Главная страница

Курсовая по музейно-галерейному делу. Курсовая.ПМГД. Международные ярмарки и фестивали искусства. Цели, задачи, концепции


Скачать 50.84 Kb.
НазваниеМеждународные ярмарки и фестивали искусства. Цели, задачи, концепции
АнкорКурсовая по музейно-галерейному делу
Дата27.12.2021
Размер50.84 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая.ПМГД.docx
ТипКурсовая
#320245

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«иНСТИТУТ СОВРЕМЕННЫХ ЗНАНИЙ ИМЕНИ А.М.ШИРОКОВА»
Кафедра культурологии

курсовая работа
по дисциплине «Продюсерство в музейно-галерейном деле»

на тему: «Международные ярмарки и фестивали искусства. Цели, задачи, концепции»

Студентка

гуманитарного факультета

3 курс

группа 3211119 ________ _________ Гуринович Е.О.

(дата) (подпись) (фамилия, инициалы)

Руководитель

Доцент, кандидат искусствоведения

_________ Коваленко О.С.

(подпись) (фамилия, инициалы)


Минск 2021

Содержание





Содержание 3

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1. Современные технологии проведения международных ярмарок и фестивалей искусства 6

1.1. Обзор источников по теме 6

1.2. Цели, задачи и концепции проведения международных ярмарок и фестивалей искусства 8

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЯРМАРОК И ФЕСТИВАЛЕЙ ИСКУССТВА 16

2.1 Зарубежный опыт проведения международных ярмарок и фестивалей искусств 16

2.2 Исследование опыта Венецианского биеналле 22

Заключение 26

Список использованных источников 28

ВВЕДЕНИЕ



Культурная составляющая уже на протяжении многих веков играет далеко не последнюю роль в международных отношениях. Развитие культурных связей между государствами способствует формированию прочного фундамента для сотрудничества и реализации долгосрочных интересов. В последнее время в мире растет осознание того, что использование культурного потенциала страны во внешней политике может приносить весьма позитивные результаты.

Актуальность темы исследования. Развитие своей национальной культуры является важной частью политики любого государства. С учётом этого многие страны проводят крупномасштабные международные и региональные фестивали. Фестиваль – это массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства. Как правило, фестивали носят открытый и массовый характер, способствуют развитию творчества исполнителей и совершенствованию их профессионального мастерства, поддерживают молодые таланты и новаторство. Как показывает опыт, в местах проведения фестивалей происходит резкий экономический и культурный подъём, увеличивается поток туристов и обеспечивается занятость населения.

Праздничная культура – неотъемлемая часть жизни общества. Она тесно связана с его социальной структурой, уровнем развития производственных сил, господствующей в обществе идеологией и т. д.

Объект исследования – международные фестивали и ярмарки искусств.

Предмет исследования – опыт проведения международных фестивалей искусств в Республике Беларусь и за рубежом.

Цель работы – исследовать сущность и развитие международных ярмарок и фестивалей искусств.

Исходя из поставленной цели, сформулированы следующие задачи:

– дать обзор источников по теме;

– изучить цели, задачи и концепции проведения международных ярмарок и фестивалей искусства;

– исследовать зарубежный опыт проведения международных ярмарок и фестивалей искусств;

– рассмотреть опыт проведения Венецианского биеналле.

При написании работы использовались методы историко-логического, статистического, социологического и сравнительного анализа, идентификации, аналогии, тождества.

Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. Современные технологии проведения международных ярмарок и фестивалей искусства




1.1. Обзор источников по теме



В процессе исследования были использованы идеи, изложенные следующими авторами.

В статье О. Алексеевой [1] представлен анализ российского и зарубежного опыта PR-продвижения художественных выставок. Автор подчеркивает, что за рубежом PR-сопровождение художественных выставок имеет комплексный подход и чаще всего отдаётся на аутсорсинг в специализированные агентства. Здесь используются современные и прогрессивные каналы, средства и методы: СМИ (массовые и профильные), спецпоказы, лидеры мнения, рекламно-полиграфические материалы, интерактивные элементы, флэшмобы, специальные мероприятия и социальные сети.

Статья Е.В. Фединой «Особенности проведения биеннале и фестивалей графического искусства в условиях глобализации культуры» [16] является результатом самостоятельной работы соискатели, которая, опираясь на свои опыт организации и проведения крупных художественных проектов, представила теоретический и практический анализ их воплощения в культурном пространстве современного Санкт-Петербурга.

В статье Н. В. Порчайкиной «К вопросу о классификации современных художественных выставок» [13] художественная выставка рассматривается как предметно-пространственная среда, прослеживается связь пространства с экспонатом. Анализируются исследования данного вопроса в разных областях гуманитарной науки. На основе изучения современной выставочной ситуации автор предлагает новый ряд критериев по классификации художественных выставок.

