Главная страница
Навигация по странице:

  • МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА Медицинская этика

  • Медицинская этика (медицинская деонтология

  • КЛЯТВА ГИППОКРАТА Клятва Гиппократа

  • МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ

  • Аспектами медицинской деонтологии являются

  • Основные задачи медицинской деонтологии

  • Медицинская деонтология включает

  • АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

  • ПРИНЦИПЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

  • Принципы и нормы биомедицинской этики В настоящее время в биоэтике

  • 1. МОДЕЛЬ ГИППОКРАТА («НЕ НАВРЕДИ»)

  • ПРИНЦИП «НЕ НАВРЕДИ» (МОДЕЛЬ ГИППОКРАТА) Этот принцип

  • 2. «МОДЕЛЬ ПАРАЦЕЛЬСА» «Модель Парацельса

  • МОДЕЛЬ ПАРАЦЕЛЬСА («ДЕЛАЙ ДОБРО»)

  • Медицинская этика. Этические аспекты взаимоотношений врача и пац. Медицинская этика Этические аспекты взаимоотношений врача и пациента


    Скачать 4.42 Mb.
    НазваниеМедицинская этика Этические аспекты взаимоотношений врача и пациента
    Дата08.06.2022
    Размер4.42 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМедицинская этика. Этические аспекты взаимоотношений врача и пац.pdf
    ТипДокументы
    #577788
    страница1 из 3
      1   2   3
    medkrmu.kz
    Медицинская этика
    Этические аспекты взаимоотношений
    врача и пациента
    .
    Кафедра психиатрии и наркологии
    Кадржанова Галия Баекеновна

    МЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА
    Медицинская этика — это совокупность проявлений нравственных качеств медработника, нормы его поведения, проявление совести, чести и достоинства, выполнение врачебного долга.
    Медицинская
    этика
    (медицинская
    деонтология)— дисциплина раздела прикладной этики, изучающая медицинскую этику, правила и нормы взаимодействия врача с коллегами и пациентом.
    Считается, что основные принципы медицинской этики сформулировал Гиппократ (Клятва Гиппократа).

    КЛЯТВА ГИППОКРАТА
    Клятва
    Гиппократа
    — врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача.
    В разговорной речи используется как синоним для законодательно утверждённых вариаций «клятвы врача», произносимой при получении документа о высшем медицинском образовании.
    «Клятва» содержит 9 этических принципов или обязательств:
    1. обязательства перед учителями, коллегами и учениками;
    2. принцип непричинения вреда;
    3. обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);
    4. принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;
    5. принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;
    6. принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;
    7. обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;
    8. обязательство личного совершенствования;
    9. врачебная тайна (принцип конфиденциальности).

    МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ
    Та часть этики, предметом которой является учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом, именуется деонтологией.
    Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного.
    «Медицинская деонтология» (
    др.-греч.
    δέον — должное, надлежащее; λόγος — учение).
    Таким образом, теоретической основой деонтологии является медицинская этика, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов.

    МЕДИЦИНСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ
    Медицинской деонтологией называется учение о должном поведении медицинских работников, способствующем созданию наиболее благоприятной обстановки для выздоровления больного.
    Это учение о юридических, профессиональных и моральных аспектах, обязанностях и правилах поведения медицинского работника по отношению к больному.
    Аспектами медицинской деонтологии являются:

    взаимоотношения медицинских работников с больными;

    взаимоотношения медицинских работников с родственниками больного;

    взаимоотношения медицинских работников между собой.

    Основные задачи медицинской деонтологии:

    изучение принципов поведения медицинского персонала, направленных на максимальное повышение эффективности лечения;

    исключение неблагоприятных факторов в медицинской деятельности;

    изучение системы взаимоотношений, которые устанавливаются между медперсоналом и больным;

    устранение вредных последствий неполноценной медицинской работы.

    Медицинская деонтология включает:

    Вопросы соблюдения врачебной тайны.

    Меры ответственности за жизнь и здоровье больных.

    Проблемы взаимоотношений в медицинском сообществе.

    Проблемы взаимоотношений с больными и их родственниками.

    Правила относительно интимных связей между врачом и пациентом, разработанные Комитетом по этическим и правовым вопросам при Американской медицинской ассоциации.
    Главные вопросы медицинской деонтологии — это эвтаназия, а также неизбежная смерть пациента.


