Механизмы выбора. Механизмы выбора
Скачать 34.36 Kb.
|
Доклад на тему: «Механизмы выбора» Работу выполнила: Селянина Татьяна | группа САУСб-21-1 Подходы к пониманию и исследованию выбора в психологии и науках о человеке В психологии и философии проблема выбора в последнее время становится все более и более актуальной, хотя исследования на эту тему пока лишены системности, ключевые понятия не устоялись, а ключевые определения продолжают обсуждаться. Психологические работы, посвященные непосредственно проблеме выбора, довольно немногочисленны, особенно если сравнивать с количеством работ по принятию решения. Большинство работ по принятию решения базируются на имплицитном допущении, что это то же, что и выбор, только терминологически это более строгое, корректное, научно операционализируемое понятие (например: Корнилова, 2003), в то время как слово «выбор» нагружено философскими и обыденными коннотациями. Практически единственной общепризнанной характеристикой выбора, на которую указывают разные авторы, является то, что он выступает средством разрешения неопределенности (например: Наумова, 1988). Один из ведущих социологов современности Н. Луман, опирающийся на понятие принятия решения, считает упрощение, редукцию сложности характерной чертой, а неопределенность будущего единственной инвариантой процессов принятия решения. Совершение выбора приводит к сокращению пространства альтернатив до одной реализуемой, к уменьшению степеней свободы. Неопределенность же означает, что в точке выбора действия не предопределены однозначно. То же, что мы обычно считаем единственным, само собой разумеющимся и безальтернативным способом действия, крайне редко является таковым на самом деле. В остальном же наблюдаются существенные расхождения в самих базовых пониманиях и определениях выбора. Можно выделить следующие основные направления в подходах к проблеме выбора: • выбор как сущностное свойство человека (в контексте философской антропологии); • выбор как осознанное нравственное самоопределение в пространстве этических дилемм (в контексте этики); • выбор как принятие рационального решения (в контексте когнитивной психологии); • выбор как проявление личностных особенностей, мотивации и уровня развития (в контексте философской антропологии и психологии личности); • выбор как экзистенциальный акт, смысл которого заключается не столько в принятом решении, сколько в самом процессе выбора и позиции, занимаемой субъектом в этом процессе (в контексте экзистенциальной философии и психологии). Наряду с этими направлениями отдельное внимание в обзоре мы уделим многомерным моделям выбора, охватывающим многие аспекты этого явления и предполагающим его эмпирическую операционализацию. Идея выбора в психологииЕще Уильям Джеймс (отец современной психологии, основатель «психологии сознания» и брат писателя Генри Джеймса) размышлял о том, как мы выбираем. И выделил 5 стратегий: 1. Рациональный выбор. Это подход, основанный на разумности: мы взвешиваем все альтернативы, все «за» и «против» и после всестороннего анализа, выбираем наиболее подходящий вариант. 2. Волевой выбор. Это ощущение «внутреннего усилия, глубокого движения воли». Например, нам что-то не хочется делать, но мы выбираем делать это в силу собственных целей и ценностей. 3. Дрейфующий выбор. Мы не можем ничего выбрать, испытываем усталость или разочарование и позволяем обстоятельствам определить наш путь. Мы как будто дрейфуем по воле волн судьбы. 4. Импульсивный выбор. Ответ приходит изнутри, а не извне, как в предыдущем варианте. Мы действуем под влиянием сиюминутного импульса, и часто потом жалеем о принятом решении. 5. Выбор, основанный на изменении позиции. Ситуация, когда внезапно, под влиянием внешних событий или собственных состояний, мы передумываем и делаем другой выбор. Меняются наши желания и приоритеты, мы начинаем видеть ситуацию по-другому. Что говорит нам Джеймс: что выбор может делаться по-разному. Это может быть процесс как «от головы», разумный выбор, процесс мышления. Но может быть выбор как импульсивное решение, не рассудочное. И впоследствии в психологии выбор стали изучать в 2 направлениях: 1) Выбор как работа с информацией, мыслительный процесс. 