В работе Н. В. Порчайкиной «Современное искусство и наука: точки соприкосновения» [14] разработана классификация современных художественных выставок и пространственных видов современного искусства; рассмотрен процесс организации выставки современного искусства, начиная с этапа проектирования и заканчивая работой выставки (эскизный проект, техническое моделирование, реализация, действие выставки); предложена методическая модель создания выставок современного искусства.

В статье Г. Клина «История Венецианской биеналле» рассмотрена история и концепции проведения Венецианской биеналле [7].

Таким образом, анализ литературы по теме исследования показывает, что вопросы проведения международных ярмарок и фестивалей искусств изучались довольно широко и на разных уровнях.


1.2. Цели, задачи и концепции проведения международных ярмарок и фестивалей искусства



Целью международных ярмарок и фестивалей искусств является установление творческих контактов, укрепление межрегиональных связей и сотрудничества через детское творчество, формирование творческого потенциала подрастающего поколения [7].

Основные задачи международных ярмарок и фестивалей искусств:

- возрождение, сохранение, развитие национальных культур и укрепление международного сотрудничества;

- знакомство с лучшими творческими коллективами, установление творческих контактов между участниками;

- создание условий для поддержки и развития творческого общения детей и молодёжи;

- привлечение к сотрудничеству с творческими коллективами ведущих специалистов культуры и виднейших деятелей искусств;

- повышение профессионального мастерства и квалификации руководителей и педагогов творческих коллективов и исполнителей.

Популярной формой коммерческого обращения произведений искусства являются художественные ярмарки. Художественные ярмарки как место периодического привоза, купли-продажи произведений искусства, проводились с XV-XVI веков во время праздничных шествий в Италии, в XVII веке были особенно популярны в Голландии и Фландрии [7].

В последнее время арт-рынок принципиально изменился, а вместе с ними изменились и виды потребления искусства. Сегодня предложения художественного рынка стали интернациональными, сообщество коллекционеров перемещается по всему свету к месту очередной ярмарки искусства. Международные ярмарки – это представление произведений искусства посредством участия в них галерей из разных стран. Ярмарки специализируются по предметам продаж: антиквариат, искусство ХХ века, современное искусство. Количество участников ярмарки всегда ограничено площадью выставочного павильона, чем она престижнее, тем больше претендентов на участие. В отличие от галерей и просто художественных персоналий, на международных ярмарках организация происходит комплексно, продуманно, с привлечением ведущих PR-специалистов и СМИ.

Ярмарка имеет несколько преимуществ:

– во время ярмарки происходит много различных мероприятий – конференции, выставки, посещение частных галерей.

– все произведения искусства проходят определенный отбор;

– одновременно предлагается широкий выбор произведений искусства;

– участники ярмарки разделяют одни и те же вкусы и пристрастия.

Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмосферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальностью репертуарного предложения, отличного от репертуара стационарных коллективов. Основная задача фестиваля – внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое поле притяжения как для профессионалов, так и для рядовых зрителей и слушателей [17].

Фестиваль представляет собой серию показов уровня мастерства (достижений), подчиненных сквозной художественной идее или концепции, локализованных в ограниченный календарный период в определенном географическом и культурном пространстве.

Потребность в зрелищных развлечениях формирует театрализованные представления в сферу профессиональной деятельности. Возможно, именно это и обусловило постепенное умирание синкретических театральных форм средневековой культуры. А вместе с ними прервалась и традиция фестиваля как формы организации художественной жизни. Возрождение фестиваля как явления культурной жизни произошло на рубеже XIX и XX столетий. Явилось это следствием появления новой городской культуры, развитие которой стали определять средства массовой коммуникации – газеты, журналы, радио, звукозапись, кино, телевидение. Возрождение фестиваля с подчеркнуто праздничной ритуальной атмосферой, желанием сделать каждое представление или концерт уникальным событием, выходящим за рамки привычной художественной практики, отвечало новой общественной потребности в обновлении коммуникативных процессов [17].

Фестиваль может функционировать и как единовременная, и как систематически повторяемая культурная акция. Практика фестивалей исполнительских искусств как единовременных акций в последние годы не имеет широкого распространения в Европе. Как правило, это культурные акции, посвященные юбилеям деятелей искусств и историческим датам. Финансирование такого рода проектов, как правило, ориентировано на следующие источники: – гранты культурных комиссий международных политических институтов, таких, как Совет Европы, Европейское экономическое сообщество, ЮНЕСКО, гранты самих международных культурных организаций и средства их национальных комитетов.

Как форма массового праздника, фестиваль берет свое начало от античных мистерий, шествий, олимпийских игр. Первоначально он носил характер торжественных шествий, кортежей. Позднее фестиваль принимает форму театрализованного массового представления, которая носит характер соревнования и является демонстрацией достижений. В настоящее время, фестивальное движение во всем мире и в нашей стране, шириться и развивается с каждым годом. Фестиваль становиться частью жизни не только столиц, но и маленьких городов.

