Главная страница
Навигация по странице:

  • Список литературы

  • История медицины в Халифатах. Черняева 120 группа. Медицина в Халифате


    Скачать 38.46 Kb.
    НазваниеМедицина в Халифате
    АнкорИстория медицины в Халифатах
    Дата02.10.2021
    Размер38.46 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЧерняева 120 группа.docx
    ТипРеферат
    #240282

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
    (ФГБОУ ВО Тюменский ГМУ Минздрава России)


    кафедра общественного здоровья и здравоохранения ИНПР

    Реферат по истории медицины

    На тему «Медицина в Халифате»

    Выполнил: студент 120 группы лечебного факультета

    Черняева Дарья Анатольевна

    Проверил: ассистент кафедры

    Слащева Дарья Максимовна

    Тюмень, 2021

    Оглавление

    Введение…..…………………………………………………………………….....3

    Глава 1. Характеристика эпохи………….……………………………………….4

    Глава 2. Культура и медицина………………………….….……………………..6

    Глава 3. Больничное дело ………………………………….……………..……..12

    Заключение ………………………………………………………………………15

    Список литературы….…………………………………..……………….............16

    Введение

    Исследование истории медицины, в частности истории медицины в Халифате, актуально, так как определяют представления студентов о их специальности, повышает уровень их профессиональной культуры, формирует принципы врачебной этики, раскрывает закономерности становления и развития врачевания с древнейших времен и до наших дней.

    Цель: Изучить историю медицины в Халифате

    Задачи: 1. Узнать историю эпохи, в которой происходило развитие Халифата.

    2. Узнать связь культуры и медицины Халифата

    3. Узнать о развитии больничного дела в Халифате

    Глава 1. Характеристика эпохи


    Древнейшей областью расселения арабских племен был полуостров Аравия. В его южной части благодаря значительным водным ресурсам в I тысячелетии до н. э. сложилась развитая земледельческая культура, на основе которой возникли первые арабские города-государства.

    В VI-VII вв. большинство арабских племен находилось на стадии перехода от родовых отношений к раннефеодальному обществу. Стремление преодолеть племенную разобщенность, противостоять внешним завоевателям и создать единое арабское государство выразилось в проповедовании единобожия и привело к возникновению ислама. Ее основоположник-Мухаммед из Мекки создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умма), положившую начало первому исламскому государству. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу – Халифат.

    В истории Халифата выделяют три периода:

    Первый период (632-750 гг.) истории Халифата связан с правлением первых четырех халифов– Абу-Бекра (632-634 гг.), Омара (634-644 гг.), Османа (644-656 гг.) и Али (656-661 гг.) и династии Омейядов (661-750 гг.).

    В результате начального этапа завоеваний в VII в. в состав Халифата были включены обширные византийские (Сирия, Палестина, Кипр, Египет) и персидские (Сасанидский Иран) владения, а также, значительные территории Армении и Грузии.

    Во времена династии Омейядов в результате второго этапа завоеваний были покорены Северная Африка (Магриб), Испания, большая часть Средней Азии и Закавказья. Границы Халифата раздвинулись от Атлантического океана до Инда, от Средней Азии до Северной Африки.

    Завоевывая города, арабы не стремились сломать или переделать хорошо заведенный византийцами и персами порядок. Даже в религиозной сфере во времена правления Омейядов мусульмане-арабы проявляли значительную терпимость к иноверцам: уплачивая поземельную (харадок) и подушную (докизья) подать, они могли сохранять свою, старую веру и принимали широкое участие в хозяйственной и научной жизни Халифата.

    Второй период истории Халифата (750 г. – середина IX в.) – время правления династии Аббасидов – явился периодом, расцвета многогранной арабоязычной культуры. После VII в. в состав Халифата вошли многочисленные народы (греки, римляне, византийцы, египтяне, сирийцы, арамейцы, иранцы, испанцы, армяне, индийцы и другие), среди которых арабы составляли меньшинство. На несколько веков арабский язык стал для них языком политики и религии, науки и культуры, которая вобрала в себя, преумножила и развила многовековые традиции многочисленных народов, объединённых одним языком – арабским.

