Медицинская деонтология
Скачать 64.48 Kb.
|
Медицинская деонтология (учение о должном; от греч. dеоп, dеопtоs - долг, должное; 1оgоs -учение) - это учение о моральном, эстетическом и интеллектуальном облике врача, совокупность морально-этических и нравственных норм выполнения медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей, способствующее созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного. Теоретической основой деонтологии является врачебная этика -правила и нормы взаимоотношений между медицинскими работниками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми медицинскими учреждениями. Считается, что основные принципы медицинской этики и деонтологии сформулировал Гиппократ. Деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов. Соблюдение врачами-стоматологами этико-деонтологических норм и правил имеет важное значение в их профессиональной деятельности. Это связано с рядом особенностей стоматологии как раздела научной и практической медицины. Во-первых, у многих пациентов посещение стоматолога вызывает значительное психоэмоциональное напряжение. Это связано со страхом пациента перед ожидаемой болью и предстоящими манипуляциями врача. Многие люди не переносят звука работающей бормашины, ультразвука и других воздействий на организм. Поэтому важнейший принцип стоматологической деонтологии - безболезненность всех лечебных и диагностических манипуляций. Если врач все-таки вынужден причинить боль, он обязан действовать быстро, без колебаний, так как неуверенность замедляет манипуляцию, понижает ее качество и тем самым причиняет вред больному. Во-вторых, важнейшим лечебным средством является слово врача, его чуткое, внимательное отношение к пациенту. Прежде чем начинать манипуляции, необходимо убедить больного в правильности постановки диагноза и выбранного метода лечения. Необходимо создать у пациента мотивацию на сотрудничество с врачом. Недопустимы разговоры при пациенте о том, что у одного больного «испортили зуб», у другого - «удалили не тот зуб», а у третьего -«сломали в зубе иглу» и т.п. Недопустимы в присутствии пациента критические замечания в адрес коллег по поводу допущенных ими ошибок, недостаточного уровня профессиональной подготовки, наличия негативных черт характера и т.д. Неверно сказанное слово может вызвать у пациента заболевание - ятрогению. В-третьих, доверие к врачу вызывает его опрятная внешность, непоказное дружелюбие, уравновешенность характера, умение выслушать больного, участие и понимание его проблем. Необходимо сначала выслушать пациента, не спешить вносить коррективы в его логические построения, так как пока пациент не все сказал, он не готов принять никакую медицинскую помощь. С пациентом всегда нужно разговаривать на равных, уважительно, независимо от его возраста, финансового и социального положения. В-четвертых, при общении с пациентом важно учитывать особенности его характера. Так, сангвиника следует только убедить в целесообразности лечения, обратить его внимание на возможные предстоящие неприятные моменты лечебной манипуляции, и пациент будет сидеть относительно спокойно. Более терпимо к лечению относятся меланхолики и флегматики. Особое отношение к себе требуют пациенты с холерическим складом характера. Эти люди беспокойны, отрицательно влияют на ожидающих своей очереди больных, создавая нервозную обстановку. Их трудно усадить в кресло, они быстро возбуждаются, очень настороженно относятся к проводимому лечению, препятствуют манипуляциям, плохо переносят боль. Кроме убеждения в таких случаях целесообразно проявить твердость. Никогда нельзя идти на поводу у пациента. В-пятых, еще одна проблема, имеющая деонтологический аспект, - взаимоотношения стоматолога со специалистами других областей медицины. Первичные симптомы многих заболеваний (например, крови, желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы и т.д.) нередко проявляются именно в полости рта, а состояние челюстно-лицевой области, в свою очередь, оказывает влияние не только на функции, но и на развитие патологических процессов в организме. Если нет взаимодействия и взаимопонимания между врачами «смежных» специальностей, возможны ошибки, возникновение конфликтов и в результате - неадекватное лечение пациента. В-шестых, в современных условиях, с одной стороны, произошел значительный скачок в качестве оказании стоматологической помощи пациентам, а с другой - значительное место в практической стоматологии занимают платные услуги. В связи с этим изменился характер взаимоотношений врача-стоматолога и пациента: они частично перешли в плоскость отношений продавца и потребителя стоматологических услуг. Большинство пациентов хотят иметь высокий уровень обслуживания и современный стоматологический сервис. Однако при этом у них могут возникать сомнения в обоснованности назначения некоторых лечебно-диагностических манипуляций. Они могут опасаться, что врач-стоматолог, желая заработать, завышает объем необходимой стоматологической помощи. Несмотря на всю важность экономической составляющей своей деятельности, врач-стоматолог должен подходить к пациенту, в первую очередь с точки зрения медицинской целесообразности и эффективности избранных методов диагностики и лечения. Совершенно недопустим подход, когда врач выбирает и пытается навязать пациенту не самый эффективный, а самый дорогостоящий метод. С другой стороны, нельзя относиться