|
9рл7.02. Второстепенные и внесценические персонажи комедии Горе от ума
КГУ «Озерная общеобразовательная школа»
Краткосрочный план 56
Раздел
| РАЗДЕЛ 3: САТИРА НА ОБЩЕСТВО
| ФИО педагога
| Уразалина С.С.
| Русская литература
| Дата: 7.02.2022г.
| Класс: 9 Б
| Количество присутствующих
| Количество отсутствующих
| Тема урока:
| Второстепенные и внесценические персонажи комедии «Горе от ума»
| Цели обучения в соответствии с учебной программой
| 9.2.7.1 определять способы выражения авторского отношения к героям;
| Цели урока
| обучение детальному и комплексному анализу драматического произведения;
- формирование эстетического восприятия драматического текста;
- развитие культуры речи;
- развитие образного мышления.
| Ход урока
| Этап урока/
время
| Действия педагога
| Действия учеников
| Оценивание
| Ресурсы
| Начало урока
I. Организационный момент.
2 мин
| 1.Психологический настрой
Доброе утро, ребята! Как ваше настроение? Что может сделать ваше настроение еще лучше? А наш урок может сделать ваше настроение лучше? Каким образом? От чего зависит настроение человека? Давайте мы постараемся, чтобы и у вас, и у окружающих вас людей настроение всегда было приподнятое.
- Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Люди, которые улыбаются и которым улыбаются, живут на 4 года дольше!
| Приветствуют друг друга.
Делятся на 2 группы.
| Словесная похвала
|
| Середина урока.
II. Работа над новым материалом.
35 мин.
| Беседа с учащимися.
- Какие герои появляются в пьесе, а о каких упоминается лишь в репликах и монологах героев комедии?
- В чем особенность второстепенных героев, какова разработка их образов?
- В чем своеобразие внесценических персонажей? Почему они так называются?
Второстепенные герои– герои, которые участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют. Их образы разработаны менее глубоко, чем образы главных героев.
Внесценические персонажи – герои, чьи имена называются, но сами они на сцене не появляются и участия в действии не принимают.
| Беседа с учащимися
|
|
|
| Литературная мозаика. (5 – 10 слайды)
- Ни в какой другой пьесе – ни до «Горя от ума», ни после ее – нет такого количества второстепенных и внесценических персонажей, представляющих собой определенные явления жизни.
Попробуйте распределить героев пьесы по их репликам или репликам, в которых они упоминаются, исходя из критериев: второстепенный герой – внесценический герой, и определите их имя.
Да отойди подальше от дверей,
Сквозной там ветер дует сзади! (Наталья Дмитриевна)
Вот то-то детки:
Им бал, а батюшка таскайся на поклон;
Танцовщики ужасно стали редки!..
Он камер-юнкер? (Княгиня)
От скуки я взяла с собой
Арапку-девку да собачку; -
Вели их накормить ужо, дружочек мой,
От ужина сошли подачку. (Хлёстова)
Как обходительна! добра! мила! проста!
Балы дает нельзя богаче.
От рождества и до поста,
И летом праздники на даче. (Татьяна Юрьевна)
А, знаю, помню, слышал.
Как мне не знать? (Загорецкий)
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб… (Максим Петрович)
3.4. Работа в группах.
Действие 3. Явление 10
Работа в группах:
искусствоведческая группа; литературоведческая группа; театральная группа
Задания для 1 группы: проанализируйте иллюстрации художников, изображающих Хлёстову, фотографии актрис, играющих эту роль. Что можно сказать о данной героине, судя по предложенным иллюстрациям и фотографиям?
Итог: составление описания внешности героини.
Задания для 2 группы: проанализируйте монолог Хлёстовой, строй ее речи.
Что можно сказать о данной героине, судя по манере ее речи, нормам поведения в обществе, взаимоотношению с окружающими?
Итог: составление описания характера героини.
Задания для 3 группы: распределитесь на подгруппы (сценаристы, постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты) и сценически проиллюстрируйте монолог Хлёстовой.
Итог: составление визуального образа героини.
3.5. Беседа с учащимися.
- С какой целью вводит в свою комедию Грибоедов данный персонаж? (11 слайд)
- Как в монологе Хлёстовой раскрываются черты характера героини? С помощью чего?
(12 слайд)
- Почему Хлёстова посетила дом Фамусова, хотя сама сетует:
Легко ли в шестьдесят пять лет
Тащиться мне к тебе, племянница?… (13 слайд)
- Почему все стараются услужить Хлёстовой, какой смысл вносит в слово «услужить» А.С.Грибоедов? (14 слайд)
Действие 3. Явление 14
3.6. Распределительная работа
«Старинная пословица не мимо молвится». (15 – 20 слайды)
- Соберите разрозненные пословицы В.Даля в единое целое:
Ласково слово – половина спасенья.
