включать в том числе упоминание о риске, о возможности инфекции, побочных повреждений.Пабло Пикассо, «Знание и милосердие», 1897. БиоэтикаБиоэтика - это изучение этических проблем, возникающих в результате достижений в области биологии, медицины и технологий. XX и XXI века — период бурного развития медицины. Человечество научилось не только излечивать многие болезни и продлевать жизнь, но и в буквальном смысле давать ее — путем искусственного оплодотворения и клонирования, а также возвращать к жизни после клинической смерти. Все это и многое другое потребовало пересмотра устоявшихся морально-этических норм, так возникла дисциплина биоэтики, предмет изучения которой — границы допустимого в манипуляциях с жизнью и смертью человека.Якоб Торенвлит, «Визит врача», около 1666-1667. Что касается реализации права пациента на информацию, то принцип информированного согласия впервые был сформулирован в Нюрнбергском Кодексе 1947 года. Этот документ стал следствием реакции на ужасы концлагерей, в которых ставились бесчеловечные опыты над людьми. И изначально он касался именно этой сферы, но уже очень скоро принцип добровольного согласия распространился и на медицинскую помощь — диагностику, терапию, хирургию, трансплантологию и все остальные сферы, окончательно закрепившись в нормативных актах спустя десять лет. В парадигме современной медицинской этики терпеливо, доходчиво, вежливо, честно и максимально полно рассказывать пациенту обо всем, что с ним происходит, — это не жест доброй воли врача, а его прямая обязанность, неразрывно связанная с другой основополагающей обязанностью — хранить врачебную тайну. «Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной», — так звучат предпоследние строки клятвы Гиппократа. Сегодня врачебная тайна — одно из основных понятий медицинской этики, в которое включаются как сведения о больном, полученные медработником от него самого или в процессе диагностики и лечения, так и сведения, которые нельзя сообщать больному о нем самом, если они могут нанести ему непоправимый вред. Что касается реализации права пациента на информацию, то принцип информированного согласия впервые был сформулирован в Нюрнбергском Кодексе 1947 года. Этот документ стал следствием реакции на ужасы концлагерей, в которых ставились бесчеловечные опыты над людьми. И изначально он касался именно этой сферы, но уже очень скоро принцип добровольного согласия распространился и на медицинскую помощь — диагностику, терапию, хирургию, трансплантологию и все остальные сферы, окончательно закрепившись в нормативных актах спустя десять лет. В парадигме современной медицинской этики терпеливо, доходчиво, вежливо, честно и максимально полно рассказывать пациенту обо всем, что с ним происходит, — это не жест доброй воли врача, а его прямая обязанность, неразрывно связанная с другой основополагающей обязанностью — хранить врачебную тайну. «Что бы при лечении, а также и без лечения, я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной», — так звучат предпоследние строки клятвы Гиппократа. Сегодня врачебная тайна — одно из основных понятий медицинской этики, в которое включаются как сведения о больном, полученные медработником от него самого или в процессе диагностики и лечения, так и сведения, которые нельзя сообщать больному о нем самом, если они могут нанести ему непоправимый вред. ЗаключениеВ современных условиях исключается любая альтернатива жизни и деятельности человека в согласии с разумом и собственной совестью. Время настоятельно требует от людей, особенно от ученых, специалистов-медиков, осознания высшего смысла всеохватывающей философской формулы: «Стремиться к Истине, Добру и Красоте!» Было бы вполне правомерно дополнить ее еще одной составляющей: «Любить человека». Только строгое следование этой гуманной формуле позволит человечеству не только выжить, но и прогрессивно развиваться.ЛитератураБ.В. Петровский. «Деонтология в медицине», М.: Медицина, 1988г.http://surgery-manual.narod.ru/ethics.htm «Хирургическая этика и деонтология»http://screens.fatal.ru/etika «Врачебная этика и медицинская деонтология»,Гиппократ. - М., 2004. С.85. . Проблемы медицинской деонтологии. - М., 1977. С.81.Введение в биоэтику: Учебное пособие. - М., 2008.Спенсер Г. Научные основания нравственности. - СПб., 1986. С.20.Биофилософия. - М., 2007. . Зилов В.Г., Судаков К.В., Эпштейн О.И. Элементы информационной биологии и медицины. - М., 2008. С.178-180. |