2) Выбор как личностный поступок. В первом подходе изучаются когнитивные процессы. Как мы принимаем решение? Мы обрабатываем информацию и что-то решаем. Человек здесь рассматривается как разумное, рациональное существо, которое все время взвешивает, что для него наиболее полезно. Одна из моделей так и называется «модель ожидаемой полезности» (Э.Толмен и К.Левин). Мозг просчитывает полезность и делает выбор. Если не может просчитать – возникает когнитивный диссонанс (термин, предложенный Леоном Фестингером). Проблемы и сложности жизненных выборов, с точки зрения данного подхода, задаются нашей оценкой ситуации. Так, первая сложность – это выбор между двумя негативными альтернативами. Или, житейский языком, выбор «из двух зол». Мы видим два возможных варианта событий, но ни один нам не нравится, а выбрать что-то надо. Нам сложно, мы колеблемся. Чем более важный выбор предстоит, тем сильнее наши мучения. Иногда мы даже можем совсем ничего не выбрать, только чтобы не сталкиваться с неприятными последствиями выбора. Но выбор между двумя привлекательными альтернативами тоже непрост особенно в случае, если одна из них полностью исключает другую. И один, и второй путь представляется желанным, а жизнь заставляет выбрать только один. Досадно. Как считал Л. Фестингер, это наиболее распространенная проблема человеческого выбора. Наконец, сложно выбрать, если альтернатив больше, чем две. Мы не можем заранее просчитать все последствия, поэтому испытываем фрустрацию и растерянность. Фестингер пришел к выводу, что диссонанс – это неизбежный спутник любого выбора. То есть в любом случае, нам будет сложно, и мы должны с этой сложностью как-то справляться. При этом, чем более важный, глобальный и стратегический выбор мы делаем, тем больше степень дискомфорта и напряжения. Тем, кто хочет глубже погрузиться в разные теории принятия решений, могу порекомендовать работу Т.В.Корниловой «Психология риска и принятия решений» (2003). Во втором подходе выбор рассматривается как поступок на жизненном пути. Наши выборы составляют историю нашей жизни. Сделай мы другой выбор в определенной точке – и наша жизнь могла бы сложиться иначе. Правда, интересно? Именно наши выборы делают нас авторами своей жизни. Мы ощущаем свою свободу, когда принимаем собственное решение. Поэтому психолог Борис Поршнев писал, что функция выбора – это основа личности. Перед тем, как сделать важный выбор мы находимся в так называемом «двоевластии» - обе возможности реальны для нас. Мы чувствуем раздвоенность внутри себя, колеблемся. Выбор же снимает эту раздвоенность. Выбор в данном подходе – не столько предпочтение одной («лучшей») возможности, сколько подавление другой («не выбранной, худшей»). Чтобы сделать выбор, мы должны от чего-то отказаться. Это печальная сторона выбора отражена в эпиграфе к этой статье. Настоящие выбор всегда означает, что один из вариантов жизни мы реализуем, а другие теряем, часто навсегда. Именно поэтому выбор может сопровождаться печалью. Печалью отказа от чего-то неизведанного и нередко важного. Подлинный выбор – это не рациональный процесс, по крайней мере, не только рациональный. Для этого нужна воля, интуиция, доверие себе, способность идти на риск. Здесь не работают линейная логика и причинные объяснения. В точке выбора мы можем чувствовать недостаток внутренней опоры. Если мне не на что опереться внутри себя, а знания о том, что последует, у меня нет, как мне сделать выбор? Поискать свою опору помогут рекомендации ниже. Практические техники, помогающие сделать выбор.1. Найдите безусловную поддержку вместо советов. «Один ум хорошо, а два лучше» - думаем мы, советуясь с друзьями по поводу своих важных выборов. Другой человек, действительно, может помочь. Но не своим советом, - ведь никто другой не знает, что вам действительно нужно лучше, чем вы. Другой помогает своим присутствием, своей готовностью принять и поддержать любой ваш выбор. Такой человек дает дополнительную опору, если не хватает внутренней. Кроме того, выговариваясь ему, и приводя аргументы в пользу той или иной альтернативы, вы имеете возможность лучше понять свои собственные предпочтения. 