Можно провести их следующую классификацию.

По организационным признакам:

Время и место (фестивальный хронотоп).

По времени проведения:

– краткосрочные (однодневные; проходящие в несколько дней; недельные фестивали);

- среднесрочные (от двух недель до одного месяца);

- долгосрочные (идущие месяц и более и пр. или требующие длительной подготовки по вопросам организации)

По месту организации и соответствующей локализации (топос):

- стационарные – проходящий в одном и том же городе (месте);

- мобильные, проходящий на разных площадках, в разных городах и даже странах.

По наличию соревновательной составляющей:

- ориентация на консолидацию людей, связанных одной идеей или родом деятельности, и выявление общих тенденций в представленном направлении (фестиваль-смотр, фестиваль-демонстрация);

- открытая форма соревнования с целью выявить лучшего, эталонного представителя в представленном направлении (конкурсфестиваль). Хотя конкурсная основа и является существенной и способствует повышению интереса у участников и зрителей (генезис – агоны), но в настоящее время не должна доминировать. Тенденция называть фестивалем любой конкурс является ошибочной. Это нивелирует качественные характеристики фестиваля.

По тому, какие достижения представлены:

- спортивные (футбольный фестиваль, фестиваль сноуборда);

- видов искусства (театральный, вокальный, хореографический, киноискусства, смешанный – современного искусства;

- фестиваль продукции (пива, шоколада и пр.); – фестиваль увлечений (бабочек, воздушных шаров);

- профессиональные фестивали (кондитеров).

По географии участников:

- локальные (районные, городские, областные);

- международные.

По достижениям участников:

– объединение победителей и призеров менее значимых акций (меньших по локализации);

- победителей и призеров разных лет, разных направлений деятельности [13].

Возможно выделение других признаков и проведения по ним классификации, но представленных выше достаточно для отражения многообразия современных фестивалей. Однако мы должны акцентировать внимание на том общем, что все их объединяет.

Фестиваль – разновидность праздника, и он должен выполнять все его функции, а именно: рекреационную (релаксации от груза будничных забот и тревог), компенсаторную (обретения свободы), гносеологическую (приобретение социально полезного знания), коммуникативную (духовного объединения, примирения, сплочения людей, возобновления общественных связей), ценностно-ориентационную нравственного очищения, коллективного самовыражения, эстетического образования. Одной из важнейших характеристик фестиваля является его статус в культурной жизни (международный, национальный, региональный). Различия между фестивалями по это характеристике, на первый взгляд, могут носить достаточно условный характер, поскольку в любом из этих

Комплекс мероприятий по организации и проведению фестиваля включает следующие этапы.

1. Определение целей и задач, темы и идеи:

– создание инициативной группы или оргкомитета по проведению фестивалей;

– выработка и утверждение на всех уровнях плана подготовки и проведения фестиваля:

а) определение сроков проведения;

б) составление плана по подготовке к проведению фестиваля;

в) составление программы фестиваля;

г) назначение ответственных лиц за каждую составляющую фестиваля [17].

2. Формирование жюри.

3. Техническое обеспечение:

а) проведение косметического ремонта помещений;

б) организация транспортного обеспечения;

в) организация работы технических служб на время проведения фестиваля;

г) обеспечение звукового и светового оформления концертных программ;

д) обеспечение фото и видеосъемки.

4. Информационное и правовое обеспечение участников фестиваля:

а) организация документального обслуживания (приказы, распоряжения, письма, приглашения, заявки, маршрутные листы и т.д.);

б) рассылка приглашений делегациям и почетным гостям;

в) информационная связь с ведомственными организациями и иностранными партнёрами;

г) оформление официальных приглашений, виз и других правовых документов для иностранных делегаций.

5. Составление данных об участниках:

а) разработка анкет-заявок и командировочных листов;

б) приём заявок;

в) определение количества участников.

6. Составление сметы мероприятия.

а) определить объём заработной платы для постановочной группы, технических работников, жюри фестиваля;

б) определить объём затрат для организации проживания и питания участников;

в) определить объём затрат на организацию конкурсной части (оформление залов, закупка призов, кубков и т.д.)

7. Заключение договоров со сторонними юридическими и физическими лицами по техническому и профессиональному обеспечению фестиваля:

а) заключение договоров с переводчиками для иностранных гостей;

б) заключение договора на изготовление и приобретение сувениров с эмблемой фестиваля, а также кубков, дипломов и грамот.