к платной стоматологической помощи только как к услуге, которую пациент оплачивает и поэтому сам может решить, что ему должен сделать врач. Пациент должен получить эффективную и качественную медицинскую помощь, а врач - добросовестно заработанный профессиональный гонорар. В-седьмых, важным деонтологическим аспектом является санитар-но-просветителъская работа врача. Необходимо пропагандировать, в том числе и личным примером, здоровый образ жизни, гигиенический уход за полостью рта, разъяснять, что следует делать для сохранения здоровья и полноценной функции зубов, обучать население методам профилактики и гигиеническим навыкам. В заключение данного раздела приводим Международный кодекс медицинской этики и Женевскую декларацию, наиболее полно, на наш взгляд, отражающие современные принципы медицинской этики и деонтологии. Международный кодекс медицинской этики* *Принят 3-й Генеральной ассамблеей Всемирной медицинской ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949; дополнен 22-й Всемирной медицинской ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 и 35-й Всемирной медицинской ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983. ТЕМА: Деонтология и врачебная этика в стоматологии Цель занятия — изучить основные положения деонтологии врача стоматолога, уметь определять профессионально-этические проблемы, владеть методами их профилактики и решения на основе научно обоснованных подходов. Задачи занятия. Для достижения основной цели занятия необходимо: −знать основные положения врачебной и медицинской деонтологии; −запомнить классификацию профессионально-этических проблем в стоматологии; −знать основные модели построения взаимоотношений врача и пациента; −знать и уметь указать сферы деятельности врача-стоматолога; −уметь указать источники профессионально-этических проблем; −знать классификацию врачебных ошибок по Г. Скрипкару, Т. Чорня (1983); −знать источники вменяемых и не вменяемых в вину врачу ошибок по Герлингу; −знать классификацию ятрогенных заболеваний по И.А. Кассирскому и классификацию ятрогений; −знать деонтологические правила профилактики риска и терапевтических ошибок; −знать, какие ошибки вменяются в вину врачу; −уметь указать два уровня разрешения профессионально-этических проблем врача-стоматолога. Требования к исходному уровню знаний Для полноценного усвоения темы практического занятия студенту необходимо: −уметь дать определения медицинской и врачебной этики; −знать и уметь расшифровать термин «деонтология»; −указать, при выполнении каких функциональных обязанностей наиболее часто отмечаются врачебные ошибки, и охарактеризовать их причины; −познакомиться с кодексом медицинской деонтологии. Контрольные вопросы к исходному уровню знаний 1.Пояснить термины «этика» и «деонтология». 2.Указать, что отличает медицинскую этику от врачебной. 3.Перечислить функциональные обязанности врача-стоматолога и указать, при осуществлении каких из них наиболее часто совершаются ошибки. УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ 1.Общие положения Медицинская деонтология (учение о должном; от греч. dеоп, dеопtоs - долг, должное; 1оgоs -учение) — это совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении своих профессиональных обязанностей [П.А. Леус, 1997]. Основным принципом деонтологии выступает сознательное подчинение личных интересов интересам общества. Обилие литературы, посвященной вопросам морально-этического и правового регулирования деятельности медицинских работников, свидетельствует о том, что эти вопросы не утратили своей актуальности. Большинство стоматологов в своей повседневной деятельности руководствуются гуманными целями оздоровления населения, избавления пациентов от страданий, бескорыстной лечебной помощи людям, нуждающимся в ней. Однако некоторые врачи видят пациента в качестве прямого или опосредованного источника своего заработка и существования. В этом случае в стоматологическом кабинете между врачом и пациентом могут возникать нестандартные морально-этические взаимоотношения, в основе которых лежит так называемый человеческий фактор. С философских позиций врачебная этика включает: −общие вопросы поведения врача; −нравственные правила, регулирующие взаимоотношения в медицинском коллективе; − взаимоотношения врача и пациента в конкретных условиях специальности. У врачей всех специальностей, в том числе стоматологов, прямое отношение к исполнению профессионального долга имеют их общемедицинская подготовка, владение современными методами профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, психотерапевтическое искусство, строгое соблюдение правил внутренней (отношение к труду, дисциплина, дружелюбие и чувство коллегиальности) и внешней (приличие, хороший тон и соответствующий внешний вид, то есть внешняя опрятность) культуры поведения. Эти слагаемые составляют медицинский этикет и касаются всех членов медицинского коллектива. Что касается правил внутренней культуры, то они формируются в семье и школе. К правилам внешней культуры относятся также форма приветствия и умение держать себя среди коллег и пациентов, умение вести беседу соответственно обстановке и условиям, взаимная вежливость. Студент, приветствуя пожилого сотрудника клиники, преподавателя или беседуя с ними, должен встать, быть сдержанным и тактичным, владеть собой, слушать преподавателя и собеседника. Между преподавателем, студентом и средним медперсоналом должны быть отношения, основанные на взаимном уважении, соблюдении субординации и четком выполнении своих профессиональных обязанностей. К студенту как будущему врачу и к другим сотрудникам в клинике предъявляются следующие требования: −соблюдение формы (чистый, отутюженный халат, полухалат, брюки; сменная обувь на низком каблуке; аккуратная прическа); −использование при приеме пациентов также очков, перчаток, маски. Внешность врача должна отражать внутреннюю собранность, самодисциплину. Медицинская «униформа» не нуждается в украшении. Опрятность доктора всегда ассоциируется в представлении пациента с его хорошей профессиональной подготовкой. Больной уверен, что аккуратный врач может хорошо лечить [П.