Главная страница
Навигация по странице:

  • «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

  • ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

  • Задание 3 Образ города и горожан

  • Образ и характеристика Ларисы

  • Образ и характеристика Хариты Игнатьевны

  • Образ Паратова

  • Образ Карандышева

  • Кнуров

  • Вожеватов

  • Задание 4

  • История отечественной литературы. История Отечественной Литературы. Пьеса Бесприданница написана в жанре психологической драмы. Главные герои произведения изображены в действиях, столкновениях. В пьесе присутствует острый конфликт, изображенный на фоне общества


    Скачать 27.67 Kb.
    НазваниеПьеса Бесприданница написана в жанре психологической драмы. Главные герои произведения изображены в действиях, столкновениях. В пьесе присутствует острый конфликт, изображенный на фоне общества
    АнкорИстория отечественной литературы
    Дата17.05.2023
    Размер27.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИстория Отечественной Литературы.docx
    ТипДокументы
    #1138839

    Автономная некоммерческая организация высшего образования

    «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

     

     

     

     

     

    Кафедра: Журналистика средств массовой коммуникации

    Форма обучения: заочная

     

     

     

     

     

    ВЫПОЛНЕНИЕ 

    ПРАКТИЧЕСКИХ  ЗАДАНИЙ

    ПО ДИСЦИПЛИНЕ

     

    История Отечественной Литературы

     

     




     

    Группа                                                                                      21ж171
    Студент

     

    А.А.Полякова

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     


     

    МОСКВА 2023

    Задание 1

    Пьеса «Бесприданница» написана в жанре психологической драмы. Главные герои произведения изображены в действиях, столкновениях. В пьесе присутствует острый конфликт, изображенный на фоне общества.

    «Бесприданница» относится к такому литературному направлению, как реализм. Пьеса отражает действительность, происходит социальная детерминация личности — характер героев обуславливается общественной средой. В драме присутствует глубокий психологизм, Островский вводит в произведение тип «маленького человека» (Карандышев), тип «лишнего человека» (Лариса Огудалова).

    В пьесе можно рассмотреть несколько столкновений. Юлий Капитонович Карандышев и Лариса Огудалова выступают в пьесе как герои, находящиеся в противостоянии с обществом. Только Лариса находится в роли «лишнего человека», которому тяжело существовать в эпоху буржуазного общества в силу своей уникальной, глубокой личности. В то время как Юлий Карандышев принимает роль «маленького человека», который безнадежно пытается доказать свою значимость и важность перед обществом, которое лишь насмехается над ним. Безвыходность положения является одной из причин, по которой он решает взять Ларису замуж. Бедность не позволяет обоим героям реализовать себя — конфликт материального и духовного прослеживается на протяжении всей пьесы.

    Залание 2

    Александр Николаевич Островский показал, насколько преувеличено значение денег и богатства в обществе. Материальное «выедает» все духовное, все человеческое, что должно присутствовать в людях. Неверно расставленные приоритеты общества приводят к неисправимым трагедиям. Лариса страдает из-за своей бедности, из-за общества, которое вознесло деньги как главную ценность. Это и есть смысл ее трагедии. Героиня не имеет права на искренность — ее тут же используют, она не имеет права любить — без приданного она никому не нужна. Девушка существует в таком обществе только за счет внешних и внутренних качеств. Здесь Лариса Огудалова как красивая игрушка — все делают ей подарки, предлагают свое покровительство. Однако жениться на ней никто не спешит.

    Обстоятельства вынуждают Ларису выйти замуж за смешного, жалкого Карандышева, который не замечает своей комичности. Это заставляет Ларису чувствовать себя еще более униженной, она не может смириться с ролью материальной вещи. В финале пьесы отчаянная Лариса соглашается быть куклой, жить ради материальных благ, развлекать своей личностью высшее общество. Несчастный случай избавляет ее от такой жизни — она благодарна Карандышеву, что он, в порыве ревности, стреляет в Огудалову. Лариса умирает счастливой, она чувствует избавление от гнета обстоятельств, от унижения и фальши. Главная мысль финала – радость избавления от унизительной сделки, на которую девушку вынуждали сильные мира сего.

    Задание 3

    Образ города и горожан. В пьесе представлена буржуазная эпоха. Действие происходит в городе Бряхимове, расположенном на Волге. Основной тип горожан — это привилегированный слой, который представляют купцы, облаченные в европейские костюмы, ведущие светский образ жизни. Однако у каждого героя пьесы сложились «конфликтные» отношения с городом — каждого он гнетет, удручает. Например, Вожеватов и Кнуров всю пьесу грезят о Париже и мечтают уехать, Лариса хочет сбежать в глухую деревню, подальше от всех.