8. Поиск дополнительных средств финансирования мероприятия:

а) рассылка информационных писем юридическим и физическим лицам с целью частичного спонсирования фестиваля на взаимовыгодных условиях;

б) рассылка писем учредителям и ведомственным учреждениям с просьбой о долевом финансировании фестиваля [17].

9. Рекламная кампания:

а) обеспечение рекламы в СМИ;

б) обеспечение работы прессы на период проведения фестиваля;

в) проведение благотворительных мероприятий накануне фестиваля;

г) изготовление и распространение афиш и буклетов фестиваля;

д) изготовление буклетов, программы фестиваля, пригласительных билетов, аккредитационных карточек, бейджей, дипломов, грамот.

10. Обеспечение безопасности на мероприятии:

а) организация работы оперативных дежурных;

б) организация работы правоохранительных органов;

в) обеспечение первой медицинской помощи.

11. Проведение фестиваля.

12. Подведение итогов фестиваля. После проведения фестиваля проводится анализ и обсуждение, чтобы избежать повторения ошибок и закрепить наиболее удавшиеся моменты. С точки зрения режиссуры праздника открытие фестиваля является его Прологом. Одной из наиболее трудных задач в подготовке и проведении церемонии открытия явилась необходимость создать комфортную ситуацию общения, т.к. это первая очная встреча всех участников дискуссии. Если это достигнуто, то именно в Открытии наиболее полно (с использованием документального и художественного материала) перед всеми вовлеченными в дискуссию сторонами раскрывается суть, смысл и содержание всего фестиваля. Конкурсные дни призваны дать всем участникам культурной дискуссии возможность высказаться в доступной для них форме по поводу поставленного вопроса.

13. Закрытие и Гала-концерт – итог, финал праздника, главное событие, в котором теперь уже и сам режиссёр, и инициативная группа должны, учитывая все высказывания, дать в художественной форме свой ответ. Так же возможно представление в виде дискуссии каждого отдельно взятого действа в рамках фестиваля, любого законченного смыслового эпизода, в рамках этого действа и т.д. [17]

Таким образом, международные фестивали и ярмарки искусств – одно из наиболее интересных явлений международных культурных связей на рубеже веков. Их развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности, расширение географии связаны не только с формированием новых коммуникативных процессов и обновлением видов зрелищного общения в структуре современной городской культуры, но и с глобальными политическими изменениями.

Международные фестивали и ярмарки искусств сегодня – это уникальная форма артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур, государственного престижа, а также возможность формирования новой «планетарной» культуры третьего тысячелетия.

Кроме того, они играют значительную гуманитарную роль, содействуя взаимному познанию и пониманию в качестве основы для достижения более высокого уровня уважения и доверия между народами. Это важная форма международного обмена, культурной интеграции, гуманитарных связей, что позволяет обратиться к истории и современному состоянию международного фестивального движения.

Международный музыкальный, театральный, кинематографический обмен является важнейшей частью международных культурных связей и всей системы международных отношений.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЯРМАРОК И ФЕСТИВАЛЕЙ ИСКУССТВА




2.1 Зарубежный опыт проведения международных ярмарок и фестивалей искусств



Рассмотрим зарубежный опыт фестивального искусства по видам фестивалей.

Международные ярмарки искусства, разные по уровню и качеству, проводятся в Западной Европе и США. Не ограниченные рамками музейного консерватизма и академизма, галеристы намного более свободны в своих действиях. Искусство, представленное на таких выставках в самых неожиданных сочетаниях отдельных произведений и целых течений, способствует повышению в обществе художественного интереса, открывает новые имена, представляет современные направления. Мировой рынок искусства развивается с каждым днем. Тенденции там формируют аукционы уровня «Сотбис» или «Кристис» и международные выставки-ярмарки «Арт Базель» (ArtBasel), «Арт Кельн» (ArtCologne), FIAC, TEFAF Maastricht. Аукционные продажи влияют на уровень цен, а ярмарки выделяют наиболее интересных (и/или модных) художников, и порой в экспозициях появляются весьма редкие работы [12].

Одной из самых старых и крупных ярмарок в мире считается «Арт Кельн» (Германия). Участники выставки, среди которых есть и русские галереи, отмечают интересную особенность: все ждут ярмарки, но не для того, чтобы просто прийти и осмотреть экспозицию, а чтобы купить. Большой объем сделок, пожалуй, выделяет «Арт Кельн» из общего ряда художественных ярмарок. Не менее важной особенностью является и многонациональность участников выставки, которая достигается известной снисходительностью отборочной комиссии к качеству работ, представляемых участниками [12].

Самой престижной среди ярмарок является «Арт Базель» (Швейцария), наиболее полно отражающая современное состояние рынка произведений искусства. Репутацию ведущей ярмарки она завоевала, отбирая в свои экспозиции лучших из лучших художников. Важной особенностью «Арт Базель» является возможность не только увидеть произведения искусства, но и приобрести любое из них. Правда, все цены установлены на 30–40% выше, чем на аукционах или в обычной жизни. Организаторы объясняют это так: «Все лучшее должно стоить соответствующе».

