Главная страница
Навигация по странице:

  • «В чем сила удара»«Как развить резкость нападающего удара» «Прыгая для нападающего удара, я никак не могу ударить по мячу в высшей точке. Что мне делать»

  • Валентин Филиппов

  • Мирон Винер

  • Марат Шаблыгин

  • Каждому нападающему советую в индивидуальной игре взять себе за правило играть ответственно любой мяч в любой игровой ситуации.

  • Владимир Гайлит

  • Механизм удара в волейболе. Механизм удара в волейболе


    Скачать 224.18 Kb.
    НазваниеМеханизм удара в волейболе
    Дата16.11.2021
    Размер224.18 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМеханизм удара в волейболе.docx
    ТипДокументы
    #273097

    Механизм удара в волейболе 
     
    Как научиться мощному нападающему удару? Какие упражнения наиболее эффективны для улучшения прыгучести? Что делать, чтобы безошибочно передавать мяч партнеру?
     
    ДВОРЕЦ СПОРТА в Лужниках. На арене у сетки сражаются сборные Москвы и Латвии. Нил Фасахов и я прыгаем, блокируя рижанина Вейскопса. Мяч, посланный мощным ударом латвийского спортсмена, попадает в наши ладони, и тут же Фасахов вскрикивает от боли — у него сломан мизинец.
    Одесса. Чемпионат страны. На площадке — команды ЦСКА и одесский «Буревестник». Мяч у армейцев. Мондзолевский пасует Коваленко, который в прыжке у сетки делает замах. Мяч попадает в голову одесситу Титарчуку и отскакивает далеко на балкон к зрителям. Титарчук от удара падает, как при нокдауне в боксе.
    Подобные эпизоды, конечно, редки. Но в современном волейболе удары многих нападающих настолько сильны, что их называют пушечными. В то же время точность таких ударов можно считать образцовой.
    Любителей волейбола особенно интересует секрет именно таких ударов, сильных, точных.

    «В чем сила удара?»«Как развить резкость нападающего удара?»  «Прыгая для нападающего удара, я никак не могу ударить по мячу в высшей точке. Что мне делать?»


    Если говорить о самом главном, то ответ на сотни подобных вопросов один:

    выполняйте нападающий удар правильно технически.

    Нападающий удар — сложный элемент волейбола. Он выполняется в воздухе, когда время взвешенного положения игрока ограничено, а координация движений усложнена. Именно над сеткой осуществляется так называемое столкновение «брони» и «снаряда», когда в доли секунды надо разгадать и предвосхитить замысел противника, наметить и осуществить свои контрдействия. Удар — наиболее ответственный, в смысле результата, прием игры. Непревзойденный мастер атаки Константин Рева писал: «Прием мяча, передача и завершающий удар — это три звена одной цепи, неразрывно связанные. Но главным является нападающий удар».
    И еще одно высказывание выдающегося мастера: «Я пришел к выводу, что нападающий удар — основа победы над командой противника».

    Многообразие нападающих ударов безгранично: по далеким и близким от сетки мячам, с краев сетки и в центре, поверх блока, от блока и в обвод его, «по ходу» и с «переводом», с прострельных, коротких и взвешенных передач, удары «крюком», прямые, обманные и многие другие.

    Удар в большей степени, чем другие технические элементы волейбола, зависит от таких физических качеств игрока, как рост, прыгучесть, быстрота, координация движений, сила и ловкость. Влияние всех этих специфических качеств трудно учесть при описании приема. Поэтому остановлюсь только на основных моментах практического характера.

    «Исходя из своего опыта, я могу сказать, что прямой и боковой удары являются основными в игре, остальные же разновидности нападающего удара — вспомогательные», — так справедливо считал Рева.
    Поэтому целесообразно прежде всего научиться техническому исполнению наиболее типичных ударов.