А. Леус, О.И. Абаимова, Л.А. Казеко и др., 1998]. Издано немало книг и брошюр по медицинской деонтологии в стоматологии. Бесценно значение таких руководств в деле врачебного искусства, как «Дневник старого врача» Н.И. Пирогова, «Записки врача» В.В. Вересаева. В каждом из них деонтология представлена как мир врача. Для исхода лечения исключительно важным является характер отношений, который устанавливается при первом контакте пациента с врачом. Только тот специалист может рассчитывать на успех лечения, который учитывает индивидуальные и личностные особенности больного. Пациент чутко прислушивается к каждому слову врача. Он должен постоянно ощущать оптимизм врача, особенно в критические минуты, это помогает ему уверовать в положительный результат проводимого лечения и преодолевать трудности на пути к выздоровлению. Перед врачом постоянно стоят вопросы: «Как это сделать?», «Каким образом вселить в пациента уверенность в собственных силах, заслужить его расположение и доверие?». 2. Этические проблемы в стоматологии Все этические проблемы в стоматологии можно разделить на два вида: −морально-этические; −профессионально-этические. Морально-этическая сфера стоматолога зависит от его морального облика, формирующегося на основе воспитания в семье и школе. Профессионально-этическая сфера стоматолога так или иначе связана с профессиональной деятельностью. Классификация профессионально-этических проблем: (по П.А. Леусу (1997))
ИНДИВИДУЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА Жизнь современного врача и студента-медика проходит в достаточно интенсивном темпе. На то, чтобы приостановиться и сосредоточенно обдумать прошедший день, не остается времени. Однако врачу совершенно необходимо выработать в себе эту привычку: думать обо всем, что услышал, увидел, узнал; анализировать все свои действия и поступки, обращая особое внимание на то, в чем ошибся, что можно было сделать или сказать лучше и как это следовало сделать. Одним из важнейших условий, от которого зависит самовоспитание будущего врача, и которое во многом определяет индивидуальную форму профессионально-этической проблемы, является самокритичность. Только выработавший ее человек обретает способность видеть себя, свои поступки и действия как бы со стороны и объективно их оценивать. Ответственность за свои действия, работу и качество ее выполнения в деятельности врача приобретает особый смысл. Врачу вверяется самое драгоценное — жизнь и здоровье людей. Врач не имеет права быть безответственным. Другим качеством, которое должен совершенствовать в себе будущий врач, является наблюдательность. Речь идет не об обывательской, а о пытливой профессионально-врачебной наблюдательности, позволяющей увидеть, запомнить и с медицинской точки зрения оценить не только малейшие изменения в физическом и психологическом состоянии человека, но и процессы, происходящие во внешней среде. Высокая значимость такого рода наблюдательности в практической и научной работе врача бесспорна. В последние десятилетия в связи с бурным развитием медицинской науки и техники в клиническую практику было внедрено огромное количество новых методов и способов диагностики и лечения. Однако современные и высокоточные исследования ни в коем случае не должны способствовать разрыву общения врача и пациента. К сожалению, нередко имеют место такие ситуации, когда врач, вызвав очередного больного и даже не взглянув на него, погружается в изучение всякого рода лабораторных данных, рентгенологических снимков, заключений специалистов. Затем приглашает пациента в стоматологическое кресло и, совершенно не обращая внимания на самого больного, выражение его лица, манеру держаться, говорить и реагировать на ситуацию, предлагает открыть ему рот. Подобная практика явно порочна. Современный стоматолог должен понимать, что никакие научно-техническиеи методологические достижения не должны заслонять главного — самого пациента с его индивидуальными физическими и духовными свойствами. Врач обязан входить в непосредственный контакт с больным, научиться пытливым взором смотреть на него, замечать и выявлять такие изменения в его состоянии, которые подчас недоступны самым утонченным и совершенным методам объективного исследования. При этом важно широко использовать все достижения медицинской науки и техники для максимально точной постановки диагноза, коррекции лечебно-профилактических мероприятий, оценки их эффективности, но относясь к ним как к вспомогательным и не в коем случае не подменяющим самого общения с пациентом. Ежедневная клиническая практика, помимо других качеств, нередко требует от врача особой выдержки, именуемой |