Многие галереи стремятся к участию в международной ярмарке «Арт Базель» потому, что это не только престижно, но коммерчески выгодно. Но даже если галеристы в состоянии оплатить участие в ярмарке, им приходится пройти через очень жесткий отбор арт-комитета [12].

К числу широко известных относится и Международная ярмарка современного искусства (FIAC)в Париже. Начало ярмарке было положено в январе 1974 г. Тогда она прошла на территории бывшего вокзала Бастилии, став одним из первых мероприятий подобного рода в Европе. По мнению организаторов, своим успехом ярмарка обязана тому, что на ней уделяется большое внимание последним тенденциям и начинающим художникам. Организаторы выставки делают также ставку на притяжение, которое неизменно оказывают Париж и его исключительное архитектурное наследие, служащее прекрасным фоном для произведений искусства.

Европейский опыт перенимают и страны постсоветского региона. Самой крупной и известной международной ярмаркой такого типа является «Арт-Манеж» в Москве (Россия). За 16 лет своего существования ярмарка прошла эволюционный путь от форума, на котором устраивались радикальные акции до ярмарки искусства современного, но близкого к классике.

Музыкальные фестивали и конкурсы самых различных музыкальных направлений и стилей (вокальной, инструментальной музыки, классической, старинной, народной музыки, поп-музыки, блюз, джаз, кантри, регги, рок и др.).

Музыкальные фестивали – циклы концертов и спектаклей, объединённые общим названием, единой программой и проходящие в особо торжественной обстановке. Музыкальные фестивали различны по продолжительности (от нескольких дней до полугода) и содержанию. Существуют музыкальные фестивали монографические (посвящённые музыке одного композитора), тематические (посвященные определённому жанру, эпохе или стилистическому направлению), исполнительского искусства и др. Музыкальные фестивали проводятся регулярно (ежегодно, раз в 2-4 года) или в связи с какими-либо торжественными событиями. Устраиваются обычно в городах, славящихся музыкальными традициями, либо связанных с жизнью и деятельностью известных музыкантов [15].

Известными музыкальными фестивалями являются фестиваль джаза в Монтре (Швейцария); фестиваль оперного искусства в Вероне (Италия); музыкальный конкурс «Евровидение»; международный музыкальный конкурс «Новая волна» в Юрмале (Латвия); музыкальный конкурс им. П.И. Чайковского в Москве (Россия) и др.

Театральные фестивали различных видов и жанров, например, в Цюрихе «Stromereien» (Швейцария), международный фестиваль «NITRA» в Нитре (Словакия) и др.

Театрализованные и цирковые шоу, такие как, например, фестиваль «Цирк будущего» в Париже (Франция); шоу «LordoftheDance» (Великобритания); праздник на льду, шоу «Mystery» (Германия); праздник на льду, шоу «Romanza», Вена (Австрия) и др. [15]

Фестивали и конкурсы танцев различных направлений и стилей (балет, бальные танцы, исторические, танцы латинской Америки, русские народные танцы, ритуальные, эротические, современные танцы и др.). Например, международный фестиваль классического балета имени Рудольфа Нуриева в Казани (Россия); молодежный балетный конкурс «YouthAmericaGrandPrix» (США); международный фестиваль балета в Токио (Япония); международный фестиваль танца в Бирмингеме (Великобритания) и др.

Кинофестивали. Фестивали произведений киноискусства обычно сопровождаются публичным показом фильмов и приездом их авторов. В ходе большинства фестивалей проводится конкурс фильмов, по результатам которого вручаются призы (гран-при, приз зрительских симпатий и прочие).

Всего в мире насчитывается около 80-ти кинофестивалей. Самыми популярными и престижными кинофестивалями являются те, которые получили аккредитацию FIAPF (фр. Federation International des Associations de Producteurs de Films). На сегодняшний день аккредитацию FIAPF имеют 13 международных конкурсных кинофестивалей игровых фильмов: Берлинский кинофестиваль (Германия), кинофестиваль в Варшаве (Польша), Венецианский кинофестиваль (Италия), Каирский кинофестиваль (Египет), Каннский кинофестиваль (Франция), кинофестиваль в Карловых Варах (Чехия), кинофестиваль в Локарно (Швейцария), кинофестиваль в Мар-дель-Плата (Аргентина), Монреальский кинофестиваль(Канада), Московский кинофестиваль (Россия), Сан-Себастьянский кинофестиваль (Испания), Кинофестиваль в Токио (Япония), Шанхайский кинофестиваль (Китай). Кроме того, к числу престижных мировых фестивалей относятся Сочинский «Кинотавр» – российский кинофестиваль; Роттердамский кинофестиваль (Нидерланды). Также аккредитацию FIAPF получили фестивали, не имеющие конкурсной программы: кинофестиваль в Токио (Япония), Лондонский кинофестиваль (Великобритания) [15].