    Итак, прямой нападающий удар. Здесь важен правильный выход к мячу, то есть разбег и прыжок. Разбег — короткий {3—4 шага), но энергичный. Прыжок — максимальный, направлен почти вертикально, соразмерен по времени с полетом мяча. Неопытные игроки зачастую рвутся к мячу, рано начинают разбег, а перед прыжком засиживаются в приседе, ибо мяч далеко. Вот и получается досадная осечка.



    Разбег и прыжок должны выполняться слитно. Поэтому правильнее несколько задержаться на исходной позиции, подкрадываясь, как кошка. А потом быстро разбегаться, прыгать и наносить удар. В воздухе нападающему надо оказаться в таком положении, чтобы мяч был впереди, а плоскость удара примерно в 35—50 см от плеча. Остерегайтесь «залезать под мяч». Мяч в этом случае падает на голову, и результативная атака становится невозможной.

    Во время прыжка энергичное маховое движение обеими руками способствует взлету. Сразу же после этого волейболист отводит бьющую руку назад. С замахом нельзя опаздывать. Особенно при короткой передаче, когда мяч появляется над сеткой низко и неожиданно. Чуть опоздаете вынести руку для удара, и придется бить низко над сеткой, ограничивая себе выбор направления и характер удара.

    Кое-кто рекомендует при замахе заносить руку чуть ли не за голову. По моему мнению, замах должен быть коротким. А такой авторитетный специалист волейбола, как мастер спорта Валентин Филиппов, писал: «Большой по амплитуде замах выдает намерения нападающего, позволяет заранее определить направление удара, не говоря уж о том, что при таком замахе игроку трудно изменить первоначальное намерение. Большой замах ограничивает возможности применять удары с низких передач, а такие удары довольно часты в игре».

    Сам удар по мячу должен быть максимально резким, быстрым. Не следует рукой и кистью сопровождать мяч. Подбирая материалы по технике нападающего удара, я ловил в объектив фотоаппарата момент удара по мячу, когда атаковали Константин Рева, Нил Фасахов, Виталий Коваленко. Снимал я при выдержке в одну двухсотую секунды, и все же движение предплечий этих мастеров и особенно кистей получалось на фото смазанным. Настолько быстротечен у этих игроков процесс удара! Пришлось фотоаппарат сменить на кинокамеру со скоростью съемки 64 кадра в секунду.

    Весьма образно выразил свою мысль о характере удара по мячу Валентин Филиппов: «Нападающий удар волейболиста напоминает удар в бильярде, когда нужно, чтобы свой шар остался на месте».

    В момент удара рука атакующего почти выпрямлена. Это обусловлено не столько техникой игры, сколько ее тактикой. Чтобы максимально затруднить соперникам постановку блока или даже послать мяч поверх ладоней блокирующих, приходится атаковать как можно выше над сеткой. Это-то и вынуждает нападающего наносить удар выпрямленной рукой. Вот как описывает эффективные действия нападающего заслуженный тренер СССР Мирон Винер: «В момент встречи с мячом рука нападающего выпрямлена, правое плечо поднято выше левого, что позволяет нанести удар по мячу на большой высоте, поверх блока»

    У Константина Ревы часто спрашивали, как он бьет по мячу — кулаком или ладонью? «Удара по мячу кулаком я не наблюдал, хотя об этом слышал, — отвечал Рева. — Нападающий удар правильнее наносить ладонью. При этом все пять пальцев следует плотно прижать друг к другу и слегка согнуть».

    «Куда смотреть нападающему в момент прыжка?» — интересуются молодые волейболисты. Отвечаю: только на мяч! Действия же блокирующих и пространство над сеткой следует по возможности контролировать периферическим зрением, а иногда просто интуитивно.

    Теперь о боковом нападающем ударе, то есть об ударе крюком. В игре зачастую возникают ситуации, когда атаковать прямым ударом невозможно. Представьте себе: нападающий только что ставил блок и не успел отойти от сетки. В этот момент ему адресуется вторая передача. Мяч не долетает до сетки, и игрок оказывается между мячом и сеткой. Здесь волейболиста может выручить только боковой удар.