    Медицинская деонтология представляет собой совокупность исторически сложившихся норм, современных правовых актов и регламентированных требований, предусмотренных практической профессиональной деятельностью врача.

    В рамках медицинской деонтологии рассматриваются такие медико-этические проблемы, как соблюдение врачебной тайны, право на врачебную ошибку, право врача на эксперимент на себе, получение согласия больного на медицинское вмешательство, отношение к знахарству, народной и нетрадиционной медицине и др.

    Теоретической основой деонтологии является медицинская этика, право, а деонтология, проявляясь в поступках медицинского персонала, представляет собой практическое применение медико-этических принципов.

    АСПЕКТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

    информирование пациента о его правах;

    информирование пациента о состоянии его здоровья;

    гуманное отношение к пациенту;

    уважение человеческого достоинства пациента;

    недопущение морального и физического ущерба пациенту (не навреди);

    уважение права пациента на проведение медицинского вмешательства или отказа от него;

    уважение автономии пациента;

    уважение права пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь;

    проявление бережного отношения к умирающему больному (дистрибутивная справедливость);

    хранение профессиональной тайны;

    поддержание на высоком уровне своей профессиональной компетентности;

    защиту пациента от некомпетентного медицинского вмешательства;

    поддержание уважения к своей профессии;

    уважительное отношение к своим коллегам;

    участие в медико-санитарном просвещении населения.

    ПРИНЦИПЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
    Таким образом, реализация этических начал в медицине включает в себя:

    информирование пациента о его правах
    ,
    состоянии его здоровья
    , методах его лечения или обследования
    ;

    гуманное отношение к пациенту
    ;

    уважение автономии пациента и его человеческого достоинства пациента;

    недопущение морального и физического ущерба пациенту (не навреди);

    уважение права пациента согласиться на проведение медицинского вмешательства или отказаться от него
    ;

    соблюдение права пациента на качественную и своевременную медицинскую помощь

    проявление бережного отношения к умирающему больному (умирание с достоинством);

    сохранение профессиональной тайны
    ;

    поддержание врачом на высоком уровне своей профессиональной компетентности
    ;

    защиту пациента от некомпетентного медицинского вмешательства
    ;

    уважение врачом своей профессии и своих коллег;

    участие врачей в медико-санитарном просвещении населения.

    Принципы и нормы биомедицинской этики
    В настоящее время в биоэтике наиболее признанной является
    система
    этических
    принципов, предложенная американскими учеными философом Т. Бичампом и теологом
    Дж.. Чилдресом в книге «Принципы биомедицинской этики».
    Наибольшую популярность получила схема биомедицинской этики, предложенная американским учеными.
    Она включает четыре принципа и ряд правил.
    1. Принцип не навреди (модель Гиппократа).
    2. Принцип благодеяния (модель Парацельса).
    3. Принцип «соблюдения долга» (деонтологическая модель), принцип уважения прав и достоинства человека (принцип информированного согласия, уважения автономии пациента.
    4. Принцип справедливости

    1. МОДЕЛЬ ГИППОКРАТА («НЕ НАВРЕДИ»)
    Принципы врачевания, заложенные
    «отцом медицины» Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой.
    В своей знаменитой
    «Клятве»,
    Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом.
    Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века,
    «Клятва» не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов.

    ПРИНЦИП «НЕ НАВРЕДИ» (МОДЕЛЬ ГИППОКРАТА)
    Этот принцип был провозглашен Гиппократом и зафиксирован в его
    «Клятве».
    Обязательство «воздерживаться от причинения всякого вреда» стало со времен Гиппократа не только главным моральным принципом медицинской деятельности, но и моральным основанием модели взаимодействия медицинских работников с пациентами, их родственниками, своими коллегами и учителями.
    В «Клятве Гиппократа» отражены все области деятельности врача, в которых он должен следовать принципу «не навреди»: физическом
    (правильно лечить, выбирать метод лечения, который принесет наименьший вредный побочный эффект, не способствовать ускорению смерти и абортам), социально-психологическом и правовом
    (неразглашение врачебной тайны), нравственном (уважение и благодарность своим учителям, коллегам).