Фестивали изобразительного искусства по самым различным видам искусства (скульптура, живопись, графика, фотоискусство, цифровая живопись, компьютерная графика, декоративно-прикладное искусство, микроминиатюра, каллиграфия, дизайн). Например, международный фестиваль песчаных скульптур в Мельбурне (Австралия), в Бланкенберге (Бельгия), «Sandsation» в Берлине (Германия);фестиваль ледяной скульптуры в Брюгге (Бельгия); фестиваль снега и льда «TheHarbinInternationalIceandSnowFestival» в Харбине (Китай); фестиваль снежных скульптур в Квебеке (Канада) и др. [6]

Национальные фестивали и праздники (например, фестиваль Святого Патрика в Лондоне (Великобритания); фестиваль Святого Патрика в Дублине (Ирландия) фестиваль культур в Берлине (Германия)).

Карнавалы – это особая группа праздников с переодеваниями и парадными шествиями, театрализованными играми.

Карнавальное движение в мире переживает сегодня подлинный ренессанс: карнавалы появляются даже в таких «некарнавальных» странах, как, например, Япония или Финляндия. Современные карнавалы развиваются по двум исторически сложившимся направлениям: европейскому (традиции древнейших карнаваловЕвропы) и карибскому (карнавалы, возникшие на основе европейских под влиянием африканской культуры). Вообще же специалисты выделяют 11 различных типов традиционных карнавалов. Крупнейшие карнавалы с использованием грандиозных аллегорических конструкций и гигантских платформ проходят в городе Виареджио и Путиньяно (Италия), а также на Мальте и в Ницце (Франция). Самые грандиозные марди-гра-карнавалы проходят в Новом Орлеане (США), Патрасе (Греция), Санта Круз де Тенерифе (Испания), Колоне (Германия), Ден Боше (Голландия), Алосте (Бельгия), Риске (Хорватия), в Базеле и Цюрихе (Швейцария), Данкеркью (Франция). Самые красочные карибские и самбо-карнавалы – в Рио-де-Жанейро и Сальвадоре-де-Бахиа (Бразилия), Тринидаде и Тобаго, Неттинг Хилле (Англия), Куракао (Антилы), Корриентесе (Аргентина) и в Баранкуилло (Колумбия). Самые известные карнавалы проходят в Венеции (Италия), Пернике (Болгария), Итюе (Словения) и Струмице (Македония) [15].

Вновь созданные праздники и возрожденные вносят значительный вклад в развитие и создание национальной культуры. Обрядовые и инновационные праздники имеют большое будущее, и поэтому заслуживает изучения опыт зарубежных стран, которые научились через приобщение к познанию национальных традиций привлекать интерес к собственному государству.

В 1980 г. была основана Ассоциация европейских карнавальных городов – FoundationofEuropeanCarnivalCities (FЕСС).

Основополагающими целями деятельности FЕСС являются сохранение и пропаганда карнавальных традиций, как важной части культурного наследия человечества, содействие развитию карнавального движения в странах Восточной Европы. Деятельность Ассоциации была высоко оценена Европейской комиссией, и с 2000 г. FЕСС находится под патронажем Комитета Еврокомиссии по образованию и культуре.




























2.2 Исследование опыта Венецианского биеналле



Вот уже почти 120 лет венецианские биеннале чествуют художников и искусство. Открывая свои двери всем ценителям красоты, биеннале является кульминацией творчества. Мероприятие всегда широко освещается в прессе. Кураторы и организационный комитет, которые всегда состоят из специалистов разных стран, стараются держать независимый статус выставки. Лишь военные действия мешали проведению этого всемирного форума. Все желающие могут посетить выставку, познакомиться с современными тенденциями искусства. Власти Венеции всеми способами стимулируют туристов посещать мероприятие, создавая для них наиболее интересные и комфортные условия. Таким образом, венецианские биеннале стали одной из основных достопримечательностей Венеции [18].

Идея Венецианской биеннале возникла у консула Венеции Риккардо Сельватико в 1893 году [7]. Основой для этого послужил успех однократно проведённой в Венеции в 1887 году Национальной художественной выставки (итал. Esposizione nazionale artistica) [7].

Венецианская биеннале была учреждена в 1895 году как «Международная художественная выставка города Венеции». На первой биеннале были представлены работы художников из 16 стран. Престиж биеннале вскоре достиг международного масштаба, а когда после Второй мировой войны, в 1948 году её регулярное проведение возобновилось, она стала площадкой общепризнанного международного авангарда. В 1930-х годах в рамках биеннале основаны международные фестивали музыки, театра, кино, в 1975 — Международная выставка архитектуры.