    Третий период его истории (IX-XIII вв.) – время распада на ряд более мелких халифатов (Багдадский, Египетский, Кордовский) и национальных государств. Некогда могущественный Халифат постепенно превратился в небольшой Багдадский халифат. Окончательный удар по нему нанесли завоевания монголов и турок-сельджуков: в 1258 г. с падением династии Аббасидов Багдадский халифат прекратил свое существование. В ряде стран, некогда завоеванных арабами (Сирии, Палестине, Ираке, Египте, Алжире, Тунисе, Марокко, Восточном Судане), коренное население частично или целиком восприняло мусульманскую религию и арабский язык. В других странах (Пиренейского полуострова – на Западе; в Закавказье, Средней Азии; Персии – на Востоке) покоренные народы сумели сохранить не только политическую независимость, но также национальный язык и культуру.

    Глава 2. Культура и медицина


    В VII в., когда арабы захватили Иран, Сирию и Египет, в научных центрах этих стран развивались греческая наука и греческая философия. Самыми знаменитыми в то время были Александрийская школа в Египте и христианская несторианская школа в Гундишапуре на юге Ирана. Из этой школы вышел придворный врач халифа ал-Мансура Джурджус ибн Бахтишу – глава медицинской школы в Гундишапуре, основатель династии придворных врачей-христиан.

    Осознавая значение античной науки, халифы и другие вожди мусульман содействовали переводу на арабский язык важнейших греческих сочинений. В течение IX и X вв. на арабский язык была переведена практически вся доступная литература, представлявшая интерес для арабов.

    Со временем переводы на арабский стали делать непосредственно с греческого. Большинство исследователей связывают этот переход с деятельностью самого известного переводчика эпохи халифатов – христианина-несторианца Хунайна ибн Исхака (Hunain ibn Ishag, 809-873) из Хиры. Он имел глубокие познания в медицине, был придворным врачом халифа ал-Мутаваккила (847-861) и преподавал медицину в Багдаде. 

    Много текстов было переведено также и с персидского языка. Через персов арабы познакомились с достижениями индийской цивилизации, в особенности в области астрономии, медицины, математики.

    К X столетию сложился тип средней и высшей мусульманской школы – Мадраса (медресе).Образование в Халифате в значительной степени испытало влияние ислама. В средневековом мусульманском мире все знания делились на две области: «арабские» и «иноземные».

    «Арабские» гуманитарные науки (грамматика, лексикография и др.) формировались в связи с изучением хадисов (предания о высказываниях и деяниях Мухаммеда) и «Корана».

    Изучение «иноземных» наук диктовалось потребностями развивающегося общества и отражало его интересы. Возрос интерес к медицине, которая со временем стала определяться как профессия, достойная хвалы и благословенная Аллахом: согласно исламской традиции, Аллах Ее допустит болезни, пока не создаст средство ее лечения; задача врача – найти это средство.

    Обучающийся врачеванию в исламе наряду с теологией обязательно изучал «иноземные науки», включая логику, что позволяло ему методично англизировать причины болезней, ставить диагноз, определять прогноз и применять обоснованное лечение. В этом смысле медицина средневекового арабоязычного Востока была тесно связана с окружающим миром и науками, его изучающими.

    Арабоязычная медицина в течение восьми веков занимала ведущее место в регионе Средиземноморья. Она сохранила, дополнила и возвратила в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к периоду раннего средневековья.

    В области теории болезни арабы восприняли древнегреческие учения о четырех стихиях и четырех телесных соках, изложенные в «Гиппократовом сборнике» и работах Аристотеля, а затем прокомментированные в трудах Галена. Согласно представлениям арабов, каждая из стихий и жидкостей участвует в создании четырех качеств: тепло, холод, сухость и влажность, которые определяют мизадж (темперамент) каждого человека. Он может быть нормальным, в случае сбалансированности всех составляющих, или «неуравновешенным». Когда равновесие нарушено, задача врача – восстановить первоначальное состояние. Мизадж не является чем-то постоянным и изменяется с возрастом я под влиянием окружающей природы.

    Лечение внутренних болезней было комплексным. Начиналось оно с осмотра больного: пальпации, исследования пульса, уриноскопии и определения заболевания, после чего назначался правильный режим и лекарственные средства, простые и сложные, в приготовлении которых арабы достигли высокого совершенства.

