тгп. тгп 31.10. Механизм государства
Скачать 25.32 Kb.
|
Механизм государства - система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Орган государства – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями. Классификация государственных органов: По принципу разделения властей – исполнительные(Правительство, полиция), законодательные(Совет Федерации), судебные(Верховный Суд РФ); По иерархии – федеральные, республиканские, местные; По срокам полномочий – постоянные(Совет Федерации), временные(Комиссия по ликвидации ЧС); По порядку осуществления компетенции – коллегиальные(Совет Федерации), единоначальные(Президент); По характеру компетенции – органы общей компетенции(Правительство), органы специальной компетенци(МВД). В юридической науке понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под гос. аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включается наряду с гос. аппаратом еще и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат действует. Государство занимает центральное, ведущее положение в политической системе общества, так как оно: выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; является единственным носителем суверенитета; обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры (вооруженные силы, службу безопасности и т.п.); обладает, как правило, монополией на правотворчество; владеет специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта, и т.д.); определяет главные направления развития общества. Государство выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов политических отношений, обладая в этой сфере весьма широкими полномочиями: может устанавливать в законодательстве правовой режим организации и функционирования всех иных субъектов политики - политических партий, движений, групп давления и т. п.; регистрирует их соответствующими органами (как правило, министерством юстиции) и привлекает к участию в общественных и государственных делах; может осуществлять надзор за законностью деятельности всех иных субъектов политики и применять меры принуждения за соответствующие правонарушения. Наряду с государством особое место в политической жизни занимает и право как важнейший социальный институт. Роль права в политической системе общества заключается в том, что оно: 1) служит одним из средств связи между обществом и его политической системой (в законах, принимаемых законодательными органами, выражаются интересы большинства людей, различных слоев, классов, групп населения); 2)аккумулирует волю общества, всех его политических сил; 3)интегрирует общество, делает политическую систему стабильной (в частности, конституции и законы обычно на длительный период закрепляют систему политических институтов, правовую основу взаимоотношений между ними, устройство государства и т. п.); 4)устанавливает правовые формы организации, функционирования и смены государственной власти, способы и методы политической борьбы всех существующих в данном обществе политических сил и т. Д.; 5)легализует в правовых актах (конституции, законах, подзаконных актах) субъектов политической организации - государство, политические партии, движения, общественные объединения и т. п., которые должны действовать в их рамках. Церковь и государство На современном этапе характер государственно-церковных отношений - один из главных показателей уровня развития и государства, и религиозного направления, поскольку он характеризует уровень реализации принципа свободы совести как одной из главных составляющих фундаментальных прав и свобод человека. На протяжении веков сложилось несколько моделей государственно-церковных отношений, которые часто взаимно переплетаются: 1. Теократия. Проявляется как форма правления, при которой вся полнота власти в государстве принадлежит главе церкви и духовенству. Предусматривает отождествление светской и духовной властей, регламентацию функционирования государства и ее институций, всей общественной жизни господствующей церковью и ее органами. Классическое теократическое правление существовало в V-І ст.д.о н.э. в Иудеи, где вся власть была сосредоточена в руках жрецов; в 756-1870-х годах - в Папской области, а с 1929 г. - в Ватикане, где Папа римский является абсолютным монархом. 2. Цезаропапизм. Показывает себя как политика светской власти, направленная на подчинение себе всей церковной жизни; сочетание в лице государственного правителя высшей светской духовной власти. Предусматривает полную зависимость церкви от государства, огосударствления и подчинения светской власти церковных структур. Классическими примерами такого правления является Византия, где императоры собирали церковные соборы, назначали и снимали митрополитов и тому подобное. 