Во второй половине 20 века Венецианская биеннале сыграла ключевую роль в становлении современного искусства. Художественные явления, представляемые странами-участницами и оценивающиеся международным жюри, вписываются в историю мирового искусства и существенно влияют на направление его развития. Жюри вручает приз за лучший национальный павильон и особо отмечает одного или нескольких художников. Так в 1964 приз был вручен Роберту Раушенбергу, что стало одним из важных эпизодов международного признания поп-арта [7].

Искусство стран-участниц представляется в национальных павильонах, специально выстроенных для этой цели на протяжении 20 века видными национальными архитекторами. Помимо этого, во время биеннале проводится Параллельная программа (eventi collaterali) выставок отдельных художников и художественных институций. Тему каждому очередному биеннале задает куратор центрального павильона. Эта тема призвана отразить современное состояние искусства. Всем участникам биеннале предлагается так или иначе следовать обозначенной куратором теме. В связи с этим особое внимание профессионалов приковано к выбору главного куратора.

Это международная художественная выставка, куда приглашаются деятели искусства всех стран. У каждой страны свой отдельный павильон. К слову, построение этих павильонов в 20 веке проходило под руководством лучших мировых архитекторов. Международное жюри выделяет некоторых художников и национальные павильоны, удостаивая их особой награды – «Золотого Льва» или «Серебряного Льва».

Слово «биеннале» произошло от латинского bis — дважды и annuus — год, соответственно, выставка проходит раз в два года, каждый нечетный год. Кроме венецианской, существуют и другие, но они не так известны. Именно этот форум является символом искусства без примеси политики. Хотя в нашем столетии выставки и музеи явление не редкое, но именно венецианская биеннале – сосредоточение гениев всего мира. Выставить свой шедевр здесь – огромная честь для всех художников. У каждой биеннале имеется своя тематика и девиз, которого должны придерживаться все участники выставки. Кроме того, почетно и ответственно – быть куратором форума. Время работы выставки несколько месяцев, которые делятся на три этапа. Сначала предпоказы, в течение которых с выставками знакомятся члены жюри, далее официальное открытие, на котором вручаются призы. Во время третьего этапа доступ к экспозициям получает широкая публика [7].

Первая выставка в Венеции прошла в 1885 году, по инициативе консула Риккардо Сельватико. Тогда на форуме было всего 16 стран-участниц. Лишь после Второй мировой войны венецианские биеннале приобрели мировое значение. Первая не была социальным или политическим действием, она была чистым воплощением искусства, площадкой, где могли раскрыться творческие люди.

17-я Международная архитектурная выставка – венецианская биеннале – стартовала 22 мая и продлилась до 21 ноября 2021 года. Ее основными площадками традиционно стали Арсенал и сады Джардини, а также крепость Форте-Маргера в Местре, «сухопутной» части Венеции. Выставка проходит под девизом «Как мы будем жить вместе», выбранным куратором Хашимом Саркисом [18].

59-я Венецианская биеннале должна была состояться в этом году, но из-за пандемии была перенесена на 2022 год (23 апреля — 27 ноября).

Таким образом, Венецианская биеннале была учреждена в 1895 году как «Международная художественная выставка города Венеции». Это международная художественная выставка, куда приглашаются деятели искусства всех стран. У каждой страны свой отдельный павильон. К слову, построение этих павильонов в 20 веке проходило под руководством лучших мировых архитекторов. Международное жюри выделяет некоторых художников и национальные павильоны, удостаивая их особой награды – «Золотого Льва» или «Серебряного Льва».

Заключение



По результатам исследования, проведенного в курсовой работе, были сделаны следующие выводы.

1. Международные фестивали и ярмарки искусств – одно из наиболее интересных явлений международных культурных связей на рубеже веков. Их развитие и постоянно увеличивающийся объем деятельности, расширение географии связаны не только с формированием новых коммуникативных процессов и обновлением видов зрелищного общения в структуре современной городской культуры, но и с глобальными политическими изменениями.

Международные фестивали и ярмарки искусств сегодня – это уникальная форма артистического обмена, демонстрации лучших достижений национальных культур, государственного престижа, а также возможность формирования новой «планетарной» культуры третьего тысячелетия.

Кроме того, они играют значительную гуманитарную роль, содействуя взаимному познанию и пониманию в качестве основы для достижения более высокого уровня уважения и доверия между народами. Это важная форма международного обмена, культурной интеграции, гуманитарных связей, что позволяет обратиться к истории и современному состоянию международного фестивального движения.

Международный музыкальный, театральный, кинематографический обмен является важнейшей частью международных культурных связей и всей системы международных отношений.