    В значительной степени это связано с развитием алхимии. Заимствовав у сирийцев идею использования алхимии в области медицины, арабы сыграли важную роль в становлении и развитии фармации и создании фармакопеи. В городах стали открываться аптеки для приготовления и продажи лекарств. Быстро увеличивался арсенал лекарственных средств. Алхимия открывала широкие возможности для получения лекарственных средств химическими методами. Алхимики средневекового арабо-язычного Востока изобрели водяную баню и перегонный куб, применили фильтрование, получили азотную и соляную кислоты, хлорную известь и спирт.

    Выдающимся философом, врачом и химиком раннего средневековья был Абу Бакр Мухаммад ибн Закарийа Ар-Рази. Ар-Рази составил первый в арабской литературе энциклопедический труд по медицине «Всеобъемлющая книга по медицине» в 25 томах. Описывая каждую болезнь, он анализировал ее с позиций греческих, сирийских, индийских, персидских и арабских авторов, после чего излагал свои наблюдения и выводы. Другой энциклопедический труд Ар-Рази «Медицинская книга» в 10 томах, посвященная правителю Хорасана Абу Салиху Мансуру ибн Исхаку, обобщила знания того времени в области теории медицины, патологии, лекарственного врачевания, диететики, гигиены и косметики, хирургии, токсикологии и инфекционных заболеваний. Среди многочисленных сочинений Ар-Рази особую ценность представляет небольшой трактат «Об оспе и кори», который признается многими авторами самым оригинальным трудом средневековой арабоязычной медицинской литературы. По существу, это первое обстоятельное изложение клиники и лечения двух опасных инфекционных заболеваний. В нем Ар-Рази четко сформулировал идею заразности этих заболеваний и описал их дифференциальную диагностику, лечение, питание больного, меры защиты от заражения, уход за кожей заболевшего.

    Строение человеческого тела не являлось предметом научного исследования в период классического Средневековья. Общеизвестно, что и христианская, и исламская религии не допускают вскрытия человеческого тела. Согласно исламской традиции, умерший продолжает чувствовать боль; более того, в свой последний путь он должен отправляться без телесных повреждений. Поэтому анатомию продолжали изучать на животных, чаще человекообразных.

    Самым выдающимся достижением арабской анатомии явилось описание легочного кровообращения, которое сделал сирийский врач и философ из Дамаска Ибн ал-Нафис. Изучая строение легочных сосудов и сердца, ал-Нафис пришел к заключению: в сердце « нет видимых или невидимых отверстий для прохождения крови, как верил Гален…Нет сомнения, что разреженная кровь выходит через легочную артерию к легким, чтобы пропитать их субстанцию и смешаться там с воздухом… Затем она проходит через легочную вену, чтобы прийти в левую из двух полостей сердца; смешавшись с воздухом, она становиться насыщенной для сотворения духа». Это открытие малого круга кровообращения.

    Хирургия в средневековом арабоязычном мире была скорее ремеслом, чем наукой . Объяснялось это мусульманской традицией, которая запрещала как вскрытие трупов, так и вивисекции. Понятно, что в халифатах хирургия развивалась в меньшей степени, чем лекарственное врачевание.

    Самым выдающимся хирургом средневекового арабоязычного мира считается Абу-л-Касим Халаф ибн Аббас аз-Захрави. Аз-Захрави блестяще оперировал. Знание анатомии он считал абсолютно необходимым для хирурга и рекомендовал изучать ее по трудам Галена. Критерием истины для него были собственные наблюдения и собственная хирургическая практика. К его приоритетам относятся: применение кетгута в абдоминальной хирургии и для подкожных швов, шов с литкой и двумя иглами, первое применение лежачего положения при операциях на малом тазе ; он описал туберкулезное поражение костей и ввел в глазную хирургию операцию удаления катаракты. Аз-Захрави очень высоко оценивал метод прижигания и успешно использовал его для лечения местных поражений кожи и других болезней.

    Хирургия в средневековом арабоязычном мире достигла заметного прогресса. Несмотря на строгие религиозные ограничения, она продвинулась далеко вперед. Прежде всего это касается операций на глазах и успешных абдоминальных и акушерских вмешательств, лечения травматических повреждений и вывихов.