    «Бывают такие ситуации у сетки, когда послать мяч на сторону противника прямым ударом невозможно, — писал Константин Рева. — Если нападающий, не рассчитав разбега, оказался под мячом или впереди него или если мяч находится далеко от сетки, тогда сама обстайовка подсказывает необходимость применить именно боковой удар».

    Теперь, когда блокирующим разрешено переносить руки через сетку, многие специалисты волейбола пришли к выводу, что удары «крюком» с разумно отдаленных от сетки передач будут особенно результативными. Основание для такого утверждения находим опять же у Ревы: «Боковой удар затрудняет соперникам постановку блока, так как сложно определить направление удара, производимого с дальнего расстояния от сетки».

    В техническом исполнении ударов «крюком» и прямого есть много общего. Для обоих ударов непременны одни и те же требования: точно подобранный разбег, высокий прыжок, выпрямленная в момент удара рука, умение мгновенно вложиться в удар. Но у каждого из этих ударов есть и свои особенности.

    Для проведения бокового удара нападающие часто прыгают с места, без разбега. В этом случае рекомендуется глубокий присед перед прыжком. Нападающий разворачивается к сетке почти под прямым углом. Плоскость удара может быть расположена между нападающим и сеткой, вертикально над бьющим и даже несколько вдали от него. В каждом из этих вариантов важно точно рассчитать движение руки и кисти. В первом случае надо как бы накрыть или, как говорят, захлестнуть мяч, акцентируя удар книзу и в избранном направлении. Кисть ложится на мяч в верхней его полусфере. В остальных случаях мяч следует направлять по более пологой траектории, чтобы не попасть им в сетку. Точка касания мяча избирается примерно на его «экваторе».

    Замах и сам удар исполняются двояко.
    В первом варианте нападающий, находясь в воздухе, вплоть до удара сохраняет почти вертикальное положение туловища. После махового движения руками при взлете волейболист одновременно поднимает обе руки вверх. Затем бьющей рукой, которая все время остается почти выпрямленной, описывает во время замаха чуть ли не полную окружность. Рука движется свободно и удару может быть придано разнообразное направление. Такую своеобразную «мельницу» удачно применял известный нападающий Марат Шаблыгин, игрок сборной СССР в 50-е годы. Успешно осуществляет такой удар и Георгий Мондзолевский

    При втором варианте нападающий, прыгая, несколько отклоняется в сторону, противоположную направлению предполагаемого удара. Бьющая рука при этом идет вниз, а сам замах является как бы продолжением наклона корпуса. Затем волейболист энергично выпрямляется, кисть руки по дуге посылает к мячу. Другую руку в это время двигает по-иному — сначала вверх, а потом, помогая выпрямлению корпуса, вниз. Движения рук, туловища и направление удара — все это в одной плоскости. Большой специалист такого удара— мастер спорта Герман Смольянинов.

    Рассказанное мною выглядит, конечно, схематично. Ведь биомеханика нападающего удара — предмет специальной большой темы. Рассчитывать на то, что новичку на первых же порах игры у сетки удастся технически грамотно осущеставлять нападающие удары, было бы наивным. Путь к мастерству атаки трудный и долгий. Этот путь пролегает через годы тренировок, упорства, трудолюбия. Не гонитесь с первых занятий за силой удара — со временем она придет. Самое важное — понять и усвоить механизм движений, научиться технически правильно их исполнять. Перед каждым ударом на тренировке заранее определяйте его направление. Тогда и в игре легче станет находить наиболее целесообразное для каждой игровой ситуации решение.



    Осваивая технику нападающего удара, упражняйтесь у стенки: удар в пол — отскок от стены — с лету, снова удар в пол... Такое упражнение очень полезно. Волейболист быстрее уясняет структуру движения при ударе, сам определяет правильность положения руки, добивается стабильной точности попадания по мячу кистью. Наши лучшие нападающие Коваленко, Фасахов, Сибиряков, Качарава и другие неизменно включали в свою тренировку это простое, но весьма эффективное упражнение.