2. Прислушайтесь к голосу эмоций. Нить Ариадны на пути к нужному выбору – это наши собственные эмоции и чувства. Наше сердце иногда лучше разума знает наши истинные желания. Прислушиваясь к голосу сердца – то есть к собственным переживаниям, мы осознаем нужную нам стратегию. Почувствовать свои глубинные состояния можно внимательно прислушиваясь к телу, его реакциям. Обычно через тело мы получаем доступ к эмоциональным реакциям. Что происходит с телом, дыханием, внутренними ощущениями, когда вы думаете о том или ином варианте решения? Что вы испытываете, когда рассказываете о вашем выборе? Некоторые люди бросают монетку, чтобы почувствовать, какие эмоции вызвало решение, подсказанное жребием. И затем следуют не жребию, а тому отклику, который у них появился. 3. Исследуйте свой выбор. Понять, что именно стоит за каждым вариантом вашего выбора, поможет пирамида Дилтса, которую называют моделью логических уровней. Эта модель позволяет рассмотреть более глубокие намерения, определяющие выбор. Опираясь на нее, мы можем принимать решения, основанные на нашей идентичности и способностях. Для изучения своего выбора по данной модели, ответьте себе на ряд вопросов: 1) Миссия. Ради чего я делаю этот выбор? В чем основная суть этого выбора, что самое главное для меня? 2) Идентичность. Кто я, какой я человек? Что говорит обо мне сделанный в этой ситуации выбор? 3) Ценности. Какие ценности для меня самые важные? Как поможет их реализовать тот или иной мой выбор? Какие ценности служат основой для принятия этого решения? 4) Способности. Какие у меня есть таланты и сильные стороны? Как их поможет раскрыть мой выбор? Какие навыки мне нужно приобрести для реализации каждого варианта моего выбора? 5) Действия. Какие действия помогут мне добиться того, чего я хочу? Что мне нужно будет делать в каждом из вариантов выбора? Какие шаги мне нужно будет предпринять? 6) Окружение. Как мой выбор повлияет на мое окружение? Когда и где я смогу его реализовать? Кто еще задействован в реализации моего выбора? Вдумчивое и подробное размышление над этими ответами в ситуации выбора обеспечивает естественное открытие внутреннего потока, и позволяет сосредоточиться на том, что действительно важно для нас. 4. Используйте рисунки и пространство. Мы не знаем, что последует за тем или иным выбором, но наше бессознательное часто предчувствует это. Понять его сигналы мы можем с помощью техник визуализации. Например, ненаправленное рисование – отключая рациональные размышления, попробуйте представить все варианты предстоящего выбора в виде образов, а затем нарисовать их. Присмотритесь к полученным рисункам – какие ассоциации приходят вам в голову? Что они говорят вам о вашем выборе? Мэрилин Аткинсон предложила пространственную технику визуализации: написать или нарисовать на листах бумаги А4 альтернативы для выбора и расположить их в пространстве вашей комнаты. А затем вставать по очереди на каждый лист и вслух называть свои чувства и ожидания в связи с таким выбором. 5. Подсказки мозгового штурма. Данная техника тоже помогает нам освободиться от контролирующего голоса в своем сознании и освободить интуицию. Суть техники в том, чтобы отделить выработку идей от этапа оценки идей. То есть придумываем отдельно, не критикуя. А принимаем решение - на втором этапе, подключая голос разума. На первом этапе вы формулируете вопрос и записываете все идеи, которые только приходят в голову в ответ на этот вопрос. Например, в случае выбора, вы можете записать все альтернативные варианты решения. Или, если у вас уже есть определенное число альтернатив, вы пишете все последствия, которые может повлечь за собой тот или иной выбор. Важно отключить на время «внутреннего критика» и писать даже нереалистичные варианты. Пишите в течение 15 минут не останавливаясь. Затем остановитесь и перечитайте написанное. Оцените, что из предположений близко к реальности, а что не вызывает отклика. Проранжируйте записанные идеи. Что вы можете сказать теперь о вашем выборе? 