    Особенно ярко вклад в развитие хирургии проявился в офтальмологии. Исследуя строение глаза животных, известный египетский астроном и врач Ибн ал-Хайсам первым объяснил преломление лучей в средах глаза и дал названия его частям. Изготовив модели хрусталика из хрусталя и стекла, он выдвинул идею коррекции зрения при помощи двояковыпуклых линз и предложил использовать их при чтении в пожилом возрасте.

    К плеяде замечательных арабских окулистов принадлежит и Аммар ибн Али ал-Маусили, один из известнейших глазных врачей Каира. Разработанная им операция удаления катаракты путем отсасывания хрусталика при помощи изобретенной им полой иглы имела большой успех и получила название «операция Аммара».

    Большой вклад в развитие учения о глазных болезнях внес Али ибн Иса. В предисловии к своей знаменитой книге «Меморандум для окулистов» Иса отметил, что испытал значительное влияние Галена и Хунайна. Первая часть меморандума посвящена описанию глаза и его строения, вторая – болезням глаза, которые ощущаются органами чувств, третья — болезням глаза, которые незаметны для больного.

    Высокий уровень организации медицинского дела на средневековом Востоке тесно связан с развитием гигиены и профилактики заболеваний. Запрет производить вскрытия, с одной стороны, ограничил исследования строения тела и его функций, а с другой — направил усилия врачей на поиск иных путей: сохранения здоровья и привел к разработке рациональных мероприятий гигиенического характера.

    Профилактическое направление было другой сильной стороной арабоязычной культуры и медицины. Поиск путей сохранения здоровья привело к разработке рациональных гигиенических традиций, которые обусловлены жарким климатом и особенностями быта арабов. Многие из них закреплены в «Коране»: пятикратные омовения и соблюдение чистоты тела, запрет пить вино и есть свинину, нормы поведения в обществе, семье и т.п. Эти и многие другие гигиенические рекомендации уходят своими корнями к традициям древней медицины, ибо в период становления ислама, медицина арабов формировалась под влиянием врачебных школ Гундишапура, Александрии и других научных центров Раннего Средневековья, которые унаследовали традиции древнегреческой, древнеегипетской и индийской медицины.

    Глава 3. Больничное дело




    Больничное дело в Халифате с самого начала испытало значительное влияние персидских и византийских традиций. Само название арабской больницы - бимаристан - персидское.

    Создание больниц в Халифате с самого начала было делом советским и являлось актом благотворительности. В те времена на Востоке были широко распространены многие заразные болезни: дизентерия, лепра, малярия, туберкулёз, тифы, а также паразитные, глазные и многие другие болезни. Эпидемии и пандемии чумы и оспы уносили тысячи жизней. Большинство детей умирало в младенчестве. Средняя продолжительность жизни не превышала 35 лет. Врачи оказывались беспомощными перед лицом большинства заболеваний.

    Все это обусловило появление первых больниц. Основная идея их учреждения заключалась в проявлении сострадания и благотворительности, а позднее – в создание условий для сохранения шагов медицинской профессии. Исламские больницы не предназначались для решения проблемы обеспечения медицинской помощи всех нуждающихся. Их количество было несоизмеримо малым по сравнению с численностью населения, и основную врачебную помощь продолжали оказывает частнопрактикующие врачи. Создавались больницы на средства халифов, принцев и богатых людей и щедро ими финансировались, поэтому посещение больниц было бесплатным.

    Первая исламская больница общего типа была основана в Багдаде около 805 г. повелению халифа Харуна ал-Рашида христианским врачом Джибраилом ибн Бахтишу. По его подобию стали строить больницы и в других провинциях Халифата.

    Так, первая большая мусульманская больница на территории Египта была основана в 873 году правителем Ахмадом ибн Тулуном. Она предназначалась исключительно для бедного населения. При своей дворцовой мечети Ахмад ибн Тулун учредил аптеку, где каждую пятницу врач бесплатно лечил приходящих больных. Согласно традиции, больница имела мужскую и женскую половины, мужскую и женскую бани; больные распределялись по отделениям в соответствии с их заболеваниями.

    Постепенно число больниц в Халифате увеличилось. К началу 10 века в Багдаде было 5 больших больниц. В 918 г. открылись ещё две. К 1160 г. в Багдаде насчитывалось более 60 больнице и приютов.