    Пациент обращается к медицине, чтобы получить пользу для себя. Откуда вред?

    Вред, который могут принести пациенту действия врача или другого медицинского работника, может быть намеренным и ненамеренным.

    О намеренном вреде говорят в случаях как преступного (со злым умыслом) причинения вреда, так и тогда, когда по медицинским показаниям вред объективно необходим
    (неизбежен). Его можно предвидеть заранее и оценить его возможные масштабы.

    Наиболее часто встречается ненамеренный вред.
    Ненамеренный вред может быть следствием нежелания задуматься о возможных негативных для пациента последствиях или быть следствием неконтролируемых внешних обстоятельств.
    Но как определить, что является вредом применительно к сфере деятельности медицинского работника?

    В настоящее время выделяются следующие формы вреда, которые могут быть причинены пациенту:
    1. Вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается. Этот вид вреда относится к наиболее тяжким проступкам медицинского работника и влечет за собой не только моральное осуждение, но и административный санкции, а в ряде случаев и уголовное наказание.
    2. Вред, вызванный небрежностью, либо злым умыслом, например, корыстной целью. В зависимости от последствий для пациента такой вид вреда также может повлечь все виды наказания.
    3.
    Вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями. Это вред, который является следствием профессиональных ошибок медицинских работников. В зависимости от степени причиненного вреда он влечет за собой различные виды наказания.

    4. Вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями. Единственная форма вреда, которая причиняется практически всегда, но в различной степени. Это вред, за причинение которого медицинский работник не несет никакого наказания.
    Причинение вреда первых трех видов свидетельствует о профессиональной некомпетентности медицинского работника и различной степени деформации его нравственности.
    Каждое обращение пациента к врачу несет в себе вероятность причинения того или иного вреда пациенту. Оказание медицинской помощи включает в себя и такие процедуры, которые причиняют физический вред ради достижения конечного блага пациента – спасения его жизни, сохранения здоровья. Визит к врачу требует затрат времени (и материальных затрат), которые человек мог бы потратить на что-то другое.

    Вред может пациенту может быть причинен нарушением врачебной тайны. Разглашение конфиденциальной информации («врачебной
    тайны»), с одной стороны, наказывается в соответствии с действующим законодательством, а с другой стороны, законодательство требует сообщения сведений о ряде заболеваний в соответствующие органы здравоохранения. Таким образом, соблюдение принципа «не навреди» возможно только при условии сформированности у медицинского работника нравственных убеждений и качеств личности, соответствующих требованиям биомедицинской этики. В соответствии с этим принципом сформировали представления о враче как человеке, который в силу своих профессиональных знаний и опыта, лучше знает, что является для пациента благом, а что вредом. Такое представление впоследствии было перенесено и на других медицинских работников.
    Модель Гиппократа – это тип взаимоотношений медицинского работника и пациента в соответствии с этическим принципом не причинения вреда пациенту и этическим нормам традиционной медицинской этики Гиппократа.


    В определенных ситуациях, когда отсутствует явная альтернатива добра и зла, приходится выбирать не между «хорошо» и «плохо», а между «нехорошо» и
    «очень плохо». В таких случаях принцип не навреди может подразумевать действия по реализации «меньшего зла», поскольку в сравнении с «большим злом» оно будет благом для больного (например, дилемма: ампутация органа или жизнь). Причем в таких расчетах необходимо исходить не только из абстрактных догм и субъективных представлений врача, но считаться с представлениями самого больного о добре и зле для него в его конкретной проблемной ситуации.

    Принцип не навреди во многих ситуациях, возникающих в практической деятельности врача, является ключевым для принятия решения.

    Например, пациент хочет воспользоваться услугами альтернативной медицины и спрашивает совета у лечащего врача. Врач должен оценить, насколько те или иные мероприятия альтернативной медицины могут заключать в себе риск для состояния здоровья пациента. Если они, более того, предполагают отказ от необходимой для пациента антибактериальной или иной специфической терапии, то ответ врача должен быть обоснованно отрицательным в отношении обращения к альтернативной медицине.