Сделав худо, да не всяк правду бает.
Стрижи летают, таковы им и пирожки.
Всяк правду знает,кто любит кого.
Слушать его можно, не жди добра.
Каковы дружки: людей оплетают.
Простота да чистота – что весенний день.
Милее всего, а верить нельзя.
Беседа с учащимися.
- Для чего в комедию введен Репетилов? (23 слайд)
- Как он сам себя характеризует?
- Как относятся к нему другие персонажи?
- Из монолога Репетилова мы узнаем о лучших умах московского секретного общества («сок умной молодежи»), знакомимся с многочисленными внесценическими персонажами. Что характерно для «умной молодёжи»: князя Григория, Воркулова Евдокима, Удушьева Ипполита Маркелыча? (24 слайд)
- Себе в заслугу Репетилов ставит то, что мил людям, поскольку имеет «сердце доброе», хотя способностями Бог его не наградил. Почему человек «без способностей» принят в «секретном» обществе? (25 слайд)
- Как Репетилов соотносится с образом Чацкого?
|
Литературная мозаика. Распределяют героев пьесы по их репликам или репликам, в которых они упоминаются, исходя из критериев: второстепенный герой – внесценический герой, и определите их имя.
Работа в группах
1 группы: анализируют иллюстрации художников, изображающих Хлёстову, фотографии актрис, играющих эту роль. Что можно сказать о данной героине, судя по предложенным иллюстрациям и фотографиям?
2 группы: анализируют монолог Хлёстовой, строй ее речи.Что можно сказать о данной героине, судя по манере ее речи, нормам поведения в обществе, взаимоотношению с окружающими?
3 группы: распределяются на подгруппы (сценаристы, постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты) и сценически проиллюстрируйте монолог Хлёстовой.
Работают с пословицами
|
|
|
| Задания для 1 группы: проанализируйте монологи Фамусова, реплики Молчалина, в которых упоминаются Кузьма Петрович, Максим Петрович и Татьяна Юрьевна. Что можно сказать о данных героях, их характере, привычках, роли в обществе?
Итог: составление описания характера героя.
Задания для 2 группы: распределитесь на подгруппы (сценаристы, постановщики, осветители, музыкальные оформители, артисты) и сценически проиллюстрируйте монолог Фамусова
«Вот то-то, все вы гордецы!»
Итог: составление визуального образа внесценического героя посредством того человека, который о нем рассказывает.
Беседа с учащимися.Действие 2. Явление 1
- Чем оставил по себе память Кузьма Петрович? (26 слайд)
- Как вы понимаете фразу «с ключом, и сыну ключ умел доставить»?
- Почему жизнь данного героя названа «похвальной»? Так ли это на самом деле? (27 слайд)
Действие 2. Явление 2
- Почему Фамусов называет Чацкого гордецом и чему призывает учиться? (28 слайд)
- В данном монологе Фамусов называет ключевое слово, определяющее нормы поведения общества, - «подслужиться». Какой лексический оттенок в данном монологе несет это слово?
- Благодаря чему Максим Петрович «пред всеми знал почет»? (29 слайд)
- Почему в конце монолога Фамусова почти все предложения восклицательные?
Действие 3. Явление 3
- Почему в фамусовском обществе столь весомо имя Татьяны Юрьевны? (30 слайд)
- Как вы понимаете фразу:
Чиновные и должностные
Все ей друзья и все родные?
- Какова роль знаков препинания в репликах Молчалина, когда он упоминает Татьяну Юрьевну?
3.11. Итоговые вопросы. (31 слайд)
- Итак, какова, по-вашему, роль второстепенных и внесценических персонажей в комедии?
- Какую функцию они несут?
Запись в тетрадях функций второстепенных и внесценических персонажей. (32 слайд)
Функции второстепенных и внесценических персонажей:
1)создание определенного эмоционального фона;
2)создание собирательного образа временного контекста;
3)создание символического расширения пространства пьесы;
4)создание дополнительной характеристики героев;
5)создание параллели с теми персонажами, которые действуют в пьесе.
| Подводят итог урока.
| Словесная похвала
|
|
Конец урока
3 мин.
| Рефлексия «Лестница успеха»
Обратная связь. Достигли ли мы целей обучения? Что вы уносите с урока?
Домашнее задание:
Конспект статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»; анализ статьи; сообщения «Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» в русской критике».
| Записывают домашнее задание. Выполняют рефлексию урока.
| Словесная похвала
|
| |
|
|