6. Техники активного воображения. Альберт Эйштейн сказал, что воображение – это все, что у нас есть. Мечтая и фантазируя, мы можем создавать образы желаемого будущего, которые помогают нам понять собственные глубинные потребности. В ситуации выбора представьте, что прошло 10 лет и вы уже живете жизнью вашей мечты. Что в ней происходит? Чем вы занимаетесь, как выглядите, кто вы? Если бы вы из вашего будущего увидели себя сегодняшнюю, какую рекомендацию относительно выбора вы бы себя дали? Какую поддерживающую фразу сказали? Что бы вы сделали, если бы у вас была волшебная палочка? Какие изменения произошли бы в первую очередь? Как бы это было заметно со стороны? Что это говорит о вашем выборе в данной ситуации? В символдраме есть техники, основанные на внутреннем диалоге со значимым лицом. Упрощенно их смысл выражается в том, что вы можете представить образ мудреца, или какого – то известного персонажа, которому вы доверяете, и в состоянии релаксации, попросить у него совета в ситуации вашего выбора. Конечно, голос мудреца – это наш внутренний голос, которому мы помогаем быть услышанным с помощью воображения. 7. Дайте себе время. Часто сама необходимость сделать выбор немедленно, причем «самый правильный», создает напряжение и мешает довериться себе. Дайте себе время, отвлекитесь, пойдите на прогулку в парк, помедитируйте. Часто решение приходит как раз в тот момент, когда контроль сознания снижается и мы получаем доступ к внутреннему голосу. Отпустите желание все проконтролировать (это все равно невозможно), и повторите про себя фразу «мое решение придет в нужное время и самым лучшим образом». 8. «Не могу сделать выбор» - оцените выгоды существующей ситуации. Часто человек жалуется, что никак не может сделать выбор, в том случае, если бессознательно он делает другой выбор со своим набором выгод, или так называемых «дивидентов». Например, мужчина никак не может выбрать спутницу жизни, и жалуется на это. Но все это время он живет с мамой, которая о нем заботится, и в этой ситуации ему безопасно и уютно. Глубинная потребность оставаться ребенком в этих отношениях мешает ему реализовать какой-то другой выбор. Только осознав и проработав это в терапии, он может двигаться дальше и строить личную жизнь. Если вы никак не можете сделать выбор, подумайте: что именно эта ситуация «невыбора» дает вам прямо сейчас? За что вы бессознательно держитесь, что не можете отпустить? Позаботьтесь о самоподдержке и принятии любых ответов. Часто такое осознание открывает возможность для более реалистичного выбора. 9. Доверьтесь себе. Иногда нам кажется, что кто-то вовне, более мудрый и понимающий, подскажет нам решение. Мы обращаемся к астрологам, психологам, эзотерикам, гадалкам, коучам. Вольно или невольно разыскиваем «гуру». Радостная новость – его нет. Конечно, есть много замечательных специалистов и учителей. И если этот специалист действительно «ваш», «тот самый», то главный дар, который вы наверняка получите от него – это умение доверять собственным решениям, делать собственные ошибки и находить собственный путь. Когда-то в детстве мы могли поверить, что не способны найти лучшее решение самостоятельно. Это неправда. Нас обманули – скорее всего, тоже по ошибке. Ваше решение уже есть внутри вас, и оно ждет, когда вы его заметите. 10. Не обвиняйте себя за прошлые выборы. Легко сказать, не обвиняйте. А если впоследствии мы понимаем, что свернули не туда? Упустили шанс, отказались от важного, сделали ошибку? Мы можем испытывать сожаление, досаду, злость и грусть. Дайте место этим чувствам. И прожив их, поддержите себя. Не «застревайте» в самообвинении. Ведь вы делали тот выбор, который могли в тот самый момент – в силу своих обстоятельств, особенностей и опыта. У Милтона Эриксона есть принцип: «Человек в любой момент своей жизни делает наилучший выбор из возможных». И это правда так. Прошлое нельзя вернуть. Но мы можем менять наше будущее прямо сейчас, делая собственный и настоящий выбор. |