доклад Медвежья потеха. Медвежья потеха. Медвежья потеха
Скачать 18.56 Kb.
|
Медвежья потеха - это бытовавшие на Руси со времен средневековья три вида зрелищ с участием медведей: медвежий бой, медвежья травля и медвежья комедия. По словам историка И. Е. Забелина, в XVI-XVII вв. для боев и травли зверей привозили на царский "псаренный двор" в Москве прямо из лесу. Зрелища эти обычно устраивали по праздникам "на заднем государевом дворе" в Кремле: на масленой неделе их переносили на лед Москвы-реки "для всенародного зрелища и увеселения". Судя по сохранившимся афишам, показывали их у Тверской и Рогожской застав, на Нижегородской ярмарке. http://huntlib.ru/books/item/f00/s00/z0000034/st016.shtml Другим популярным ярмарочным развлечением была медвежья комедия, которую также называли медвежьим промыслом или вождением медведя. Сергач — поводырь — водил по площади медведя на привязи. Когда зверь двигался, сергач начинал шутить и рассказывать курьезные истории. Он мог сравнивать медведя с румянящейся девушкой, неуклюжим солдатом, барыней, собирающей оброк — и с другими персонажами. Мишка хватает с хозяйской головы шляпу и, немилосердно комкая, надевает ее на себя, к немалому удовольствию зрителей, которые, однако же, начинают пятиться, в то время как мохнатый артист, снявши шляпу и ухватив ее лапами, пошел по приказу хозяина за сбором. Сергей Максимов, рассказ «Сергач» из книги «Лесная глушь» 1859 года Такие потехи были популярны еще у древних славян. Наши предки поклонялись медведю и верили, что это животное обладает магической силой и приносит здоровье и благополучие. Поэтому жители городов и деревень часто оставляли сергача и медведя на ночлег в своем доме: это сулило счастливую жизнь. К 1861 году медвежий промысел как вид народного искусства перестал существовать: общества покровительства животным, а также указ Сената запрещали эксплуатацию и убийство дрессированных зверей. В конце XIX века медвежьи комедии лишь иногда можно было встретить на гуляньях в крупных городах. Об этой забаве в наши дни напоминают керамические игрушки — например, из Симбирской (Ульяновская область) и Вятской губерний (Кировская область). На гуляниях можно было увидеть вожака с ученым медведем и козой. Вообще с учеными медведями ходили по Руси с незапамятных времен. И скорее всего первыми "медведчиками" были скоморохи. Многочисленные медведи в гербах русских городов (Новгорода, Ярославля, Перми, Русского Севера) говорят об уважительном отношению к этому зверю, даже культу его. В народе верили в чудесную силу медведя (что он лечит), а потому не случайно сохранилось присловье медвежьего поводыря: "У кого спина болит - спину помнет, У кого живот болит - горшки накинет, а у кого в боках колотья, он их приколет". Уважительное отношение хозяина к медведю складывалось и по той причине, что вожаки по-настоящему привязывались к постоянному своему спутнику. Подчас медведь был единственным кормильцем и становился полноправным членом ватаги и семьи. С медведями по ярмаркам ходили вплоть до начала XX века. Медведь умел кланяться (а хозяин приговаривал при этом - "поздравь людей с праздником!"), медведь играл с "козой" (в нее был обряжен актер, который и дразнил медведя). Ловкие тексты поводыря, сопровождаемые движения медведя, создавали впечатление, что медведь понимает человеческую речь. Просил хозяин показать "как бабы на барщину ходят" - медведь и показывал: сначала прихрамывая и тихо продвигаясь вперед, а потом, оседлав палку, быстро пятился назад, чем вызывал восторг у публики. Умели медведи многое и разное: и показать как "бабы в гости собираются", и как башмаки надевают, и шляпу снимал с хозяйской головы и надевал на себя, немилосердно ее комкая. Тут было все весело - и пантомима ученого медведя, и остроумные тексты вожака. |