    Принцип не навреди предписывает врачу не наносить ущерба больному ни прямо, ни косвенно.
    При этом принято считать, что какую бы благую цель ни ставил перед собой врач, она не может оправдать любые средства ее достижения.
    Нельзя совершать нечто безнравственное в отношении больного или творить зло только потому, что за этим может последовать нечто положительное, полезное для больного.
    В работе врача может быть определенный риск, но он не должен быть средством для достижения цели.
    Действия врача могут иметь побочный эффект, но он не может быть целью, его нельзя оправдать, с ним лишь приходится мириться. В таких случаях врач должен пользоваться правилом двойного эффекта, который заключается в необходимости строго взвешивать возможные блага и ущерб для больного и поступать так, чтобы благо всегда перевешивало ущерб.

    2. «ТВОРИ ДОБРО»
    Принцип «делай благо» («твори добро») провозглашает нравственной нормой совершение действий для блага пациента.
    Этот принцип впервые был сформулирован Працельсом.
    Основу этого этического принципа врачевания составили идеи христианства о том, что любовь к ближнему должна проявляться в добрых делах для них.
    Христианская заповедь «люби ближнего своего как самого себя» в учении Парацельса преломляется к деятельности врача и выражается в словах: «Сила врача – в его сердце, работа его должна руководствоваться Богом и освещаться естественным светом и опытностью; важнейшая основа лекарства – любовь».

    2. «МОДЕЛЬ ПАРАЦЕЛЬСА»
    «Модель
    Парацельса»
    - это такая форма взаимодействия медицинского работника с пациентом и его родственниками, в которой нравственные отношения между ними являются одним из главных элементов терапии.
    В модели Парацельса ведущее значение приобретает учет индивидуальных личностных особенностей пациента и установление доверительных отношений между врачом (и другими медицинскими работниками) и пациентом.
    «Благодеяние», «благотворительность», «милосердие» являются неотъемлемой составляющей взаимоотношений медицинского работника и пациента в соответствии с принципом «твори добро».

    ПРИНЦИП «ДЕЛАЙ БЛАГО»
    Принцип «делай благо» акцентирует внимание медицинского работника на необходимости не просто избегания вреда, но активных действий по его предотвращению и (или) исправлению.
    Целью медицины и здравоохранения становится не просто избегание вреда, а обеспечение блага пациентов. Следование принципу «делай благо» может происходить по разному.
    В самой крайней форме – это обязательное самопожертвование и предельный альтруизм.


    В разных этических теориях обязанность делать добро обосновывается по-разному.

    Утилитаристы считают ее непосредственным следствием принципа пользы – делая добро, мы увеличиваем общее количество блага в мире.

    В этике Канта это требование вытекает из сформулированного им высшего закона нравственности: если ты хочешь, чтобы делание добра другим было всеобщей нормой и чтобы другие делали тебе добро, делай и сам добро другим.

    В отношениях с пациентами, согласно этике Гиппократа, врач всегда выступает как представитель благодетель, как человек, который желает пациенту только добра и делает его в соответствии со своими возможностями в максимальной степени.
    В «Клятве» Гиппократа сказано: «Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением…».


    Таким образом, взаимоотношения медицинского работника и пациента в соответствии с моделью Парацельса также как и в модели Гиппократа, предполагают ведущую роль медика в решении всех вопросов, связанных со здоровьем пациента.

    Согласно этой модели, должны учитываться эмоционально- психологические особенности личности, а душевный контакт пациента с врачом признается необходимым элементом лечебного процесса.

    Врач оказывает на больного «целебное» воздействие, которое задано его способностью и возможностью делать добро пациенту, действовать во имя его блага.

    Принципы «не навреди» и «твори добро» тесно взаимосвязаны друг с другом, поэтому в биоэтике в последние годы они часто объединяются в один принцип - «твори добро и не причиняй зла» .

    МОДЕЛЬ ПАРАЦЕЛЬСА («ДЕЛАЙ ДОБРО»)
    Эта модель врачебной этики сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (1493-1541гг.).

    В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм - эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого и строится весь лечебный процесс.

    В духе того времени отношения врача и пациента подобны отношениям духовного наставника и послушника, так как понятие pater (лат. - отец) в христианстве распространяется и на Бога.

    Вся сущность отношений врача и пациента определяется благодеянием врача, благо в свою очередь имеет божественное происхождение, ибо всякое Благо исходит свыше, от Бога.

      1   2   3


    написать администратору сайта