3. Законодательная поддержка, которая обеспечивает привилегированное состояние определенной церкви в государстве. Статус государственной церкви предусматривает государственное финансирование деятельности церковных институций, возлагает на них определенные государственнические функции. Государственные церкви в разных формах существуют в Англии, Швеции, Дании, Иране, Кувейте, Саудовской Аравии, Таиланде и других странах. 4. Отделение церкви от государства. На практике это означает невозможность вмешательства церкви в дела государства при активном вмешательстве государственных институций в дела церкви. Такая модель была характерна для прежних стран социалистичного лагеря, где законодательство теоретически гарантировало свободу совести, а реально верующие испытывали дискриминацию. 5. Невмешательство государства и церкви в дела друг друга. Гарантирует максимальное обеспечение свободы религии и толерантности в государстве. Законодательно закрепленную свободу веры и неверия имеют граждане США, Франции, Турции, Украины. В зависимости от традиций, модели государственно-церковных отношений существует несколько схем финансовой поддержки государством церковных институций: 1. Прямое финансирование государством религиозных организаций и государственный контроль по использованию средств (Ватикан, Греция, Бельгия, Люксембург, Норвегия и др.) 2. Сбор специального "церковного" налога, который тратится согласно с пожеланиями плательщиков налога (Италия, Испания и др.) 3. Использование средств "церковного" налога религиозными организациями на собственное усмотрение с минимальным контролем государства (ФРГ, Австрия, Швейцария, Швеция и др.) 4. Отсутствие финансовой помощи государства конфессиям, которые существуют за счет добровольных пожертвований верующих, выручки от церковной атрибутики и тому подобное. Это характерно для стран, где церковь и государство отделены одна от другой (США, Франция, Украина, Нидерланды). Государство и личность Правовой статус личности – многообразные связи права и личности, его интересы, потребности, взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Или юридически закрепленное положение личности в обществе. Отношения личности и государства различны на разных этапах развития человечества. Первоначально их характер зависел от принадлежности личности к определенному классу, социальной группе. В связи с этим государство или подавляло личность, ограничивая ее свободу в той или иной степени вплоть до полного подчинения и господства, или предоставляло определенные привилегии. Лишь впоследствии пришло признание равноправия личности. В силу принципа суверенности государственной власти любой человек подпадает под юрисдикцию государства. Устойчивая политико-правовая связь личности и конкретного государства находит свое выражение в институте гражданства (подданства). Под гражданством понимается политико-правовая принадлежность лиц к данному государству, в силу которого на них распространяется суверенитет этого государства и они пользуются с его стороны защитой своих прав и законных интересов как внутри страны, так и за ее пределами. Таким образом, правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Следовательно, гражданин – это личность в ее взаимодействии с государством. Связь личности и государства проявляется, как и связь личности и общества, во взаимном влиянии и, в конечном счете, во взаимных правах и обязанностях. Влияние личности на государство проявляется как опосредованно, через деятельность различных институтов гражданского общества, так и непосредственно, через участие в формировании путем выборов государственных органов, в критике их деятельности в средствах массовой информации, в обжаловании действий и решений должностных лиц. При этом степень воздействия на государство зависит от активности самой личности, уровня ее правовой культуры. Государство обладает значительно большими возможностями влияния на личность, чем отдельная личность – на государство. Роль государства проявляется в возложении на личность определенных обязанностей, установлении мер ответственности за их неисполнение, а также в предоставлении ей ряда прав и свобод. Степень и характер влияния государства на личность во многом обусловлены уровнем развития демократии в данном государстве Выделяют основные модели взаимоотношения государства и личности: 1) тоталитарная (с приоритетом интересов государств и подавлением личности); 2) либеральная (с приоритетом интересов личности и минимальным государственным регулированием). Демократическое государство обеспечивает согласование интересов различных социальных групп, личности и общества, при этом считая своей обязанностью соблюдать и защищать права и свободы личности и являясь подконтрольным обществу. В этом случае государство обеспечивает свободное развитие личности, ограничивая пределы своего вмешательства в ее интересы, и возлагает на себя обязанность обеспечения прав личности и ответственность перед ней за их нарушение. Но чем более ограничивается демократия, тем более ущемляются интересы личности. Так, в тоталитарном государстве руководящая роль