2. Зарубежный опыт международных ярмарок и фестивалей искусств внес огромный вклад в развитие культуры. На сегодняшний день традиция проведения ежегодных фестивалей в мире продолжается – события множатся, привлекая потоки туристов. Однако и местные жители не просто осознают свою принадлежность к индустрии туризма только лишь по месту проживания, но и сами принимают активное участие. Проведение фестивалей имеет огромное значение для сохранения единого культурного пространства каждой страны.

3. Венецианская биеннале была учреждена в 1895 году как «Международная художественная выставка города Венеции». Это международная художественная выставка, куда приглашаются деятели искусства всех стран. У каждой страны свой отдельный павильон. К слову, построение этих павильонов в 20 веке проходило под руководством лучших мировых архитекторов. Международное жюри выделяет некоторых художников и национальные павильоны, удостаивая их особой награды – «Золотого Льва» или «Серебряного Льва».

Список использованных источников





  1. Алексеева, О. Анализ российского и зарубежного опыта PR-продвижения художественных выставок // О. Алексеева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prstudent.ru/pr/analiz-rossijskogo-i-zarubezhnogo-opyta-pr-prodvizheniya-hudozhestvennyh-vystavok. – Дата доступа: 22.11.2021

  2. Бабков, В. Фестивальный менеджмент/ В. Бабков. – Москва: ART – менеджер, 2017. – 426 с.

  3. Галуцкий, Г.М. Экономика культуры: учеб. пособие / Г.М. Галуцкий. – М.: «Финансы и статистика», 2020. – 177с.

  4. Две биеннале в Венеции перенесены на 2021 и 2022 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://portal-kultura.ru/articles/news/326481-dve-biennale-v-venetsii-pereneseny-na-2021-i-2022-gody/. – Дата доступа: 22.11.2021

  5. Есикова, И.В. Подготовка и успешное проведение рекламных кампаний, 2– е изд.– М.: Дашков и К, 2018. – 240 с.

  6. Зарубежный опыт организации фестивального туризма [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studopedia.net/14_11790_zarubezhniy-opit-organizatsii-festivalnogo-turizma.html. – Дата доступа: 22.11.2021

  7. Клин, Г. История Венецианской биеннале / Г. Клин [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/community/1726655/post43105443/. – Дата доступа: 22.11.2021

  8. Козич, П.Н. Фестивальное движение как способ популяризации театрального искусства для детей в Беларуси / П.Н. Козич, И.А. Алекснина // Киберленинка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/festivalnoe-dvizhenie-kak-sposob-populyarizatsii-teatralnogo-iskusstva-dlya-detey-v-belarusi. – Дата доступа: 22.11.2021

  9. Козлова, Т.В. Современные технологии организации массовых мероприятий: учебно – методическое пособие/ Т.В. Козлова. – М.: АПРИКТ, 2006. – 171с.

  10. Малькевич А.А. Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью: учебное пособие для академического бакалавриата / А.А. Малькевич. – 2– е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 109 с.

  11. Малькевич, А.А. Организация и проведение кампаний в сфере связей с общественностью: учебное пособие для академического бакалавриата / А.А. Малькевич. – 2– е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2017. – 138 с. 

  12. Мысливцева, Ю. В. Фестиваль в системе современной праздничной культуры / Ю. В. Мысливцева // Киберленинка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/festival-v-sisteme-sovremennoy-prazdnichnoy-kultury. – Дата доступа: 22.11.2021

  13. Порчайкина Н.В. К вопросу о классификации современных художественных выставок / Н.В. Порчайкина // Известия Алтайского государственного университета: журнал теоретич. и прикладн. исслед., выпуск 2/2 (70). – Барнаул, 2018. – С. 185–188.

  14. Порчайкина Н.В. Современное искусство и наука: точки соприкосновения / Н.В. Порчайкина // Научное искусство Science art: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Москва, 2012. – С. 173–175.

  15. Резникова, Е.И. Основные формы фестивалей искусств на современном этапе / Е.И. Резникова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Reznikova.pdf. – дата доступа: 22.11.2021

  16. Федина, Е.В. Особенности проведения биеннале и фестивалей графического искусства в условиях глобализации культуры / Е.В. Федина // Киберленинка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-provedeniya-biennale-i-festivaley-graficheskogo-iskusstva-v-usloviyah-globalizatsii-kultury– Дата доступа: 22.11.2021

  17. Фестиваль. Особенности его организации и проведения [Электронный ресурс]. –режим доступа: http://romts.kultura-grv.ru/profiles/romts/upload/files/Издательская/2017/Фестиваль.%20особенности%20его%20подготовки%20и%20проведения.pdf. – Дата доступа: 22.11.2021

  18. LA BIENNALE DI VENEZIA: Сайт Венецианского биеналле [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.labiennale.org/en. – Дата доступа: 22.11.2021




написать администратору сайта