    Очень важно с самого начала учиться играть одинаково свободно и той и другой рукой. У «двуруких» нападающих более широкий диапазон действий над сеткой. Блокировать их удары гораздо труднее. Не случайно мастера ударов любой рукой Рева, Фасахов, Во- скобойников атаковали весьма результативно.

    Тактика игры в нападении — атаковать ли с первых передач или с распасовки выходящим вперед тыловым игроком, после простой раскидки мяча у сетки или путем сложной комбинации — определяется для себя каждой конкретной командой. Тренер вместе с игроками настойчиво наигрывает наиболее выгодные для команды варианты атак.

    Молодежь зачастую слепо копирует игру ведущих команд. Простое подражание редко себя оправдывает. Во-первых, копия всегда бледнее оригинала, а во-вторых, желание подражать тактике первоклассных команд зачастую не подкрепляется достаточно высокой технической оснащенностью, а потому и не дает хороших плодов.

    Каждому нападающему советую в индивидуальной игре взять себе за правило играть ответственно любой мяч в любой игровой ситуации. Крайне важно играть без грубых ошибок (удары в аут и сетку) в конце партии и при равном счете, когда команде остро необходимо опередить противника. Результативная игра в нападении приобретает тут особую значимость. Здесь как раз полезны наиболее действенные формы атаки — удары выше блока, резкие «косые» удары по ходу, сильные удары в ладони блокирующих с расчетом отскока мяча в аут, неожиданные тихие обманные удары.

    Мне был доверен в свое время ответственный пост нападающего в команде ЦСКА. Каково мне было чувствовать себя партнером таких игроков, как Рева, Винер, Ахвледиани, Гайлит! Сознаюсь, я робел, боялся как бы не осрамиться, не ударить лицом в грязь. Но передо мною всегда было то, что мы называем эталонами мастерства. Это вдохновляло, помогало идти вперед. Я учился у Ревы, учился совершенно исключительной координации движений этого великолепного мастера, его умению правильно выйти для удара по любому мячу, способности выбрать из богатейшего технического арсенала наиболее подходящее в данной ситуации оружие. Многое дало мне общение с Гиви Ахвледиани, выдающимся специалистом ударов поверх блока и кистевых ударов. Мирон Винер удивлял меня способностью мгновенно вложиться в удар. Он, что называется, «выстреливал» по мячу...

    Наблюдая за игрой этих больших мастеров, я много размышлял о техническом исполнении удара. У меня возникали на этот* счет свои «теории». Старшие товарищи охотно выслушивали меня, поправляли, делились со мной «тайнами» своего мастерства.

    Мне тогда казалось, что сочетать силу удара и его резкость лучше, если бить согнутой в локте рукой. «От локтя», — говорил я тогда. Однажды беседовал об этом с Гайлитом и Винером. «Представь себе пастуха, хлопающего кнутом сильно, резко! — сказал мне Владимир Гайлит. — Вот если бы так же «хлестать» по мячу! Но ведь согнутой рукой этого не сделаешь...» Я словно прозрел. Почувствовал преимущество другой схемы удара. Она выглядела так: чуть качнулся на удар корпус, пошло вверх-вперед плечо бьющей руки, с еще большей скоростью развернулась к мячу выпрямленная рука. Передо мной словно предстала цепь, каждое последующее звено которой движется быстрее предыдущего. Последнее звено этой цепи — кисть, словно хлыст, мгновенно бьет по мячу.

    Так я начал учиться делать нападающий удар прямой рукой. Это было то, что надо. И сейчас — в который раз! — я мысленно благодарю своих умных наставников.

    Юрий ЧЕСНОКОВ, заслуженный мастер спорта


    написать администратору сайта