    Образ и характеристика Ларисы. Островский изобразил главную героиню как утонченную, интеллигентную девушку, с богатым внутренним миром и разнообразными талантами. Лариса выросла в совсем не богатой семье, но «высшее общество» воспринимает ее как равную себе: Кнуров считает, что она достойна роскошной жизни, а Важеватов преподносит ей подарки. Но, несмотря на свой ум и благородство, Лариса предстает совершенно бесхитростной и открытой. Она не скрывает того, что к кому-то расположена, не носит масок. В отношении Паратова Лариса была совершенно искренна, доверчиво пошла за ним, будучи связанной с Карандышевым.

    Образ и характеристика Хариты Игнатьевны. Мать Ларисы предстает перед читателем как совершенная противоположность дочери. Харита Игнатьевна не чурается брать деньги у молодых людей, которые приходят посмотреть на Ларису, постоянно устраивает в честь дочери вечера. Вожеватов описывает Хариту Огудалову как не лишенную хитрости, проворную женщину, которая из всего сможет извлечь выгоду. Однако потенциальных «женихов» не отталкивает то, что они должны платить деньги и дарить подарки семье Огудаловых — всем нравится общество Хариты Игнатьевны, с ней они чувствуют себя легко и непринужденно. Женские образы в пьесе позволяют понять, что буржуазное общество портит прекрасный пол, постоянно заставляя его продавать себя подороже. Либо барышня сдается и становится хитрой и беспринципной Харитой, либо становится жертвой трагических обстоятельств – Ларисой.

    Образ Паратова. Это типичный барин с замашками богатого и веселого помещика. В его венах течет кровь родовитых дворян, привыкших к жизни на широкую ногу. Однако сам герой унаследовал не самое крупное состояние. Привыкший к праздности, воспитанный в лени и барстве, он тоже переживает личную трагедию, ставшую в ту пору общественной. Дворянство сменяло купечество, потому что люди с благородным происхождением только кутили и тратили деньги, но не умели их зарабатывать, в отличие от тех же купцов. Так и Паратов все промотал и вынужден был жениться по расчету, продавать себя не хуже Ларисы.

    Образ Карандышева. Как уже было сказано, это маленький человек, который стремится самоутвердиться в буржуазном обществе, где мерилом значимости являются только деньги. Для мужчины нет других достоинств, и Юлий Капитоныч страдает от осознания своей ничтожности. У него болезненное самомнение, которое он всячески пытается утвердить в обществе у Огудаловых. Все его реплики, так или иначе, призывают других героев обратить на него внимание. На женитьбу его толкает больше эгоизм, чем любовь. Он опять хочет самоутвердиться, показывая, что прекрасная женщина, желанная для всех, выбрала именно его. Это и губит его брак.

    Кнуров – образец новой аристократии, богатый купец. Он женат, но постоянно ищет наслаждений в компании дам. Все, по его мнению, покупается и продается, иных отношений и ценностей он не знает и не видит, потому что прекрасно осознает, что его люди воспринимают денежным мешком, не более, но и не менее. Это очень трезвый и приземленный человек, который живет ради удовольствий.

    Вожеватов – выходец из простой семьи. Его предки служили у Огудаловых, но теперь мир перевернулся, и уже дворянка заискивает перед безродным купцом. Василий стал богачом, но помнил и цену успеха, поэтому был расчётливым и прижимистым человеком. Он очень ценил свое положение и боялся потерять его.

    Система образов пьесы тоже весьма своеобразна. И это заметно уже в афише драмы. Островский выбирает для героев «говорящие» имена. Возвышенная натура — Лариса — по-гречески «чайка». Ушлый Паратов — от «паратый», т. е. хищный зверь. «Крупный делец» Кнуров — кнур, т. е. боров, кабан. Харита Игнатьевна от цыганского «прелестная». Оксюморонное имя жениха Ларисы — Юлий Карандышев (Юлий — имя императора, карандаш — значит коротышка) — указывает на несоответствие амбиций и возможностей персонажа. Значения всех этих имен находят логическое продолжение при раскрытии социально-психологических особенностей героев Островским.

    Задание 4

    Примечателен в системе образов герой Робинзон. Это единственный персонаж, которого автор не снабдил ремаркой. Это подчеркивает, что Робинзон метафорически давно уже превратился в вещь, которую один хозяин передает другому, не считая нужным считаться с ее человеческим достоинством.

    Вообще авторские ремарки играют в «Бесприданнице» огромную роль. Они позволяют четче представить и внешность героев, и духовно-психологические особенности персонажей, и окружающую обстановку. Вспомним сцену приветствия в чайной Кнурова, который «не вставая с места… слегка кивает Карандышеву», не протягивая ему руки.

    Магическим свойством обладает ремарка в начале драмы: «Действие происходит в настоящее время». И действительно, современность пьесы девятнадцатого века не утрачивается и в двадцать первом.

    Поразительна по своей напряженности финальная ремарка: «Громкий хор цыган». Зритель буквально физически ощущает одиночество Ларисы на чужом празднике жизни.