отводится именно государству, которое само определяет круг прав личности, а интересы государства преобладают над интересами личности. Так как права и свободы даруются личности государством, они могут быть ограничены по его усмотрению, а государство может вмешиваться в любую сферу жизни личности. Следовательно, только в условиях развития демократии, построения правового государства возможна социальная защищенность личности, ее самореализация, свободное прогрессивное развитие. Социальное государство Понятие социального государства возникло в XX в. вслед за идеей правового государства. Фактическое неравенство людей, противостояние различных социальных слоев общества обусловили необходимость для государства проведения социально ориентированной политики. Ключевым принципом социального государства является положение, сформулированное в п.1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». Впервые конституционное закрепление данный термин получил в ст. 28 Конституции ФРГ 1949 г. Принцип социального государства закреплен в большинстве государств Европы (Франции, Италии, Португалии, Греции, Испании, Швеции, Дании, Нидерландов), также в Турции, Японии. В настоящее время в ст.7 Конституции РФ закреплено: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Понятие социального государства связано, прежде всего, с изменением его внутренней политики, ее ориентированности на социальную защиту населения. Для социального государства характерно активное вторжение в социальные отношения, предоставление социальных услуг населению: бесплатного государственного образования, медицинской помощи, пособия по безработице, пенсии, оплачиваемого отпуска, определения максимальной продолжительности допустимого рабочего времени, гарантированного минимума заработной платы, особой заботы о детях, инвалидах, престарелых. Государство принимает меры, чтобы сгладить социальное неравенство, создать возможности для свободного развития и достойного уровня жизни каждого. Под достойным уровнем жизни понимается материальная обеспеченность на уровне стандартов современного общества, которая не может быть ниже прожиточного минимума. Свободное развитие предполагает равный доступ к ценностям культуры, гарантированность личной безопасности человека, физическое, умственное и нравственное совершенствование личности. Признаками социального государства являются: 1)высокий уровень экономического развития страны, что позволяет перераспределять доходы населения, не ущемляя собственников; 2)социально ориентированная структура экономики, что выражается в многообразии форм собственности; 3)формирование гражданского общества, под влиянием которого государство проводит активную социальную политику; 4)разработка государством разнообразных социальных программ и обеспечение их реализации; 5)утверждение таких целей государства, которые обеспечивают каждому достойные условия жизни, социальную защищенность, равные стартовые условия для самореализации личности; 6)развитое социальное законодательство; 7)взаимная социальная ответственность государства и граждан. Выделяются также функции социального государства: - поддержка социально незащищенных слоев населения (безработных, пенсионеров, инвалидов и др.); -охрана труда и здоровья людей; -поддержка семьи, материнства и детства; -развитие социальных учреждений (детских домов, домов для престарелых, приютов и т.п.); -сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными слоями населения посредством налогов, специальных социальных программ, государственного бюджета и др.; -поощрение благотворительной деятельности (посредством различных льгот); -финансовая и иная поддержка научных исследований и культурных программ; -борьба с безработицей (выплата пособий по безработице, переквалификация и т.п.); -участие в реализации межгосударственных социальных программах (экологических, культурных, образовательных и др.); -обеспечение компромисса в обществе, устранение социальной напряженности и конфликтов. Конституционное положение о том, что Россия – социальное государство, является программным, так как определяет цель развития государства. Правовое государство Правовое государство- организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений. Признаки: - Верховенство закона во всех сферах жизни общества; - Деятельность органов правового государства, которая базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; - Взаимная ответственность личности и государства; - Реальность прав и свобод гражданина; - Политический и идеологический плюрализм; - Стабильность законности и правопорядка в обществе; - Приоритет международного права над национальным. Гражданское общество система негосударственных организаций, объединений, учреждений, институтов, политических партий, профессиональных и иных союзов, других неправительственных ст- руктур, взаимодействующих с официальной властью на равноправной основе. |