    К 12 в. почти в каждом большом городе имелись больница общего типа. Обслуживающий персонал больниц состоялась врачей и немедицинского персонала. При больницах имелись библиотеки, аптеки, кухня, в редких случаях сооружались внутренние дворики с фонтаном и бассейном. Начиная с 13 в. в больницах начали создавать медицинские школы.

    Были в Халифате и специальные военные лечебные учреждения. Они передвигались вместе с армией и размещались в палатках, замках, цитаделях. Во время военных походов наряду с врачами-мужчинами воинов сопровождали и женщины-врачи, которые ухаживали за ранеными. Некоторые женщины-мусульманки, занимавшиеся медициной заслужили широкое признание. Так, при Омейядах прославилась окулист Зайнаб из племени Авд. Высокими познанием в лечении женских болезней обладали сестра ал-Хафида ибн Зухр и её дочери, они были единственными врачами, которым дозволялось лечение в гареме халифа ал-Мансура. Однако в целом медицина была мужской профессией, даже в таких неё областях как гинекология и родовспоможение.

    В Халифате не существовало единых правил или требования для приступающих к врачебной практики. Не было и единой системы обучения врачей, поэтому весьма часто они начинали свою практику, имея лишь теоретическое познания, подчерпнутые из рукописей.

    Медицинское образование приобреталось различными путями и на разных этапах истории Халифата имело свои особенности и отличия. 1. Большинство известных врачей арабоязычного мира создавали себя сами, занимаясь самообразованием. Они много читали, были широко эрудированны во многих областях, обучались у философов, но не у других врачей. Таким был ибн Сина.

    2. Другие обучались искусству врачевания у своих родителей-врачей; как правило, в их домах были богатые библиотеки, наборы медицинских инструментов и всегда - обилие пациентов для развития практических навыков. Эта традиция, как правило, существовала в семьях христианских врачей.

    3. Некоторые приходили на обучение к известным врачам и получали у них уроки дома или в мечетях, а позднее и в больницах.

    4. Медицинских школ в Халифате ещё не существовало, - они появились в исламском мире достаточно поздно, то есть после распада Халифата на ряд независимых государств. Первые исламские медицинские школы при больницах появились в Османской империи. В них принимали мальчиков в возрасте около 15 лет. Ученики постоянно проживали при больнице в течение всего периода обучения, имели в своём распоряжении богатые книгами в библиотеки. Обучение было как теоретическим, так и практическим, - в больнице всегда было много пациентов, за которым ученики ухаживали под присмотром своих учителей и даже принимали участие в их лечении. Созданию медицинских школ при больницах предшествовали медресе, или мадраса - тип мусульманской школы, сложившейся к 10 столетию; в библиотеках некоторых медресе найдены книги по медицине, что свидетельствует о начальных элементах медицинского образования.

    Заключение

    На первоначальном этапе развития арабо-мусульманской цивилизации учёные средневекового арабоязычного Востока сохранили, отредактировали, дополнили и возвратили обратно в Европу в усовершенствованном виде все важнейшие знания, накопленные в регионе к началу классического Средневековья, в том числе и в области медицины. В дальнейшем они внесли свой весомый вклад в развитие медицинской науки и практики. Это становление и развитие алхимии, фармации и фармакопей; развитие больничного дела, учреждение высокоорганизованных больниц и распространение медицинской помощи на все слои населения; высокий уровень организации медицинского дела и контроль за работой врачей и фармацевтов; выделение хирургии как самостоятельной и почетной области медицины; создание библиотек и систематизация научного знания. Они оказали значительное влияние на развитие науки в Западной Европе, приблизив тем самым эпоху Возрождения.

    Список литературы

    1. Сорокина Т.С. История медицины. М.: Академия, Academia, 2008. — 560 с.

    2. Лисицын Ю.П. История медицины: Учебник. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 400 с.

    3. Гезер Г. Основы истории медицины. - Казань, 1890. - 488 с.

    4. Заблудовский П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмин М.К., Левит М.М. История медицины: Учебник для студентов медицинских институтов. - М.: Медицина, 1981. - 352 с.

    5. Симонян Р.З. История медицины: с древнейших времен до современности. -Чебоксары: Среда, 2020.-224 с.


    написать администратору сайта