    Но самое большое влияние на сознание и эмоции зрителей и читателей оказывает речь героев, их откровенные высказывания о себе. Лариса считает Паратова «идеалом мужчины», а тот заявляет, что в нем «ничего заветного нет». Лариса просит о дружеской поддержке Вожеватова, а тот уже дал «купеческое слово» (от слова купить). Лариса хочет сбежать от фальши, а Карандышев, так сказать, «истинное золото», отчаянно пытается влезть в светскую мишуру.

    Конфликт в каждом диалоге, в душе героини, в сознании читателей и зрителей — и все для того, чтобы достучаться до общества, заставить его задуматься об истинных ценностях и приоритетах.

    Задание 5

    Главный конфликт пьесы «Бесприданница» определяется самим ее названием. Трагедия Ларисы Дмитриевны Огудаловой именно в том, что она бесприданница. Красота, ум, обаяние, человеческое достоинство ничего не значат в этом мире, если у тебя нет денег.

    Читая список действующих лиц, мы обращаем внимание на то, какое исклю-чительное значение придает Островский имущественному и общественному поло-жению героев. Драматург указывает, что Кнуров -- «из крупных дельцов послед-него времени... с громадным состоянием», Вожеватов -- «один из представителей богатой торговой фирмы», Карандышев -- «небогатый чиновник», Паратов -- «блестящий барин, из судохозяев». Об имущественном положении Ларисы гово-рит название пьесы. Все эти указания не случайны. Социальное положение геро-ев Островского предопределяет и особенности их психологии, и их судьбу. Но объяснить драматизм пьесы только социальным злом -- значит принизить ее значение. «Бесприданница» стала одним из шедевров мировой драматургии бла-годаря глубокому психологизму действующих лиц. Тургенев справедливо заме-тил: «Истинно драматические положения... возникают тогда, когда страдания неизбежно вытекают из характеров людей и их страстей».

    Ни Катерина в «Грозе», ни Лариса в «Бесприданнице» не являются всего лишь жертвами обстоятельств. Многое в жизни зависит и от самих людей, от склада их характера. Герои «Бесприданницы» обладают сложными и подчас противоречивы-ми характерами. Каждому из них, за исключением, пожалуй, только Кнурова, Вожеватова и Огудаловой, трудно поладить не только с другими, но и с самим со-бой. Паратов, Лариса, Карандышев хоть и зависят от обстоятельств, но поступки совершают по собственной воле. Драматический герой, подобно витязю из сказки, часто оказывается на распутье. Какой путь выбрать? Лариса решила идти на риск, Потому что не хотела отказаться от забрезживших надежд, в которые ей так хоте-лось верить. Правильно ли она поступает? Ведь она вовсе не уверена в Паратове, ибо помнит о его словах: «Я завтра уезжаю». Покидая дом Карандышева и проща-ясь с матерью, Лариса произносит многозначительную фразу: «Или тебе радоваться, мама, или ищи меня в Волге». Тут нельзя говорить о правильном или неправильном выборе. Этот выбор драматичен, он является результатом сложных побуждений и ведет к драматическим последствиям.

    В пьесе раскрыты противоречия времени и человеческих характеров. Интересен в этом отношении образ Робинзона. Этот человек все время паясничает, он спился и опустился до роли шута. Но есть своя серьезность и в этом комическом персонаже. Робинзон нужен в пьесе не только как комический персонаж. В его образе главная тема обретает важный и художественно необходимый смысл: с Робинзоном уже случилось то, что хотят сделать с Ларисой. Он уже превратился в вещь, переходящую из рук в руки: молодой купец передал его Паратову, тот -- Вожеватову. Не только для потехи, но и для самоутверждения нужен им Робинзон. Беспредельно униженный, он тоже иногда пытается, подобно Карандышеву, « петушиться» и даже «топорщить-ся», пытается дерзить сильным мира сего. Жалкие попытки Робинзона хоть в чем- то отстоять свое достоинство только смешат Паратова и Вожеватова. Робинзона не надо ни «обуздывать», ни «укрощать», ни выводить из себя, как Карандышева. Он уже укрощен жизнью. И все-таки не до конца. Вспомним одну из самых циничных по своему смыслу сцен пьесы. Кнуров и Вожеватов обсуждают сложившуюся ситуацию: Сергей Сергеич Паратов, хотя и человек смелый, «миллионную невесту на Ларису Дмитриевну не променяет». Теперь наступает их черед, и они бросают жребий, кому достанется оставленная Паратовым Лариса. Мнение самой Ларисы никого из них не интересует. «О, варвары, о, разбойники! Ну, попал я в компанию!» -- восклицает Робинзон. Как это часто бывает в драматургическом произведении, устами шута здесь глаголет истина.



    написать администратору сайта